Внеурочное занятие «Семья и семейные традиции»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Малоничкинская основная общеобразовательная школа №14
Имени дважды Героя Светского Союза Степана Ивановича Кретова
Тема внеурочного занятия «Семья и семейные традиции»
Класс: 3
Направление внеурочного занятия: духовно-нравственное
Автор работы: Авдиенко Дарья Сергеевна, учитель начальных классов, стаж работы 6 лет
Перечень предоставленных материалов:
1. Конспект внеурочного занятия «Семья и семейные традиции»
Цель: создание условий для формирования представлений о семье, ее значении в жизни человека.
Задачи: 1. Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
2. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
4. Сплочение классного коллектива.
| Ход мероприятия | Обоснование выбранных форм, приемов и методов |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы с вами будем говорить о самом важном в жизни каждого человека. Каждый из вас должен будет вырастить свой цветок. А вот о каком цветке идет речь, мы сейчас узнаем. -Посмотрите на доску. Разгадайте ребус. 7-я | Ребусы развивают логическое мышление и активизируют учащихся для дальнейшей работы, пробуждают интерес к открытию нового знания |
2. Определение темы и задач | - Кто уже догадался какова тема нашего занятия? -Какие задачи мы поставим перед собой? - Правильно сегодня мы поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого человека, о семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед любыми жизненными трудностями, семейных традициях. | Данные вопросы помогают учащимся самостоятельно поставить цели и задачи для дальнейшей работы |
2. Беседа «Что такое семья» | Что такое семья? (варианты ответов) Прослушайте стихотворение, в котором рассказывается, как появилось слово семья. Как появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». Кто платье сошьет, постирает белье. Меня обнимет, украсит жилье? Ответь на вопрос подруга моя..? – «Я, я, я» – Ева молвила – «Я». Сказала она знаменитых семь «Я». И так на земле появилась семья. Люди, живущие вместе и связанные кровным родством или браком, называются семьёй. Семья – маленькая часть общества, в которой человек приобретает первые знания и умения. Основа семьи – это любовь, уважение и внимание друг к другу. Очень много красивых строчек можно найти о семье. Но мне захотелось познакомить вас со следующими строчками. Но каждому из вас я сейчас раздам цветок с семью лепестками, после прочтения каждого стиха вам нужно выбрать то, что вы посчитаете главным в семье и записать это. Потом мы с вами обсудим, что у нас получилось. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! -Вы записали 7 важных строчек. -А кто хочет, чтоб все эти строчки были о вашей семье? - Если вы этого хотите, все обязательно сбудется! | Стихотворение это приобщение к культуре, в нем красочно описывается появление слова «семья», детям проще воспринимать информацию в стихотворной форме. Приложение 1. Данная работа помогает активировать мозговую деятельность детей, но не просто, а выделяя важное для них. |
Физминутка | -Давайте сделаем один большой круг. По кругу под музыку передаем мячик. Как только музыка остановиться, нужно быстро перечислить имена всех членов семьи и назвать, чем они любят больше всего заниматься. Начинает учитель. Вот сколько нового мы узнали друг о друге. Садитесь на места. | Для данного возраста проведение физминутки необходимо. Она тематическая, помогает отдохнуть, но и не отводит детей от темы. |
3. Беседа о традициях | -Все ли семьи одинаковые? (нет) – Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, количеством, национальностью, отношениями, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Слова “семейные традиции” обычно вызывают у людей ассоциации со старинными родами, большими семьями, некими жестко установленными правилами и странными обычаями. На самом деле семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. Если у вас заведено каждый день перед сном читать ребенку книги, а в воскресенье вы всей семьей выезжаете на природу, значит, вы храните и соблюдаете традиции вашей семьи. Они могут выражаться в обычаях, вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом. Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции и ритуалы позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено; дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности; -Посмотрите. Что это за игра. Пазлы. (Изготавливаются из любой журнальной страницы, на которой изображена семья. Листок разрезают) -Нам нужно разбиться на маленькие группы. (по 4 человека) -Как только вы соберете пазл, подумайте, о какой семейной традиции здесь идет речь. Назовите её и расскажите о ней. (помощь по дому, семейные обеды и др.) | Приложение 2. Эта работа помогает сплочению коллектива, умению договариваться. |
4.Поговорим об отношениях в семье. | -Посмотрите на свои столы. На них очень много лепестков. Выберите лепестки, которые на ваш взгляд показывают, какое отношение должно быть в семье между членами семьи. -Назовите их: дружеские, завистливые, доверчивые, грубые, терпеливые, злопамятные, справедливые, любящие, уважительные, добрые, бескорыстные, плохие, ласковые…. -Выберите 7 самых важных на ваш взгляд понятий. -Давайте соединим эти лепестки. У вас получился цветок. Приклеивают лепестки. Дорисовывают цветок. -Скажите, если оторвать хотя бы один лепесток, что произойдет с цветком. (Он будет не полным, не очень красивым). Поэтому мы должны беречь и хранить свою семью. | Приложение 3. Развивается умение анализировать, и чтить семейные ценности. |
Итог | -Какие выводы вы сделали по сегодняшнему занятию. -Какие традиции вам понравились больше всего? -Подумайте, чего не хватает в вашей семье? -Посмотрите на цветок, который получился у вас. Помните, что и от вас зависит, какие отношения будут складываться в вашей семье. -Ребята, а давайте на следующем занятии поговорим генеалогическом дереве. Я попрошу всех поинтересоваться у своих родителей о своих бабушках и дедушках. Узнайте, как их звали. Сколько детей у них было. А мы на занятии попробуем разобраться, что это за дерево. Вместе тесно, а врозь скучно. Когда вернетесь домой, обязательно скажите, как вы соскучились по родным. | Рефлексия, развивает у детей способность к самоанализу и анализу |