12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дошкольники»
7

Занятие «Моя малая Родина»



«Моя малая Родина»

Презентация
PPT / 91.35 Мб

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, музыкальное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Целевая аудитория: Дети старшего и среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по Физической культуре.

Цель: Формирование патриотических чувств, социальной позиции участника и созидателя общественной жизни у детей старшего и среднего дошкольного возраста, через приобщение к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.

Задачи:

1. Расширить знания о родном селе, закрепить понятия «малая родина». 2.Познакомить с картой Кировской области.

3.Раскрыть историческое понятие слова «город»; познакомить с разными городами, определить их отличительные черты;

3. Познакомить с историей возникновения села, с памятниками истории и культуры, воспитывать бережное отношение к ним.

4. Расширить знания детей о природе села.

5. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.

6. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить.

7. Познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле.

8. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Планируемые результаты: дети могут рассказать о своем родном селе, умеют логично и последовательно строить высказывание, способны использовать простые символы и схемы; умеют в играх проявлять смекалку, сдержанность.

Материалы и оборудование: фотографии памятников родного поселка, зданий, сооружений, атрибуты для игр.

Организационный момент.

Вед. - Сегодня мы отправимся в путешествие. Но прежде чем отправиться в путь, нужно подумать, что взять с собой. (ответы детей)

- Как вы думаете, зачем я принесла карту? (ответы детей)

Вед. Какая карта? Карта чего?

Дети. Карта страны, карта России.

Вед. Какие интересные ответы я услышала. Да, это карта нашей страны. Как называется страна, в которой мы живем?

Дети. Страна, в которой мы живем - называется Россия.

Вед. А как называется главный город, столица нашей родины?

Дети: Главный город - Москва

Вед. Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте посмотрим на карту. Что мы видим на ней?

Дети. На карте я вижу Россию, реки, точки.

Вед. Что на карте обозначают эти точки? Почему точки разные — большие и маленькие? — Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Произнесите слово «город» медленно, вслушайтесь в это слово. В сказках, былинах город по-старинному называли град: Киев-град, Москва-град. В давние времена велись частые войны за землю, и, чтобы защитить себя от врагов, люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».

Пальчиковая игра «Огород»

Вед. Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. В России очень много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложиться спать, то на другом – начинается утро. На одной стороне может идти снег, а на другой - может припекать солнышко. Вот какая большая наша Россия.

Послушайте стихотворение «Необъятная страна».

Если долго - долго – долго

В самолёте нам лететь,

Если долго - долго – долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна. (Татьяна Бокова)

Автор этого стихотворения говорит, что Россия – это наша Родина. Что такое Родина? Как вы понимаете это слово Родина?

Звучит песня: «С чего начинается Родина?»

- О чем поется в песне? (о Родине)

- Сегодня мы с вами поговорим о Родине.

2. Основная часть. Беседа о Родине

Вед. - Скажите, что такое Родина? ( Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наше село. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки).

- Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.

– А сейчас послушайте стихотворения о Родине:

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном!»

Россия - ты великая держава!

Твои просторы бесконечно велики,

На все века ты увенчала славой,

И нет другого у тебя пути!

Вед. Издавна народ русский свою землю славит. Много в народе об этом пословиц и поговорок.

 Всякому мила родная сторона.

 Где кто родится, там и пригодится.

 Дома и стены помогают

 Своя земля и в горсти мила.

 Родная землица и во сне снится.

 Нет ничего на свете краше, чем Родина наша

 Родина – мать, умей за неё постоять

Вед Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна.

Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как и у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? Какие имена городов вы знаете? (Проводится небольшая беседа) — А мы с вами живем в городе? А где? Вам нравится наше село? А какие дома у нас есть? Какие интересные и важные места нашего села вы знаете еще?

А кто скажет, как называется область, в которой мы с вами живем?

Давайте сейчас посмотрим на карту нашего прекрасного края. Вот это, ребята и есть наша, Кировская область /показываю/, в которой мы с вами живем. Самый главный город нашей области, как называется? Кто скажет? Конечно, город Киров /показ/. Здесь, на карте, он отмечен большим кружком. И здесь же, в Кировской области находится наша малая родина – село Коршик /показ/, тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

И мы, безусловно, с вами, должны знать историю своей малой родины. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?

Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.

Давайте послушаем стихотворения о малой Родине.

Малая Родина – островок земли,

Под окном смородина, вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая, малая Родина моя!

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, садик, котенок и я!

Мы с вами одна большая семья, потому что живем в одном селе. Про тех, кто живет в одном городе, поселке, селе говорят — они земляки. Мы с вами - земляки. Давайте повторим это интересное слово (повторяют).

- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какое наше село? Я вам задаю вопрос: наше село, какое?

Игра с мячом «Какое наше село?»

– Наше село …. (красивое, чистое, зеленое, современное, любимое, удивительное, цветущее, великолепное, гостеприимное, многонациональное, прекрасное, замечательное).

- Вы любите наше село? (ответы детей)

- За что вы любите его? (Я люблю Коршик за то, что в нем есть….(школа, сквер, парк, сады, дома, друзья)

Вед. А теперь давайте прогуляемся по нашему селу. Полюбуйтесь на наше село. (презентация).

(проводится беседа о достопримечательностях села, переходя от одной иллюстрации к другой. Когда подходим к следующим достопримечательностям, проводятся игры)

Большое, старинное село, стоит на трассе Киров – Советск, до Кирова 50 километров.

Своё имя село получило по названию речки, на берегу которой стоит церковь. В настоящее время она называется Корша, а ещё в 19 веке имела и второе название – Коршик.

Сначала было слово «корча», которое потом изменилось и стало звучать немного по другому – «корчика» и «коршика».

Значит, Корша (Коршик, Коршика), эта речка, на берегу которой корчевали лес под пашню. Где же находится этот берег? Он располагается в верховьях Корши, это холм, который местные жители называют Коршикской горой. На этой же горе стоит деревня Большой Коршик, которая первоначально именовалась просто Коршинская или Коршик.

Действительно, Коршикская гора - самое высокое место на берегу Корши. Въезжая в Коршик со стороны Кирова, мы оставляем её позади себя.

Слайд 1

История появления села Коршик напрямую связана с построением церкви. И мы чувствуем ответственность перед потомками за жизнь этого памятника, напоминающего об уходящей эпохе.

Когда-то очень давно, когда не было на свете ни вас, ни ваших мам, пап и даже дедушек и бабушек, жители Илганской волости Хлыновского уезда обратились к преосвященному Алексию, архиепископу Вятскому и Великопермскому с челобитной на построение церкви у речки Коршики в честь Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев.

Церковь была срублена местными плотниками в 1723 г. Скорее всего, церковь выглядела следующим образом.

Слайд 2

Деревянный сруб с несколькими окнами и двускатной крышей, над которой возвышается главка с крестом. Колокольни у церкви не было, и колокола располагались или над входом, или под отдельным навесом. По архивным данным было установлено, что первым служителем данной церкви был отец Тимофей.

Через некоторое время она обветшала и уже в 1777 – 1785 гг. на пожертвования прихожан построена каменная.

Слайд

Тогда село относилось к Казанской губернии, поэтому проект для неё составлялся казанским губернским архитектором. Любопытно заметить, что, несмотря на обилие проектов, местные мастера почти не следовали им, и это не только не ухудшило, а даже улучшило внешний и внутренний вид церкви.

Слайд

По архивным данным было установлено, что в конце 18 века в Коршике, у каменной церкви, вдоль дорог, стояло семь изб, в которых проживало около 40 жителей. В церкви тогда служили два попа, два дьякона и пономарь.

Еще одна достопримечательность, это часовня на Усовой мельнице. Многие приходят сюда в крестный ход с округи. С каждым годом всё больше, даже молодёжь ходит.

Слайд

До революции Усов, хозяин мельницы, был богатым человеком, жил в большом 5-ти этажном доме, имел поля с посевами. По поверьям, до 19 века, на столбе этой мельницы явилась людям икона с ликом Спаса Нерукотворного.

