Проектно-исследовательская работа «Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Проектная работа
Тема «Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности»
Выполнила: Бояринцева О.В.,
учитель русского языка и литературы
высшей кв. категории
МКОУ СОШ №5 г. Вятские Поляны
Кировской обла
Вятские Поляны, 2017г.
В течение нескольких лет я работаю над методической темой «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы». Моя методическая тема во многом перекликается с системой работы Евгения Николаевича Ильина, создавшего оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком, и воспитательной системы Надежды Егоровны Щурковой, в основе ее программы лежит социокультурологический подход и важная роль отводится общечеловеческим духовным ценностям. Невозможно учить родному языку, изучать литературу и не уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. На уроках русского языка и литературы это происходит ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести! Или при изучении правила о правописании приставок на з- и с- полезно бывает рассказать, что приставка без- в русском языке обозначала отсутствие чего-то. Но после 1917 года большевики поменяли орфографию, и появились слова с написанием бесценный, бесполезный. Почему? Нетрудно догадаться. После такой беседы запоминание изучаемой орфограммы идет лучше. Поэтому выбор темы моего проекта не случаен.
Раздел 1. Краткая аннотация проекта.
Проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовно-нравственной сферы в цикл гуманитарных дисциплин является приоритетным направлением в развитии и воспитании школьников в отечественной педагогике.
Проект содержит технологию, включающую подходы, принципы, методы, приемы, ориентированные на поиск путей повышения эффективности духовно-нравственного воспитания и развития школьника.
В работе обоснована необходимость изучения церковнославянской грамоты с целью постижения духовного смысла русского языка, рассмотрены методические проблемы изучения литературы (выявление подходов и способов прочтения, толкования и интерпретации текстов литературы в контексте православной культуры)
Данная работа не исчерпывает всех аспектов социально востребованной проблемы духовно-нравственной культуры и литературного образования. В перспективе необходимо дальнейшее изучение этой проблемы и связанных с ней методологических, организационно-методических вопросов, рассмотренных в данном проекте.
1.1.Обоснование необходимости проекта.
Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Национальная доктрина образования Российской Федерации, определяющая стратегические цели и задачи воспитания и обучения до 2025 года, нацеливает систему образования на преодоление духовного кризиса, создание условий для воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности.
Категория «духовно-нравственное развитие» в девятой статье закона «Об образовании» определяет иерархическую структуру результатов образования. Образовательные программы, которые надлежит освоить обучающемуся, должны обеспечить: во-первых, духовно-нравственное развитие, во-вторых, воспитание, в третьих, качество подготовки обучающихся. Такая формулировка предписанных результатов деятельности образовательных систем содержит в себе целых ряд предпосылок и задает новую методологию образования.
Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования, ключевое требование ФГОС. В педагогике до недавнего времени духовно-нравственное воспитание сводилось к воспитанию патриотизма, интернационализма, трудолюбия, коллективизма, дисциплины, атеизма, честности, правдивости. Другими словами, философской основой педагогических технологий являлось диалектико-материалистическое философское направление.
Теперь многие стороны понятия морали приобретают более глубокое, в том числе личностное, содержание. В содержание морали включаются и такие понятия, как долг, благородство и порядочность, милосердие и сострадание, мужество и ответственность.
С духовно-нравственным воспитанием учащихся связано и рассмотрение вопросов о личном и общественном, о цели и смысле человеческой жизни, о счастье, дружбе, любви. Эти вопросы не могут быть решены в отрыве от исторически сложившегося менталитета народа, в становлении которого главную роль всегда играла духовность.
Это подтверждает и В.В. Путин, президент РФ. Приведу цитату из его выступления: «По моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме духовных».
Русские философы, несомненно, смотрели на литературу именно с этой точки зрения, однако литературная критика не была их преимущественной специальностью. А профессионалы-критики революционно-демократического толка оставляли эту сторону литературы незамеченной так же, как и их последователи - советские литературоведы.
Положение начинает исправляться в последнее время. Осваивается эмигрантское наследие, появляются глубокие исследования творчества русских классиков, выполненные литературоведами отечественными. Педагогу важно понимать, что для того чтобы формировать в своих воспитанниках целостное мировоззрение, нужно самому педагогу видеть при анализе не отдельные художественные образы, а целостную картину мира, которая стоит за этим произведением. Поиск ориентиров преподавания, с учетом традиционных духовных ценностей, - важный вопрос для многих педагогов.
