12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена31

КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СЛАВГОРОДА АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Славгорода Алтайского края

 

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Протокол ШМО учителей предметников Заместитель директора школы по УВР

от « __ » ________ 2016 г. № ___ __________ О.А.Первова Приказом МБОУ «СОШ №21»

«_____»___________ 2016г. от «__»_______ 2016г. № ___

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность »

 

5 класс

на 2016 - 2017 учебный год

Составитель: Шаламова Елена Ивановна ,

учитель биологии,

первой категории

 

Славгород 2016

 

Пояснительная записка

Примерная программа внеурочной деятельности по экологическому образованию для 5 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Примерная программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации учащихся.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Программа определяет минимальный объем содержания внеурочной деятельности в 5 и 6 классах, оставляя возможность дополнения её вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей (законных представителей). К доработке и реализации программы по решению педагогического совета образовательного учреждения могут привлекаться специалисты государственных учреждений, представители общественных институтов.

Авторы рабочих программ и учебно-методических материалов могут предложить собственный подход в части расширения содержания примерной программы, определения приоритетных видов внеурочной деятельности (игра, познавательная деятельность, проблемно-ценностное и досуговое общение, творчество, общественно полезная практика, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, начальная трудовая деятельность), форм организации (тренинги, экскурсии, фестивали, ярмарки, студии и т.д.); форм подведения итогов индивидуальной и коллективной работы (выставка, концерт, презентация и др.) в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.

При разработке рабочих программ следует учитывать, что образовательные программы по жизненно важным вопросам экологической безопасности и здоровья являются мощным инструментом воздействия на поведение детей и молодёжи. Реализация программ не должна приводить к повышению интереса обучающихся к опасным формам поведения, порождению экофобий и оборонительного поведения, закреплению недостоверной информации и другим негативным последствиям. Рабочие программы должны учитывать специфические особенности тех целевых групп, для которых они предназначаются, включая этнические, социально-экономические, гендерные, эмоционально-личностные особенности, а также жизненный опыт и уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сферы обучающихся.

Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:

- Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.

- Экологическая грамотность: уроки прошлого.

- Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.

- Экономное потребление: учусь быть взрослым.

- Экологическая безопасность в природной среде.

- Мой вклад в экологическое просвещение.

Модули могут изучаться в любой последовательности (за исключением первого и последнего).

Примерная программа включает пояснительную записку с требованиями к результатам внеурочной деятельности; основное содержание курса с перечнем разделов, практических работ и проектов; примерное тематическое планирование; рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса.

Примерная программа внеурочной деятельности является неотъемлемым звеном в достижении целей основного общего экологического образования. Содержание экологического образования предусматривает формирование научного знания об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля; этических и правовых нормах экологической безопасности; историческом опыте экологической культуры разных народов; правилах экологически сообразного здорового образа жизни; экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.

Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности.

Основное общее экологическое образование реализуется через тематическую составляющую базовых учебных предметов, вариативный урочный компонент, в том числе элективные учебные курсы, а также внеурочную деятельность. Каждая из этих форм решает свои специфические задачи.

Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход совместно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой. В примерной программе предусмотрено развитие представленных в программах основного общего образования видов деятельности обучаемых и соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начального образования.

На этапе начальной школы на первое место во внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу – нельзя» и его эмоционально-ценностного переживания. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания. Основные виды внеурочной деятельности: эмоционально-эстетическая, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно значимые полезные дела и начала научно-познавательной деятельности. Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типов.

В основной школе на базе сформированных универсальных учебных действий осваивается экосистемная познавательная модель и экологически направленные рефлексивно-оценочные действия. Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи. Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное – коллективное, мораль – право, наука – традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания – наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей. Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, а также трудовая и профильная ориентация. Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа России. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.

В 5 и 6 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить; освоение экосистемной познавательной модели и её применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях; формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта обращения с природными объектами; регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведения эколого-просветительской деятельности; субъект-субъектного непрагматического отношения к природе; ценности принципа предосторожности.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой – даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащихся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых – родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно-полезная практика.

Формы учебной деятельности: исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция »Наши полезные советы»; оформление информационного уголка класса, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссионный клуб «Стыдно жить расточительно»; психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты; заседания киноклуба.

В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьесберегающей практической деятельности.

Программа по внеурочной деятельности строится с учётом следующих содержательных линий:

- учусь экологическому мышлению;

- учусь управлять собой;

- учусь действовать, мои экологические проекты.

Цели и результаты внеурочной деятельности в 5-6 классах формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии здоровья.

Стратегические цели школьного экологического здоровьезберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предоствращение глобальной экологической катастрофы.

На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.

Цель школы экологической грамотности – формирование основ экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять её, преобразовывать, определять её личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.

Личностные результаты предусматривают умения:

- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

- демонстрировать личную готовность у непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

- находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

- представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

- пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

- выполнять проект;

- называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

- позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Предметными результатами являются представления:

- о научной области экологии, предмете её изучения;

- о принципе предосторожности;

- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

- о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностям расточительного потребительства;

- называть источники информации, их которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

Место курса в базисном учебном плане

Содержание внеурочного компонента экологического образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования экологической грамотности как начального элемента экологической культуры.