Слайд

И на этом месте построили деревянную часовенку, место с тех пор стало святым. Ходили люди к ней молиться, в 9-ю пятницу от пасхи был крестный ход. Прошли времена, владельца раскулачили, а мельницу так и прозвали «Усова». Крестный ход к святому месту и в войну не прекращался. Религия в запрете была, но в 4 утра вставали и шли тайком помолиться к диким берегам и заброшенной полуразрушенной часовенке. Люди просили: «Мужья погибли, дети-сироты, не убивайте душу, дайте помолиться!..» Выжить людям помогали песни и дружба, и вера,… если б каждый сам по себе – не выжили бы…

Но однажды часовню подожгли, а икону кто-то забрал…

Отец Василий с благословения Владыки построил новую каменную часовню и дорогу отремонтировал. Люди ему благодарны. Официально крестный ход возобновили только в наше время в 1991 году.

Сейчас церковь действующая, в ней служит отец Василий.

Церковь - памятник архитектуры 18 века.

Слайд

Мы отправляемся с вами дальше путешествовать по родному селу.

Слайд

Чтобы люди умели читать, писать, в селе Коршик было открыто сельское приходское училище. Учились всего 1 год. Школа существовала на средства крестьян.

А предметы были такие: закон божий, нравоучение, чтение, письмо, первые 4 действия арифметики. Училось тогда всего 10 учеников и было 2 наставника: священник Василий Бобровский и дьякон Николай Веселицкий.

Шли годы, дети стали ходить в школу, с начало она была деревянной.

Слайд

На пришкольном участке, школьники с учителями проводили опыты по выращиванию кукурузы, сахарной свеклы, помидоров, огурцов и арбузов. В школьном саду росли 200 яблонь, 15 кустов крыжовника и 30 смородины.

Слайд

Слайд

А еще в школьном хозяйстве была своя кроликоферма, лошадь, 2 бычка, поросята и небольшой зооуголок с черепахой, которую выгуливали первоклассники.

Время шло, село наше расширялось, и построили новое красивое, с просторными классами школу.

Слайд

А мы путешествуем с вами дальше.

Слайд

Спорткомплекс «Спарта» — разговор о назначении и проводится игра

♫ Игра «Лыжники», «Хоккеисты»

Слайд

Школа искусств — назначение, кто занимается там

♫ Игра — «Музыкальные инструменты» узнай по звучанию)

Слайд

Путешествуя по улицам нашего села, мы обязательно должны сделать остановку у самого родного места, где собираются вместе и взрослые и дети. Это садик. Здесь мы с вами узнаем много нового, играем, поем, танцуем, занимаемся спортом, дружим.

Слайд

Каждый ребенок – маленький лучик,

Вместе собравшись – журчащий родник.

Что понесут они речкою жизни?

Ты призадумайся только на миг.

Будут ли речкою светлою, чистой,

Будут ли омутом с мутной водой,

Будут ли озером с гладью зеркальной,

Может быть, морем с большою волной?..

Всё, что заложено, всё к нам вернется,

Доброе сея, пожнем мы добро.

Сердце пусть радостью вновь улыбнется,

Встретив ручей с родника моего!

Итог занятия.

Вед. Вот и подошло к концу путешествие по нашему селу. Сегодня вы узнали о селе много нового. Правда? Подумайте: кто является главным богатством нашего села?

Дети Люди!

Вед. Правильно. Именно они производит все, что нам необходимо для жизни.

(выкладываю на фланелеграфе модель Родины)

Ваша семья, ваш дом находится в селе Коршик. (красный маленький круг)

- Село Коршик – В Кировской области. (желтый круг среднего размера)

- А Кировская область – в России. (зеленый большой круг) .

Вед. Вам понравилось сегодняшнее путешествие? — Что вам запомнилось больше всего?

Мне тоже сегодня очень понравилось путешествовать с вами. Надеюсь, это не последнее наше путешествие, до новых встреч!

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (1)

Марченкова Инна Вячеславовна, 19.06.17 в 19:27 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересное занятие!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.