Конспект занятия «Народные традиции нашей России-матушки»

0
0
Материал опубликован 21 March 2023

ОД по познанию: «Народные традиции нашей России-матушки»

Цель: развитие представлений о народных традициях.

Задачи:

Коррекционно-образовательная задачи:

- расширять представления детей о быте русских людей в далеком прошлом; вызвать у детей интерес к русским традициям;

- активизировать речь детей, обогащать речь детей пословицами, скороговорками;

- Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре;

- закрепить умение детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-развивающие:

- развивать творческие способности детей;

- совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- формировать правильное речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа;

- воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое;

- воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Ход ОД:

- Рада вас видеть, ребята. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Проходите, присаживайтесь. Всем удобно? Как ваше настроение? Поделитесь!

На экране ТВ появляется бабушка-загадушка.

- Здравствуйте, ребята! Какой у вас красивый новый детский сад! Первый раз заглянула к вам гости! Хочу с вами немного побеседовать. А знаете ли вы, в какой стране мы живем? Значит, кто же мы? Правильно, россияне. А знаете, что у нас, россиян, много-много народных традиций. Скажите, а что такое традиции?

Ох, вижу, что затрудняетесь ответить. Обидно мне, что наш русский народ забывает свои корни… Ладно, помогу вам! Предлагаю отправиться в путешествие, где вы и узнаете, какие традиции есть в нашей стране. А в помощь дам вам волшебную тарелку с яблоком – она будем вам подсказывать, куда идти…

Воспитатель берет тарелку с яблоком, предлагает рассмотреть.

- Ребята, посмотрите. На тарелке яблоко, и еще 4 картинки. Что на них изображено? Правильно – игрушки, веселящиеся дети, праздник. А одно изображение – пустое. Странно. Ну что же, давайте отправимся в путешествие по традициям.

- Артем, прокати яблоко по тарелочке. Смотрите, ребята, яблоко остановилось рядом с этой картинкой. Что на ней? Верно, игрушки. Значит, пройдем сюда, к полке с игрушками.

Беседа про игрушки

Ребята, посмотрите, в нашей группе очень большое разнообразие игрушек. Их изготавливают из разных материалов. Из каких?

Дети: Их делают из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги….

Воспитатель:

Если игрушка сделана из железа, она какая? (железная)

Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)

Если игрушка сделана из резины, она какая? (резиновая)

Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)

Если игрушка сделана из плюша, она какая? (плюшевая)

Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная)

Если игрушка сделана из меха, она какая? (меховая)

Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)

Если игрушка сделана из глины, она какая? (глиняная)



- А сейчас предлагаю рассмотреть игрушки на полке. Они отличаются друг от друга, верно? Что это за игрушка? Правильно – дымковская. Кто помнит, почему игрушку назвали дымковской?

Ответы детей:

- Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым, да так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины…. игрушки не простые, а волшебно-расписные, с красивыми узорами – точки, линии…

- А это что за игрушка? Верно – филимоновская. Почему ее так назвали?

Дети:

- В одной деревне, что недалеко от города Тула, жил дед Филимон. Как-то раз пошел Филимон в овраг и выкопал из земли кусок сине-черной глины. Стал делать свистульки и всякие игрушки для детей. Игрушки эти вытянутой формы и раскрашены яркими цветами - желтый, алый, зеленый.



- А это что за игрушка? Вы правы – это гжельская народная игрушка. Почему ее так назвали?

Ответы детей:

- Давным-давно это было. В деревушке Гжель ее жители нашли глину чудесную, белую-белую, и решили лепить посуду, такую, какой свет не видывал. Слепили они чайник и чашки, блюдца, сахарницы. Дивная получилась посуда. Стали они думать, и помогла им природа матушка –высокое синее небо с белыми облаками, в вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде и игрушках синие узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.

- Ребята, а теперь давайте расставим эти игрушки по группам, на 3 подноса: дымковская, филимоновская, гжельская.

Дети сортируют игрушки по 3 подносам.

Бабушка Загадушка с экрана:

- Ох какие молодцы! Рада я за вас, узнали вы одну важную народную традицию – народные игрушки. Продолжайте свое путешествие, и узнаете еще много интересного!

- Ребята, нам опять поможет волшебное яблоко на тарелочке. Настя, попробуй прокатить яблоко. Оно остановилось рядом с этой картинкой – «играющие дети». Как вы думаете, о какой традиции пойдет речь?

- Правильно, это народные игры. Ребята, а давайте мы поиграем!

1. Жмурки

2. Бабка Ежка

3. Карусели

Бабушка Загадушка с экрана:

- Как весело играли! Еще одну традицию вы теперь знаете! В добрый путь.

- Ребята, продолжаем. Вот и наша тарелочка. Даниил, попробуй прокатить яблоко. Оно остановилось рядом с этой картинкой – «праздники». Как вы думаете, о какой традиции пойдет речь? Правильно, о праздниках.

- Ребята, а какие праздники вы знаете? Какой праздник мы недавно отмечали? Верно – Масленица! А давайте поиграем в игру «Подбери картинки». К каждому празднику вам надо подобрать подходящие картинки (Рождество, Масленица, Пасха).

- Молодцы. Ребята, а какой праздник мы скоро будем отмечать? Да – это Пасха. Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. На Пасху принято красить яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо — это знак жизни.

- Как можно украсить пасхальные яйца? Точками, линиями, волнистыми линиями, цветочками.

Дети раскрашивают яйца.

- Ребята, мы узнали еще об одной традиции – это праздники. Но на нашем блюдце есть одно изображение – оно пустое… Что же делать?

Бабушка Загадушка с экрана:

- А это подарок для вас, ребята – за ваше старание, за ваш интерес к народным традициям нашей России – матушки. Потрите эту картинку и узнаете, что это за подарок.

Пауза…

- А теперь обернитесь! Вот ваш подарок. До свидания!!!

Рефлексия.

- Ребята, давайте присядем и немного побеседуем. Какие же традиции есть у русского народа? Тарелка с яблоком нам поможет вспомнить.

- Правильно, и чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

- А наш подарок от бабушки-загадушки – русские народные сказки – тоже еще одна традиция. И сегодня мы обязательно почитаем эту книгу.

- Что вам больше всего понравилось? Было ли сложно? Было интересно? Ответы детей.

- А теперь пора отдохнуть!

Народные игрушки. Памятка к занятию.



Дымковская игрушка.

t1679414470aa.jpgt1679414470ab.jpgt1679414470ac.jpg



Филимоновская игрушка .

t1679414470ad.jpgt1679414470ae.jpgt1679414470af.jpg



Гжельская игрушка.

t1679414470ag.jpgt1679414470ah.jpgt1679414470ai.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.