Научно-исследовательская работа на тему «Военно-патриотическое воспитание суворовцев на уроках русского языка и литературы»

0
0
Материал опубликован 17 May 2019

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

 

 

Отдельная дисциплина

«Русский язык и литература»

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Тема: «Военно-патриотическое воспитание суворовцев на уроках русского языка и литературы. На материале произведений об Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»

 

Автор: Лешукова Лариса Викторовна,

преподаватель русского языка и литературы

 

 

г. Москва

2017 год

 

Аннотация

 

В методической разработке представлены материалы по военно-патриотическому воспитанию суворовцев 5-11 классов на примерах произведений об Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., рассмотрены актуальные проблемы патриотического воспитания обучающихся и проанализированы пути их решения.

 

 

Оглавление

 

Введение 4-7

Глава 1. Теоретическая часть 8-10

Глава II. Из опыта работы 11-14

Заключение 15

Список литературы 16

Приложение 1 17-23

Приложение 2 24-25

Приложение 3 26-28

Приложение 4 29-

 

 

Введение

 

С древних времён и до настоящего времени вопросам военно-патриотического воспитания молодёжи в нашей стране придавалось важное значение. Высокий уровень военной подготовки и боевой дух русских воинов отмечали иностранцы. Византийский император Маврикий Стратег писал, что племена славян не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, выносливы. Юноши их искусно владеют оружием. О высоком уровне воинского мастерства русских дружин свидетельствуют походы князя Олега.

Новым этапом в формировании основ военно-патриотического воспитания стало принятие христианства. С его введением военная организация получила новые моральные основы: воины обязывались защищать не только Родину, но и религию.

Идеи военно-патриотического воспитания русского воина нашли своё отражение в произведениях древнерусской литературы: в «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет», «Поучениях» киевского князя Владимира Мономаха, «Русской правде» Ярослава Мудрого говорилось о беззаветной любви к Родине, силе и стойкости русского ратника.

В княжеских дружинах, городских полках, регулярной армии, созданной Петром 1, императорском сиротском доме, основанном Павлом 1 и кадетских корпусах создавались все условия для воспитания и формирования нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания, гражданского долга, человека, любящего свою Родину, посвятившего свою жизнь её защите.

Система военно-патриотического воспитания до 1918 года постоянно совершенствовалась. В течение 200 лет кадетские корпуса выпустили большое количество физически и нравственно здоровых, прекрасно воспитанных и хорошо образованных военных специалистов. Изучение истории и лучших традиций кадетских корпусов помогает преподавателям совершенствовать свою работу в вопросах военно-патриотического воспитания и образования суворовцев, что является одной из важнейших задач, поставленных перед педагогами и офицерами училища.

С первого года обучения у суворовцев начинается постепенное и неуклонное формирование любви к своей Родине.

Патриотизм – самая важная черта всесторонне развитой личности с чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания. У суворовцев с детства должно быть выработано чувство гордости за свою страну и народ, уважение к героическому прошлому России.

Большое значение в воспитании суворовцев, посвятивших свою жизнь служению и защите Отечества, имеет изучение литературы и русского языка. Трудно переоценить роль преподавателей-филологов в формировании характера будущего офицера. На уроках и во внеурочной деятельности преподаватели должны целенаправленно объяснять реальные понятия добра и зла, прививать чувство интернационализма, обращать сознание суворовцев к высоким идеалам военной истории нашей страны и формировать у них самостоятельные представления о достойном общемировом значении нашего государства. Обращаясь в повседневной работе к героическому прошлому России, знакомя наших воспитанников с именами героев, прославивших Отечество, мы вырастим поколение людей убеждённых, готовых к подвигу, настоящих патриотов.

Актуальность проблемы военно-патриотического воспитания суворовцев.

