Внеурочное занятие «Мы разные, мы вместе. Языки и культура народов России: единство во многообразии» (5–7 класс)

7
2
Материал опубликован 27 November 2022 в группе

Презентация
PPT / 4.52 Мб


Приложения
DOCX / 2.72 Мб

Внеурочное занятие «Мы разные, мы вместе.

Языки и культура народов России: единство во многообразии»

(в рамках цикла «Разговоры о важном»)


Цель занятия: формирование у учащихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации, чувства гордости за культуру нашей страны (на примере взаимодействия русского и коми языков, культуры).

Возраст учащихся – 11-13 лет (5-7 классы).

Оборудование: презентация «Мы разные, мы вместе», выполненная в программе PowerPoint, фрагмент видеофильма «Сигудэк и брунган» телекомпании «Юрган» Республики Коми (ссылка на ресурс: https://youtu.be/1A2kzIi0Pns), ноутбук, мультимедиа, экран, плакаты «Государственные символы Российской Федерации и Республики Коми», карточки с заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Мотивационная часть, определение темы внеурочного занятия.

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем «Разговоры о важном».

Для того чтобы определить тему классного часа, давайте разгадаем слова-криптограммы (Приложение 1):


Я





Н




Д


К



Ь




А


Р





Я

- Как связаны между собой эти понятия? (ответы учащихся)

Мы живём в России. Наша малая родина – Республика Коми, это один из субъектов Российской Федерации. У каждого народа есть свой язык и культура. Язык – составная часть культуры. Без языка нет народа.

Слайд 1. Работа с картой народов России.

- Ребята! Давайте посмотрим на карту народов России. Какие народы проживают на территории нашей страны? (ответы учащихся)

В России проживают более 180 народов. Каждый народ – хранитель уникальных традиций, культуры, языка. Народ существует до тех пор, пока его представители чтут и передают из поколения в поколение свою культуру, пока говорят на родном языке. А всех нас наш общий дом – Россия.

Слайд 2. В нашей стране очень много делается для сохранения языка и культуры. 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России.

Слайд 3. И сегодня мы поговорим о роли языка и культуры в жизни народов нашей многонациональной страны. Тема занятия – «Мы разные, мы вместе. Языки и культура народов России: единство во многообразии».

2. Беседа, работа по презентации.

Слайд 4. Языковое многообразие – одно из главных богатств нашей страны.

Россия – многонациональное государство, и помимо русского языка здесь мирно живут разные языки – родные языки народов Российской Федерации. Языковое многообразие является одним из главных богатств нашей страны. Народы, проживающие в России, используют 277 различных языков и диалектов. 37 языков закреплены как официальные языки республик Российской Федерации наряду с русским языком.

Слайд 5. Русский язык – государственный язык в Российской Федерации (Конституция РФ, статья 68).

- У каждой страны есть государственные символы. Назовите их. (ответы учащихся)

У каждого государства есть свой язык. В Российской Федерации государственным языком является русский язык. Русский язык объединяет всех жителей страны, позволяет понять особенности родной культуры, родного языка для каждого человека.

- Что же означает понятие «государственный язык»?

Это значит, что во всех субъектах нашей страны – республиках, краях, областях и округах – люди общаются, учатся и ведут свою деятельность на русском языке. На русском языке публикуются законы, печатаются учебники и книги, издаются газеты, ведутся телепередачи. На русском языке преподают в школах, колледжах и вузах, заключают деловые соглашения. В каждой школе страны на русском языке читают классиков – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого и др. Русский язык объединяет наш народ во всем его многообразии, создает общее культурное пространство.

Слайд 6. День русского языка.

- Ребята, а знаете ли вы о том, что в нашей стране у русского языка есть свой государственный праздник, утвержденный в 2011 году? Когда он отмечается? (ответы учащихся)

День русского языка отмечается ежегодно 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, поэтому его называют еще Пушкинским днем России.

Слайд 7. Какой (какие) языки (языки) являются государственными в Республике Коми? (Конституция РК, статья 67).

Государственными языками Республики Коми являются коми и русский языки.

В Республике Коми гарантируется народам, проживающим на территории республики, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Слайды 8. Национальный состав Республики Коми.

- Какие народы проживают в нашей республике? (удмурты, чуваши, татары, башкиры, марийцы, ненцы и др.).

- Почему в Республике Коми государственными языками являются русский и коми языки? (ответы учащихся)

- Если бы каждый народ говорил на своём родном языке, могли мы общаться друг с другом? (ответы учащихся)

Конечно же, нет. На помощь нам приходит русский язык – язык межнационального общения. А коми язык – язык коренного народа, издавна проживающего на территории нашей республики.