Таким образом, актуальность выбранной проблемы обусловлена противоречиями между:
углублением интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования и неразработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне;
необходимостью духовно-нравственного воспитания личности школьника и недостаточным использованием возможностей уроков для его развития;
развитием теоретических представлений о формировании целостности мировоззрения школьника и несогласованностью влияний учебных предметов в школе.
В связи с этими факторами данный проект является актуальным и необходимым для современной системы образования в целом и средней общеобразовательной школы №5 г. Вятские Поляны в частности, работающей по программе духовно-нравственного воспитания школьника.
1.2. Цель проекта: повысить эффективность формирования духовно-нравственных качеств обучающихся, основанных на традиционных отечественных культурных ценностях.
1.3. Задачи проекта:
рассмотреть теоретические основы изучения литературы, русского языка в контексте традиционной духовной культуры;
внедрять различные технологии в уроки русского языка, литературы и внеурочную деятельность, направленную на повышение воспитательных возможностей урока;
обеспечить реальные условия для формирования духовно-нравственных качеств учащихся, ценностно-смысловых жизненных установок и навыка рефлексии;
проанализировать эффективность собственной деятельности с точки зрения полученных результатов.
Раздел 2. Основное содержание проекта
Анализ научной литературы показал, что духовно-нравственное воспитание является одной из главных составляющих в формировании личности ребёнка, на что указывают все учёные без исключения.
На формирование ребенка в целостную личность должны быть направлены усилия всего учебно-воспитательного процесса, то есть необходима такая же целостная программа воспитательного влияния, охватывающая не только сугубо воспитательные мероприятия, но и урочную деятельность, так как школа – это, прежде всего, уроки. Воспитательные мероприятия по своему характеру эпизодичны, проводятся в соответствии с планом работы школы и охватывают далеко не всех детей, а наиболее активных. Таким образом, именно обучение должно быть могущественным органом воспитания. Известно, что такой педагог, как Я. А. Коменский не делал различия между воспитанием и обучением.
Следовательно, справедливым, на наш взгляд, будет утверждение, что наиболее важными дидактическими принципами в решении проблем данного аспекта должны быть принципы обучающего воспитания и всестороннего развития личности.
Принцип обучающего воспитания выражен в следующих словах Ушинского: «Воспитательное влияние науки тогда только окажется действительным, когда оно подействует не на один ум, но на душу и чувство».
Обучающее воспитание позволяет избежать негативной стороны традиционного изучения гуманитарных предметов, когда на первом месте стоит познавательная задача, а уж потом – воспитательная. «В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий урока литературы». Это правило педагога-новатора Е. Ильина является золотым правилом учителя, работающего по системе воспитывающего обучения.
Принцип всестороннего развития личности ориентирует на такую постановку обучения, чтобы оно способствовало формированию основ мировоззрения, морали, развитию мышления, воли, характера, духовных потребностей, способностей учащихся. Как правильно относиться к богатству? Что такое счастье? В чем смысл жизни? Что такое нравственность и безнравственность? Что считать грехом? Над такими вопросами рано или поздно размышляет каждый человек. И чем раньше сформируется его мировоззрение, тем крепче будет «его самостоянье».
Воспитание духовных ценностей на уроках русского языка и литературы напрямую связано с использованием метапредметного подхода, так как способствует более глубокому постижению смысла многих нравственных понятий.
Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Использование метапредметной технологии на уроках литературы, русского языка направлено, прежде всего, на формирование мировоззрения детей. Таким образом, при изучении «Смерти Ивана Ильича» Льва Толстого ребята говорят не только о метафорах, но, что гораздо важнее, о смысле жизни, о любви, сострадании, ответственности.
Помогают в становлении духовно-нравственной личности высказывания писателей и поэтов, например, о цели и смысле жизни. «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы», — писал А.П.Чехов. Примерами, высказываниями известных писателей можно проводить закрепление словарной работы на уроках русского языка. Так трудно запоминаемое слово «интеллигент» можно пояснить не только по словарю, но и отрывком из текста Василия Шукшина... «Явление это - интеллигентный человек - редкое. Это - неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда необходимо - для созвучия - «подпеть» могучему басу мира сего, постоянный разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?». И сочувствие, сопереживание судьбе окружающего народа. Неизбежное, мучительное. Если это все в одном человеке - он интеллигент…»
Подобные высказывания не оставляют равнодушными учащихся.
Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия, оно складывается постепенно, но во многом зависит и от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит.
