12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Платонова Мария Анатольевна575
Россия, Алтайский край

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Змеиногорская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» Змеиногорского района Алтайского края


 


 


 


 

Методическая разработка воспитательного мероприятия

«Во глубине сибирских руд»

(приобщение к культурному наследию своей малой Родины)


 

Разработчик:

Платонова Мария Анатольевна,

учитель английского языка


 


 


 


 


 

2020


 

Методическая разработка воспитательного мероприятия

«Во глубине сибирских руд»

Тематическое направление: приобщение к культурному наследию своей малой Родины

Тема воспитательного мероприятия: «Во глубине сибирских руд»

Актуальность: обоснование выбранной темы заключается в том, что Змеиногорск – шахтерский город с богатой историей, но, к сожалению, у детей нет чувства принадлежности к своему родному городу, они не знают его историю, историю тех мест, мимо которых они проходят каждый день. Данное мероприятие поможет детям «другими глазами» взглянуть на них, приобщиться к культурному наследию своей малой Родины.

Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов (возраст 11-13 лет).

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: приобщение к культурным ценностям своей страны, своего района является приоритетным в моей работе, прежде чем пойти на экскурсию по городу, мы посетили Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова в Змеиногорске.

Цель: создание условий для расширения знаний обучающихся о родном городе и его достопримечательностях, расширение их кругозора.

Задачи:

1) Обучающие:

- привлечь внимание учащихся к культурному и историческому наследию родного города;

- формировать интерес к малой Родине;

- познакомить с историей города Змеиногорска;

- систематизировать знания детей о родном городе, его памятных местах.

2) Развивающие:

-расширить кругозор обучающихся, изучая исторический материал о своем городе.

3) Воспитательные:

- привить детям любовь и уважение к своей малой Родине;

-побудить интерес к изучению истории своего города;

- воспитать патриотические чувства, гражданское сознание, гордости за свою малую Родину.

Планируемые результаты:

Предметные: возможность научиться определять достопримечательности родного города.

Метапредметные: способность понимать задачу мероприятия и стремление её выполнить.

Личностные: формирование чувства гордости за свой родной город.

 

Форма проведения: экскурсия по городу. Экскурсия – самый лучший вид наглядности, проходит на свежем воздухе, дети в это время физически активны и имеют возможность воочию видеть все описываемые объекты.

Педагогические технологии: технологии организации и проведения группового воспитательного дела, здоровьесберегающие технологии. Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых  отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам. Методы – словесный метод (лекция), наглядный метод. Лекция проводится в стихотворной форме, чтобы привлечь внимание детей необычным изложением материала (материал зарифмован самим классным руководителем). Приемы – аргументация, сравнение, рассуждения, аналогия.

Подготовительная работа:  посещение школьного музея, Музея истории развития горного производства имени А. Демидова г.Змеиногорска; проведение опроса среди детей и их родителей «Что я знаю об истории Змеиногорска?»; отбор информационного материала; подготовка сценария мероприятия; согласование экскурсии по городу и т. д.

Ресурсы: информационные (https://ru.wikipedia.org/wiki/Змеиногорск; http://администрация-города-змеиногорска.рф/gorod/historspr.html; http://altlib.ru/territorii/5488-2/; http://museizmei.ru).

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данная разработка может быть рекомендована как воспитательное мероприятие учителям среднего звена, педагогам дополнительного образования; как урок – закрепление пройденного материала по краеведению, к памятным датам горного дела города Змеиногорска.


 

Ход мероприятия (учащиеся вместе с классным руководителем собираются на стадионе города Змеиногорска, отсюда, по указанному ниже маршруту, начинается пешая экскурсия по городу по историческим местам. Экскурсию ведет классный руководитель).

Продолжительность мероприятия: 60 минут

t1610355690aa.jpg


 


 


 

«Во глубине сибирских руд»

t1610355690ab.jpg

В тысяча семьсот тридцать шестом году,

Перерабатывая серебросвинцовую руду,

У подножья горы Змеиной

Образовался поселок дивный.

Много памятных здесь мест,

Все их трудно перечесть…

t1610355690ac.jpg(Змеиногорский карьер)

Вот мы видим здесь карьер,

Открывая в прошлое дверь,

На этом месте была Змеиная гора.

Вот в её-то честь тогда,

Получил названье он,

Город – сердцу нам родной.

Змеиногорск – старинный град,

Он историей богат.

Вы задания получили,

У родителей спросили,

Чем же знамениты эти места?

И причем здесь серебряная руда?

(ответы детей)

Молодцы! В этом экскурсии суть,

Так давайте начнем наш путь!

(начинается экскурсия по городу)

Представьте: восемнадцатый век…

Акинфий Демидов – непростой человек,

Предприниматель, промышленник, статский советник,

А ещё, весьма богатый наследник.

