Экологическая грамотность учащихся в школе
Пояснительная записка к презентации
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
Барсукова Е.Н. Стенина Н.В.
Муниципальное образовательное учреждение г.Иркутска средняя общеобразовательная школа №6
Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важных факторов преодоления экологических проблем.
Цели: используя программу Power Point, создать игру «Умники и умницы» для стимулирования экологической грамотности, интереса, мотивации к охране окружающей среды, бережного отношения к энергоресурсам.
Задачи:
Статья I.познакомить с понятиями по теме «Энергия и среда обитания»; Статья II.привлечь и заинтересовать ребят проблемами охраны энергоресурсов на Земле через создание игры «Умники и умницы» по мотивам телевизионной игры «Своя игра» совместно с учащимися; Статья III.познакомить с источниками литературы, интернета по этому направлению, проанализировать их содержание; Статья IV.сформулировать выводы и оформить работу.Актуальность темы заключается в том, что в современном мире жизнь цивилизованного человека требует огромных затрат энергии, что приводит к истощению энергоресурсов планеты.
Одним из путей решения данной проблемы является привлечение подрастающего поколения к бережному отношению энергоресурсов и стимулированию их сознания к созданию альтернативных источников энергии. Для этого необходимо создать условия для понимания, изучения и усвоения учащимися экологических проблем, с которыми они сталкиваются в жизни.
Гипотеза содержит в себе использование массового участия детей в играх экологической направленности, что будет являться наилучшей агитацией к эффективному энергосбережению и приведёт к осознанию глобальной проблемы истощения энергоресуров на Земле и созданию альтернативных природосберегающих источников.
Экологическая грамотность состоит в способности к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельно-
стью человека.
Она включает в себя следующие компоненты:
понимание природы как среды обитания человека, его дома;
естественнонаучные знания и знания закономерностей взаимодействия природы и человека;
способности к природоохраняющей деятельности;
умение и навыки обращения с приборами, фиксирующими состояние природной среды.
Чтобы население было экологически грамотным необходимо:
знание принципов экологии;
системное мышление;
практическое следование экологическим ценностям.
Для достижения положительных результатов требуется:
вооружить каждого системой научных знаний, умений и навыков экологического характера;
сформировать потребность в этих знаниях;
научить использовать приобретенные знания в жизни;
дать представление о ценности природных ресурсов, об экологически безопасных экономичных и рациональных способах их использования;
донести информацию о существующих в стране и мире экологических проблемах;
объяснить необходимость личного участия каждого в экологической жизни общества.
Принципы формирования экологической грамотности несут в себе:
направленность экологического образования на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды;
направленность на выработку бережного отношения к окружающей среде;
постановка экологического образования и воспитания должна быть четко организована.
Для того чтобы добиться прочных знаний, устойчивого интереса, разнообразить формы проведения уроков, мы часто используем игровые технологии, в том числе и в экологическом образовании. Игра обучает, развивает, воспитывает. Игра - естественная форма деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для творчества и самовыражения.
Игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение.
В личной практике нами используются несколько типов игр: интеллектуально-творческие игры; деловые игры; комплексные игры.
Приведем несколько примеров дидактических заданий, классифицировав их по Петрусинскому В.В.: задания по игровой среде; задания по предметной области; задания по характеру педагогического процесса; задания по области деятельности.
Трудно переоценить использование игровой технологии, поскольку в результате процесса происходит усвоение самого разнообразного материала. Кроме того игры развивают психику ребенка, его творческий и нравственный потенциал, интерес к предмету.
Особенностью игровой деятельности является активность, занимательность, коллективность, моделирование, решение проблем, творческий характер, эмоциональная окрашенность.
Игра «Умники и умницы» помогает достижению в нашей деятельности повышения уровня экологической грамотности учащихся в процессе обучения. Интеллектуальная игра предназначена для учащихся старших и средних классов.
Критерии оценки и правила игры:
Первой отвечает команда, выигравшая в конкурсе «Кто первый?»
В течение 30 секунд команда даёт ответ.
В случае неверного ответа – комментарий ведущего.
Зрители не должны подсказывать, давать советы.
Нельзя выкрикивать с мест, переговариваться.
Набравшие сумму 800 – оценка отлично, остальные – хорошо (необходимо дать хотя бы два правильных ответа).
За каждое замечание – минус 10 баллов с команды.
В результате участия в игре учащиеся получили следующие навыки:
умение осуществлять учебное сотрудничество в группах;
логическое изложение ответов на поставленные вопросы;
творческий подход каждой команды к коллективной игре;
продукт полезен и востребован.
http://президент.рф/news/ «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года
Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». - М., 2001. - № 2.
Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
Головских Д.С.Формирование экологической грамотности на ступени высшего образования.
А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г