Вторая половина 80-х годов и 90-е годы прошлого века ознаменовались кА рдинальными изменениями в военно-патриотическом воспитании. Институт подготовки молодёжи к службе в армии был разрушен, в школах упразднили начальную военную подготовку учащихся. Армию стали сравнивать с колонией, сделали её предметом насмешек. Следствием такой деятельности стало то, что слова «патриот», «патриотизм» в общественном сознании стали приобретать негативный оттенок, молодёжь стала уклоняться от призыва на военную службу. Отмена в 1991 году обязательной допризывной подготовки стала причиной резкого ухудшения качественных характеристик призывников. В сложившейся ситуации правительство приняло ряд мер по улучшению создавшегося положения (новая редакция Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). Была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» В образовательных учреждениях организовано обучение учащихся по курсу «Основы военной службы».

Вместе с тем следует отметить, что проводимая в учебных заведениях работа по военно-патриотическому воспитанию и начальной военной подготовке обучающихся осуществляется недостаточно целенаправленно. Следует также отметить, что многие суворовцы не знают военную историю своей страны, не имеют понятия о подвигах, совершённых нашим народом во время Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В современных условиях необходимо осуществлять воспитание нового типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.

В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должны внести преподаватели и офицеры-воспитатели училища.

Военно-патриотическое воспитание в училище – это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки будущих защитников Отечества к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Военно-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и воина-патриота.

 

 

Глава 1. Теоретическая часть

 

Президент РАО академик Н.Д.Никандров, размышляя над современным состоянием воспитательной работы с подрастающим поколением, делает вывод, что «вопросы воспитания… решаются плохо. И подлинная причина – не в неумении учителей, а в том, что в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно воспитывать молодёжь». Особенно остро стоит вопрос о составной части патриотического воспитания – военно-патриотическом.

Следует признать, что за последнее время в стране резко возросла преступность в детской и молодёжной среде, усилились негативизм, жестокость в крайних её проявлениях. Целое поколение, представители которого могли бы стать достойными гражданами России, потеряно для страны. Что же необходимо предпринять, чтобы остановить рост детской преступности, избежать негативных явлений, которыми так богата современная действительность? Чтобы избежать подобных явлений, необходимо повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения, создавать условия для всестороннего развития личности гражданина и патриота России, готового и способного защищать её интересы. В связи с этим проблема военно-патриотического воспитания становится одной из самых актуальных.

Освещая возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с некоторыми понятиями и терминами. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую в глубь веков. Многие учёные и философы древности (Платон, Макиавелли, Монтень, Руссо и др.) говорили о том, что родина дороже отца и матери, рассматривали любовь к отечеству как высшую ценность. В последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важную ценность, интегрирующую духовный, нравственный, культурный, исторический компоненты.

Следовательно: «Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достижением личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Патриотизм олицетворяет любовь к Родине, неразрывную связь с её историей, культурой, достижениями, проблемами, составляющими духовно- нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в самоотверженном служении Родине.

К.Д.Ушинский, раскрывая роль патриотического воспитания, считал его могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм по своей сути гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям, традициям и культуре. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений тесно связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость». Данное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

-чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

-уважительное отношение к языку своего народа;

-заботу об интересах Родины;

-осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости;

-проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

-гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

-уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

-ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и процветанию Родины;

-гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Основой развития истинного патриотизма являются духовно-нравственный и культурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством, он формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. И здесь велика роль родителей, семьи, учителей, наставников и других социальных институтов общества, какими являются средства массовой информации, общественные и военные организации. Всё это необходимо учитывать педагогам и офицерам в процессе обучения и воспитания будущих военнослужащих.

 

 

 

Глава П. Из опыта работы

 

Одним из наиболее действенных средств воспитания будущих защитников Отечества являются литература и русский язык. В 5-11 классах

суворовцы знакомятся с произведениями, рассказывающими о героическом прошлом русского народа, его борьбе с внешними врагами («Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»), с содержанием басен И.А.Крылова, написанных в 1812 году, и стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино», посвящённом 25-летней годовщине Бородинского сражения. Перед изучением произведений, освещающих события 1812 года, с суворовцами было проведено занятие, на котором они были ознакомлены с историей Отечественной войны, героями, принявшими участие в битве за Смоленск и Бородинском сражении. Суворовцы узнали, из каких родов войск состояли русская и французская армии. Пятиклассники проявили большой интерес к событиям 1812 года и подготовили вопросы викторины, которая была проведена на одном из уроков литературы ( приложение № 3), посмотрели эпизод из фильма С.Бондарчука «Война и мир», выразили желание побывать на Поле русской славы (к сожалению, запланированная экскурсия на Бородинское поле в октябре этого года не состоялась и была перенесена на более позднее время). Суворовцы 5 класса выбрали тему проекта «России верные сыны. Герои 1812 года».

При изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» суворовцы узнали историю войны на Кавказе, её характер, познакомились с биографией генерала А.П.Ермолова, активного участника Бородинского сражения (А.П.Ермолов, отправленный на Кавказ, занялся строительством крепостей Нальчик, Внезапная, Грозная; модернизировал Военно-грузинскую дорогу, построил лечебные заведения и госпиталь для раненых военнослужащих, запретил изнурять войска бессмысленной шагистикой, улучшил питание солдат, разрешил носить удобную для данной местности одежду, старался скрасить тяжёлую жизнь войск). Большое внимание уделяется изучению таких произведений, как «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова , роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир», рассказы и повести А.И.Куприна, в которых описывается историческая обстановка, существовавшая в России того времени, представлена офицерская среда.

В конце каждого учебного года проводится библиотечный урок, посвящённый Дню Победы, на котором суворовцы читают стихотворения о Великой Отечественной войне, поют песни военных лет, знакомят гостей с презентациями о Героях Советского Союза, эпизодами сражений (материалы для презентации и выступлений подбирают сами суворовцы).

На уроках литературы в 5-11 классах особое внимание уделяется изучению произведений, рассказывающих о подвиге русского народа в Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне, суворовцы знакомятся с прозой и лирикой поэтов-фронтовиков, их военными биографиями. Ребята узнают имена писателей и поэтов, ушедших защищать Родину. Большое внимание на уроках уделяется анализу военной лирики и прозы, комментированному чтению. Программа по литературе предоставляет преподавателям возможность познакомить суворовцев с военной историей нашей страны, её героями, способствует военно-патриотическому воспитанию будущих офицеров.

Если на уроках литературы у преподавателей есть возможность заниматься военно-патриотическим воспитанием суворовцев (произведения о военных событиях включены в программу), то к урокам русского языка нам приходится самостоятельно находить и разрабатывать дидактические материалы, так как необходимых упражнений, текстов для проведения диктантов и изложений с военной лексикой в учебниках практически нет.

На уроках русского языка с 5-го по 11-й классы практикуется проведение орфографических и синтаксических разминок , включающих военную лексику, при изучении грамматического материала на закрепление предлагаются упражнения, содержание которых раскрывает военную историю России (приложения 1,2). Тексты диктантов с грамматическим заданием выбираются из произведений К.Симонова, А.Фадеева, Э.Казакевича и других авторов, освещавших в своих произведениях военную историю России.

 

 

Формирование УУД

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Личностные результаты:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, ценностям народов мира;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

 

 

Заключение

Опираясь на большой опыт работы в военных учебных заведениях МО РФ, прихожу к выводу, что стержнем военного и гражданского воспитания молодёжи, решившей посвятить свою жизнь служению и защите Отечества, является патриотизм. Если общество стремится возродить былое величие Вооружённых сил, оно должно знать, каковы пути его реализации. Что же делать нам, преподавателям и офицерам-воспитателям училища, какие задачи мы должны решить, чтобы Россия оставалась великой державой, а её армия пользовалась уважением и почётом, как в былые годы?

Для этого с самого раннего возраста мы должны воспитывать в суворовцах высокие морально-нравственные устои, готовность к самопожертвованию во имя Отечества, прививать уважение к героическому военному прошлому нашей страны и её народу, культурным ценностям, оставленным нам нашими предками. И в этой работе нам существенную помощь оказывают литература и русский язык.

