12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Валентина Николаевна Кулявцева
Аккаунт удалён
Россия, Московская обл., г.Хотьково Сергиево-Посадского р-на

Пояснительная записка

«Детский народный календарь» дополнительная образовательная программа направлена:

  • привлечение учащихся к познанию родной природы;
  • изучение традиций народа, его истории, творчества, культуры.
  • на воспитание детей в духе следования национальным культурным традициям в рамках народного календаря;

Данная дополнительная образовательная программа является по уровню усвоения – общеразвивающей, по цели обучения – познавательная, по форме комплексная.

Основанием для разработки дополнительной образовательной программы послужило необходимость интерактивного изучения народного календаря, как культурного наследия, осознание духовного опыта народа, эстетической цельности, единства народного искусства. Народный календарь – это историческая и культурная память, дневник народной жизни, многие страницы которого посвящены детям, их яркому, непосредственному творчеству; сезонным играм и забавам, развлечениям и игрушкам-самоделкам, связанных со временем года. Народный календарь – это стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге, основанном на земледельческом календаре. Ребята привлекались к посильным домашним и хозяйственным работам, были участниками всех календарных праздников и обрядов. Кроме того, у них был свой собственный календарь, традиции которого тоже переходили от старших к младшим.

Обращение к народному творчеству, детскому народному календарю на современном этапе служит средством передачи духовного опыта русского народа, традиций народной педагогики в воспитании нового поколения.

Актуальность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что на основе изучения народного календаря создается взаимосвязь поколений, воспитывается патриотизм, коллективизм, сплоченность, доверие, гостеприимство, доброта и взаимопомощь, родственное чувство к окружающим людям и природе, и на этой основе формируется творческая личность, ее духовно-нравственная основа.

Новизна данной дополнительной образовательной программы является её экологическая направленность, так как привлечение детей к познанию родной природы и бережное отношение, идет через изучение «месяцеслова" – народного календаря. Который даёт не только знания о конкретных циклических явлениях в природе, но и развивает наблюдательность и внимание, уважение и преклонение перед Природой, воспитывает гуманное отношение к природе в рамках традиций народа, его истории. Цель программы: создание условий для развития творчески активной, экологически грамотной личности средствами декоративной деятельности, поэтического и обрядово-игрового народного творчества на основе культурных традиций русского народа.

Задачи программы:

дать знания о способах художественного отображения культурных

традиций в декоративно-прикладном творчестве;

  • обучить учащихся основам техники и технологии изготовления

изделий традиционной игрушки, связанной со временем года;

  • научить их использовать знание различных техник декоративного и

художественного изображения при усвоении нового материала;

  • развить интерес к устному народному творчеству, обычаям, обрядам,

праздникам народного календаря;

  • активизировать способность к самостоятельному творческому

решению найденного образа; собственному восприятию обрядово-календарного и устного народного творчества произведений русских писателей;

  • сформировать потребность в познании и понимании культуры,

истории своей Родины;

  • развить и сформировать социально-ценностных компетенций у

учащегося.

Особенность образовательной программы «Детский народный календарь» :

наряду, с декоративной деятельностью основанной на работе с

природным материалом и связанным с созданием предметной среды,

предполагается изучение фольклора, народных, обрядовых игр;

при изучении обрядово-календарного творчества, наряду с

праздниками и обрядами, представлены народные обычаи родного края;

при ознакомлении с «месяцесловом" – народного календаря

уделяется большое внимание экологическому воспитанию учащихся, изучению, бережному отношению к природе родного края в рамках традиций народа и его истории.

Именно данная комплексность образовательной программы «Детский народный календарь» предполагает взаимосвязь поколений, воспитание патриотизма, доброты и взаимопомощи, формирует родственное чувство к окружающим людям и природе, формирует чувство гордости и сопричастности к культуре и истории родины.

Дает истоки формирования творческой, социально активной личности учащегося, его духовно-нравственной основы.

Дополнительная образовательная программа «Детский народный календарь» рассчитана на детей среднего школьного возраста.

Программа рассчитана на год обучения. Продолжительность занятия: один час в неделю, 34 часа в течение учебного года.

В основе методики проведения занятий лежат принципы:

игры (дидактической, подвижной, драматизации и т.д.);

наглядности (предметный видеоряд, наблюдения, рассматривание, слушание),

подачи материала от простого к сложному; в доступной для восприятия и понимания форме, с опорой на эстетическое восприятие предмета изучения.

