Внеурочное занятие по теме «Народные традиции празднования Пасхи»
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Конспект внеурочного занятия по теме
«Народные традиции празднования Пасхи»
Дзержинск - 2019
Тема внеклассного занятия: Народные традиции празднования Пасхи
Класс: 3
Форма: Игровой праздник
Цель: Формирование представлений о пасхе через непосредственное участие в народных традициях празднования пасхи
Задачи занятия:
Образовательные:
- Сообщить в игровой форме о народных традиция празднования пасхи
Развивающие:
-Развивать речь учащихся в процессе осмысления нравственного отношения к традициям русского народа
Воспитательные:
-Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа
-Вызвать чувство личной сопричастности к истории родного народа.
Планируемые результаты:
Предметные:
-Знают о народных традициях празднования пасхи;
Метапредметные:
Регулятивные:
-Умеют контролировать свою деятельность;
Познавательные:
-- Умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного;
-Умеют анализировать, обобщать;
Коммуникативные:
-Умеют слушать и слышать друг друга и учителя;
-Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Личностные:
-Проявляют интерес к народным традициям.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный блок (3 мин.)
Прочтение стихотворения
2. Диагностический блок (проверка знаний) (12 мин.)
Рассказ о куличах
Рассказ о том, для чего украшают яйца
Рассказ о хороводах
3. Конструирующий (основной блок) (20 мин.)
Хоровод
Игра « С желобом»
Игра «У кого дольше прокрутится»
Игра «Прятание яиц»
4. Итоговый блок занятия (5 мин.)
Этап занятия | Задачи этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Используемые формы, методы, приемы и средства | Формируемые УУД | |
Организационный блок занятия | Создать положительный психологический настрой учащихся | (Организуется работа в классе) -Здравствуйте, ребята. Я хочу прочитать вам отрывок из одного, понравившегося мне стихотворения, а вы послушайте внимательно и расскажите о чём оно. «Светлый праздник» Как душе моей легко! Сердце полно умиленья! Все заботы и сомненья Отлетели далеко! Мир мне душу наполняет, Радость светится в очах, И, как будто, в небесах Ярче солнышко сияет!… Люди — братья! Наступил День великий, день спасенья! Светлый праздник Воскресенья Бога правды, Бога сил!… Василий Бажанов -Ну и как вы считаете о чём же в нём рассказывается? Да, это так. | Слушают учителя -О Светлом празднике Пасхи. | Форма: фронтальная Метод: рассказ Средства: стихотворение | КУУД: Умение слушать учителя. РУУД: Нацеливание на успешную деятельность. | |
Диагностический блок (проверка знаний) | | -Мне очень интересно, что же вы знаете об этом празднике? -А как вы думаете для чего пекут куличи на праздник? - Кулич символизирует собой Великий день и освящается в церкви. По сути, кулич является младшим братом артоса, священного хлеба, который также освящается. Артосу же кулич подобен и формой. Словом артос «квасной хлеб» в Евангелии обозначен хлеб, который Христос благословил на Тайной Вечере. -А яички для чего украшают? -Ребята, Иисуса Христа была преданная последовательница Мария Магдалина, которую он излечил. Именно она первая увидела, как Христос воскрес и рассказала об этом его ученикам. После этого они пошли по миру всем поведать такую новость, а Мария, набравшись храбрости, пошла к самому императору, который тогда правил в Риме. В то время, для того, чтобы посетить правителя, необходимо было ему преподнести подарок: богатые люди несли золото, а бедняки хоть что-нибудь, что было у них в хозяйстве. У Марии ничего не было из дорогих подарков, поскольку она жила бедно, поэтому подарком для императора стало обычное куриное яйцо белого цвета, которое символизировало жизнь. Придя к императору, она подарила ему это яйцо и рассказала о том, что Иисус воскрес, но он в ответ только громко рассмеялся и сказал, что человек, который умер, не может воскреснуть, точно так же, как белое яйцо никогда не станет красным. И в этот момент случилось невозможное – яйцо стало красным! После этого, яйца, которые окрашиваются в красный цвет, стали символом воскрешения Христа. В наши дни, глубоко чтят этот праздник, традиции которого передаются из поколения в поколение, поэтому большое значение уделяют обязательным символам возрождения, новой жизни и чистой радости. -А знаете ли вы сколько длится Пасха? -На самом деле нет. Праздник Пасхи это самый главный, самый значимый праздник для православных христиан, он празднуется 40 дней. Всё это время люди ходят, друг другу в гости, поздравляют со светлым Христовым Воскресеньем и радуются, что Иисус Христос открыл путь к светлой жизни. -Также с окончанием Великого поста снимался и запрет на танцы. Неотъемлемой частью пасхального гулянья были хороводы, которые водили под особые песни. В первые два дня празднования Пасхи они были особенными: в них участвовали мужчины, которые перевоплощались в старцев. Для этого они надевали старую одежду, разлохмачивали волосы. -А теперь давайте пройдём на улицу. | -В этот праздник принято красить, украшать яйца и печь куличи. -Для того, чтобы можно было поставить на стол, украсить его. -Чтобы красивые были. -1 день. | Форма: фронтальная Метод: беседа | | |
Конструирующий (основной) блок занятия -подготовительный этап - основной этап - систематизирующий этап | | (Организуется работа на улице) -Ребята, знали ли вы, что Празднование Пасхи в России всегда включало не только торжественное богослужение в храме, но и многие народные игры и хороводы? -Мы с вами попробуем водить хоровод. Ребята, беритесь за руки, встаём в круг. (Включается музыка) 1 движение «Круг» -Ведём хоровод по солнышку и против солнышка. 2 движение «Плетень» -От самого центра расходимся в разные стороны, а теперь обратно. 3 движение «Солнышко» -А теперь образуем два круга: внешний и внутренний. Один круг ведёт хоровод в одну сторону, другой в другую, с ускорением. 4 движение «Ручеёк» -Один человек бежит и выбирает себе пару и, когда каждая последняя пара бежит вперед , на первое место, а вся колонна двигается. -Как у нас с вами отлично получилось! А сейчас мы с вами и поиграем, я раздам вам каждому по яичку. 1 игра «С желобом» -А сейчас ребята, вам нужно будет прокатить яйцо через желоб так, чтобы ваше яйцо коснулось сувенира, которые я вам подготовила и тогда вы сможете забрать их себе. Каждый пробует по очереди. (подготовлен желоб) 2 игра «У кого дольше прокрутится» -Ребята, а сейчас встаём в круг. Давайте посмотрим у кого яичко дольше прокрутится. Мы кладём все свои яички на землю и крутим. А потом следим у кого же дольше. Тот, у кого яйцо прокрутится больше получит ещё одно яичко. Смотрите внимательно! 3игра «Прятание яиц» -Теперь следующая игра. 1. На землю (или в современном варианте на пол, на стол, на стул) кладут яйцо. 2. Игрокам завязывают глаза и отводят подальше от места, где лежит яйцо. 3. Игрок с завязанными глазами идет к яйцу. Идёт до того места, пока сам не решит, что уже подошёл к яйцу ( никто не подсказывает и никто не останавливает). 4. Дойдя до нужного места игрок останавливается и снимает повязку. 5. Теперь надо достать это яйцо и взять его в руки. Если подошли к нужному месту, то задача эта решится просто. А если далеко? Придется проявить изобретательность чтобы достать яйцо! Считалось, что выигрыш яйца приносит счастье в дом, здоровье и богатство!
-А теперь, ребята возвращаемся в класс. | -Нет/Да | Форма: фронтальная Метод: игра | | |
Итоговый блок занятия - аналитический этап - рефлексивный этап | | (Работа в классе) -Ребята, у доски лежат яички (из бумаги) трёх цветов
Красное – занятие понравилось; Жёлтое – мне было не совсем комфортно на занятии; Синее - занятие не понравилось. -А на доске корзина приклейте клеем (карандаш) выбранное пасхальное яйцо. | -Выбирают яйцо и приклеивают его на ватман. | Форма: фронтальная Метод: рассказ Средства: презентация; речь учителя; бумажные яйца. | РУУД: Умеют оценивать свою деятельность. КУУД: -Умеют слушать и слышать собеседника; -Умеют вступать и вести диалог. ПУУД: -Анализ | |