Экологическая грамотность учащихся в школе

1
0
Материал опубликован 5 October 2019

Пояснительная записка к презентации

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Барсукова Е.Н. Стенина Н.В.

Муниципальное образовательное учреждение г.Иркутска средняя общеобразовательная школа №6

Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важных факторов преодоления экологических проблем.

Цели: используя программу Power Point, создать игру «Умники и умницы» для стимулирования экологической грамотности, интереса, мотивации к охране окружающей среды, бережного отношения к энергоресурсам.

Задачи:

Статья I.познакомить с понятиями по теме «Энергия и среда обитания»; Статья II.привлечь и заинтересовать ребят проблемами охраны энергоресурсов на Земле через создание игры «Умники и умницы» по мотивам телевизионной игры «Своя игра» совместно с учащимися; Статья III.познакомить с источниками литературы, интернета по этому направлению, проанализировать их содержание; Статья IV.сформулировать выводы и оформить работу.

Актуальность темы заключается в том, что в современном мире жизнь цивилизованного человека требует огромных затрат энергии, что приводит к истощению энергоресурсов планеты.

Одним из путей решения данной проблемы является привлечение подрастающего поколения к бережному отношению энергоресурсов и стимулированию их сознания к созданию альтернативных источников энергии. Для этого необходимо создать условия для понимания, изучения и усвоения учащимися экологических проблем, с которыми они сталкиваются в жизни.

Гипотеза содержит в себе использование массового участия детей в играх экологической направленности, что будет являться наилучшей агитацией к эффективному энергосбережению и приведёт к осознанию глобальной проблемы истощения энергоресуров на Земле и созданию альтернативных природосберегающих источников.

Экологическая грамотность состоит в способности к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельно-

стью человека.

Она включает в себя следующие компоненты:

понимание природы как среды обитания человека, его дома;

естественнонаучные знания и знания закономерностей взаимодействия природы и человека;

способности к природоохраняющей деятельности;

умение и навыки обращения с приборами, фиксирующими состояние природной среды.

Чтобы население было экологически грамотным необходимо:

знание принципов экологии;

системное мышление;

практическое следование экологическим ценностям.

Для достижения положительных результатов требуется:

вооружить каждого системой научных знаний, умений и навыков экологического характера;

сформировать потребность в этих знаниях;

научить использовать приобретенные знания в жизни;

дать представление о ценности природных ресурсов, об экологически безопасных экономичных и рациональных способах их использования;

донести информацию о существующих в стране и мире экологических проблемах;

объяснить необходимость личного участия каждого в экологической жизни общества.

Принципы формирования экологической грамотности несут в себе:

направленность экологического образования на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды;

направленность на выработку бережного отношения к окружающей среде;

постановка экологического образования и воспитания должна быть четко организована.

Для того чтобы добиться прочных знаний, устойчивого интереса, разнообразить формы проведения уроков, мы часто используем игровые технологии, в том числе и в экологическом образовании. Игра обучает, развивает, воспитывает. Игра - естественная форма деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для творчества и самовыражения.

Игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение.

В личной практике нами используются несколько типов игр: интеллектуально-творческие игры; деловые игры; комплексные игры.

Приведем несколько примеров дидактических заданий, классифицировав их по Петрусинскому В.В.: задания по игровой среде; задания по предметной области; задания по характеру педагогического процесса; задания по области деятельности.

Трудно переоценить использование игровой технологии, поскольку в результате процесса происходит усвоение самого разнообразного материала. Кроме того игры развивают психику ребенка, его творческий и нравственный потенциал, интерес к предмету.

Особенностью игровой деятельности является активность, занимательность, коллективность, моделирование, решение проблем, творческий характер, эмоциональная окрашенность.

Игра «Умники и умницы» помогает достижению в нашей деятельности повышения уровня экологической грамотности учащихся в процессе обучения. Интеллектуальная игра предназначена для учащихся старших и средних классов.

Критерии оценки и правила игры:

Первой отвечает команда, выигравшая в конкурсе «Кто первый?»

В течение 30 секунд команда даёт ответ.

В случае неверного ответа – комментарий ведущего.

Зрители не должны подсказывать, давать советы.

Нельзя выкрикивать с мест, переговариваться.

Набравшие сумму 800 – оценка отлично, остальные – хорошо (необходимо дать хотя бы два правильных ответа).