Содержание образовательной деятельности

Обучение по программе «Детский народный календарь» проводится по направлениям:

Декоративная деятельность с использованием природного материала;

подвижные и обрядовые игры, поэтический фольклор;

экологическая деятельность;

проектно-исследовательская деятельность:

воспитательная деятельность.

В связи с тем, что народное творчество одного вида тесно связано с другими видами и помогает более полному раскрытию его содержания, проводятся занятия по поэтическому и обрядово-игровому фольклору одновременно.

Знакомство с праздниками, бытом, обрядами, обычаями, трудом, природой является стержнем занятия и рассматривается в его вводной части по всем направлениям деятельности.

Народный календарь

Тема народного календаря является базовой, на которой строится содержание всех видов деятельности программы. Каждое событие в народном календаре приурочено к определенному времени года, месяцу и дню. Программа знакомит с верованиями древних людей, олицетворением природы, растений, животных, представлениями об устройстве мира, положенными в основу культуры и традиций русского народа.

Учащиеся знакомятся с земледельческим календарем, основанном на временах года и главных древнейших праздниках, соответствующих солнечным фазам: зимний солнцеворот – зимние Святки, весеннее равноденствие – Сороки, осеннее равноденствие – Осенины. В программе раскрываются история и особенности православных праздников и дней церковного календаря, которые получили в народе свое объяснение. Николай Чудотворец стал хранителем от бед и напастей, пророк Илья – подателем дождя и т.д. За многими святыми закрепились народные прозвища, отражающие состояние природы и приметы связанные с праздником: св. Спиридон – Спиридон-Солнцеворот, пресв. Ксения – Ксения- полузимница, св. Евдокия – Авдотья-весновка, св. Параскева – Параскева-льняница и так по всему календарю.

На занятиях рассказывается об укладе жизни русского народа: образ жизни, поведение и отношения в семье и общине, традиции общения и воспитания. Учащиеся знакомятся с приметами и поверьями, помогавшими людям в трудовой и хозяйственной деятельности, в быту: когда делать ту или иную работу, как спасти скотину от напастей и т.д.).

В программе предусмотрено проведение обрядов и праздников, традиционно отмечаемых в народе: Кузьминки – заготовка впрок квашеной капусты, Авдотья – посев семян, Пасха – крашение яиц и т.д.

Учащиеся изучают детский поэтический фольклор, узнают, в какие игры играли их предки и как они связаны с сезонами, обрядами и праздниками.

В программе изготовление предметов из природного материала, составляет основное содержание программы которые исстари мастерили дети и взрослые – разнообразных сезонных игрушек и обрядовых предметов: рябиновых бус, погремушек, овощных игрушек, кукол-зернушек и пр., а также обрядовой выпечки, расписных яиц и других забытых «игрушек из лукошка». Такие предметы очень просты в исполнении и не требуют больших затрат времени и материалов. Учащимся доступно их изготовление дома, что способствует развитию интереса родителей к творчеству ребенка, приобщает их к народной культуре и совместной деятельности.


 

Подвижные и обрядовые игры, фольклор

В народной жизни большое внимание уделялось игре. Подвижная игра является упражнением, готовящем ребёнка к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают детей к определённым умственным и физическим усилиям. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения воспитанником знаний и представлений об окружающем мире, развития смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры учащиеся не только упражняются в уже имеющихся навыках, закрепляют их, но и формируют новые навыки, развивают новые качества личности.

На занятиях учащиеся осваивают сюжетные и несюжетные подвижные игры. Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений: «Дрёма», «Дед Мазай», «Бояре» и пр. Содержание сюжетных подвижных игр предоставляет учащимся познавательный материал, способствующий расширению кругозора, развитию воображения.

Несюжетные игры – это те игры, в которых нет последовательного развития действия, но существуют игровые задания («Ловишки», «Сало-мало-перебег», «Стенка» и пр.).

В народной культуре подвижные игры могли проводится как самостоятельно, так и во время обряда, становясь обрядовыми.

В программу обучения входят игры, развивающие исконно мужские качества. Это состязательные игры: «Жгут», «Шапочка», «Борьба об руку», «Ванька и барин» и др.

Интересны для детей посиделочные и молодежные игры : «Платочек», «Золотые ворота», «Селезень и утка», «Моргалы», «Горелка круговая» и прочее.