В ходе освоения содержания базовых учебных предметов начальной и основной школы у учащихся формируются элементарные представления об экологической нравственности как области экологически ответственного отношения к жизни во всех её проявлениях. Учащиеся осваивают ряд понятий, значимых для образования в области экологии и здоровья: «экосистема», «экологический фактор», «экологический риск», «экологическая безопасность», «экологическая культура».

Внеурочная деятельность выполняет развивающую, воспитательную и социализирующую функции. Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимися в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы экологического миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения.

Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнёрством; самоопределением в экологических ценностях.

Содержание курса «Юный эколог» в 5-6 классах является важным звеном в системе непрерывного экологического образования.

Примерная программа внеурочной деятельности составлена из расчёта 70 ч, включая 20% времени, отводимого на вариативную часть рабочей программы.

Инвариантная часть рабочей программы должна в полном объёме включать в себя содержание примерной программы, на её освоение отводится 56 ч.

Примерная программа предусматривает, что 14 ч, отводимые на вариативный компонент, авторы рабочих программ используют для углубления любой темы за счёт регионально-ориентированного учебного материала или для изучения новой темы.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 35 часов в 5 классе (1 час в неделю) и 35 часов в 6 классе (1 час в неделю).

Основное содержание курса

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению

Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической грамотности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление - условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.

Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности. Кружок «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления достоверной экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества.

Формы организации внеурочной деятельности:

Кружок «Экологический следопыт».

Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.

Ролевая игра «Экологический след нашего класса».

Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО».

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого

Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.

Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире.

Формы организации внеурочной деятельности:

Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете).

Киноклуб: Этнографические документальные фильмы об экологической культуре народов России, региона.

Практикум.

Демонстрация опытов.

Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО», выпуск газеты.

Уроки для младших школьников, сверстников.

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности

Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации («предупреждён – значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомо ложной экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.

Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или надёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.

Формы организации внеурочной деятельности:

Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, официальными документами, консультация у специалистов).

Встречи со специалистами.

Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.

Урок для родителей на тему «Наши полезные советы».

Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО» (корреспонденты, фоторепортёры, художники, редакторы), выпуск газеты.

Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым

Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.

Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли.

Формы организации внеурочной деятельности:

Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).

Проекты по разработке и изучению эффективности разных способов ресурсосбережения. Оформление их результатов в классной газете «ЭКООКО».

Урок для родителей «Учимся жить экономно».

Киноклуб: документальные фильмы о Хартии Земли. «Природа – наш дом».

Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде

Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.).

Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры.

Формы организации внеурочной деятельности:

Психологический практикум-тренинг.

Ролевая ситуационная игра.

Практикум, демонстрационные опыты.

Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь возвращается» (1986), «Рысь идёт по следу» (1994), режиссёр А.Бабаян.

Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с подготовкой фотовыпуска.

Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.

Формы организации внеурочной деятельности:

Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов).

Открытый просмотр кинофильма «Дом – свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.

Условные обозначения:

Т- теория

П- практика

Э- экскурсия


 

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» 5 класс 35 часов

п/п

Тема занятия

Всего часов

Вид занятия

Виды и формы учебной деятельности

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению (10 часов + 2 часа вариативной части)

1

Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания

1

т

Предметные: Иметь представления о научной области экологии, предмете её изучения

Метапредметные: Уметь находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, у представителей старшего поколения

Личностные: Уметь демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе

06.09.

 

2

Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку

1

т

Предметные: Иметь представления о научной области экологии, предмете её изучения

Метапредметные: Уметь объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой

Личностные: Уметь демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе

13.09.

 

3

Потребность человека в благоприятной среде жизни

1

т

Предметные: Иметь представления о научной области экологии, предмете её изучения

Метапредметные: Уметь представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий

Личностные: Уметь выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам

20.09.

 

4

Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер

1

т

Предметные: Иметь представления о принципе предосторожности; уметь давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»

Метапредметные: Уметь рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений

Личностные: Уметь выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам

27.09.

 

5

Источники экологической грамотности, связанные с деятельностью человека

1

т

Предметные: Иметь представления о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях; уметь применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации

Метапредметные: Уметь представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий

Личностные: Уметь выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам

04.10.

 

6

Экологическое мышление - условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность

1

т

Предметные: Иметь представления о научной области экологии, предмете её изучения

Метапредметные: Уметь представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий

Личностные: Уметь выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам

11.10.

 

7

Экологический риск как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни

1

т

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её; уметь давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»

Метапредметные: Уметь различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них

Личностные: Уметь демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни

18.10.

 

8

Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.)

1

т

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её; уметь давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»

Метапредметные: Уметь различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них

Личностные: Уметь демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни

25.10

 

9

Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение

1

т

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её; уметь давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»

Метапредметные: Уметь различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них

Личностные: Уметь демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни

08.11.