Имел заводы по всей стране,

Но мечтал об алтайском серебре.

Было всё тщетно, поиски не приносили результата, как вдруг

Одна из экспедиций находит запасы серебряных руд.

По указу Демидова здесь было построено 30 шахт.

Мы возле одной из них – Екатерининская шахта, видите этот каменный пласт?

t1610355690ad.jpg(Вход в Екатерининскую шахту)

Высота первых шахт была до пятнадцати метров,

А протяженность в несколько километров.

В самые низкие из них ссылались каторжники со всей России,

И пощады они не просили…

Выходить на поверхность земли им было запрещено до конца своих дней,

Страшный конец жизни для всех этих людей.

Около сорока «пугачёвцев» было среди них…

Здесь я ненадолго прерву этот стих…


 

И вот мы пришли на плотину.

Купаться, вы думаете, я вас зову?

Это место вам всем знакомо.

Здесь вы чувствуете себя как дома.

t1610355690ae.jpg(Змеиногорская плотина)

Тут вы купаетесь и загораете.

Ну, и друзей нередко встречаете.

Ловите рыбу в компании с папой,

Прикрыв от зноя голову шляпой.

Какова же история этой плотины?

Давайте речь от истоков вести.

Это был далекий тысяча семьсот семидесятый год…

Инженер-гидротехник Козьма Фролов

Столкнулся с проблемой откачки воды

Из шахты шестьдесят-трёх метровой глубины.

Он создал уникальную установку в виде системы водяных колёс,

С помощью которых производилась подача руды и водосброс.

t1610355690af.jpg

Производительность труда увеличилась в несколько раз.

Но это не конец истории, я продолжаю рассказ.

Козьма Дмитриевич понял эффективность гидросиловой установки,

И им было принято решение перегородить реку Змеёвку.

Так образовалась, высотой в восемнадцать метров, плотина,

В основании – 92 метра была её ширина.

По каналам устремлялась в штольни вода,

Гидравлические колёса приводились в движенье, и из глубины шахты поднималась руда.

t1610355690ag.jpg(Реконструкция Змеиногорской плотины, находится в музее г.Барнаула Алтайского края)

Этой плотине более двухсот лет,

Но, до сих пор, уникальнее этого места в Змеиногорском районе нет.


 

Вот вдалеке мы видим сопку «Караулку»,

t1610355690ah.png(сопка «Караульная»)

И продолжая нашу прогулку…

Никто не знает, откуда такое название?

Как появилось данное наименование?

(ответы детей)

Ответы, в целом, верны, я дополню информацию…

В 1756 году, здесь было решено разбить дислокацию,

И на вершине этой сопки построить крепость военную,

Чтобы охранять руду драгоценную,

А также каторжников данного поселения,

И подавлять бунты среди населения.

В общем «караулить» было её назначение,

И название сопки не вызывает сомнения.

От этой крепости не осталось и следа,

И только две пушки сохранились до сего дня.

t1610355690ai.jpg

Хранятся они в Змеиногорске, в Музее горного дела,

Восторгу вашему, я вижу, нет предела…


 

Был ещё один известный золотоискатель,

Горный инженер и знаменитый изобретатель,

Пётр – Козьмы Фролова сын,

Весьма состоятельный дворянин.

Все заслуги Петра Фролова сложно сосчитать,

Но одну из них – Змеиногорскую «чугунку» нужно описать.

t1610355690aj.jpg

Построенная в 1809 году для ускорения транспортировки руды,

И хоть и была она небольшой длины,

Но соединила Змеиногорский рудник и Корболихинский сереброплавильный завод

По доставке драгоценных пород.

Использование «чугунки» в сочетании с выстроенным процессом транспортировки,

Значительно повышало производительность перевозки.

Это была первая чугунно-рельсовая дорога на конной тяги в мире,

Длина её доходила до двух километров, в ориентире.

И если раньше, груз в 8 тонн перевозили 25 лошадей по обычной дороге,

То теперь, везла одна по «чугунке» без подмоги.

Дорога проработала примерно 25 лет.

После смерти Фролова, эксплуатация её была сведена на нет.

Окончательно она была разрушена в 1945 году,

Но фрагмент этой дороги мы видели в нашем музее, имейте это ввиду.


 

И вот снова он – Змеиногорский карьер,

Давайте почтим память сотни людей,

Которые отдавали свои жизни,

Вырабатывая золотые и серебряные прииски.

Экскурсия наша закончится тут,

Прочтением стихотворения «Во глубине сибирских руд».

Нам его Арина прочтёт,

Оно прекрасно нам подойдёт,

Как будто бы Пушкин видел эти места,

И глас его слышен через века…

t1610355690ak.jpg(Змеиногорский карьер)

(Арина читает стихотворение)

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

А.С. Пушкин


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.