 

 

Список литературы

Воробьёв К.Д. «Убиты под Москвой».

Вырщиков А.Н. «Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе». Монография. 2006.

Генатулин А.Ю. Сборник рассказов о войне.

Макиавелли Н. «Государь».

Монтень М. «Опыты».

Платон. Теории о воспитании.

Руссо Ж. Ж. «Рассуждения».

Стрельбицкий К.Б.

Ушинский К.Д. «Родное слово».

Фадеев А.А. «Молодая гвардия».

Филиппов М.М. «Осаждённый Севастополь».

 

 

Приложение 1

Дидактические материалы по русскому языку для проведения контрольных, самостоятельных работ и зачётов в 9-11 классах.

Блок № 1. Сложносочинённое предложение

Задание 1.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Дождь не переест…вал но пр…вычный глаз мор…ков вскоре разл…чил клубы дыма поднявш…еся над (не)приятельскими пар…ходами.

(Филиппов)

 

Задание 2.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Вдруг с турецкого адмиральского сорок…(четырёх)пушечного фрегата грянул новый выстрел и через минуту раздался залп (не)приятельских судов и б…тарей. (Филиппов)

 

Задание 3.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

По(немногу) м…тросы стали возвраща(-тся, ться) к мирным занятиям но ране(н,нн)ые и убитые были самым живым нап…минанием недавнего боя.

(Филиппов)

 

Задание 4.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Кораблю «Три св…тителя» было велено всегда находи(-ться, тся) в боевой готовности и м…тросы и офицеры прод…лжали жить на корабле лиш… иногда сходя на берег. (Филиппов)

 

Задание 5.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Штаб эск…дрона распол…жился в большом деревя…ом доме а мы несколько кон…водов поставили своих коней в до(сч, щ)атый сарайчик.

(Генатул.)

 

Задание 6.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Арт…(л,лл)…ристы (с)ходу развернули орудия а ездовые отпр…гали лошадей и галопом погнали их к лесу. (Генатул.)

 

Задание 7.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Арт…(л,лл)…ристы завидев меня зам…хали руками и закричали что(то) а я мчался дальше пр…пав к холке лошад… . (Генатул.)

 

Задание 8.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

С…лдаты лежали стараясь углуби(-ться, -тся) в снег прятали головы за тонкими стволами берёзок а старший л…тенатн Ковригин прод…лжал стоять под вражескими пулями. (Генатул.)

 

Задание 9.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Сержант сменил пустой диск на «Дегтярёве» а я зар…дил свой к…рабин новой (о,а)боймой. (Генатул.)

 

Задание 10.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Утром по…вились наши штурмовики прол…тели ни(с,з)ко и через какое(то) время где(то) грохнули бомбы. (Генатул.)

 

Задание 11.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

В (пол)ночь на ковыль ос…дала тяж…лая р…са тогда степь белела как под ин(и,е)ем. (Воробьёв)

 

Задание 12.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Наш б…таль…н направлялся тогда на фронт в район Волоколамска и мы шли п…шком от Мытищ и на каждом пр…вале рыли (о,а)копы.

(Воробьёв

 

Задание 13.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Село стояло лицом на запад и мы нач…ли окапыва(-ться, -тся) метрах в дву…(стах) (в)переди него на самом берегу (не)большой реч…нки.

(Воробьёв)

 

Задание 14.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Кони сгрудились на улице села пр…вяза(н,нн)ые к плетням и изгородям а кава(л,лл)еристы шли с к…телками к нашим полевым кухням.

(Воробьёв)

 

Задание 15.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Рота шла вторые сутки минуя дороги и обходя притаивш…еся селения а (в)переди и уже (не)далеко должен быть фронт.

(Воробьёв)

 

Задание 16.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

В бой вступали всё новые и новые против…танковые б…тареи и один за другим застывали на поле об(ь,ъ)тые плам…нем немецкие танки.

(Стрельбицкий)

 

Задание 17.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Высоко в безветре(н,нн)ое небо поднимались столбы и(с,сс)иня(чёрного) дыма но силы танковой лавины ещё не и(с,сс)якли.

