12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Екатерина Николаевна55
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
3

Урок по теме «Мировой океан»



Урок по теме «Мировой океан», 7 класс.

 Учебник: Кузнецов А. П., Савельева Л. Е., Дронов В. П. География. Земля и люди. Параграф 7, «Мировой океан», с. 26-29.

Ход урока:

Организационный момент. Дети готовятся к уроку.

Проверка домашнего задания (тема «Климатические пояса»). Проверяем с помощью схемы на доске:

Климатические пояса

                                      Жаркие               Умеренные               Холодные 

 

 

Для проверки знаний детей задаю вопросы:

Какие климатические пояса относятся к жарким? Когда дети ответят, вписываю в схему ответы: экваториальный, субэкваториальные, тропические.

Какие климатические пояса относятся к умеренным? После ответа детей вписываю в схему слова «субарктический», «умеренный».

Какие климатические пояса относятся к холодным? Когда ученики ответят, вписываю в схему ответы: «арктический», «антарктический», «субарктический», «субантарктический».

Заполнив схему, даю детям 1 минуту, чтобы запомнить её. Потом закрываю её картой или совсем стираю с доски.

Говорю одному из учеников: «Перечисли жаркие климатические пояса». Он перечисляет.

Другому ученику даю задание: «Назови умеренные климатические пояса». Он называет.

Третьему ученику говорю: «Перечисли холодные климатические пояса». Он перечисляет.

Введение новой темы.

Начинаю рассказ:

«Океан… В нём зародилась жизнь на Земле. Он хранит в себе огромные богатства, однако до сих пор остаётся наименее изученной частью Земли. И сегодня мы начнём его изучать».

Основная часть. Работаем с презентацией, атласами и картой.

Задаю вопрос: «Когда начались научные исследования океана? Давайте узнаем».

Для этого один ученик читает текст с первого слайда презентации:

«Первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского положила начало океанографическим исследованиям,

в том числе глубоководным».

Другой ученик читает текст со второго слайда:

«Экспедиция, организованная Британским адмиралтейством и Британской академией наук, проходила в 1872-1876 годах на корабле «Челленджер». Было пройдено 69 тысяч морских миль (127 857 км),

выполнены картографические работы».

Третий ученик читает текст со следующего слайда:

«Изучению Мирового океана уделяется большое внимание. Наука океанология занимается проведением исследований».

Задаю вопрос: «Какие факты известны о Мировом океане в наши дни? Давайте узнаем».

Вызываю одного из учеников, и он читает текст со следующего слайда:

«Средняя глубина океана – 3,7 км, однако на его дне можно выделить несколько высотных уровней. Подводное продолжение материков – (шельф и материковый склон) глубиной до 2000 м занимают небольшую часть. Большую часть объёма занимает ложе глубиной 4-6 км».

Следующий вопрос всему классу: «Сколько воды содержит океан?».

Ответ – в тексте следующего слайда:

Объём воды в океанах:

Тихий океан: 710 млн куб. км;

Атлантический океан: 330 млн куб. км;

Индийский океан: 283 млн куб. км;

Северный Ледовитый океан: 18 млн куб. км.

Обращаюсь ко всему классу: «А теперь представьте, что мы оказались на дне океана. Оно не идеально ровное. Там, как и на поверхности Земли, есть свои формы рельефа. Какие именно? Давайте узнаем».

Вызываю одного ученика, и он читает текст со следующего слайда:

«В местах расхождения литосферных плит образуются срединно-

океанические хребты. Это целая система горных хребтов, плавно переходящих из одного океана в другой».

Следующий слайд:

«Эта подводная горная система протягивается на 60 тыс. км. Самые высокие вершины подводных хребтов выходят из-под воды и образуют

вулканические острова, которых больше всего в Тихом океане».

И дальше:

«В местах сближения литосферных плит и погружения одной плиты под другую образуются глубоководные желоба. Их длина достигает тысяч км, а ширина – 100-200 км, поэтому они похожи на горные ущелья».

Обращаюсь ко всему классу: «Какие подводные хребты и глубоководные желоба есть в океанах Земли? Давайте найдём и назовём их». Начинаем работать с атласом, с. 10-11.Находим и называем срединно-океанические хребты:

В Атлантическом океане – Срединно – Атлантический хребет;

В Индийском океане – Западно-Индийский хребет, Аравийско-Индийский хребет, Восточно-Индийский хребет.

Начинаю объяснять следующее задание: «Теперь посмотрите схему «Литосферные плиты» внизу с. 11. Нам надо определить, на границе каких литосферных плит находятся эти хребты».

Смотрим по атласу и называем:

Аравийско-Индийский хребет – на границе Африканской и Индо-Австралийской плит;

Западно-Индийский хребет – на границе Африканской и Антарктической плит;

Срединно-Атлантический хребет – на границе Северо-Американской, Евразиатской, Южно-Американской и Африканской плит.

Следующее задание: «Теперь давайте найдём и назовём глубоководные желоба». С помощью атласа называем:

В Тихом океане – Алеутский жёлоб, жёлоб Кермадек, жёлоб Тонга, Перуанский жёлоб, Чилийский жёлоб;

В Атлантическом океане – Южно-Сандвичев жёлоб.

«А теперь определим, на границе каких литосферных плит находятся эти желоба». С опорой на схему «Литосферные плиты» определяем и называем:

Алеутский жёлоб – на границе Северо-Американской и Тихоокеанской плит;

Жёлоб Кермадек и жёлоб Тонга – на границе Индо-Австралийской и Тихоокеанской плит;

Перуанский жёлоб, Чилийский жёлоб – на границе Южно-Американской плиты и плиты Наска;

Южно-Сандвичев жёлоб – на границе Южно-Американской и Антарктической плит.

«Как океан влияет на сушу? Прослушайте небольшой рассказ, а потом перескажите». Начинаю рассказывать:

«Океан обменивается с атмосферой теплом и влагой. Это оказывает влияние на климат и распространение живых организмов. Под воздействием постоянных ветров, а именно пассатов и западных ветров умеренных широт, возникают поверхностные течения. Они переносят тепло из одних районов Мирового океана в другие».

Закончив рассказ, вызываю сначала одного ученика, потом другого. Они пересказывают этот текст.

«Кто обитает в океане? Морских обитателей очень много, чтобы рассказать про всех, не хватит целого урока. Мы назовём лишь нескольких. Я раздам листочки с небольшим рассказом. В нём некоторые слова заменены картинками. Нужно вписать пропущенные слова, а потом мы проверим, что получилось». 4-5 минут дети работают самостоятельно, потом все вместе проверяем:

« Среди кораллов спряталась рыба - …(зебра). Морской … (петух) издаёт резкие звуки, похожие на хрюкание, ворчание или храп. Стережёт добычу, зарывшись в песок, рыба - …(звездочёт). Рыба - … (шар) и рыба… (ёж) раздуваются, заметив опасность. Прячется в кораллах рыба… (бабочка). У рыбы - …(собачки) есть маленькие рожки на голове. Строит домик-кокон яркая рыба - … (попугай). Морской …(бычок) в норке живёт вместе с креветкой. Среди водорослей спрятался морской …(конёк). У рыбы - … (белки) очень большие глаза. Медленно ползёт по дну морская …(звезда)».

Подведение итогов. Использую мяч или игрушку. Бросаю её детям по очереди и прошу назвать, что запомнилось по теме урока.

Домашнее задание: с. 29, океан и человек.


  1. Мировой океан
    PPTX / 1.99 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.