Урок географии «Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений» (7 класс)
География 7 класс
Урок № 8
Тема урока:Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений.
Дата проведения…………….
Цель: раскрывая причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.
Задачи:
· Сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений и их использовании.
· Продолжить обучение работе с контурными картами, формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности, читать карты атласа.
· Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (мультимедиа).
Средства обучения: физическая карта полушарий, карта океанов, карты атласа, компьютер, презентация «Путешествие по Океану»
Тип урока: географический практикум
Ход урока
I. Организационный момент
1. Вступительное слово учителя
Мы много знаем об открытиях и исследованиях в нашем предмете география. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет. Девизом нашего урока пусть будут слова китайской мудрости: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».
II. Новая тема.Слайд — тема урока
1. Разъяснение учителем цели урока, его задач
2. Знакомство с алгоритмической карточкой практической работы
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся Прием «Запев»:
· Кто из вас летом бывал на море?
· Кто хоть раз был на реке?
· Кто любит прогулки в дождь?
· Кто любит гулять во время снегопада?
· Кто пил когда-нибудь воду из источника?
· Кто любит минеральную воду?
· Кто любит лимонад?
· С каким веществом связаны все эти вопросы? (Вода)
Именно вода — вода океанов — героиня нашего сегодняшнего урока.
Составление комплексной сравнительной характеристики двух океанов
Цель: Используя полученные на предыдущих уроках умения и знания, дать комплексную сравнительную характеристику двух океанов.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта океанов, карта атласа, карта-алгоритм практической работы, источники информации.
Океан — наибольший участок, часть Мирового океана, ограниченная материками.
Комплексная характеристика — выявление и оценка разных особенностей объекта с целью его полного описания.
Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу (у каждого ученика):
План характеристики |
Название океанов |
|
Тихий |
Индийский |
|
1. Площадь, млн км2 |
|
|
2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана |
|
|
3. В каких климатических поясах расположен |
|
|
4. Наибольшие моря и заливы |
|
|
5. Проливы, которые соединяют с другими океанами |
|
|
6. Океанические течения и их особенности |
|
|
7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан |
|
|
8. Средняя глубина, м |
|
|
9. Максимальная глубина, м, место |
|
|
10. Температура воды в поверхностном слое, ° С |
|
|
11. Солёность воды, ‰ |
|
|
12. Представители растительного и животного мира |
|
|
Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны.
IV. Проверка знаний. Мозговой штурм
1. Откуда произошло слово «Океан»?
(Происходит от названия мифической реки Океан, которая, по сведениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши.В переводе с древнегреческого означает «большая река, которая омывает Землю».)Слайд
Океан — наибольшая часть Мирового океана, ограниченная материками.
2. Вспомним, какую площадь Земли занимают Мировой океан и суша.
После ответа учащихся — обращение к «шпаргалке»
3. Сколько океанов на Земле?
Показ на карте океанов и ответ учащихся.
На нашей Земле океанов — четыре:
Индийский — самый соленый в мире,
Океан Атлантический славен сельдями,
Ледовитый всё время спит подо льдами,
А Тихий, конечно же, вовсе не тихий -
А буйный, глубокий и самый великий!
3. Проблемный вопрос:
На картах Тихого и Индийского океанов встречается особое условное обозначение красного цвета. Что оно означает?
(Это коралловые рифы. В тропических и экваториальных широтах они отличаются богатством форм жизни. Эти рифы — отмель, образовавшаяся в результатежизнедеятельности коралловых полипов — морских организмов с твердым известковым скелетом. Лучше всего кораллы чувствуют себя на глубине до 50 м при температуре +23… 25 ° С и средней солёности 35 ‰.)
Учитель: О причудливых странных существах, живущих в коралловых рифах, вы должны не только узнать из загадочного письма, которое пришло к нам морской почтой, но и рассказать
4. Прием «Угадай-ка»
Слайд «Загадочное письмо»:
Ответы учащихся:
( учитель демонстрирует натуральные объекты из коллекции кабинета географии и слайды с иллюстрациями, ученик читает комментарии):
1. Рыба-зебра. Ее нельзя касаться — в ярком плавнике на спине скрыты острые колючки с ядом.
