Статья «Мы разные,но мы вместе»
«Мы разные, но мы вместе».
На сегодняшний день дети с ограниченными возможностями в развитии могут получить образование не только в специально закрытых интернатах, но и посещая обычные детские сады и общеобразовательные школы. Такое направление, как часть общей системы, и носит название- инклюзивное образование.
Принятие индивидуальности каждого особого ребёнка, признание не только равенства их прав, но и осознание взрослыми необходимости обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья доступа и адекватных условий для получения образования . Инклюзия в образовании – это следующая ступень развития нашего общества, подразумевающая постепенное изменение системы образования в целом и основывающая, прежде всего, на необходимости реализации потенциала личности каждого ребёнка вне зависимости от его стартовых возможностей. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений. Главное право каждого ребёнка – право на полноценное детство, сочетающее в себе эмоционально комфортное состояние и полноценное психофизическое развитие. Важнейшая потребность ребёнка – быть принятым, понятым, признанным. Дети подсознательно надеются на то, что их поймут и примут всякими: в любом состоянии, в каждом своём проявлении. В основе успеха коррекционно-развивающей работы с особыми детьми – принятие, а в основе принятия – безусловная любовь к детям. И только в этом случае особенность не будет восприниматься как недостаток. В одном из психологических очерков Л. С. Выготский писал: «Никакое большое дело в жизни не делается без большого чувства».
Наш детский сад был определен 2012 году базовым дошкольным учреждением по инклюзивному образованию. На протяжении этого времени нами проделана работа.
Для реализации данного образования мы используем, в первую очередь тесное сотрудничество с родителями. Родители особенных детей не все и не всегда хотят признать особенности своего ребенка. Мы стараемся установить тесный контакт с родителями наших детей, проводим консультирование.
Ежегодно на базе нашего детского сада проходит ПМПК. На сегодняшний день по заключениям ПМПК у нас в детском саду
1 ребенок ЗПР
2 детей с ЗРР
6 детей с ОНР 1 уровень
4 детей с ОНР 3 уровень
Педагоги, работающие с детьми, выстраивают такие условия, в которых ребенок был бы окружен не только вниманием и любовью, но и чтобы рядом с ним были такие люди, которые смогли бы раскрыть его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества. Консультируют родителей о формирование культурно-гигиенических навыках, об индивидуальных особенностях ребенка.
Медицинский работник нашего детского сада подбирает специальные программы закаливания, разрабатывает различные рекомендации для укрепления здоровья.
Педагог-психолог проводит консультации с родителями и воспитателями, оказывает психологическую помощь и просвещает. С детьми проводиться коррекционная работа, направленная на социализацию детей, на формирование позитивной самооценки.
Музыкальный руководитель развивает музыкальность детей, двигательные качества и умения, творческие способности, потребности самовыражения в движении под музыку.
Хореограф с помощью упражнений исправляет недостатки в осанке, на занятиях развивает ритмичность, музыкальность, артистичность, воспитывает морально-волевые, эстетические качества и интерес к танцевальному искусству.
Главной особенностью работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с детьми заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.
Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей и общества.
Большое счастье – быть свидетелем детского восторга от собственных достижений, который ты и сам ещё не забыл. Дети должны иметь возможность и содержательное основание полностью доверять педагогу. Они уверены в том, что педагог никогда не ошибается. Так оно и должно быть. Нельзя лишать их такой возможности. И какая большая радость для педагога – завоевать доверие Маленького Человека! Профессиональная обязанность педагога – самому возвращаться в детство и заново переживать эти прекрасные моменты!
Педагог-психолог Омралинова Асель
ГККП «Детский сад «Алпамыс»