12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Елена Николаевна3788
Россия, Липецкая обл., Липецк
Материал размещён в группе «Открытые уроки»
4

Внеурочное занятие "Славянские и христианские праздники"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

имени С.В. Добрина города Липецка

 

Методическая разработка внеурочного занятия

Славянские и христианские праздники

 

 

Выполнил:

Валеева Елена Николаевна

учитель технологии

 

2019 г.

 

Аннотация

          Представляю на конкурс методическую разработку открытого интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 8 классе МАОУ СОШ №23 г. Липецка. Данное мероприятие подготовили два учителя, работающие учителями предметниками и классными руководителями в восьмых классах. На занятиях по внеурочной деятельности мы проходим единую трехлетнюю программу «Визитные карточки былого».

          Занятие по внеурочной деятельности мы разделили на две части. В первой, учитель истории Чеботарева Л.Е., раскрывает исторические и культурные аспекты темы занятия. А во второй части учитель технологии  Валеева Е.Н. продолжает тему, проведя мастер-класс по изготовлению предмета-атрибута весенних праздников.

                                                                                                                                         

Программа внеурочной деятельности: «Визитные карточки былого»

Направление: общекультурное.

Вид деятельности: познавательная, художественное творчество, краеведческая деятельность.

Класс: 8

Тема: «Славянские и христианские праздники».

Форма проведения занятия: познавательная беседа, мастер-класс.

Цель – расширение представлений о славянских и христианских праздниках, приобщение к историческому и культурному наследию Липецкого края.

Задачи:

  • образовательная: расширять представления школьников славянских и христианских праздниках;
  • развивающая: способствовать развитию  творчества;
  • воспитывающая: содействовать  воспитанию  уважительного отношения к историческому наследию Липецкого края.

Метапредметные результаты (УУД):

  1. Познавательные УУД:

Способствовать формированию:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
  • стремления использовать знания о истории;
  • изучение возрождения культуры своей страны, обрядовых народных праздников, обычаев.
  1. Регулятивные УУД:

Способствовать формированию:

  • способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  •  умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  1. Коммуникативные УУД:

Способствовать формированию:

  • умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях
  1.  Личностные УУД:

Способствовать формированию:

  • Приобщение  учащихся  к исторической памяти народных традиций;
  • умений устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Уровень образовательных результатов: 

3-й и 4-й уровень – саморазвитие и творческое мышление.

Место проведения: кабинет технологии.

Оборудование и оформление:

Демонстрационный материал (на доску)

  1. Компьютерная презентация.
  2. Рисунки с изображением пташек.

Плакат с высказыванием М.В. Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

  1. Раздаточный материал (на парты)
  1.   Карточки для составления слов, пословиц.
  2. Лотки с наборами для проведения мастер-класса по изготовлению весенних пташек из холодного фарфора (для учащихся и гостей).

Компьютер, проекционная аппаратура.

 

Ход занятия

Этап занятия

Планируемый результат

Содержание

Наглядно – иллюстративный материал

  1.  

Вступительная часть

Личностные:

самоопределение (мотивация к деятельности)

Познавательные:

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества

Регулятивные:

-целеполагание

 Приветствие

  В класс вошёл не хмурь лица.

Будь активным до конца.

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь.

Не стесняйся, не смущайся,

К новым знаньям приобщайся!

Подготовка  к занятию

По какому поводу люди собираются вместе?

Когда может собраться вся семья?

А вы любите веселиться?

Когда веселятся люди? (по праздникам)

          Праздники- часть духовной культуры русского народа. Праздники в нашей жизни занимают очень важное место. Именно праздники объединяют наши семьи. А какие праздники отмечает  русский народ?

        В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с приметами, суевериями, обычаями, происхождение которых для нас остается загадкой. Как оказалось, обряды, приметы и суеверия в жизни современных людей сохранились со времен язычества. Процесс принятия христианства на Руси продолжался несколько столетий, в результате русское православие превратилось в исключительное явление, где  христианство и язычество тесно переплелись друг с другом.

          Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Постановка темы

Тема занятия – славянские и христианские праздники.

 

 

II.

Основная часть

 

Метапредметные результаты (УУД):

Познавательные УУД:

формирование:

-целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

-стремления использовать знания об истории края;

-логических действий сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные УУД:

формирование:

-умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

-навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях

Личностные УУД:

формирование:

-мотивов, потребностей, привычек к здоровому образу жизни;

-умений устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Знакомство с историческими сведениями о Славянских и христианских праздникам

Праздников у наших предков-славян существовало множество.