(Стрельбицкий)

 

Задание 18.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Казалось в траншеях не осталось (ни)чего живого но тут во весь рост подн…лись три бойца.

(Стрельбицкий)

 

Задание 19.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Бомбы рвались непр…рывно и б…тареи окутались спл…шной дымной пел…ной.

(Стрельбицкий)

 

Задание 20.

1.Спишите предложение.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

3.Расставьте недостающие знаки препинания.

4.Определите тип предложения и произведите синтаксический разбор.

5.Составьте схему данного предложения.

Танки пр…тивника уже пр…рвали оборону п…хотного полка и устр…мились дальше но в этот момент они и были встречены брон…бойными снарядами 113-го истр…бительно(противотанкового) арт…(л,лл)…рийского полка.

(Стрельбицкий)

 

 

Приложение 2

Дидактические материалы по русскому языку

Словосочетание

Задание 1

Составьте словосочетания со следующими словами:

авангард, авиабаза, авианосец, автомат, агентура, агрессия, арьергард, адъютант, батальон, бомба, военачальник, воин, война, войско (войска), герой, генерал, гильза, главком, граната, грохот, дезертир, десант, дивизион, дивизия, дислокация, доблесть, дозор, допрос.

Из каких частей состоят образованные словосочетания? Назовите главное и зависимое слово данных словосочетаний. Выполните письменный разбор словосочетаний, составьте с ними предложения.

 

Задание 2

Составьте словосочетания со следующими словами.

Образец. Авангард – идти в авангарде (второй знаменательный компонент – имя существительное)

Агрессия, армия, атака, бдительность, безопасность, блокада, бой, бомбардировка, взрыв, война, вооружение, вылазка, выстрел, героизм, гонка вооружений, граница, действие, десант, диверсия, дисциплина, доблесть, долг, донесение, единоборство, задание, задача, залп, замысел, засада, заслон.

Определите типы составленных словосочетаний, составьте с ними предложения.

 

Задание 3

Составьте словосочетания со следующими словами.

Образец. Атаковать – атаковать неприятеля (первый знаменательный компонент – глагол)

Браться, бросаться, вводить, вести, владеть, вступать, выдерживать, выбывать, выводить, выиграть, выполнять, высаживать, выявлять, выяснять, давать, держать, диктовать, достигать, жертвовать, заключать, закрепить, занимать, затевать, заслужить, захватить, заходить, защищать, идти.

 

Задание 4

Составьте словосочетания со словами, заключёнными в скобки, при необходимости используя предлоги. Определите падеж существительных. Отметьте крестиком главные слова в словосочетаниях.

Идти (служба); изменять (позиция, тактика); исходить (обстановка); командовать (парад); крепить (оборона); наметить (задача); нарушить (граница); находиться (готовность); находиться (удар); нести (охрана, служба, угроза); обострять (обстановка); обратить (бегство); обрекать (гибель, поражение); объявлять (война); оказаться (плен, удар); ослабить (позиция); осуществить (задача); отбить (атака, нападение); перехватить (инициатива); перейти (оборона).

 

Задание 5

Прочитайте текст. Выпишите словосочетания с военной лексикой. Отметьте крестиком главные слова в словосочетаниях.

23 августа русские полки, перейдя речку Колочу за сельцом Бородино, веером расходились по равнине между деревнями Маслово, Горки, Семёновская и Утица. Кутузов готовился дать бой Наполеону. Старый военачальник готовился к сражению вопреки золотому правилу, которому он привык следовать: «Не делай того, что хочет неприятель»,

Никто не объявлял русским солдатам, что здесь будет дано решительное сражение, но каждый чувствовал, что именно на этих мирных пригорках произойдёт то, о чём мечтали все.

Тревоги не было. Осматривая местность, каждый оценивал место: удобно ли? Каждый знал, что всё решено начальством, но прикидывал про себя, где ловчее приладить пушки. И все были уверены, что кто-кто, а Кутузов не промахнётся. От этого на душе становилось спокойнее.

