Технологическая карта урока истории по теме «Внутренняя политика Екатерины 2» (7 класс)
Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога: Барышников Денис Вадимович Должность: учитель истории и обществознания
Полное название ОО (с указанием муниципального образования): МБОУ «Большеошворцинская СОШ имени Ф.А. Пушиной»
Предмет: история. Класс: 7. Учебник (УМК, программа): А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс.
Тема урока: Внутренняя политика Екатерины 2. Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование: карточки с заданиями.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок: в соответствии с учебной программой учащимися была изучена тема «Внешняя политика 1725 – 1762 гг.». Уровень учащихся разный от базового уровня до высокого уровня.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
На основе работы с текстом учебника, презентацией, текстами документов узнать об основных событиях внутренней политики Екатерины 2;
охарактеризовать государственное управление, сложившееся в годы правления Екатерины 2;
познакомить обучающихся школьников с личностью Екатерины 2 и ее окружением;
охарактеризовать особенности внутренней политики России данного периода;
раскрыть суть политики «просвещенного абсолютизма».
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Сформировать представление о Екатерине 2 и ее деятельности. Охарактеризовать государственное управление, сложившееся в годы правления Екатерины 2. Узнать об основных событиях внутренней политики Екатерины 2. |
Научиться определять деятельность Екатерины 2 и ее окружения. Научиться выделять основные признаки управления, сложившегося в годы правления Екатерины 2. Научиться определять основные события внутренней политики Екатерины 2. |
Регулятивные |
Осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы. Внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действий в случае расхождения эталона. Реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самими обучающимся, учителем, товарищами. |
Ставить цель, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять коррекцию знаний. |
Познавательные |
Формирование умения формулировать познавательную цель, умения принимать и сохранять учебную задачу урока. Развитие операций мышления, сравнения, сопоставления, обобщения, классификации. Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности: умения выдвигать и формулировать гипотезы, умения наблюдать, делать выводы и умозаключения. |
|
Коммуникативные |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально и в группе. |
Работать в группе, слушать и понимать речь других. Строить продуктивное взаимодействие при выполнении познавательных задач. |
Личностные |
Развитие самостоятельности мышления учащихся в учебной деятельности. Формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов. Развитие самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности. Формирование доброжелательного отношения к иному мнению. |
Проявлять мотивацию к работе на результат, как в |
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодействия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап |
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. Организовать самостоятельное формулирование темы и целей урока. |
Формирование информационного запроса. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Проводит беседу о ранее изученном материале на предыдущих уроках, связанных с Эпохой Дворцовых переворотов. Подводит к изучению нового материала. Предлагает сформулировать тему и цели урока. |
Актуализируют знания ранее изученного материала на предыдущих уроках и выполняют тестовые задания, связанные с предыдущими темами. Формулируют тему урока. Формулируют и записывают цели урока. |
Личностные УУД: Проявлять интерес к Эпохе Екатерины 2, рассматривая ее как одну из выдающихся личностей в мировой истории. Познавательные УУД: Формулировать информационный запрос. Регулятивные УУД: Определять цели учебной деятельности. |
Ориентировочный этап |
Организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации. |
Беседа. |
Фронтальная. |
Задает вопросы о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий. |
Называют известные им источники поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий. |
Регулятивные УУД: Планировать, т.е. составлять план с учетом конечного результата. |
Поисково-исследовательский этап |
Организовать осмысленное понимание личности Екатерины 2. |
Исследование: сбор и анализ фактов; обобщение данных; формулирование выводов. Заполнение таблицы. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Координирует действия учащихся. Организует обмен сведениями: задает вопросы о прочитанном материале. Задает вопросы обобщающего характера. Организует самостоятельное прочтение текста с целью поиска ответа на поставленные вопросы. Предъявляет задачу по заполнению таблицы. |
Подтверждают свои слова отрывками из прочитанного текста. Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы товарищей. Делают выводы. |
Познавательные УУД: Искать и выделять необходимую информацию. Выборочно пересказывать текст. Структурировать знания. Строить логическую цепочку рассуждений. Доказывать свою точку зрения. Формулировать вопросы. Формулировать выводы. |
Практический этап |
Обеспечить применение полученных знаний для решения тестовых заданий. |
Решение тестовых заданий. |
Индивидуальная. |
Ставить перед детьми задачу по решению тестового задания. Ставит задачу по взаимопроверке прорешенного теста. |
Решают тестовые задания. Осмысляют полученный результат. |
Познавательные УУД: Подведение под конечный результат пройденной темы. Предметные УУД: Оценивать результат деятельности Екатерины 2. |
Рефлексивно-оценочный этап |
Осмысление процесса и результата деятельности. |
Оценивание своей работы в течение урока и возврат к поставленным целям в начале урока. |
Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Предлагает оценить факт достижения цели урока. Предлагает оценить собственную работу в течение урока. |
Оценивают степень достижения цели урока. Каждый оценивает свою работу на уроке. Оценивают работу класса. |
Регулятивные УУД: Констатировать необходимость соблюдения правил делового партнерства. Коммуникативные УУД: Адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании. |
Дата: _______ / _______ / __________ Подпись педагога: __________ / Барышников Д.В.