На уроках литературы каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Поэтому строить уроки литературы желательно по законам искусства: использовать художественный анализ произведения и закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.
Говоря о духовном становлении молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Руководствуясь словами педагога С. И. Гессена, хочется отметить, что «только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое место в общечеловеческой культуре». Именно этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета литературы. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
В работе учителя гуманитарных предметов не последнее место занимают литературные дискуссии, они весьма ценны в гражданском воспитании. Уроки –дискуссии особенно эффективны в старших классах. Изучая творчество А.Ахматовой, А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына, звучит слово о национальной и человеческой ответственности, о печальном опыте тоталитаризма, о несправедливости и лжи, об исторической памяти. Дискуссии развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия…
Большое значение в становлении ребенка как личности играют уроки доброты, ведь «с доброты человек начинается…». Живой отклик получают уроки, на которых школьники знакомятся с необыкновенными историями любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских», в «Алых парусах» Александра Грина, в «Гранатовом браслете» Александра Куприна. На таких уроках главная воспитательная цель - развивать нравственное отношение к жизненным ценностям – любви, преданности, верности, семье.
При изучении художественных текстов важно обратить внимание учащихся на значимые нравственные размышления писателя. Изучая «Слово о полку Игореве», мы, учителя, привыкли больше говорить о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, упуская важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне как об одном из смертных грехов человека. А ведь именно гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.
Проблема воспитания духовной личности в образовательном процессе порождает необходимость реализации межпредметных связей. Нельзя не согласиться, что интеграция – средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Она является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые наблюдения, выводы учащихся по предметам. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Использование интеграции на уроках русского языка и литературы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию не только интеллектуально развитых учащихся, обладающих целостным мировоззрением, способных к анализу, синтезу, но и, благодаря богатой по содержанию программе литературы, реализовать воспитательную задачу по формированию духовно-нравственной личности.
Большие воспитательные и познавательные возможности несет интеграция духовного компонента в русский язык: формирует культуроведческую компетенцию — осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширяет знания о взаимосвязи развития языка и истории народа, способствует формированию национального самосознания.
Обращение к истокам языка у учащихся всегда вызывает интерес и делает язык живым, во всех смыслах говорящим, если мы, например, расскажем о том, что в житии святых Кирилла и Мефодия славяне названы «простой чадью». "Простая" - значит ясная, прямая, не лукавая, не искривленная, не искаженная. И у этой "простой чади" был и язык такой. Следы этого слова дети без труда увидят в таких словах, как чадо, чадушко, домочадцы. Слова обогащаются новым смыслом.
На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Помогают в этом размышление над словом, его анализ. Примером может служить исследовательская работа «Энциклопедия одного слова», в которой учащиеся проследят этимологию слова, его лексическое значение, употребление в устном народном творчестве. Такое размышление над словом духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа.
Следует акцентировать внимание на том, что каждый образованный человек должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Говоря о богатстве и красоте русского языка, можно вспомнить слова К.Г.Паустовского: «Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык…» Помогают увидеть красоту языка изобразительно-выразительные средства, а передать свои мысли, впечатления, затруднения учащиеся могут в синквейнах.
Обращение к этимологии слова помогает понять глубже художественное произведение и его нравственный, духовный смысл. Что означает слово «счастье»? Исходя из этимологии этого слова, счастье человека состоит в том, что он живет не один. «Счастье» - то есть «соучастие» в другой жизни. «Я часть тебя, а ты - часть меня. Мы – со-части друг друга». Человек, который никого не любит, - это бесконечно одинокий и несчастный человек. Такие размышления об этимологии слова сделают более глубокими и понятными многие произведения русской литературы, например, стихотворение Ф.Тютчева «Silentium!» («Молчание!»)
Обращение к истории языка способствует формированию ответственного и бережного отношения к языку, пробуждению интереса, повышению грамотности. Например, при изучении правила о правописании приставок на з- и с- полезно рассказать, что приставка без- в русском языке обозначала отсутствие чего-то. Но после 1917 года большевики поменяли орфографию, и появились слова с написанием бесценный, бесполезный. Почему? Нетрудно догадаться. После такой беседы запоминание изучаемой орфограммы идет лучше. А этимология слова безобразный откроет детям истинный смысл понятия «образование», что это не банальное "просиживание" за школьной партой с целью получения аттестата. Мы должны помнить, что образование - это формирование образа.