Учащиеся разучивают игры, связанные с трудовой деятельностью людей: «Пряха», «Ткачиха», «Заплетайся, плетень», «Тачка». Для проведения таких игр могут использоваться предметы, имеющие в игре символическое значение: спилок дерева, шапка, яйцо, платок, палка и др.

В программу входят игры, являющиеся частью народных праздников и обрядов: на Пасху – «Катание яиц» и «Расшибалки», на Масленицу – «Горелки», «Горыныч», «Долгая Арина», на Троицу – «Александровская берёза», на Покров – «Бояре», «Прошибки».

Поэтическое творчество тесно связано с трудовой деятельностью русского народа, его обрядами и праздниками. Этот богатейший пласт фольклорной культуры в данной программе рассматривается в контексте изучения народных подвижных и обрядовых игр, обрядов, ритуалов.

В подвижных играх используются:

  • считалки,
  • приговорки,
  • песенки.

В обрядах:

  • заклички,
  • песенки,
  • напевы,
  • речёвки,
  • зазывалки,
  • колядки,
  • приговоры,
  • припевы,
  • песенки-подражалки.

Занятия могут проходить в форме:

  • игры;
  • экскурсии;
  • беседы;
  • выставки;
  • конкурса;
  • мастер-класса;
  • фольклорного праздника;
  • посещения музея;
  • вариативного занятия.

Особый интерес вызывают народные праздники, завершающие определенный цикл природного календаря, объединяющие все виды деятельности детей в коллективе при подготовке к нему. Учащиеся наблюдают за состоянием природы, изучают приметы и поверья, связанные с праздником и трудом людей, изготавливают обрядовые предметы, разучивают песни, хороводы, игры, обряды

Воспитательная работа с детьми

Воспитательная работа в творческом объединении «Истоки» является основой, сутью образовательной программы, содержание которой охватывает все аспекты народной педагогики: нравственный, эстетический, трудовой.

Через создание предметного ряда, слово, игру ребёнок постигает духовные ценности русского народа. У него формируется чувство гордости за свой народ, Родину, свои корни. Ощущение причастности к великой культуре помогает воспитывать у детей соборность, чувство коллективизма, дружелюбие, доброту, ответственность, чувство товарищества, внимание к ближнему и окружающим.

Изображения объектов природы (животных, птиц, растений) служат источником эстетического и нравственного переживания: учащиеся видят их красоту, гармонию, единство. У ребёнка появляется чувство ответственности и желание заботиться о них, стремление сохранить природные богатства.

Участвуя в играх, хороводах, обрядах, дети постигают правила поведения, культуру общения в коллективе, учатся понимать социально-ролевые функции членов семьи, воспринимают культуру отношений в семье, обществе.

Прогнозируемые результаты

Предварительная результативность по годам обучения определяется с учетом приобретенных учащимися знаний, умений, навыков.

появляются знания об основных народных праздниках, обрядах, обычаях, поэтическом и игровом фольклоре, связанных с природным календарем;

имеются знания об основных приемах и способах, технологии изготовления изделий из природного материала;

дети умеют играть совместно, соблюдая правила игры.

демонстрируют устойчивый интерес к различным видам народного изобразительно творчества;

овладевают различными техниками художественного отображения действительности, используют их при изготовлении поделок из природного материала;

используют знания народного календаря для создания образов игрушек, композиций, панно;

умеют организовывать подвижные игры и хороводы, объединяясь в коллектив, соблюдающий правила и последовательность ролевых действий.

создают предметы, сюжеты и композиции, отражающие собственное восприятие обрядово-календарных традиций, произведений фольклора, сочинений русских писателей;

умеют самостоятельно воплощать творческие замыслы, используя для этого выбранную технику исполнения.

Ожидаемые результаты

Учащийся успешно овладеет знаниями, умениями, навыками,

предусмотренными дополнительной образовательной программой.

Учащийся освоит методы проектно-исследовательской

деятельности, овладеет информационно- коммуникационными технологиями, что способствует развитию и формированию социально-ценностных компетенций у учащегося.

Требования к уровню подготовки

После освоения дополнительной образовательной программы учащийся овладеет:

1. Учебно-познавательными компетенциями:

знанием:

народного календаря;

  • обрядовых игр и фольклора;

    принципов исполнением народных игрушек, обрегов;

    техники работы с природным материалом

2. Деятельностно-коммуникативными компетенциями:

умением:

работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;

владеть технологиями обучения проектно-исследовательской деятельности;

использовать знания народных традиций в жизни и творчестве.