Проект самоанализа урока
Ф.И.О педагога: Барышников Денис Вадимович Должность: учитель истории и обществознания
Полное название ОО (с указанием муниципального образования): МБОУ «Большеошворцинская СОШ имени Ф.А. Пушиной»
Предмет: история. Класс: 7. Учебник (УМК, программа): А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс.
Тема урока: Внутренняя политика Екатерины 2. Тип урока: изучения нового материала.
Этапы урока |
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Возможные риски |
Коррекционная работа |
Мотивационно-целевой этап |
Личностные, познавательные, регулятивные |
Личностные УУД: Проявлять интерес к Эпохе Екатерины 2, рассматривая ее как одну из выдающихся личностей в мировой истории. Познавательные УУД: Формулировать информационный запрос. Регулятивные УУД: Определять цели учебной деятельности. |
Научиться определять о ком и чьей деятельности пойдет речь на уроке. Научиться определять хронологические рамки предшествующих и последующих исторических деятелей. Научиться ставить цели, задачи и вопросы, которые необходимо решить в течение урока. |
Затруднение при определении о ком и чьей деятельности пойдет речь на уроке. Затруднение при определении хронологических рамок предшествующих и последующих исторических деятелей. |
Довести до сознания каждого ребенка, что на уроке пойдет речь о деятельности Екатерины 2 и ее окружения. Подвести учащихся к формулировке темы и целей урока при помощи наводящих вопросов. |
Ориентировочный этап |
Регулятивные |
Регулятивные УУД: Планировать, т.е. составлять план с учетом конечного результата. |
Определять и формулировать методы достижения цели. Поиск средств по решению поставленных целей, задач и вопросов. Планировать деятельность по решению поставленных целей, задач и вопросов в начале урока. |
Затруднение при нахождении способов решения поставленных целей, задач и вопросов, поставленных в начале урока. Затруднение при поиске необходимой информации для ответа на поставленные цели, задачи и вопросы. |
Подвести учащихся к имеющимся способам устранения пробелов в знаниях. Помочь определить источники информации, в которых можно найти ответы на поставленные цели, задачи и вопросы в начале урока. |
Поисково-исследовательский этап |
Познавательные |
Познавательные УУД: Искать и выделять необходимую информацию. Выборочно пересказывать текст. Структурировать знания. Строить логическую цепочку рассуждений. Доказывать свою точку зрения. Формулировать вопросы. Формулировать выводы. |
Выполнять пробное учебное действие, в случае неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение. Открывать и структурировать знания. Выдать готовый продукт - таблица «Внутренняя политика Екатерины 2». |
Затруднения при поиске необходимой информации. Может оказаться, что ребенок не понимает, как анализировать текст. Затруднения ребенка при анализе текста и вычленении и необходимой информации из текста для заполнения таблицы. |
Использовать методику совместного анализа текста и подведения ребенка на основную мысль с помощью наводящих вопросов. Помочь учащимся сформулировать мысль и оформить ее письменно в табличном виде. |
Практический этап |
Познавательные, предметные |
Познавательные УУД: Подведение под конечный результат пройденной темы. Предметные УУД: Оценивать результат деятельности Екатерины 2. |
Закрепление знаний в процессе решения тестовых заданий, связанных с пройденной темой. |
Затруднение ребенка при решении тестовых заданий из-за недопонимания, пройденной темы. |
Оказать индивидуальную или групповую помощь в случае затруднения при решении тестовых заданий, связанных с пройденной темой. |
Рефлексивно-оценочный этап |
Регулятивные, коммуникативные |
Регулятивные УУД: Констатировать необходимость соблюдения правил делового партнерства. Коммуникативные УУД: Адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании. |
Дать адекватную оценку своей работы и работы класса в целом. Проанализировать степень достижения, поставленных целей, задач, вопросов, которые были поставлены в начале урока. |
Может быть либо завышенная, либо заниженная самооценка. Затруднения при определении достижения целей, задач, вопросов, которые были поставлены в начале урока. |
Тактично скорректировать самооценку работы учащихся и работу класса в целом. Определить работу по коррекции недостающих знаний, в случае если цели, задачи, вопросы были нерешены в течение урока. |
Дата: _______ / _______ / __________ Подпись педагога: __________ / Барышников Д.В.