Послушаем сообщение Ульяны о зимних славянских праздниках (Приложение 1).

Совсем скоро подойдет к нам этот веселый праздник, который зародился еще в языческой Руси.  Сейчас я загадаю несколько загадок,  а  вы должны отгадать,   о каком празднике идёт речь?

 

Загадки

Стоит девица в избе,

А коса – во дворе

(Печь)

 

Жидко, а не вода,

Бело, а не снег

(Молоко)

Новая посудина,

А вся в дырках

(Решето)

Черный конь

Скачет в огонь

(ухват, кочерга)

 

Бела поляна в поле гуляла

Домой пришла, по рукам пошла

(Мука)

 

Что на сковороду наливают,

Вчетверо сгибают?

(Блин)

 

Он круглый и румяный,
Его любят со сметаной,
И с вареньем и с медком,
Вкус его нам всем знаком.  (Блин)

 

В этот праздник, все стремятся,

Долго дома не сидеть,

А на ярмарку все мчатся,

Представления смотреть,

Выступают скоморохи,

Пекут вкусные блины,

Раз в году бывает праздник,

В завершении зимы.          (масленица)

 

Беседа

Масленица

В конце февраля – начале марта (за 50 дней до Пасхи) праздновали проводы зимы – Масленицу. Это торжество длилось целую неделю. Название Масленица пошло с празднования весны, то есть 1 марта начала нового года. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин – как маленькое солнце – круглый и горячий. Смазать блин маслом – значит поднести дар солнцу, задобрить его.  

Как отмечается  этот праздник в наши дни?

   Масленица празднуется целую неделю. Каждый день имеет свое значение.

 

Перечислить все игры и забавы Масленицы невозможно, но вспомнить некоторые наши традиции мы можем. И не просто вспомнить, но и погрузиться в атмосферу широкого русского праздника!

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Масленица)

    Славянские праздники были пронизаны чем-то необычным, каким-либо  волшебством. Вот и я сейчас для вас заготовила «Заколдованные слова». А ну-ка, расколдуйте их побыстрее! (Приложение 2).

 

 Главный символ Масленицы -  блины. А какие бывают блины? А теперь представьте мысленно, с какой начинкой  вы любите блины?

 

А теперь предлагается послушать, что же говорит о характере человека его блинное предпочтение.

 

Блинное гадание

- Блинчики с вареньем или другой сладкой начинкой  предпочитают люди мягкие, неконфликтные, всегда готовые помочь в беде и поделиться радостью, знаниями или чем-то вкусненьким.

Блины со сметаной любят люди, уважающие семейные традиции. Они добрые и домашние,  любят уют, комфорт и неспешный ритм жизни.

- Блины, фаршированные мясом,  рыбой и икрой  любят люди трудолюбивые, основательные, слегка консервативные и властные. Они уверены в себе и преданы своему делу.

А кто знает рецепт приготовления блинов?

Физминутка

«Итак, давайте представим, что тесто мы уже замесили, что дальше? Правильно – надо разжечь огонь (потерли ладошки), и вот уже затрещали поленья, изобразим это нашими горячими аплодисментами.

Теперь берем в руки сковородки – возьмите соседей за руки, образуя круги, напоминающие нам этот предмет быта.

Русский язык богат пословицами и поговорками. И для Масленицы народ придумал свои  пословицы.

Конкурс «Собери пословицу»

Каждому столу предлагаю разобранные пословицы, посвященные масленице. Вы попробуйте правильно собрать ваши пословицы (Приложение 3).

Учитель

-На смену языческим праздникам приходили христианские. Однако, многие возникали на основе языческих.

    Например, праздник Троицу в нашей стране стали отмечать только спустя 300 лет после крещения Руси. Его языческое название – Семик (Зеленая неделя), или Триглав. Этот день считался границей между весной и летом. По языческой религии, три божества управляли всем человечеством – Перун, Сварог, Святовит. В Семик люди устраивали веселые гуляния, водили хороводы. Дома украшали первой зеленью, из которой потом готовили лечебные настойки и отвары. Так из языческого торжества возник христианский  праздник – Троица.

Как отмечаются праздники в нашей области?

Какое грандиозное событие произошло в январе 2019 года в Липецкой области? (65- летие области). Наша Липецкая область состоит из 18 районов. И в каждом районе проходят свои уникальные праздники и фестивали.