Ценностно-смысловыми компетенциями:

осознание ценности полученных знаний и умений, для реализации творческой самореализации


 


 

Условия реализации программы

Для реализации программы есть все необходимые условия:

Материально-технические условия:

Кабинет для проведения теоретических и практических занятий.

Кабинет соответствует санитарно-гигиеническим нормам: имеется форточка для проветривания. Температура и влажность соответствует нормам.

Оборудование: столы для теоретических и практических занятий;

шкафы для хранения инструментов, материала, наглядных пособий и литературы.

Инструменты и приспособления: , ножницы, шило,

  • ТСО: компьютер, музыкальный центр .

кисточки, сосуды разные, подставки.

Материалы: бумага гофрированная, бумага цветная, картон, картон цветной, клей ПВА; «Титан», клей силиконовый, калька, краски акварельные, гуашь, карандаши цветные, ленты, тесьма, ткани, украшения, пластилин, сухоцветы, крупы разные..

Растительный материал:

дикорастущие виды растений (душица обыкновенная, пижма, рогоз широколистный, цмин песчаный и другие);

Декоративные плоды растений (барбарис, семена, шишки различные, ягоды, стручки бобовых и другие)

Организационные условия учебного процесса:

  1. Программа рассчитана на 1 год обучения

    Количество часов в неделю – 1 час.

    На год 34 часа.

    Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата по факту

Дата по плану

 

Раздел № I. Народный календарь.

Вводное занятие

   

1

Вводное занятие. Техника безопасности труда. Ознакомление с содержанием учебной программы. Цели и задачи учебной программы.

   
 

Раздел № II. Осень

Осенние народные праздники

"Батюшка Покров,натопи нашу хату без дров"

   
 

Тема: Осенины 22 сентября

   

2

Вводное занятие – народный календарь осени.

Осенины. История праздника. Сбор природного материала. Заготовка материала и подготовка его к работе.

   

3

Сушка, сортировка, хранение материала.

Экскурсия. Сбор ягод рябины, шиповника,

ранетки. Изготовление бус, колец, венков из ягод.

   
 

Тема: Воздвижение 27 сентября

   

4

История праздника Воздвижение. Капусницы. Осенние игры и забавы. Обычаи и приметы.

   

5

Ознакомление с основами техники изготовления поделок и игрушек из овощей. (Капуста, тыква, кабачки, картофель, морковь, рябина, ранетка)

   
 

Тема: Покров 14 октябрь

   

6

Покров - история праздника. Обычаи и приметы. Загадки. Отработка технологи изготовления поделок из овощей. (Кабачки, морковь, рябина)

   

7

Праздник Покров. Конкурсы, аукцион. Выставка «Осенние забавы», Игрушки из лукошка: игрушки из овощей.

   

8

Отработка технологии изготовления из природного материала (шишки, мох, листья)

   

9

Кукла- зернушка (сухое зерно  или крупу для заполнения куклы  - мешочка, кукла - крестушка (из ткани и прутиков,щепок,палочек.

   
 

Тема: Зиновий-синичник 12 ноября

   

10

Зиновий-синичник - история праздника. Обычаи и приметы. Загадки. Экологическая акция «С каждого по

зернышку»

   

11

Ознакомление с основами техники изготовления

плоской аппликации из природного материала.Печатный узор на ткани(делаем штампы из морковки и картофеля)

Изготовлен панно «Дары осени», «Матушка Осенина»

   

12

Игрушки из лукошка: изготовление куклы-желаньицы. Работа с соломой, сухоцветами.

   

13

Экологическая акция «Подкормите птиц зимой»

Изготовление и роспись кормушек, и развешивание кормушек, листовок о птицах.

   
 

Раздел № III. Зима.

Зимние народные праздники

Коляда  , Коляда, ты подай пирога!

   
 

Тема: Екатерина-санница 7 декабря

   

14

Вводное занятие – народный календарь зимы. История зимних русских праздников. Обычаи и приметы. Зимние игры и забавы. Загадки

   

15

Екатерина-санница - история праздника. Катание на горке. Зимние гадания.

   
 

Тема: Никола зимний 19 декабря

   

16

Игрушки из лукошка. Изготовление декоративной ёлочки,

новогодних игрушек. История праздника «Никола зимний»

   

17

Рождество – история праздника. Колядки.   Изготовление рождественской звезды из бумаги или газетных трубочек.