2. Морской петухи вправду похож на петуха: весь пестрый, а плавники, как петушиный хвост, топорщатся. «Язык» морского петуха похож на ворчание, хрюканье или храп.
3. Рыба-звездочёт. Рыба примечательна своим способом охоты. Зароется в песок, только глаза и флажок на языке торчат. Красный флажок, будто червячок, шевелится. Но кто этого «червячка» захочет проглотить, сам в зубах у звездочета окажется.
4. Над коралловыми зарослями живут рыба-шар и рыба-ёж. В спокойном состоянии — рыбы как рыбы. Но стоит появиться хищнику, они, заглатывая воду, раздуваются до огромных размеров, превращаясь в шары, ощетинившиеся иглами.
5. На коралловом рифе, в прозрачной воде, пронизанной солнечными лучами, живут странные рыбы, празднично яркие и многоцветные, как мотыльки. Их так и называют — рыбы-бабочки.
Они «разрисованы» такими яркими полосами и пятнами, что сам контур тела рыбки исчезает из виду. Рыбы-бабочки чрезвычайно юркие и подвижные существа.
6. Рыба-собачка. Ее можно узнать по рожкам на голове. Живет морская собачка у берегов среди скал и камней.
7. Рыба-попугай. Прозвали ее так за яркую окраску и «птичий» рот. Прочными, выросшими, как клюв, зубами рыба-попугай обкусывает коралловые веточки, питаясь растущими на них водорослями. Но самым удивительным является то, что ночью рыба-попугай опускается на дно и строит вокруг себя домик-кокон из слизи. Так она маскируется от хищников.
8. Рыба-бычокочень хорошо уживается в одной маленькой песчаной норке с креветкой. Живут, не ссорясь, и обязанности разделяют поровну. Креветка чистит норку, как маленький бульдозер, перемещая перед собой кучу песка, а бычок охраняет норку и добывает пищу на двоих.
9. Морские конькименяют свой цвет, чтобы не отличаться от растений. Они, вроде кенгуру, своих мальков носят в сумке на животе. Когда все спокойно, мальки выплывают погулять.
10. Коралловые пещеры полны морских обитателей. Среди них встречаются красные, полосатые, с огромными глазами рыбы-белки. Некоторые из них плавают на боку, а другие — вообще «вверх ногами». Возможно, такие позы рыбки выбирают для того, чтобы их светлое брюшко не привлекало внимание хищников. Иногда они даже отдыхают в таком положении на потолке пещеры.
11. Хищная морская звезда акантастер. Вся колючками ощетинилась, за это ее прозвали терновым венцом. Питается акантастер коралловыми полипами. Где звезда проползет, кораллы превращаются в белые скелеты без признаков жизни. Жители рифа гибнут или идут в другие места.
5. Прием- « Фотозагадка»:
Узнать обитателей океана по фотографиям(экран)
Слайд — Выполнение задания № 2 практической работы:
Указать черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объяснить причины.
Схема поверхностных течений
2. Повторение изученного (слайд 1)
· Что называется водными массами?
· Какие типы водных масс вы знаете?
· Какими свойствами характеризуются водные массы?
· Каковы закономерности в распределении температуры, солености воды в океане?
3. Актуализация знаний
– Прочитаю вам письмо, которое попало ко мне совсем случайно. Это письмо капитана дальнего плавания Христофора БанифатьевичаВрунгеля. Я думаю, что все вы с ним знакомы. Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.
Как-то раз я и мой помощник Лом решили отправиться в плавание на нашей «Беде». Вышли в море. И все-таки должен сказать: хорошо в море!Недаром, знаете, еще древние греки говаривали,что море все невзгоды смывает с души человека.
Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь —везде море.
Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому,лег на койку и заснул как убитый. А через два часа,бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед… и в глазах у меня потемнело.
На первый взгляд — ничего, конечно, особенного:то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен.
Капитан дальнего плавания
Врунгель Христофор Бонифатьевич.
Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами помогли капитану Врунгелю в его проблеме.
· По вашему мнению, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту? Учащиеся: предлагают различные варианты передвижения.
Тема нашего урока сегодня – это океанические течения. (слайд 2)
Хороший способ передвижения – это передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течениями. На ваш взгляд, какие вопросы можно задать, чтобы узнать о течении? (Учащиеся предлагают вопросы).
Учитель (слайд 3): Я так сформулировала те вопросы,которые вы предложили. А теперь будем искать на них ответы, тем самым попробуем помочь капитану Врунгелю.
· Что называют океаническим течением?
· По какой причине возникают течения?
· Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?
· Какие бывают виды течений?
· Течения – это один из видов движения вод Океана.
· На ваш взгляд, что такое океаническое течение? Как вы понимаете это понятие? (Ответы учащихся).
Океанические течения – это горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния (слайд 4)
Посмотрите на карту атласа (стр. 2-3) и скажите,как на карте обозначены течения? Что обозначает красный и синий цвет?
Какова причина приводит к образованию течений?(Постоянные ветры)
– Какие главные причины образования ветров? (слайд 4)
· постоянные ветры
· рельеф дна
· очертания материков
· отклоняющаяся сила вращения Земли вокруг своей оси.
– Течения, возникшие под влиянием ветров,называются ветровыми.(слайд 5) Теперь приступаем к работе на контурной карте (стр.1-2):
1. Нанесите на контурную карту два теплых и два холодных ветровых течения.
Все ли течения бывают ветровыми? (Нет)
Поток воды при встрече с каким-либо объектом делится, огибая препятствие с разных сторон. Так и в океане: течение, встречая препятствие, чаще всего разделяется на два сточныхтечения. (слайд 5)
Учитель с учениками работает на контурной карте, показывая образование Перуанского стокового течения. Далее образование Ангольского течения показывает один из учеников.
– При столкновении течения Западных ветров,которое является ветровым течением, образуется одно сточное течение, а течение Западных ветров продолжает двигаться дальше. Но есть случаи,когда ветровое течение в результате столкновения с материком перестает существовать, а вместо него образуются два сточных течения. Найдите примеры на карте. (Калифорнийское и Аляскинское, Восточно-Австралийское и Межпассатное, Куросио и Межпассатное.)
2. Нанесите на контурные карты два сточных течения более толстыми стрелками.
– А теперь найдите закономерности циркуляции течений. Если ученики не видят таких закономерностей, учитель дает подсказку:
– Посмотрите на Тихий океан. (рис.29, стр. 78)Сравните направления течений в северном и южном полушариях.
В тетрадях заполняется схема ветровой циркуляции в океане. (слайд 6)
Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.
– Найдите на карте самое крупное ветровое течение, в каком направлении несут свои воды? (Течение Западных ветров)
Рассказ ученика о течении Западных ветров. (слайд 7) (Приложение 3).Самое крупное течение – это течение Западных ветров. Оно образует кольцо вокруг Антарктиды.Длина этого течения 30 000 км, ширина – несколько тысяч километров, скорость – 3,5 км/ч.
– А теперь вернёмся к началу нашего урока. Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. (слайд 8)
– Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его помощнику Лому то, как можно только при помощи течений совершить морское путешествие.
– Для этого вы должны будете заполнить следующую табличку. И будем надеяться, что эти записи попадут в руки капитана.
Выполнение работы.
5. Закрепление: Впиши недостающий текст. (слайд 9)
1. Течение – это……
2. Течение возникает под действием …
3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) … Теплое (нарисуй) …
4. Течения, возникшие под влиянием ветров, называются …
5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)
теплые холодные (Приложение 1)
6. Домашнее задание (слайд 10)