За каждое замечание – минус 10 баллов с команды.

(Сценарий игры в приложении).

В результате участия в игре учащиеся получили следующие навыки:

умение осуществлять учебное сотрудничество в группах;

логическое изложение ответов на поставленные вопросы;

творческий подход каждой команды к коллективной игре;

продукт полезен и востребован.


Список литературы:

http://президент.рф/news/ «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года

Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». - М., 2001. - № 2.

Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.

Головских Д.С.Формирование экологической грамотности на ступени высшего образования.

А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г




Предварительный просмотр презентации

Своя игра «Вода вокруг нас»

Критерии оценки и правила Первой отвечает команда выигравшая в конкурсе «Кто первый» В течении 30 секунд команда даёт ответ; В случае неверного ответа – комментарий ведущего; Зрители не должны подсказывать, давать советы; Нельзя выкрикивать с мест, переговариваться; Набравшие сумму 600 – оценка отлично, остальные – хорошо (необходимо дать хотя бы два правильных ответа); За каждое замечание – минус 10 баллов с команды

Номинации Вода в цифрах Физика о воде Вода в географии Памятники природы Индикаторы загрязнения окружающей среды

Кто первый... Какой темы нет в таблице?

Кто первый... Какой темы нет в таблице?

Кто первый... Какой темы нет в таблице?

1 этап Вода в цифрах География Физика Памятники природы Индикаторы загрязнения окружающей среды 100 200 200 100 100 200 200 200 100 100

2 этап Вода в цифрах География Физика Памятники природы Индикаторы загрязнения окружающей среды 600 500 600 500 500 600 500 600 500 600

3 этап Вода в цифрах География Физика Памятники природы Индикаторы загрязнения окружающей среды 800 800 1000 1000 1000 800 800 800 1000 1000

Вода в цифрах 100 Назовите, какой процент воды нашей планеты входит в Мировой океан?

Около 70% нашей планеты

Вода в цифрах 200 Назовите, сколько процентов пресной воды находится на планете Земле?

На Земле только 3% пресной воды, причем большая ее часть содержится в ледниках.

Вода в цифрах 500 Сколько человек в год (в основном дети) умирают от болезней, связанных с загрязнением питьевой воды?

2,5 миллиона (в основном - дети) каждый год умирают из-за грязной питьевой воды.

Вода в цифрах 600 Назовите процент заболеваний в развивающихся странах вызванные потреблением воды, непригодной для питья и приготовления пищи.

75% заболеваний в развивающихся странах вызваны потреблением воды, непригодной для питья и приготовления пищи. 75% заболеваний в развивающихся странах вызваны потреблением воды, непригодной для питья и приготовления пищи.

Вода в цифрах 800 Сколько миллиардов землян практически не имеют доступа к чистой питьевой воде, которая безопасна для здоровья?

Около 1 миллиарда землян практически не имеют доступа к чистой питьевой воде, которая безопасна для здоровья.

Вода в цифрах 1000 Россия входит в группу стран мира, наиболее обеспеченных водными ресурсами. Речная сеть России – одна из самых развитых в мире. Сколько рек и ручьев, с общими запасами воды 4 208,00 кубических километров насчитывается на территории государства?

Речная сеть России – одна из самых развитых в мире: на территории государства насчитывается около 2,7 млн рек и ручьев, с общими запасами воды 4 208,00 кубических километров. Это делает Россию первой страной в Европе и второй в мире (после Бразилии) по запасам возобновляемых водных ресурсов. Речная сеть России – одна из самых развитых в мире: на территории государства насчитывается около 2,7 млн рек и ручьев, с общими запасами воды 4 208,00 кубических километров. Это делает Россию первой страной в Европе и второй в мире (после Бразилии) по запасам возобновляемых водных ресурсов.

География 100 Как называется наука, изучающая озёра?

Лимнология

География 200 Назовите природный водный поток , текущий в постоянном естественном русле и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока с его бассейна.

Река

География 500 Как называют место, с которого начинается постоянное течение воды в реке?

Исток Исток Ангары

География 600 Какое озеро является братом Байкала?

Озеро Хубсугул в Монголии

География 800 Наука, изучающая реки?

Наука, изучающая реки, в переводе на русский язык, звучит как «река» и «учение». Это потамология. Наука, изучающая реки, в переводе на русский язык, звучит как «река» и «учение». Это потамология.

