«Внутренняя политика Екатерины II и «просвещённый абсолютизм»
Тема: «Внутренняя политика Екатерины II и «просвещённый абсолютизм»
Цель: определить, была ли внутренняя политика Екатерины II противоречивой и в чём выражались эти противоречия.
Задачи:
- определить характер внутренней политики Екатерины II;
- познакомиться с основными мероприятиями, проведёнными в духе «просвещённого абсолютизма»;
- обучить умению решать проблемные задачи и анализировать исторические факты;
- отрабатывать навыки работы с историческими документами;
- анализировать события и факты;
- воспитывать чувство объективного отношения к истории, историческим личностям, событиям.
Тип урока: комбинированный, с элементами проблемного обучения.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, классная доска, фрагменты документов, портрет Екатерины II.
План:
I. Орг. момент.
II. Актуализация.
III. Изучение нового материала.
1. Идеалы Просвещения и «просвещённый абсолютизм».
2. Уложённая комиссия.
IV. Закрепление.
V. Итоги. Рефлексия.
VI. Д/З.
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Слайд 1 Вводное слово. Здравствуйте, ребята! Урок у нас сегодня необычный. Необычный потому, что мы будем говорить об императрице, правление которой в истории назвали «золотым веком» Российской империи. Когда этой императрице присвоили титул «Великая», она воскликнула: «Великая ли я, решать будет потомство». Вы, наверное, догадались, о ком пойдёт речь? (Екатерина Алексеевна II Великая)
Слайд 2 IАктуализация. Давайте вспомним:
1) Каким образом Екатерина II взошла на престол?
2) Имела ли она законные права?
3) Что такое эпоха «Просвещения»? Каковы её главные идеи?
Слайд 3 Создание проблемной ситуации.
Екатерина II была высокообразованным человеком, хорошо была знакома с трудами французских просветителей: Вольтера, Дени Дидро, Жана-Жака Руссо, Клода Адриана Гельвеция.
Слайд 4 Долгие годы она переписывалась с просветителями. Они по-разному отзывались о Екатерине II. Вольтер, например, называл её «самой блестящей звездой севера».
Слайд 5 На слайдах высказывания французских просветителей о Екатерине II. Прочитайте, пожалуйста, что сказал Дени Дидро об императрице: «Русская императрица, несомненно, является деспотом».
Вопрос. Какой вы её представили со слов Дидро?
Слайд 6 А Клод Адриан Гельвеций считал: «Она защитница от азиатского деспотизма».
Вопрос. Какой вы её представили со слов Гельвеция?
Внутренняя политика Екатерины II как и Петра I была насыщена преобразованиями, попытками изменить сложившуюся ситуацию в стране. Но насколько были эффективны эти преобразования и была ли противоречивость во внутренней политике императрицы?
Слайд 7 Формулирование проблемы.
Сравните два мнения просветителей о Екатерине II и её внутренней политике, какое у вас возникает противоречие? Какой вопрос?
Проблема. Таким образом, нам необходимо определить: была ли внутренняя политика Екатерины II противоречивой и в чём выражались эти противоречия?
Это проблема нашего урока, которую мы должны будем решить в конце урока.
Слайд 8 Версии, гипотезы. Какие у вас есть предположения, версии по решению этой проблемы. Закончите фразу, которая написана на доске: «Эпоха правления Екатерины II – это …»
Слайд 9 Изучение нового материала.
В начале урока я предлагаю поближе познакомиться с Екатериной 2, и как с человеком, и как с правительницей (Документ1).
Слайд 10-11 Идеалы Просвещения и «просвещённый абсолютизм».
XVIII век – это век Просвещения. Правители многих стран – императрица Мария Терезия и её сын император Иосиф II в Австрии, король Фридрих II в Пруссии, в том числе и Екатерина Великая старались проводить реформы в духе идей Просвещения.
Слайд 12 Время правления Екатерины 2 называют эпохой «Просвещенного абсолютизма». А что такое «Просвещенный абсолютизм»? Дайте определение этому понятию, поработав с Документом 2
Слайд 13 На основе идей французских просветителей императрица разработала свою программу мероприятий, направленных на изменение всех сфер жизни русского государства. Екатерина считала, что России необходим «просвещённый монарх» («философ на троне»), который разработал бы идеальную систему законов. Помощь в управлении государством «просвещённому монарху» должны были оказывать дворяне. В русле политики «просвещенного абсолютизма» Екатерина II наметила провести следующие мероприятия.
Перед вами на слайде таблица, где слева отображены первые преобразования императрицы, а справа – основные идеи эпохи Просвещения.
Обратимся к таблице и выясним, были ли преобразования Екатерины II созвучны с основными идеями Просвещения.
Слайд 14 «Первые преобразования Екатерины II»
Первые преобразования Екатерины II | Основные идеи просветителей |
1. Подтверждение Манифеста о вольности дворянства. | 1. Признание естественных прав: люди рождаются свободными и равными в правах. |
2. Продолжение секуляризации. | 2. Ограничение власти церкви. |
3. 1767 г. Создание Уложённой комиссии для составления нового свода законов. | 3. Принцип разделения властей. Законодательная власть - парламенту, исполнительная - королю и правительству, судебная - судьям, выдвинутыми населением. |
1) - Какое первое преобразование в политике Екатерины II? Сравним с идеей просветителей. Что вы скажите?
2) - А какой следующий её шаг? Документ 3 Стр. учебника 86, 3 вопроса на слайде
- Слайд 15 Что такое секуляризация? Сравните с тем, что предлагали просветители. Что вы отметите? Записываем в тетрадь определение
Секуляризация – конфискация церковного имущества в пользу государства.