Уважению, любви к языку, пробуждению самосознания способствует, например, при изучении темы «Словообразование» замечание учителя о том, что русский язык – очень ласковый язык. Из двух тысяч живущих на Земле языков ни один язык не знает такого изобилия уменьшительно-ласкательных суффиксов, такого многообразия ласковых синонимов к словам. Это говорит о том, что русский человек по природе своей очень добрый и сострадательный.
Небольшие пословичные предложения для разбора по русскому языку («На лжи далеко не уедешь»; «Люди стали жить богаче, но беднее стала речь», «Много на свете умных, да добрых мало», « Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано»), а какую большую работу можно по ним провести!
На уроках русского языка для работы над развитием орфографической зоркости, обогащением словарного запаса, расширением лингвистического кругозора, развитием памяти, внимания, логического мышления, речи автор опыта использует отрывки из литературных произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев и др.), наполненных "светлым" мироотношением. В данной работе соединяется работа над смыслом произведения и работа по изучению языка. Эти произведения позволяют почувствовать мелодичность и ритмичность русской речи.
Например, у А. Майкова есть стихотворение:
В чём счастье?
– В жизненном пути,
Куда твой долг велит, - идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и верить.
В первую очередь стоит задать вопросы:
– О чём это произведение?
– Чему оно нас учит?
– Что же такое счастье?
– Как его понимает лирический герой?
– А как его понимаете вы?
А далее продолжить работу по теме «Глагол».
При изучении темы «Союзная и бессоюзная связь между предложениями» дает богатые воспитательные возможности стихотворение современного поэта Н.Зиновьева «Молитва»:
Как ни темна, как ни трудна
Жизнь россиян, как ни убога,
К Творцу есть просьба лишь одна,
Лишь об одном прошу я Бога:
Не дай такого, Боже мой,
Чтоб наша Русь, ругаясь матом,
Пошла по миру не с сумой,
А с самым лучшим автоматом…
В процессе восприятия художественного произведения школьник имеет возможность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных ориентиров, получать опыт нравственной оценки, опираясь на произведения русской литературы.
Еще в 19 веке не только отечественные исследователи, но и зарубежные обратили внимание на одну особенность русской литературы. Так, Стефан Цвейг писал: «Раскройте любую книгу из пятидесяти тысяч ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы, у Бальзака – замок с титулом пера. Кто из героев Достоевского стремится к этому? Никто. Ни один». Другими словами, различия русской и западной словесности определялись именно разнонаправленностью внутренних стремлений: западных писателей к сокровищам сугубо земным, русских – к неземному. Герой русской литературы страдает, обладая всеми земными сокровищами (Болконский, Безухов, героиня «Чистого понедельника»). Эти слова Стефана Цвейга можно с полным правом отнести ко всем произведениям русской литературы.
Библейскими легендами, образами наполнены произведения Толстого, Достоевского. Эта традиция продолжается в творчестве Булгакова, Горького, Пастернака, Блока, Мандельштама, Айтматовой… Нельзя понять философию жизни этих писателей, без их эстетики, без знания духовной литературы. Без этих знаний нельзя осмыслить многие произведения. Начиная с древнерусской литературы в 5 классе и заканчивая литературой 20 века в выпускных классах, так или иначе учащиеся соприкасаются с ними в ходе анализа литературных произведений:- Роль библейского сюжета в романе «Мастер и Маргарита» и интерпретация его Булгаковым;
Образ Иисуса Христа в поэме А.Блока «двенадцать», который «и от пули невредим»;
Библейские мотивы в творчестве А. Платонова и многие другие.
Своеобразие русской литературы требует и особенного подхода при ее анализе. Этот подход должен акцентировать внимание читателей прежде всего на духовно-нравственном содержании литературы. Его назначение должно состоять не столько в интеллектуальном, рациональном, сколько в духовно-нравственном анализе и интерпретации литературных произведений.
Основы такого подхода (сотериологического – «спасительного») заложили классики русской литературы (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), поднимавшие вопросы идейно-художественного содержания литературных произведений своих современников, критериев художественности, проблемы соответствия содержания литературных произведений нравственным идеалам, эстетическим представлениям того времени, нормам духовной этики. Что станет в жизни главным? Какой выбор делают русские писатели?
Поэтому при анализе образа Катерины важно не заниматься поисками доказательств, почему Катерина «луч света в темном царстве», а подвести детей к поиску ответа на вопрос: «А был ли другой путь у Катерины?» и вести разговор о грехе и покаянии.