География 1000 Этот ручей, находящейся на Байкале, не замерзает в самый лютый мороз. Вода считается целебной. Местные жители утверждают, что она излечивает от заболеваний горла.

Ручей Тёпленький http://3x9.ru/otchets/2000_Baykal/Baykal2000.htm

Физика 100 Какие агрегатные состояния может иметь вода?

Три состояния воды: жидкое, твёрдое, газообразное.

Физика 200 В чём особенность перехода воды из жидкого состояния в твёрдое?

Увеличивается объём воды, что не характерно для других веществ. Увеличивается объём воды, что не характерно для других веществ.

Физика 500 Что произойдёт с водой, если её охладить до -135°С и ниже?

Она превратится в «стеклянную» воду – твёрдое вещество, в котором отсутствуют кристаллические структуры, как в стекле. Она превратится в «стеклянную» воду – твёрдое вещество, в котором отсутствуют кристаллические структуры, как в стекле.

Физика 600 Почему асфальтное покрытие разрушается ещё и от воды?

Потому что вода замерзает в трещинах дорог, а при замерзании она расширяется?

Физика 800 Почему в холодное время года, когда открыто окно, запотевает внутренняя часть стекла?

Потому что холодный воздух не может содержать столько же водяного пара, сколько и теплый, поэтому какое-то его количество конденсируется – превращается в капельки воды. Потому что холодный воздух не может содержать столько же водяного пара, сколько и теплый, поэтому какое-то его количество конденсируется – превращается в капельки воды.

Физика 1000 Почему, опрокинув стакан, жидкость не «разлетается» по сторонам, не рассыпается, а образовывает лужу с четко очерченными краями?

Благодаря специфике молекулы воды, субстанция сохраняет вязкость и высокое поверхностное натяжение

Памятники природы 100 Слюдянский район. Хребет Хамар-Дабан, подножие пика Черского, площадь - 40 га. Как называется живописное горное озеро, напоминающее форму сердца?

Озеро «Сердце»

Памятники природы 200 Назовите профилакторий. Минеральный источник: Ионно-солевой состав, сульфатная, лечебно-столовая питьевая минеральная вода . Зиминский район. г.Зима

Сосновая горка

Памятники природы 500 Сульфатная солевая минеральная вода, лечебно-столовая питьевая . Минеральный источник профилактория «Зеленый мыс». Назовите исток. (скважина 3)

Исток Ангары Исток Ангары

Памятники природы 600 Из воды четыре братца Поднялись покрасоваться, в беломраморную грудь Ветра свежего вдохнуть. Долгий братец – самый длинный, Большой брат – князь муравьиный, Тонкий брат и Круглый брат Из воды едва следят. Кто они? Пришли откуда? Под каким названьем чудо?

Ушканьи острова Ушканьи острова

Памятники природы 800 Живописное горное озеро , находящееся на границе Иркутской области и Бурятии. Хребет Хамар-Дабан, среднее течение р. Снежная, площадь - 550 га .Носит имя пушного зверя.

Озеро «Соболиха»

Памятники природы 1000 На границе Казачинско-Ленского района и Бурятии, близ горы Черского , находится интересный горный объект-ледник, имеющий несомненное научное значение. Чертов мост Размеры около 0,3x0,1 км

Ледник «Солнечный»

Индикаторы загрязнения окружающей среды 100 Какого представителя байкальской фауны нельзя назвать истинным «чистильщиком» байкальской воды?

Рачок эпишура

Индикаторы загрязнения окружающей среды 200 Организмы загрязненных вод Широкое, уплощенное тело и своеобразные усики, имеющие кольчатый последний членик. Окраска черная с желтыми пятнами и перевязями, подражают осам. Ее личинка обитает в мелких загрязненных водоемах. Тело личинки веретеновидное, до 22 мм длиной, заканчивается длинным хвостом. О ком идёт речь?

Семейство львинки (Stratiomyidae) Семейство львинки (Stratiomyidae) Львинка (Stratiomys sp.) Личинка львинки

Индикаторы загрязнения окружающей среды 500 В чистых водоемах среди водных растений можно обнаружить маленьких, около 1 см в длину, личинок. Отличить их от других водных насекомых легко по длинным усикам на голове и 7 парам узких листовидных придатков по бокам брюшка. Тело и голова их настолько плоские, что глаза сместились на спинную сторону. Ноги личинок широко расставлены, поэтому тело и при движении не отрывается от поверхности камня. Три длинных хвостовых нити, лишенные плавательных волосков, играют роль не плавника, а дополнительной опоры.