В Добровском районе Липецкой области есть село Волчье. Каждый год, на Троицу, местные жители создают на улицах села рисунки из разноцветного песка, похожие на ковры. Узоры могут быть разными. Линии, круги, цветы, солнце, волны. Объединяет все рисунки одно - они считаются особыми. Это обереги, или "тропы для Бога", как называют их местные. Смесь язычества и христианства...
Работы по нанесению рисунков начинаются часов в 5 утра - нужно закончить до того, как начнётся церковная служба. 
Добывают песок из пластов соответствующего цвета в оврагах неподалёку. Встречаются разные цвета, даже сиреневый. По одной из версий, название села идёт вовсе не от многочисленных волков, обитающих в окрестных лесах, а от от слова "волчик" - овраг.

 

Передаю слово своей коллеге.

 

 

Презентация

 

Слайд 1- 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Мастер-класс «Пташки»

Регулятивные УУД:

формирование:

-способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализацииВесенние

Вступительное слово

  

      1 и 2 марта по народной традиции отмечается Праздник Весны, победившей зиму. Он берет свое начало из старинной славянской легенды о Весне. Люди просили у матери природы немного света, тепла и веселья для изрядно уставшего унылого народа. В это время принято проводить специальные обряды, влияющие на целый год: для прибавления в семье, для богатого урожая, для богатства и достатка. Также в эти дни принято приносить дары богам, чтобы они послали хорошую погоду и скорейшего прихода весны.

     Самый распространенный обрядовый  персонаж   - это Жаворонок, встречается в многочисленных припевках, приговорах, песнях – веснянках (фонограмма «Заклички. Ой, кулики, жаворонушки»).

      Сегодня мы будем учиться делать волшебных жаворонков, которые будут изготовлены из холодного фарфора, разукрашены и помещены на веточках в цветочные кашпо. Тем самым у каждого из вас на окошке появятся жаворонки, которые будут скорее весну зазывать, тепла и радости дому желать (Приложение 4).

        Холодный фарфор — современный удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий.

      В отличие от обычного пластилина, фарфор не пачкает руки. При правильном замесе холодный фарфор не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время.

 Ингредиенты

  • 2 чайные кружечки крахмала (или кукурузного крахмала)
  • 2 чайные кружечки клея ПВА
  • 1ст ложка лимонного сока (или кислоты)
  • 2ст ложки жидкого вазелина (глицерина)
  • 1ст ложка крема для рук (не жирного)
  • стеклянная миска для микроволновки (кастрюля с антипригарным покрытием для плиты)

Первый этап

  • Смазать руки кремом
  • Взять подложку пластиковую и фарфор
  • Определить форму пташки (Приложение 5)

Второй этап

  • Вылепить тело пташки
  • Украсить хвостик и крылышко лепными элементами
  • Палочкой-зубочисткой обозначить глазик и выполнить точечный рельефный рисунок (при желании)
  • Поместить заготовку на сушку (Приложение 6)

Третий этап

  • Взять высушенные заготовки пташек на палочках,  выбрать и расписать пташек.

Значение цвета в народном искусстве

          Цвет всегда имел важное значение и использовался как в бытовой, так и в обережной традиции. Триединство восприятия устройства мира у славян: небо-отец + земля-мать + человек (их творение), оказало влияние и на восприятии цвета. Основные цвета несли большую информационную нагрузку

          Красный – символ огня, жизни, совершенства. Огонь изображается в виде креста. Огонь олицетворяет солнце и, следовательно, наделен теми же функциями. Это символ здоровья и совершенства. Символ защиты от всего дурного.

Красно солнышко – дающее жизнь;

Весна-красна – начало жизни;

Лето красное – торжество жизни

           Желтый - цвет солнца, света, а если он и выступает в роли золотого, то это цвет предстает как знак избранничества, счастья, и высшего суда

           Зеленый цвет, зеленое - в народной культуре соотносятся с растительностью, изменчивостью, незрелостью, молодостью. Отмечено восприятие зеленого цвета как блестящего, сияющего, сходного с золотым и желтым. Особенно характерны такие представления для южных славян .

          Продуцирующая символика зеленого цвета проявляется в весенней и свадебной обрядности.

           В символике узора и декоративно-прикладном творчестве черный цвет символизирует землю. Символ плодородия и материнства, что является основой женского предназначения.

На ваших столах образцы росписи пташек, а вы распишите их по-своему.