(Н.Попов)

 

 

Приложение 3

Викторина «Бородино. 1812 год»

Цель проведения викторины:

-историческое, военно-патриотическое культурно-нравственное воспитание суворовцев, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.

Задачи:

-воспитание у суворовцев чувства любви к Отечеству, гордости за свою страну и народ, уважительного отношения к государственным общественным ценностям;

-формирование у суворовцев личностных качеств и свойств патриотов, защитников Родины на основе национальных, культурно-исторических и воинских традиций;

-формирование глубокого осознания суворовцами гражданского и воинского долга перед своим Отечеством, воспитание готовности к службе в Вооружённых силах Российской Федерации;

-сохранение памяти о воинской славе России, её героях, содействие проявлению суворовцами заинтересованности в изучении военно-исторического наследия своей страны;

-побуждение суворовцев к использованию в качестве примера для подражания в своей жизни дел и поступков героев былых времён;

-популяризация интеллектуального, духовно-нравственного развития, необходимого для службы в рядах Вооружённых сил.

 

 

Вопросы и ответы

1.Когда войска Наполеона перешли границу России? (В ночь на 12(24) июня часть корпуса маршала Даву переправилась на лодках через Неман, через три дня на русской территории была уже вся левофланговая группа «Великой армии» Наполеона).

2.Кто командовал русскими Западными армиями? (1-й Западной – Барклай де Толли, 2-й Западной – П.И.Багратион, 3-й (резервной) – А.П.Тормасов).

3.Почему русские армии отступали от границы? (Наполеон стремился разбить армии Барклая де Толли и Багратиона, препятствуя их соединению, чтобы сохранить армии, командующие отводили их к Смоленску, чтобы объединить силы. Соединение двух армий 22 июля (3 августа) улучшило положение русских войск).

4.Где произошло одно из самых кровопролитных сражений 1812 года? (В Смоленске. 4(16) августа противник начал атаки. Двое суток продолжалось сражение за Смоленск. 6(18) августа наполеоновские войска вошли в горящий Смоленск)

5.Когда М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим всеми действующими армиями? (5(17) августа, на второй день ожесточённого сражения за Смоленск, 1 Чрезвычайный комитет остановил свой выбор на кандидатуре М.И.Кутузова).

5.Какое место выбрал М.И.Кутузов для генерального сражения? (Сначала предполагалось дать генеральное сражение у Колоцкого монастыря, но Кутузов, осмотрев местность, признал её невыгодной и отдал приказ армии отойти к Бородину, где была найдена наиболее выгодная позиция).

6.Кто принял первый удар французов? (Шевардинский редут. Он преграждал доступ к Бородинской позиции. Сюда шли войска Даву, Мюрата, Понятовского. 35 тысяч человек при поддержке 186 орудий).

7.Кто командовал Курганной батареей? (Генерал Н.Н.Раевский).

8.Где находилась ставка Кутузова? (В деревне Горки).

9.Кто командовал всей русской артиллерией? (Один из самых молодых генералов – граф А.И.Кутайсов. Погиб, преследуя неприятеля).

10.Сколько времени продолжалось Бородинское сражение? (С 5 часов утра до 10 вечера; при совершенной темноте огонь начал утихать).

11.Каковы потери русской и французской армий в Бородинской битве? (В русской армии – 38 тысяч солдат, 1500 офицеров, 29 генералов. Во французской – 57 тысяч солдат, 1600 офицеров, 47 генералов).

12.Кто одержал победу в Бородинском сражении? (Русская армия одержала моральную победу. В ночь с 26 на 27 августа русские «заявили» о своём «присутствии» на Бородинском поле, т.е. не покинули своих позиций. Французы по сигналу об окончании сражения отступили).

13.Почему Кутузов сдал Москву без сражения? (Русская армия несла большие потери, а полки генералов А.А.Клейнмихеля и Д.И.Лобанова-Ростовского , на которые рассчитывал Кутузов, ещё только создавались и не могли прибыть к нему).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации