Программа внеурочных занятий «Детский народный календарь»
Пояснительная записка
«Детский народный календарь» дополнительная образовательная программа направлена:
- привлечение учащихся к познанию родной природы;
- изучение традиций народа, его истории, творчества, культуры.
- на воспитание детей в духе следования национальным культурным традициям в рамках народного календаря;
Данная дополнительная образовательная программа является по уровню усвоения – общеразвивающей, по цели обучения – познавательная, по форме комплексная.
Основанием для разработки дополнительной образовательной программы послужило необходимость интерактивного изучения народного календаря, как культурного наследия, осознание духовного опыта народа, эстетической цельности, единства народного искусства. Народный календарь – это историческая и культурная память, дневник народной жизни, многие страницы которого посвящены детям, их яркому, непосредственному творчеству; сезонным играм и забавам, развлечениям и игрушкам-самоделкам, связанных со временем года. Народный календарь – это стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге, основанном на земледельческом календаре. Ребята привлекались к посильным домашним и хозяйственным работам, были участниками всех календарных праздников и обрядов. Кроме того, у них был свой собственный календарь, традиции которого тоже переходили от старших к младшим.
Обращение к народному творчеству, детскому народному календарю на современном этапе служит средством передачи духовного опыта русского народа, традиций народной педагогики в воспитании нового поколения.
Актуальность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что на основе изучения народного календаря создается взаимосвязь поколений, воспитывается патриотизм, коллективизм, сплоченность, доверие, гостеприимство, доброта и взаимопомощь, родственное чувство к окружающим людям и природе, и на этой основе формируется творческая личность, ее духовно-нравственная основа.
Новизна данной дополнительной образовательной программы является её экологическая направленность, так как привлечение детей к познанию родной природы и бережное отношение, идет через изучение «месяцеслова" – народного календаря. Который даёт не только знания о конкретных циклических явлениях в природе, но и развивает наблюдательность и внимание, уважение и преклонение перед Природой, воспитывает гуманное отношение к природе в рамках традиций народа, его истории. Цель программы: создание условий для развития творчески активной, экологически грамотной личности средствами декоративной деятельности, поэтического и обрядово-игрового народного творчества на основе культурных традиций русского народа.
Задачи программы:
дать знания о способах художественного отображения культурных
традиций в декоративно-прикладном творчестве;
-
обучить учащихся основам техники и технологии изготовления
изделий традиционной игрушки, связанной со временем года;
- научить их использовать знание различных техник декоративного и
художественного изображения при усвоении нового материала;
- развить интерес к устному народному творчеству, обычаям, обрядам,
праздникам народного календаря;
- активизировать способность к самостоятельному творческому
решению найденного образа; собственному восприятию обрядово-календарного и устного народного творчества произведений русских писателей;
- сформировать потребность в познании и понимании культуры,
истории своей Родины;
- развить и сформировать социально-ценностных компетенций у
учащегося.
Особенность образовательной программы «Детский народный календарь» :
наряду, с декоративной деятельностью основанной на работе с
природным материалом и связанным с созданием предметной среды,
предполагается изучение фольклора, народных, обрядовых игр;
при изучении обрядово-календарного творчества, наряду с
праздниками и обрядами, представлены народные обычаи родного края;
при ознакомлении с «месяцесловом" – народного календаря
уделяется большое внимание экологическому воспитанию учащихся, изучению, бережному отношению к природе родного края в рамках традиций народа и его истории.
Именно данная комплексность образовательной программы «Детский народный календарь» предполагает взаимосвязь поколений, воспитание патриотизма, доброты и взаимопомощи, формирует родственное чувство к окружающим людям и природе, формирует чувство гордости и сопричастности к культуре и истории родины.
Дает истоки формирования творческой, социально активной личности учащегося, его духовно-нравственной основы.
Дополнительная образовательная программа «Детский народный календарь» рассчитана на детей среднего школьного возраста.
Программа рассчитана на год обучения. Продолжительность занятия: один час в неделю, 34 часа в течение учебного года.
В основе методики проведения занятий лежат принципы:
игры (дидактической, подвижной, драматизации и т.д.);
наглядности (предметный видеоряд, наблюдения, рассматривание, слушание),
подачи материала от простого к сложному; в доступной для восприятия и понимания форме, с опорой на эстетическое восприятие предмета изучения.
Содержание образовательной деятельности
Обучение по программе «Детский народный календарь» проводится по направлениям:
Декоративная деятельность с использованием природного материала;
подвижные и обрядовые игры, поэтический фольклор;
экологическая деятельность;
проектно-исследовательская деятельность:
воспитательная деятельность.
В связи с тем, что народное творчество одного вида тесно связано с другими видами и помогает более полному раскрытию его содержания, проводятся занятия по поэтическому и обрядово-игровому фольклору одновременно.
Знакомство с праздниками, бытом, обрядами, обычаями, трудом, природой является стержнем занятия и рассматривается в его вводной части по всем направлениям деятельности.
Народный календарь
Тема народного календаря является базовой, на которой строится содержание всех видов деятельности программы. Каждое событие в народном календаре приурочено к определенному времени года, месяцу и дню. Программа знакомит с верованиями древних людей, олицетворением природы, растений, животных, представлениями об устройстве мира, положенными в основу культуры и традиций русского народа.
Учащиеся знакомятся с земледельческим календарем, основанном на временах года и главных древнейших праздниках, соответствующих солнечным фазам: зимний солнцеворот – зимние Святки, весеннее равноденствие – Сороки, осеннее равноденствие – Осенины. В программе раскрываются история и особенности православных праздников и дней церковного календаря, которые получили в народе свое объяснение. Николай Чудотворец стал хранителем от бед и напастей, пророк Илья – подателем дождя и т.д. За многими святыми закрепились народные прозвища, отражающие состояние природы и приметы связанные с праздником: св. Спиридон – Спиридон-Солнцеворот, пресв. Ксения – Ксения- полузимница, св. Евдокия – Авдотья-весновка, св. Параскева – Параскева-льняница и так по всему календарю.
На занятиях рассказывается об укладе жизни русского народа: образ жизни, поведение и отношения в семье и общине, традиции общения и воспитания. Учащиеся знакомятся с приметами и поверьями, помогавшими людям в трудовой и хозяйственной деятельности, в быту: когда делать ту или иную работу, как спасти скотину от напастей и т.д.).
В программе предусмотрено проведение обрядов и праздников, традиционно отмечаемых в народе: Кузьминки – заготовка впрок квашеной капусты, Авдотья – посев семян, Пасха – крашение яиц и т.д.
Учащиеся изучают детский поэтический фольклор, узнают, в какие игры играли их предки и как они связаны с сезонами, обрядами и праздниками.
В программе изготовление предметов из природного материала, составляет основное содержание программы которые исстари мастерили дети и взрослые – разнообразных сезонных игрушек и обрядовых предметов: рябиновых бус, погремушек, овощных игрушек, кукол-зернушек и пр., а также обрядовой выпечки, расписных яиц и других забытых «игрушек из лукошка». Такие предметы очень просты в исполнении и не требуют больших затрат времени и материалов. Учащимся доступно их изготовление дома, что способствует развитию интереса родителей к творчеству ребенка, приобщает их к народной культуре и совместной деятельности.
В народной жизни большое внимание уделялось игре. Подвижная игра является упражнением, готовящем ребёнка к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают детей к определённым умственным и физическим усилиям. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения воспитанником знаний и представлений об окружающем мире, развития смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры учащиеся не только упражняются в уже имеющихся навыках, закрепляют их, но и формируют новые навыки, развивают новые качества личности.
На занятиях учащиеся осваивают сюжетные и несюжетные подвижные игры. Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений: «Дрёма», «Дед Мазай», «Бояре» и пр. Содержание сюжетных подвижных игр предоставляет учащимся познавательный материал, способствующий расширению кругозора, развитию воображения.
Несюжетные игры – это те игры, в которых нет последовательного развития действия, но существуют игровые задания («Ловишки», «Сало-мало-перебег», «Стенка» и пр.).
В народной культуре подвижные игры могли проводится как самостоятельно, так и во время обряда, становясь обрядовыми.
В программу обучения входят игры, развивающие исконно мужские качества. Это состязательные игры: «Жгут», «Шапочка», «Борьба об руку», «Ванька и барин» и др.
Интересны для детей посиделочные и молодежные игры : «Платочек», «Золотые ворота», «Селезень и утка», «Моргалы», «Горелка круговая» и прочее.