Рефлексия

Понравились ли вам ваши пташки? Это подарок вашему дому. ставьте этих пташек в цветочное кашпо на окошке и пусть эти чудесные птички призывают в ваш дом весну, радость, удачу, счастье.

       Давайте и нашим гостям подарим наших пташек с пожеланиями (Приложение 7, 8).

Слайд 37-52

 

IV. Заключительная часть

Регулятивные:

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

рефлексия

Заключительная беседа

  Для чего нам необходимо помнить народные праздники? Для чего мы должны передавать народные традиции? Какую роль в этом играют праздники?

На сегодняшнем занятии мы с вами убедились в том, что в нашей культуре   удивительным образом сохранились традиции и обычаи наших предков – славян. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими кореньями, отруби их, и дерево погибнет». Так и народ, не знающий своей истории и культуры, не любящий свою Родину, не знающий обычаи и традиции, обречен на исчезновение».  Эту же мысль М.В. Ломоносов подтвердил простыми, но очень глубокими словами: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» (Приложение  9).

 

  •  

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Сообщение о языческих праздниках

Большие Велесовы Святки

С 25 декабря по 6 января на Руси народ отмечал Большие Велесовы Святки — двенадцать святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в году. Наши предки совершали различные магические обряды. Считалось, что эти обряды повлияют на могучие силы природы и принесут в будущем году новый обильный урожай. Во время  зимних святок люди колядовали — ходили по домам с короткими песнями-колядками,  желали хозяевам счастья,      богатства, добра. Наши предки верили, если нарядиться и скрыть себя под личиной какого-нибудь животного, то нечистая сила не узнает и не причинит зла.

Ещё в глубокой древности возникли Святочные гадания. Человек считал, что можно узнать будущее, заглянув в прошлое, или узнать свою судьбу по разным приметам. Существовали различные способы гадания: гадание башмачком, гадание снегом, гадание под окном, гадание на курицах, гадание на воске.

Коляда

Коляда отмечался 7 января. Коляда — от уменьшительно-ласкательного «коло», обозначающего солнце-младенца. Это новорожденное солнце открывает новый год, символизирует солнце будущего года.

Гадали на супружество, на урожай, на приплод. А за сговорами и сватовством следовали свадьбы.

Водосвет

19 января отмечался Водосвет. В этот день Вода становится светлой, после чего длительное время сохраняет свои целебные свойства. По обычаям принято искупаться в проруби. Вода в этот день волшебная и даёт купающимся здоровье. Праздник проводился под открытым небом, по возможности - у источника воды (реки, озера, родника, ключа). Мужики пробивают проруби, а бабы украшают разноцветными лоскутками лед вокруг них.

Масленица

В конце февраля – начале марта (за 50 дней до Пасхи) праздновали проводы зимы – Масленицу. Это торжество длилось целую неделю. Название Масленица пошло с празднования весны, то есть 1 марта начала нового года. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин – как маленькое солнце – круглый и горячий. Смазать блин маслом – значит поднести дар солнцу, задобрить его.  

Дальше следовал праздник Красная Горка, Егорий вешний – в мае,  в июне – Русалии, затем Купала, а в августе – Перунов день (Ильин день)

 

 

Приложение 2.

«Заколдованные слова»

 

  1. ЛИНЫБ

 

 

  1. ЁАЩТ

 

 

  1. ОПРДЫВО

 

 

  1. ДЕЛСИОПИК

 

 

  1. НИЕЩЕОПР

 

 

  1. ЫВБАЗА

 

 

  1. ИКРПАЗДН

 

 

    8. АЛСЕНЦИМ

 

  1. ИКРПАЗДН

 

 

    8. АЛСЕНЦИМ

 

 

 

Приложение 3.

«Собери пословицу»

 

Масленицу провожаем,

Света Солнца ожидаем!

Не всё коту Масленица,

будет и Великий пост

Блинцы, блинчики, блины,

как колеса у Весны!

Блин – не сноп –

на вилы не наколешь

На горах покататься,

в блинах поваляться

На Масленой повеселись,

блинком угостись

 

Блин не клин – 

 

брюхо не расколет

В прощеный день, как на Пасху,

все целуются

Масленица идет,

 

блин да мед несёт

Без блина – не Масленица,

 

без пирога – не именины!

Не житьё,

 

а Масленица!!!

Масленица объедуха,

 

деньгам приберуха

 

 

полный текст - /data/files/n1559144978.docx (Славянские и христианские праздники)

Опубликовано в группе «Открытые уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.