Внеурочное мероприятие "Дорога в будущее - выбор за тобой"
Пояснительная записка
Сценарий внеурочного мероприятия по профориентации
для обучающихся 10-11 класса
Название мероприятия: «Дорога в будущее-выбор за тобой»
Цель: сформировать у обучающихся сознательного отношения к профессиональному самоопределению, выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом востребованности на рынке труда.
Задачи:
активизация знаний учащихся о многообразии профессий;
побуждение учащихся к осознанному, мотивированному выбору профессии на основе понимания своих возможностей, интересов и склонностей.
Тип занятия: деловая игра
Образовательная технология: проблемно-диалогическое обучения, ИКТ
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал
Ход занятия
Вступительное слово педагога
Я хочу начать свое занятие с высказывания древнегреческого философа Сократа «Не профессия выбирает человека, а человек профессию». (Слайд 1). С этим высказыванием ребята, трудно не согласиться. Выбор профессии - самый важный выбор, практически большую часть своей жизни мы занимаемся профессиональной деятельностью. Правильно выбрать профессию нелегкий труд. Профессия должна доставлять не только материальное удовлетворение, но и моральное. Счастье заниматься любимым делом.
С целью максимальной осознанности выбора профессии в соответствии со своими индивидуальными склонностями, интересами и возможностями, мы сегодня проводим деловую игру по профориентации «Дорога в будущее-выбор за тобой». (Слайд 2)
Сейчас я Вам предлагаю пройти небольшой тест по методике академика Е.А. Климова на определение вашей профессиональной сферы и результаты этого теста позволит нам, разделится на группы профессий.
Тест состоит из 20 пар утверждений (приложение 1). Внимательно прочитав оба утверждения, выберите то, которое больше соответствует вашему желанию. Выбор нужно сделать в каждой паре утверждений и записать свои ответы в таблицу (приложение 2). Теперь подсчитайте, сколько вариантов вы отметили в каждом столбике. Там, где оказалось наибольшее количество ответов — ваша профессиональная сфера.
После определения результатов тестирования вы расходитесь по группам: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ».
Задание 1. На столах у вас лежат листы (приложение 3) с перечнем профессией, ваша задача отобрать профессии, соответствующие вашей профессиональной сфере и про ранжировать их по востребованности на рынке труда
(Команды по очереди зачитывают выбранные профессии).
Задание 2. (слайд 3) Психологи советуют: при выборе профессии необходимо учитывать три фактора «хочу», «могу» и «надо».
Фактор “хочу” – это ваши желания, интересы, склонности.
Фактор “могу” - это ваши знания, способности, состояние здоровья, возможности личности.
Фактор “надо” - это, прежде всего, потребность рынка труда в кадрах.
Рациональное соотношение этих образов “хочу”, “могу”, “надо” - является формулой выбора профессии. (слайд 4)
Выберите одну из профессий, соответствующей вашей профессиональной сфере, наиболее востребованной в ХМАО-Югре, проанализируйте и запишите склонности, способности, возможности личности, востребованность на рынке труда по данной профессии.
(Команды по очереди представляют свою работу).
Задание 3. «День из жизни». Учитель определяет вместе с ребятами каждой группы, какая профессия будет рассматриваться в задании.
Учитель даёт инструкцию «Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне вашего работника (сотрудника). Это рассказ должен быть только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне повара может бы быть таким: меню — завтрак — обед — овощи — фрукты — нож — вилка и т.д. Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый участник обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда ваш рассказ будет восприниматься как целостное произведение.
Учитель называет первое слово для каждой команды, а остальные ребята по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Команды описывают «День из жизни» по профессию по очереди.
Задание 4. Каждая группа получает карточку с вопросом для обсуждения (приложение 4), листы бумаги и ручки. Путём обсуждения ребята определяют обще групповое мнение по предложенным вопросам.
Вопросы для обсуждения:
С какими проблемами, трудностями, по вашему мнению, сталкиваются ученики в процессе профессионального самоопределения (выбора профессии)?
Какова роль ученика в успешности профессионального выбора (что зависит от самого ученика, какие действия он должен совершить, чтобы его выбор был успешным)?
Заслушиваются коллективные мнения каждой группы (выступления представителей команд). Затем учитель предлагает ребятам обсудить пути, способы решения обозначенных проблем. По итогам обсуждения каждая группа составляет «Лист успешности старшеклассника в профессиональном самоопределении», где формулируются наиболее эффективные, оптимальные предложения. Таким образом, в «Листе успешности» фиксируются шаги, которые необходимо предпринять всем участникам образовательного процесса: педагоги, учащиеся, родители.
Заключительное слово педагога.
"Что же такое счастье?" У каждого из вас свой ответ на этот вопрос. Для одних счастьем является семейная жизнь, другие ищут счастье в творчестве, в спорте в увлечениях, но несомненно я думаю для любого человека одним из условия счастья является возможность реализовать свои способности, а это возможно сделать только в любимой работе. "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема встаёт перед любым человеком, в том числе сейчас и перед вами. И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой. Я желаю Вам сделать правильный выбор «Дорога в будущее-выбор за тобой».
Спасибо всем за работу желаю удачи!
Литература
Интернет ресурсы.
Е.А. Климов Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с
Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители:
З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.
Приложение 1. Ответьте на вопрос: «Мне нравится…»
1а. Ухаживать за животными.
| 1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным людям, лечить их.
| 2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин. |
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. | 3б. Следить за состоянием, развитием растений.
|
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу и т.д.). | 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать). |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи. | 5б. Обсуждать художественные книги. |
6а. Выращивать молодняк животных какой-либо породы. | 6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных). |
7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты. | 7б. Управлять каким-либо грузовым, подъёмным, транс портным средством (подъёмным краном, машиной и т.п.). |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т.д. | 8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т.п. |
9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище. | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках. |
10а. Лечить животных. | 10б. Выполнять расчёты, вычисления. |
11а. Выводить новые сорта растений. | 11б. Конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.д.). |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать. | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок). |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов. |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты. | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. | 17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов. |
18а. Организовывать культ походы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах. |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. | 19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи. |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. | 20б. Работать на машинах (пишущая машина, компьютер, телетайп, телефакс). |
Приложение 2. Заполните таблицу.
Группы профессий | ||||
Человек природа | Человек техника | Человек человек | Человек знаковая система | Человек художественный образ |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | | 6б | | 7а |
| 7б | 8а | | 8б |
| 9а | | 9б | |
10а | | | 10б | |
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | | 16б | | 17а |
| 17б | 18а | | 18б |
| 19а | | 19б | |
20а | | | 20б | |
| | | | |
Приложение 3. Список профессий.
учитель;
агроном;
юрист;
программист;
продавец;
эколог;
парикмахер;
ветеринар;
экономист;
художник;
переводчик;
швея;
плотник;
ресторатор;
воспитатель;
музыкант;
монтажник;
хореограф;
зоотехник;
геолог;
слесарь;
микробиолог;
инженер;
конструктор;
архитектор;
технолог;
бухгалтер;
скульптор;
врач;
космонавт;
электромонтер;
мелиоратор;
селекционер;
повар;
сейсмолог;
дизайнер.
Приложение 4. Вопросы для обсуждения:
1. С какими проблемами, трудностями, по вашему мнению, сталкиваются ученики в процессе профессионального самоопределения (выбора профессии)?
2. Какова роль ученика в успешности профессионального выбора (что зависит от самого ученика, какие действия он должен совершить, чтобы его выбор был успешным)?
Презентация к занятиюPPTX / 254.15 Кб