Учащиеся разучивают игры, связанные с трудовой деятельностью людей: «Пряха», «Ткачиха», «Заплетайся, плетень», «Тачка». Для проведения таких игр могут использоваться предметы, имеющие в игре символическое значение: спилок дерева, шапка, яйцо, платок, палка и др.
В программу входят игры, являющиеся частью народных праздников и обрядов: на Пасху – «Катание яиц» и «Расшибалки», на Масленицу – «Горелки», «Горыныч», «Долгая Арина», на Троицу – «Александровская берёза», на Покров – «Бояре», «Прошибки».
Поэтическое творчество тесно связано с трудовой деятельностью русского народа, его обрядами и праздниками. Этот богатейший пласт фольклорной культуры в данной программе рассматривается в контексте изучения народных подвижных и обрядовых игр, обрядов, ритуалов.
В подвижных играх используются:
- считалки,
- приговорки,
- песенки.
В обрядах:
- заклички,
- песенки,
- напевы,
- речёвки,
- зазывалки,
- колядки,
- приговоры,
- припевы,
- песенки-подражалки.
Занятия могут проходить в форме:
- игры;
- экскурсии;
- беседы;
- выставки;
- конкурса;
- мастер-класса;
- фольклорного праздника;
- посещения музея;
- вариативного занятия.
Особый интерес вызывают народные праздники, завершающие определенный цикл природного календаря, объединяющие все виды деятельности детей в коллективе при подготовке к нему. Учащиеся наблюдают за состоянием природы, изучают приметы и поверья, связанные с праздником и трудом людей, изготавливают обрядовые предметы, разучивают песни, хороводы, игры, обряды
Воспитательная работа с детьмиВоспитательная работа в творческом объединении «Истоки» является основой, сутью образовательной программы, содержание которой охватывает все аспекты народной педагогики: нравственный, эстетический, трудовой.
Через создание предметного ряда, слово, игру ребёнок постигает духовные ценности русского народа. У него формируется чувство гордости за свой народ, Родину, свои корни. Ощущение причастности к великой культуре помогает воспитывать у детей соборность, чувство коллективизма, дружелюбие, доброту, ответственность, чувство товарищества, внимание к ближнему и окружающим.
Изображения объектов природы (животных, птиц, растений) служат источником эстетического и нравственного переживания: учащиеся видят их красоту, гармонию, единство. У ребёнка появляется чувство ответственности и желание заботиться о них, стремление сохранить природные богатства.
Участвуя в играх, хороводах, обрядах, дети постигают правила поведения, культуру общения в коллективе, учатся понимать социально-ролевые функции членов семьи, воспринимают культуру отношений в семье, обществе.
Прогнозируемые результаты
Предварительная результативность по годам обучения определяется с учетом приобретенных учащимися знаний, умений, навыков.
появляются знания об основных народных праздниках, обрядах, обычаях, поэтическом и игровом фольклоре, связанных с природным календарем;
имеются знания об основных приемах и способах, технологии изготовления изделий из природного материала;
дети умеют играть совместно, соблюдая правила игры.
демонстрируют устойчивый интерес к различным видам народного изобразительно творчества;
овладевают различными техниками художественного отображения действительности, используют их при изготовлении поделок из природного материала;
используют знания народного календаря для создания образов игрушек, композиций, панно;
умеют организовывать подвижные игры и хороводы, объединяясь в коллектив, соблюдающий правила и последовательность ролевых действий.
создают предметы, сюжеты и композиции, отражающие собственное восприятие обрядово-календарных традиций, произведений фольклора, сочинений русских писателей;
умеют самостоятельно воплощать творческие замыслы, используя для этого выбранную технику исполнения.
Ожидаемые результаты
Учащийся успешно овладеет знаниями, умениями, навыками,
предусмотренными дополнительной образовательной программой.
Учащийся освоит методы проектно-исследовательской
деятельности, овладеет информационно- коммуникационными технологиями, что способствует развитию и формированию социально-ценностных компетенций у учащегося.
Требования к уровню подготовки
После освоения дополнительной образовательной программы учащийся овладеет:
1. Учебно-познавательными компетенциями:
знанием:
народного календаря;
-
обрядовых игр и фольклора;
принципов исполнением народных игрушек, обрегов;
техники работы с природным материалом
2. Деятельностно-коммуникативными компетенциями:
умением:
работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;
владеть технологиями обучения проектно-исследовательской деятельности;
использовать знания народных традиций в жизни и творчестве.