Поденка семидневная (Heptagenia)

Индикаторы загрязнения окружающей среды 600 Организмы умеренно загрязненных вод Это мелкие равнокрылые стрекозы, но с длинной птеростигмой. Обычный вид можно встретить возле любых стоячих водоемов. Назовите представителя.

Лютка-дриада Лютка-дриада (Lestes dryas) - самец.

Индикаторы загрязнения окружающей среды 800 Организмы умеренно загрязненных вод Эти стрекозки длиной до 40 мм, складывающие в покое крылья с короткой птеростигмой вдоль тела. Они обладают слабым полетом и преимущественно держатся в зарослях приводных растений. Чаще других у нас встречается стрекоза, у которой на затылке имеются грушевидные голубые пятна.

Семейство Стрелки (Coenagrionidae) Стрелка голубая (Enallagma cyathigerum)

Индикаторы загрязнения окружающей среды 1000 Организмы умеренно загрязненных вод Один из самых оригинальных клопов. Свое листовидное, окрашенное в защитный цвет тело этот клоп прячет на дне, где и караулит добычу. У него очень своеобразно устроены передние ноги. Их последние членики - голень и лапка - как лезвие перочинного ножа могут вкладываться в желобок на внутренней стороне бедра. У основания бедра находится крючок, за который цепляется лапка, когда этот "перочинник" складывается. Остальные ноги водяного скорпиона обыкновенные, предназначенные для ходьбы. Необычно устроен и последний сегмент брюшка - он превращен в длинную дыхательную трубку, состоящую из двух обычно сомкнутых створок с внутренними желобками.

Водяной скорпион Водяной скорпион (Nepa cinerea)

Финал Цифры о воде География Физика Памятники природы Индикаторы загрязнения окружающей среды

Цифры о воде Сколько литров воды уходит на то, чтобы вырастить единственный килограмм пшеницы?

1000 литров воды уходит на то, чтобы вырастить единственный килограмм пшеницы.

География Вытянутое естественное или искусственное углубление в земной поверхности, в котором движется водный поток?

Русло

Физика Что делают для получения электроэнергии?

Для получения электроэнергии используют разность температур между поверхностными и глубинными слоями воды. Вода – основа экологически чистой водородной энергетики, а тяжелая вода используется в термоядерной энергетике.

Памятники природы От скальных круч Хамар-Дабана Сплетает гор своих венец Он – мирового океана На этой суше посланец. И дань души своей влюбленной Несут Байкалу с давних лет Рыбак, и труженик-ученый, И живописец, и поэт... О каком памятнике Природы идёт речь? Чьи эти слова?

Озеро Байкал. Александр Трифонович Твардовский

Индикаторы загрязнения окружающей среды Некоторые микроорганизмы очень чутко реагируют на состояние окружающей среды. Они, чувствуют чрезвычайно малые дозы вредных веществ, поступающих с промышленными стоками и атмосферными осадками в водоёмы. Назовите их и предложите свои способы определения источников загрязнения .

Светящиеся бактерии. Большой интерес представляют светящиеся бактерии. Некоторые из них перестают светиться в присутствии самых разнообразных веществ, в частности газообразных промышленных загрязнений (сернистого газа). В настоящее время ученые создают штаммы бактерий, которые сигнализировали бы о присутствии различных токсикантов, а также конструируют приборы, в которых детекторами загрязнений служат сменные патроны, заполненные питательной средой с бактериями. Прекращение свечения бактерий под действием вредных примесей будет восприниматься фотоэлементами, которые подадут соответствующие сигналы человеку. Приборы подобного типа будут использоваться для определения опасных концентраций анестезирующих веществ в операционных, содержания ядохимикатов вблизи обрабатываемых полей, для обнаружения утечки ядовитых веществ в водоёмах…

Составители: Барсукова Елена Николаевна, учитель физики МБОУ г.Иркутска СОШ №6 Стенина Надежда Владимировна, учитель биологии МБОУ г.Иркутска СОШ №6

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.