 

10

Способы предупреждения населения об экологической опасности

1

т

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её; уметь применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации

Метапредметные: Уметь позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта

Личностные: Уметь позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения

15.11.

 

11

Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны

1

т

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её; уметь применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации

Метапредметные: Уметь позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта

Личностные: Уметь позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения

22.11.

 

12

Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности

1

т

Предметные: Иметь представления об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности; уметь применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации

Метапредметные: Уметь называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней

Личностные: Уметь оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

29.11

 

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (8 часов + 2 часа вариативной части)

13

Полезная информация из прошлого

1

т

Предметные: Иметь представления об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности

Метапредметные: Уметь рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих трудностей

Личностные: Уметь оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

06.12

 

14

Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений

1

т

Предметные: Уметь называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней

Метапредметные: Уметь

находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов

Личностные: Уметь оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

13.12.

 

15

Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений

1

т

Предметные: Уметь называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней

Метапредметные: Уметь

находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов

Личностные: Уметь оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

20.12

 

16

Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами

1

т

Предметные: Уметь называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней

Метапредметные: Уметь

представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла; пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её

Личностные: Уметь оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

27.12

 

17

Народная мудрость об экологической грамотности

1

т

Предметные: Уметь называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней

Метапредметные: Уметь

представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла; пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её

Личностные: Уметь оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

17.01.

 

18

Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре

1

т

Предметные: Уметь называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней

Метапредметные: Уметь

представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла; пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её

Личностные: Уметь оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

24.01.

 

19

Экологическая культура коренных народов своего региона

1

т

Предметные: Уметь называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней

Метапредметные: Уметь

представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла; пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её

Личностные: Уметь оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

31.01.

 

20

Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества

1

т

Предметные: Уметь называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней

Метапредметные: Уметь

представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла; пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её

Личностные: Уметь оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

07.02.

 

21

Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию

1

т

Предметные: Уметь приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях

Метапредметные: Уметь

представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла; пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её

Личностные: Уметь выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам

14.02.

 

22

Возможность использования традиций прошлого в современном мире

1

 

Предметные: Уметь приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях

Метапредметные: Уметь

представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла; пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её

Личностные: Уметь выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам

21.02.

 

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (12 часов + 4 часа вариативной части)

23

Важность достоверности информации («предупреждён – значит вооружён»)

1

 

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её

Метапредметные: Уметь

различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них

Личностные: Уметь оценивать значимость для личнности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

28.02.

 

24

Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации

1

 

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её

Метапредметные: Уметь

различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них

Личностные: Уметь оценивать значимость для личнности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

07.03.

 

25

Признаки ложной информации

1

 

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её

Метапредметные: Уметь называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность

Личностные: Уметь оценивать значимость для личнности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

14.03.

 

26

Признаки ложной информации

1

 

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её

Метапредметные: Уметь называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность

Личностные: Уметь оценивать значимость для личнности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

21.03.

 

27

Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др.

1

 

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её

Метапредметные: Уметь называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность

Личностные: Уметь оценивать значимость для личнности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

04.04.

 

28

Способы проверки информации на достоверность

1

 

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её

Метапредметные: Уметь называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность

Личностные: Уметь оценивать значимость для личнности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

11.04.

 

29

Способы проверки информации на достоверность

1

 

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её

Метапредметные: Уметь называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность

Личностные: Уметь оценивать значимость для личнности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

18.04.

 

30

Представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках

1

 

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её

Метапредметные: Уметь называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность

Личностные: Уметь оценивать значимость для личнности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

25.04.

 

31

Представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках

1

 

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её

Метапредметные: Уметь называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность

Личностные: Уметь оценивать значимость для личнности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

02.05

 

32

Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»)

1

 

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её

Метапредметные: Уметь называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность

Личностные: Уметь оценивать значимость для личнности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

16.05.

 

33

Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»)

1

 

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её

Метапредметные: Уметь называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность

Личностные: Уметь оценивать значимость для личнности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

23.05.

 

34

Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой

1

 

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её

Метапредметные: Уметь называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность

Личностные: Уметь оценивать значимость для личнности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

30.05.

 

35

Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой

1

 

Предметные: Иметь представления о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её

Метапредметные: Уметь называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность

Личностные: Уметь оценивать значимость для личнности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни

   

Всего 35 часов


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Лист внесения изменений

п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Основание для внесения изменений в программу

Номер приказа

Планируемая

Фактическая

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

выполнения программы

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

По плану

Фактически

По плану

Фактически

По плану

Фактически

По плану

Фактически

По плану

Фактически

Количество часов

                   


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

20

Опубликовано


Комментарии (1)

Шабанова Алёна, 28.01.17 в 17:22 0Ответить Пожаловаться
Елена! У вас одна из лучших конкурсных работ. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.