Работа по плакатам «Государственные символы»

Учащиеся сравнивают флаги Российской Федерации и Республики Коми, отмечают одинаковые цвета, рассказывают, что они символизируют.

Посмотрите, ребята, и здесь есть много общего у России и Республики Коми. Слайд 9.

Слайды 10-11. «Это интересно!» (учащиеся читают и комментируют информацию на слайдах).

Вывески государственных учреждений, таблички с названиями улиц и площадей, дорожные указатели населенных пунктов – всё это в нашей республике оформлено на двух государственных языках – коми и русском.

В Национальном музыкально-драматическом театре Республики Коми, созданном в 1992 году, все спектакли идут на коми языке, а для русскоязычного зрителя предоставляется синхронный перевод.

В республике издаются газеты и журналы на русском и коми языках: «Коми му» («Земля Коми»), «Йолога» («Эхо»), «Войвыв кодзув» («Северная звезда»), «Чушканзi» («Оса»), «Би кинь» («Искорка»), «Арт» («Лад») и др.

На русском и коми языках ежедневно выходят телевизионные передачи и новости.

В школах наряду с русским языком изучается коми язык, также организуются курсы коми языка для всех желающих.

В Доме дружбы народов проходят совместные праздники проживающих в нашей республике народов России, которые знакомят с многообразной культурой и традициями.

- Ребята! Как вы считаете, нужно ли нам изучать коми язык и культуру? (ответы учащихся)

Мы живём в Республике Коми, на земле коми народа. Исторически сложилось так, что на территории республики живут представители около 70 национальностей. Все народности, живущие здесь, общаются друг с другом. Нам, живущим в Республике Коми, необходимо изучать коми язык, интересоваться историей и культурой народа коми.

Сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие-игру по станциям, во время которого, я уверена, вы продемонстрируете свои знания о Республике Коми и узнаете что-то новое, совершите открытия для себя.

3. Игра по станциям.

Учащиеся делятся на команды, выполняют предложенные задания.

На станции «Музыкальная» учащимся предлагается разгадать филворд «Коми народные музыкальные инструменты» (Приложение 2).

Предварительно учащиеся знакомятся с коми народными музыкальными инструментами (Приложение 3), делают вывод о том, что музыкальные инструменты коми народа отличаются разнообразием типов и их местных разновидностей. Наиболее распространенными были духовые, струнные и ударные инструменты. Музыкальные инструменты коми связаны с пастушеским и охотничьим образом жизни, обрядами, праздничными гуляньями. Многие из них использовались первоначально в быту.

Демонстрация фрагмент видеофильма «Сигудэк и брунган».

- Ребята, у нас с вами есть уникальная возможность послушать звучание древних народных музыкальных инструментов.

На станции «Фольклорная» учащимся предлагается соотнести коми и русские пословицы.

Учитель обращает внимание на сходство тематики пословиц, просит ответить на вопрос:

- Как можно объяснить сходство русских и коми пословиц, пословиц народов России? (Это свидетельствует об общности нравственных и духовных ценностей разных народов).

На станции «Культурологическая» учитель предлагает ребятам расшифровать коми орнаменты (Приложение 5).

На станции «Народные игры» учащиеся знакомятся с играми народов Севера (Приложение 6).

4. Чтение и обсуждение высказываний о русском и коми языках. Слайд 12.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» (И.С. Тургенев)


Язык есть исповедь народа:

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…

(П.А. Вяземский)


Коми кыв, ме тöда,

Ыджыдтор оз шу на,

Тöда ме и сiйö –

Оз и сöр на уна.


Тайö кывлысь мичсö

Сьöлöмöн ме кылi –

И ме медводз сыöн

Ньöжйöника сьылi…

(И.А. Куратов)


Слов великих, громких

Мой язык не знает.

Знаю я, он скромен –

Много не болтает.


Я любил всем сердцем

Свой язык чудесный.

И на нём я первый

Пел негромко песни. (Перевод Ф. Честнова)

5. Подведение итогов игры. Рефлексия.

Приём «Незаконченное предложение». Слайд 13.

- Ребята! Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте подведём итоги. О чём мы с вами сегодня говорили? (ответы учащихся)

Выберите и закончите по одному предложению:

- Я уже знал ...

- Я узнал ...

- Мне было интересно ...

- Мне понравилось … (ответы учащихся)

5. Заключительное слово учителя.

- Ребята! Мы живём в такой большой многоязычной стране, но все же мы понимаем друг друга. Что нас объединяет? (ответы учащихся)

Верно, нас объединяет наша культура, русский язык, уважение к родным языкам и культурам народов России. Важно понимать и помнить о том, что нам нужно беречь эти ценности, объединяющие нас.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный ресурс!

27 November 2022

Спасибо за положительную оценку работы, Марина Юрьевна!

30 November 2022