Ценностно-смысловыми компетенциями:
осознание ценности полученных знаний и умений, для реализации творческой самореализации
Условия реализации программы
Для реализации программы есть все необходимые условия:
Материально-технические условия:
Кабинет для проведения теоретических и практических занятий.
Кабинет соответствует санитарно-гигиеническим нормам: имеется форточка для проветривания. Температура и влажность соответствует нормам.
Оборудование: столы для теоретических и практических занятий;
шкафы для хранения инструментов, материала, наглядных пособий и литературы.
Инструменты и приспособления: , ножницы, шило,
- ТСО: компьютер, музыкальный центр .
кисточки, сосуды разные, подставки.
Материалы: бумага гофрированная, бумага цветная, картон, картон цветной, клей ПВА; «Титан», клей силиконовый, калька, краски акварельные, гуашь, карандаши цветные, ленты, тесьма, ткани, украшения, пластилин, сухоцветы, крупы разные..
Растительный материал:
дикорастущие виды растений (душица обыкновенная, пижма, рогоз широколистный, цмин песчаный и другие);
Декоративные плоды растений (барбарис, семена, шишки различные, ягоды, стручки бобовых и другие)
Организационные условия учебного процесса:
-
Программа рассчитана на 1 год обучения
Количество часов в неделю – 1 час.
На год 34 часа.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата по факту |
Дата по плану |
Раздел № I. Народный календарь. Вводное занятие |
|||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности труда. Ознакомление с содержанием учебной программы. Цели и задачи учебной программы. |
||
Раздел № II. Осень Осенние народные праздники "Батюшка Покров,натопи нашу хату без дров" |
|||
Тема: Осенины 22 сентября |
|||
2 |
Вводное занятие – народный календарь осени. Осенины. История праздника. Сбор природного материала. Заготовка материала и подготовка его к работе. |
||
3 |
Сушка, сортировка, хранение материала. Экскурсия. Сбор ягод рябины, шиповника, ранетки. Изготовление бус, колец, венков из ягод. |
||
Тема: Воздвижение 27 сентября |
|||
4 |
История праздника Воздвижение. Капусницы. Осенние игры и забавы. Обычаи и приметы. |
||
5 |
Ознакомление с основами техники изготовления поделок и игрушек из овощей. (Капуста, тыква, кабачки, картофель, морковь, рябина, ранетка) |
||
Тема: Покров 14 октябрь |
|||
6 |
Покров - история праздника. Обычаи и приметы. Загадки. Отработка технологи изготовления поделок из овощей. (Кабачки, морковь, рябина) |
||
7 |
Праздник Покров. Конкурсы, аукцион. Выставка «Осенние забавы», Игрушки из лукошка: игрушки из овощей. |
||
8 |
Отработка технологии изготовления из природного материала (шишки, мох, листья) |
||
9 |
Кукла- зернушка (сухое зерно или крупу для заполнения куклы - мешочка, кукла - крестушка (из ткани и прутиков,щепок,палочек. |
||
Тема: Зиновий-синичник 12 ноября |
|||
10 |
Зиновий-синичник - история праздника. Обычаи и приметы. Загадки. Экологическая акция «С каждого по зернышку» |
||
11 |
Ознакомление с основами техники изготовления плоской аппликации из природного материала.Печатный узор на ткани(делаем штампы из морковки и картофеля) Изготовлен панно «Дары осени», «Матушка Осенина» |
||
12 |
Игрушки из лукошка: изготовление куклы-желаньицы. Работа с соломой, сухоцветами. |
||
13 |
Экологическая акция «Подкормите птиц зимой» Изготовление и роспись кормушек, и развешивание кормушек, листовок о птицах. |
||
Раздел № III. Зима. Зимние народные праздники Коляда , Коляда, ты подай пирога! |
|||
Тема: Екатерина-санница 7 декабря |
|||
14 |
Вводное занятие – народный календарь зимы. История зимних русских праздников. Обычаи и приметы. Зимние игры и забавы. Загадки |
||
15 |
Екатерина-санница - история праздника. Катание на горке. Зимние гадания. |
||
Тема: Никола зимний 19 декабря |
|||
16 |
Игрушки из лукошка. Изготовление декоративной ёлочки, новогодних игрушек. История праздника «Никола зимний» |
||
17 |
Рождество – история праздника. Колядки. Изготовление рождественской звезды из бумаги или газетных трубочек. |
||
Тема: Крещение 19 января |
|||
18 |
Святки. Крещение - история праздника. Обычаи и приметы. |
||
19 |
Ознакомление с основами техники изготовления Насыпного коллажа. Изготовление коллажа «Матушка Зима», «Рождество». |
||
20 |
Ознакомление с основами технологии и техники изготовления домашних оберегов-домовушек. |
||
21 |
Отработка технологии изготовления оберега коса-домовушка. |
||
22 |
Ознакомление с основами изготовления и выполнения пирамиды-иллюминации (исследовательская работа-это развлечение было описано в автобиографической записке В.И.Даля" ) |
||
Тема: Стретенье 15 февраля |
|||
23 |
Стретенье – история праздника. Обычаи и приметы.Ознакомление с основами технологии и техники изготовления объёмной композиции. Изготовление композиции «Зима с весной встречается». |
||
24 |
История и празднование масленицы. Традиции масленичной недели.Чаепитие на ранней масленичной недели с песнями и пословицами. |
||
Раздел № IV. Весна. Весенние народные праздники Жаворонки , прилетите! Красну вёсну принесите! |
|||
Тема :Встречаем весну.Лепим жаворонки. |
|||
25 |
Вводное занятие – народный календарь весны. История весенних русских праздников. Обычаи и приметы. Загадки. Весенние игры и забавы. |
||
26 |
Ознакомление с основами технологии и техники изготовления из солёного теста. Изготовление поделок -жаворонки,сушим и расписываем. |
||
27 |
Отработка технологии изготовления аппликации из соломки с введением флористических деталей. |
||
28 |
Изготовление каргопольских тетёрок (используем пластилин),но учим технику изготовления витого печенья. |
||
Тема: Благовещение 7 апреля |
|||
29 |
Благовещение – история и традиция празднования. Обычаи и приметы. Загадки о птицах. Игрушки из лукошка: изготовление обрядовых подвесок, мобиле птички из природного материала, бумаги, тесьмы. |
||
Тема: Вербное воскресенье 5 апреля |
|||
30 |
Ознакомление с основами технологии и техники окрашивания яиц. (природными трафаретами, крапанки, природными красителями) |
||
Тема: Пасха 12 апреля |
|||
31 |
Пасха - история и традиция празднования. Обычаи и приметы. Пасхальные игры. Игрушки из лукошка: пасхальная композиция (гнездо) |
||
Тема: Красная горка 19 апреля |
|||
32
33 |
Красная горка - история и традиция празднования. Обычаи и приметы. Игры и забавы.
Егорьев день- история праздника.Изготовление бумажных зверей и украшение из одуванчика. |
||
Раздел № V. Лето. Летние народные праздники Белая берёзынька,Иди с нами гулять,Пойдём песни играть! |
|||
34 |
Вводное занятие – народный календарь лета История летних русских праздников. Обычаи и приметы. Загадки. Игры и забавы. |
||
35 |
Печём лесенки .Рецепт теста к празднику Вознесению и Троице.(Изделие из солёного теста). |
Методическое обеспечение образовательной программы
Учебно-теоретические:
Детский народный календарь Галина Дайн 2010г. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. – М., 1988.
Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. – М., 2000.
Вспомним забытые игры. – М., 1988.
Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
Григорьев В.М. Народная педагогика игры. Часть 1–2. – М., 1996.
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М., 1994.
Дайн Г.Л. Детский народный календарь. – М., 2001.
Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры). Сост. Новицкая М.Ю. – М., 1999.
Некрасова М.А. Народное искусство России. – М., 1983.
Русская мысль о музыкальном фольклоре. – М., 1979.
Русская частушка. Фольклорный сборник. – М., 1993.
Семёнова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб., 1998.
Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А.. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 1.– М., 1991.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.,1996.
Энциклопедия русских обычаев. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Сост. Юдина Н.А. – Л.,1984.
Литература, рекомендуемая для обучающихся
Былины. – М., 1988.
Василенко В.Н. Стихи о русских игрушках. – М., 2002.
Введение в народоведение. Родная земля. – М., 1997.
Гуленьки. Русские народные прибаутки, заклички, приговорки. Сост. Науменко. – М., 1982.
Ни окон, ни дверей. Русские народные загадки, сказки. – М., 1989.
Тридцать три Егорки. – М., 1989.
Энциклопедия славянской мифологии. – М., 1996.