Вступив на престол и стремясь завоевать симпатии духовенства, Екатерина отменила провозглашённую Петром III секуляризацию церковных земель. Но уже в 1763-1764 гг. она издаёт указ о секуляризации церковных и монастырских земель. Это пополнило опустевшую казну и позволило прекратить волнения монастырских крестьян. Церковь, потеряв имущественную самостоятельность, была окончательно подчинена государству.
Секуляризация церковного имущества при Екатерине II – очевидный пример политики просвещённого абсолютизма.
записываем в тетрадь 1767 году? -Созыв Уложённой комиссии – это первый шаг, первая попытка осуществить принцип разделения властей.
- Как же можно оценить эту сторону её политики в сравнении с идеей разделения власти?
Итог. Какой вывод мы можем сделать, сравнив первые шаги Екатерины II и идеи просветителей?
Слайд 16 Уложённая комиссия. Документ 4
Одним из самых крупных мероприятий императрицы в духе политики «просвещённого абсолютизма» явился созыв Уложённой комиссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить Соборное уложение 1649 года, а также для определения государственной власти в стране.
Просветители выдвинули идею разделения власти: законодательная - парламенту, исполнительная - королю и правительству, а судебная - судьям. Екатерина II свою программу государственного устройства изложила в «Наказе», отрывок из которого нам поможет понять, какой представляла она власть в государстве.
Из «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии
Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства…
Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно.
Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели.
угождать многим.
Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра…
Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя…
Государь есть источник всякой государственной и гражданской власти.
Вопросы:
- Какой должна была быть власть государя в России, по мнению Екатерины II?
- А как можно ещё, по-другому, назвать такую власть?
- Для чего необходимо самодержавное правление в России?
- Так в какой же форме представляла власть императрица?
Это – принцип просвещённого абсолютизма.
Просвещённый абсолютизм – использование европейскими монархами в своей политике отдельных идей Просвещения.
Слайд 17 Екатерина решила привлечь к разработке нового свода законов не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословий. Комиссия собралась в июле 1767 г. в Московском Кремле. Каждый депутат имел наказы от своих избирателей. Документ 5
Дворяне – упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать органы местного самоуправления.
Купцы – монополии на торговлю в городах, привилегии дворянские – освобождение от телесных наказаний, владение крепостными.
Государственные крестьяне – притеснения помещиков и заводчиков, нехватка земли, высокие налоги.
Национальные меньшинства – уравнение в правах с русскими.
Крепостные крестьяне не были приглашены на работу Уложённой комиссии!
Для каждого сословия был важен свой вопрос и свои привилегии. Поэтому на заседаниях разгорались споры между депутатами, а о тяжёлой судьбе крепостного крестьянства говорил лишь один человек – Григорий Коробьин, но его выступление встретили враждебно. Сама же Екатерина II по поводу крепостного права выразилась весьма сдержанно: «Нужно, чтобы законы гражданские, с одной стороны, злоупотребление рабства отвращали, а с другой, предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти».
Нерешённость крестьянского вопроса в дальнейшем явилось одной из главных причин крестьянских волнений в России. Так, и не приняв никаких существенных решений, Уложённая комиссия была распущена императрицей, но её опыт был учтён в дальнейшем законотворчестве.
Таким образом, Уложённая комиссия у современников, а также большинства историков пользовалась недоброй репутацией. Критики Уложённой комиссии правы в одном – она не выполнила главной своей задачи – не составила нового Уложения. И всё же должны быть отмечены три позитивных результата её деятельности.
1) Были выявлены «нужды и чувствительные недостатки нашего народа»;
2) Работа комиссии способствовала распространению в России идей Просвещения;
3) Укрепление положения самой Екатерины II, поднесение ей титула «Матери Отечества».
Документ 6
Слайд 18 Подтвердите или опровергните высказывание:
Созыв и работа Уложенной комиссии стали крупным мероприятием Просвещенного абсолютизма.
Приведите не менее двух аргументов ГРУППОВАЯ РАБОТА
Аргументы «ЗА» | Аргументы «ПРОТИВ» |
| |
| |
VII. Выражение решения проблемы.
- Итак, ребята, какова была проблема нашего урока? А к какому решению мы пришли? Какой вывод можем сделать?
(Внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. Одним её направлений были мероприятия в духе «просвещённого абсолютизма», а другим – усиление репрессивных мер. Проводимая в интересах дворян-помещиков – опоры самодержавной монархии, она вызывала протест населения).
Слайд 19 Итоги. Рефлексия. Групповая работа
В заключении я попрошу каждого из вас выразить своё отношение к правлению Екатерины II через синквейн.
Екатерина II
Властная, великая
Просвещала, конфисковала, созывала
Екатерина II – Великая Российская Императрица
Абсолютизм
Кто-то написал, что Екатерина II Великая, кто-то – просвещённая, кто-то – деспотичная.
Сегодня мы, её потомки, спустя более II веков, попытались решить, как сказала сама Екатерина II: «Великая она или нет». Попытались понять – просвещённая она или нет! Однозначно трудно ответить её потомкам на тот вопрос, но одно я могу сказать вам точно: «Из Екатерины не получился «мудрец на троне», в России не ослабли самодержавие и крепостное право. Но, в то же время, была проведена колоссальная законодательная и административная работа, о которой мы поговорим на следующих уроках.
IX. Д/З: параграф 14, выучить записи в тетради.
Большое спасибо за урок!
Ирина Владимировна Казарцева
Потамошнева Наталья Алексеевна