   
 

Тема: Крещение 19 января

   

18

Святки. Крещение - история праздника. Обычаи и приметы.

   

19

Ознакомление с основами техники изготовления

Насыпного коллажа. Изготовление коллажа «Матушка Зима», «Рождество».

   

20

Ознакомление с основами технологии и техники изготовления домашних оберегов-домовушек.

   

21

Отработка технологии изготовления оберега коса-домовушка.

   

22

Ознакомление с основами изготовления  и  выполнения пирамиды-иллюминации (исследовательская работа-это развлечение было описано в автобиографической записке В.И.Даля" )

   
 

Тема: Стретенье 15 февраля

   

23

Стретенье – история праздника. Обычаи и приметы.Ознакомление с основами технологии и техники изготовления объёмной композиции. Изготовление композиции «Зима с весной встречается».

   

24

  История и празднование масленицы. Традиции масленичной недели.Чаепитие на  ранней масленичной недели с песнями и пословицами.

   
 

Раздел № IV. Весна.

Весенние народные праздники

Жаворонки  , прилетите! Красну вёсну принесите!

   
 

Тема :Встречаем весну.Лепим жаворонки.

   

25

Вводное занятие – народный календарь весны. История весенних русских праздников. Обычаи и приметы. Загадки. Весенние игры и забавы.

   

26

Ознакомление с основами технологии и техники изготовления из солёного теста. Изготовление поделок -жаворонки,сушим и расписываем.

   

27

Отработка технологии изготовления аппликации из соломки с введением флористических деталей.

   

28

Изготовление  каргопольских тетёрок (используем пластилин),но учим технику изготовления витого печенья. 

   
 

Тема: Благовещение 7 апреля

   

29

Благовещение – история и традиция празднования. Обычаи и приметы. Загадки о птицах. Игрушки из лукошка: изготовление обрядовых подвесок, мобиле птички из природного материала, бумаги, тесьмы.

   
 

Тема: Вербное воскресенье 5 апреля

   

30

Ознакомление с основами технологии и техники окрашивания яиц. (природными трафаретами, крапанки, природными красителями)

   
 

Тема: Пасха 12 апреля

   

31

Пасха - история и традиция празднования. Обычаи и приметы. Пасхальные игры. Игрушки из лукошка: пасхальная композиция (гнездо)

   
 

Тема: Красная горка 19 апреля

   

32

 

33

Красная горка - история и традиция празднования. Обычаи и приметы. Игры и забавы.

 

Егорьев день- история праздника.Изготовление бумажных зверей и украшение из одуванчика.

   
 

Раздел № V. Лето.

Летние народные праздники

Белая берёзынька,Иди с нами гулять,Пойдём песни играть!

   

34

Вводное занятие – народный календарь лета История летних русских праздников. Обычаи и приметы. Загадки. Игры и забавы.

   

35

 Печём лесенки .Рецепт теста к празднику Вознесению и Троице.(Изделие   из солёного теста).

   

 

Методическое обеспечение образовательной программы

Учебно-теоретические:

 

Детский народный календарь Галина Дайн 2010г.                                                    Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. – М., 1988.

Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. – М., 2000.

Вспомним забытые игры. – М., 1988.

Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.

Григорьев В.М. Народная педагогика игры. Часть 1–2. – М., 1996.

Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М., 1994.

Дайн Г.Л. Детский народный календарь. – М., 2001.

Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры). Сост. Новицкая М.Ю. – М., 1999.

Некрасова М.А. Народное искусство России. – М., 1983.

Русская мысль о музыкальном фольклоре. – М., 1979.

Русская частушка. Фольклорный сборник. – М., 1993.

Семёнова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб., 1998.

Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А.. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 1.– М., 1991.

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.,1996.

Энциклопедия русских обычаев. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Сост. Юдина Н.А. – Л.,1984.

Литература, рекомендуемая для обучающихся

Былины. – М., 1988.

Василенко В.Н. Стихи о русских игрушках. – М., 2002.

Введение в народоведение. Родная земля. – М., 1997.

Гуленьки. Русские народные прибаутки, заклички, приговорки. Сост. Науменко. – М., 1982.

Ни окон, ни дверей. Русские народные загадки, сказки. – М., 1989.

Тридцать три Егорки. – М., 1989.

Энциклопедия славянской мифологии. – М., 1996.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.