12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Спиридонова Анна Андреевна25

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Казанская школа №76

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему:

«Выбор будущей профессии»

 

 

 

 

 

                               Выполнила:

                                          педагог-психолог

                                                  первой кв. категории,

                                                  зам.директора по УВР

                                        А.А.Спиридонова

 

Казань, 2017 г.

 

 

 

Выбор профессии – это очень важный и ответственный процесс. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом. Конечно, успешное решение проблемы выбора будущей профессии зависит от многих обстоятельств жизни молодого человека. Но ведущую роль здесь играет умение правильно планировать свою жизнь, строить жизненный прогноз, предвидеть возможные последствия собственных решений и поступков. Правильный выбор профессии - нелегкая и очень серьезная работа. Она потребует от каждого осмысленности, готовности к сотрудничеству. Именно от этих факторов будет зависеть успешность работы в целом, а главное — вес той пользы для каждого, который мы сможем получить на исходе.

Для начала нужно определить значение употребления понятия «профессия»:

-область приложения сил человека как субъекта труда;

-общность людей – профессионалов;

-подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу;

-сам процесс реализации трудовых функций.

Профессия объединяет группу родственных специальностей.

Профессии разделяют по ряду признаков:

-по предмету труда (например, технологические: предмет труда — технические системы, материалы, энергия; или социономические: предмет труда — люди, группы, коллективы);

-по целям труда (диагностические, преобразующие, изыскательные);

-по средствам осуществления (ручного ремесла, машинно-ручного, с применением автоматизированных систем);

-по условиям работы (с комфортным микроклиматом, на открытом воздухе в любую погоду, в условиях повышенной ответственности, с необычными условиями и т. д.).

Сначала нужно определиться какую профессию вы хотели бы выбрать. Дело в том, что при выборе профессии необходимо руководствоваться не только сферой «хочу», но и сферами «могу» и «надо».

При правильном выборе индивидуальные особенности человека совпадают с требованиями профессии, т.е. сферы «хочу» и «могу» не противоречат, а дополняют друг друга. Что же такое сфера «надо»? Это требования, предъявляемые рынком труда или особыми личными обстоятельствами, т.е. востребованность профессий, с одной стороны, и ограничения жизненных обстоятельств – с другой.

Возьмите, пожалуйста, бланки и отметьте кем бы вы хотели быть, затем ответьте себе на вопрос: а есть ли у вас для этого необходимые умения на данный момент. Если нет, то позволяют ли ваши психофизиологические возможности их приобрести. Далее подумайте и напишите для себя, какие профессии сейчас востребованы, является ли востребованной выбранная вами профессия. Нет ли каких либо особых обстоятельств, могущих препятствовать заниматься выбранным вами видом деятельности. Если есть, то обозначьте их.

После выполнения данного задания можно убедиться, насколько нелегко решать вопрос о выборе профессии. Помочь человеку правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Профессиональная ориентация представляет собой выбор профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека.

В помощь человеку, выбирающему профессию, были разработаны специальные тесты, которые могут помочь человеку узнать и понять себя. Один из таких тестов я хочу вам сейчас предложить (Приложение 1). Он позволит выявить ваши профессиональные предпочтения. Методика называется ДДО (дифференциально-диагностический опросник). В ее основу положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека и специальности. Человек характеризуется некоторыми индивидуальными особенностями, которые проявляются: в его физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере, темпераменте.

Благодаря тесту можно определить ваши склонности к профессиям. К сожалению, наши склонности не всегда совпадают с нашими способностями, т.е. с нашим «могу». И не всегда нам нравятся те виды деятельности, которые у нас больше всего получаются. В таких случаях выбор профессии наиболее сложен, ведь необходимо выбирать, на что же ориентироваться: на «хочу» или на «могу».

Рассмотрим понятие специальности. Специальность предъявляет к человеку специфические требования. Любая профессия требует определенного темпа выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой, т.е. для нее характерны требования к психофизиологическим особенностям человека. Существуют профессии, для которых необходимо наличие некоторых врожденных качеств (например, водителю — быстрота реакции). В психологии такие профессии относят к типу профессий с абсолютной профпригодностью. А есть профессии, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека, и овладеть ими может практически любой здоровый человек. Они относятся к группе относительной профпригодности.

Мы затронули очень важную проблему – проблему выбора профессии. Это ответственное и серьезное решение. На правильность этого решения будет оказывать влияние то, насколько активно мы накапливаем информацию об интересующем вас виде деятельности, умеем ли взвешивать все «за» и «против», планировать, строить жизненный прогноз, учиться предвидеть возможные последствия своих решений. Теперь мы знаем, насколько важно руководствоваться при выборе профессии не только сферой нашего «хочу», но и сферами «могу» и «надо». Для этого необходимо четко осознавать свои профессиональные предпочтения (выявить их можно с помощью методики ДДО), то, какие требования к нам предъявляет та или иная профессия, то, какие требования предъявляет к нам рынок труда, а возможно, есть какие-либо жизненные обстоятельства, ограничивающие выбор профессии. Я желаю вам удачи в вашем выборе.

Приложение 1

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.

Возможно использование методики индивидуально и в группе.

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Инструкция к тесту:

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Тестовое задание:

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ к тесту:

Типы профессий

Номера вопросов

Человек-природа     

10а

11а

13б

16а

20а

Человек-техника      

11б

14а

17б

19а

Человек-человек     

12а

14б

16б

18а

Человек-знаковая система  

10б

12б

15а

19б

20б

Человек-художественный образ

13а

15б

17а

18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста:

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:

• «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

• «человек–техника» –все технические профессии;

• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

• «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

• «человек–художественный образ» –все творческие специальности.

Краткое описание типов профессий:

I. «Человек-природа».Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

• животные, условия их роста, жизни;

• растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника».Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

• технические объекты (машины, механизмы);

• материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

• хорошая координация движений;

• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

• развитое техническое и творческое мышление и воображение;

• умение переключать и концентрировать внимание;

• наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система».Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

• хорошая оперативная и механическая память;

• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

• хорошее распределение и переключение внимания;

• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

• усидчивость, терпение;

• логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

• художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

• художественные способности; развитое зрительное восприятие;

• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;

• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

• люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

• доброжелательность, отзывчивость;

• выдержка;

• умение сдерживать эмоции;

• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

• способность владеть речью, мимикой, жестами;

• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

• умение убеждать людей;

• аккуратность, пунктуальность, собранность;

• знание психологии людей.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Помещикова Марина Сергеевна, 13.08.17 в 14:19 1Ответить Пожаловаться
Списка литературы нет почему?
Помещикова Марина Сергеевна, 13.08.17 в 14:19 0Ответить Пожаловаться
Списка литературы нет почему?
Помещикова Марина Сергеевна, 13.08.17 в 14:19 0Ответить Пожаловаться
Списка литературы нет почему?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.