Большой воспитательный потенциал несет в себе не только творчество наших писателей, но и их биография.
Например, анализируя творческий путь поэта В. Маяковского, нельзя равнодушно пройти мимо таких строчек:
Всё чаще думаю —
не поставить ли лучше
точку пули в своём конце.
Школьники осмысляют трагедию поэта. Реализовывается сотериологический принцип через осмысление учениками нравственных понятий и формирование опыта нравственных отношений с окружающими в процессе учебно-познавательной и творческо-аналитической деятельности.
Поскольку процесс формирования ценностных ориентаций обучающихся на уроках осуществляется через их деятельность, можно выделить основные виды этой деятельности:
Виды деятельности |
Содержание деятельности |
Эстетический |
Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений |
Интеллектуальный |
Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления |
Познавательный |
Формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний |
Творческий |
Создание творческих работ, проектов и т.п. |
Исследовательский |
Выполнение различных исследовательских работ |
Среди разнообразных видов деятельности учащихся важным средством воспитания своего «я», оценки своего развития учащимися считаю ведение личного дневника.
Если человек действительно ориентирован на свое нравственное и духовное развитие, то должен вести дневник так, как это делал Л.Толстой, не просто описывая прожитый день и имевшиеся диалоги, но и давать критический анализ прожитому, своим поступкам и мыслям: «Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен и стыдлив, как ребенок. Я почти невежа. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я не воздержен, нерешителен, непостоянен, глупо – тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я честен, то есть люблю делать добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра – славу».
Учитель может подсказать детям, желающим работать над собой, такое средство самовоспитания, как рефлексию (Я понял сегодня, что...). Дневник воспитывает в человеке такие качества, как трудолюбие, потому что ежедневное ведение дневника учит регулярной работе, способствует наблюдательности, выработке слога, умению писать. Работа над стилем – важный аспект ведения дневника. Ведение дневника способствует расширению лексического запаса. Вспомним, что Пушкин-лицеист плохо знал русский язык, но прекрасно владел французским. Увлекшись литературным трудом, он постигает русский язык. И его пример должен быть для нас наукой. В повседневном обиходе мы используем пять-семь тысяч слов – это словарный запас средне образованного человека. У Пушкина же в его произведениях более 20 тысяч различных слов.
Немаловажным фактором реализации проекта является вопрос о педагогических технологиях. Деятельностный подход требует использования личностно-ориентированных технологий.
Безусловно, на уроках литературы всегда было актуальным и остается в настоящее время проблемное обучение, так как проблемные ситуации требуют личного самоопределения учеников.
В процессе учебной дискуссии происходит диалогическое взаимодействие, обладающее большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. Рецептов готовых урок не дает, но всегда должен давать пищу для ума.
В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые предлагаются учащимся для дискуссий при изучении литературных произведений:
Сильный или слабый человек Кирибеевич? («Какая сильная, могучая натура» (Белинский). В чем истинная сила характера: в страстях, влекущих человека за собою в грех, или в духовной стойкости, побеждающей страстные порывы?
Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?
"Облако в штанах" - поэма о любви или бунт человека против Творца?
Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?
Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?
Почему М.Ю.Лермонтов любит свою Родину «странною любовью»?
Н.А.Бердяев назвал Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов». Почему?
Грех, возмездие и покаяние в драме А.Н.Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?
Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?
Почему Н.А.Бердяев сказал о Достоевском: «…художник… бездны человеческой, человеческой бездонности»?
Нравственный идеал Л.Н.Толстого. Кого из героев романа «Война и мир» автор называл «любимыми», а кто вызывал у него духовное отторжение?
Святость и грех в поэме А.Блока «Двенадцать». Мистика и реальность в поэме – почему до сих пор не стихают споры вокруг творчества поэта?
Поэтический мир С.Есенина – взаимосвязь его творчества и христианского мировоззрения;
В чем символическое значение переклички жизни – «крестного пути» Христа и доктора Живаго (Б. Пастернак «Доктор Живаго»)?
Споры вокруг романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» - кто из героев вам симпатичен, а кто вызывает неприятие?
Поэты Серебряного века – патриоты или диссиденты?
Любовь в поэзии Серебряного века - великая сила или темная, испепеляющая страсть?
Как решает проблему человека и власти в своих произведениях А.И.Солженицын?
Проблема нравственного выбора и поиск правды в прозе М.Шолохова: однозначны ли в своей человеческой сути Григорий Мелехов, Семен Давыдов, Макар Нагульнов, дед Щукарь, Андрей Соколов?
Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Духовность или душевность?
Возможен ли «земной рай», созданный ценой крови и насилия (А.Платонов «Чевенгур»), «…будет ли этот «рай» раем, если за него придется заплатить хотя бы одной слезинкой ребенка» (Ф.М.Достоевский)?
Обитатели дна (М.Горький «На дне») - утонувшие или утопленные?»
Какие идеалы и нравственные ценности утверждает В.Астафьев в романе «Прокляты и убиты», почему автор обращается к православной вере, христианской народной традиции?
«Хорош божий свет. Одно нехорошо – мы» (А.П.Чехов). (По произведениям ХХ века) – ваша человеческая, нравственная позиция в оценке поступков героев произведений В.Шукшина, В.Распутина, В.Астафьева, Ч.Айтматова, В. Войновича, В.Пелевина, Т.Толстой, В.Токаревой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой.
Среди современных образовательных технологий достойное место
должна занимать технология критического мышления, имеющая большой развивающий потенциал, и информационно-компьютерная технология, помогающая учителю эффективно, интересно проводить уроки.
И, наконец, необходимо помнить, чтобы воспитывать нравственность и духовность, самому воспитателю нужно быть нравственным.
Необходимо помнить, что методическое решение проблемы воспитания и развития школьников на уроках реализуется, прежде всего, в целостности учебно-воспитательного процесса. Именно системный подход позволяет наиболее полно использовать факторы обучения, несущие воспитательный потенциал.
Итоги изложенной системы работы по формированию духовно-нравственного развития и воспитания школьников посредством внедрения культурного компонента православной культуры могут быть выражены следующей интеграционной моделью (приложение 1).
Данная модель апробируется в практике автора проекта. Результатами ее реализации является положительная динамика развития учащихся 11а класса. Психологические исследования (методики «Шкала социально-ситуационной тревоги» автора О. Кондаша, «Характерологическоий опросник» К. Леангарда) показали, что у всех учащихся наблюдается богатство познавательных мотивов.
В течение года (2010-2011гг) уровень личностной тревожности снизился у 75% учащихся.
По экспертной оценке классных руководителей и педагогов (анкета для педагогов М.В. Бодунова) у большинства учащихся отмечается повышение уровней:
- активности – 90%
- доброжелательности – 85%;
- добросовестности и ответственности – 90%;
-настойчивости – 78%.
Изучение уровней проявления воспитанности по методике М.И. Шиловой свидетельствуют о повышении уровня сформированности таких качеств, как:
отношение к обществу (в том числе любовь к Отечеству);
отношение к учебному труду;
отношение к людям.
Результаты анонимного анкетирования, проведенного муниципальным «Центром здоровья», свидетельствуют о том, что мои учащиеся, выпускники 2011года, не имеют склонности к вредным привычкам.
В качестве примера реализации православного компонента в учебно-воспитательном процессе с использованием современных образовательных технологий привожу конспект урока литературы.
Тема урока. Петр и Феврония – идеал христианской семьи.
Метапредметы: семья, любовь, ответственность, верность.
Цели.
Образовательные:
определить и разрешить основную проблему с помощью нахождения личностных смыслов в образе семьи;
познакомить с «Повестью о Петре и Февронии Муромских», помочь ввести в мир древнерусской повести, понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;
проанализировать, каким образом в «Повести о Петре и Февронии Муромских» отражается христианское понимание брака, на каких духовных ценностях основана традиционная русская семья и как они реализуются в тексте повести;
раскрыть авторское отношение к героям;
совершенствовать навыки анализа образа героя.
Развивающие:
развивать логическое мышление, устную и письменную речь, коммуникативные способности (работа в группах);
развивать навык аналитического творческого чтения древнерусской литературы, понимать идею произведения, умение цитировать;
3.формировать навыки исследовательской работы.
Воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к семье, такие нравственные качества, как преданность, ответственность, любомудрие;
показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне;
воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
Оборудование урока.
Плакаты с цитатами из Священного писания (на доске).
Рабочие листы для учащихся.
Музыкальная аудиозапись хора «Пересвет».
Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока.
Эпиграф на доске: Нравственность едина во все века и для
всех людей. Читая об устаревшем в
деталях, мы можем найти многое для себя.
Д.С. Лихачёв
Актуализация знаний. Стадия «Вызов».
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем заниматься моделированием своего будущего. Вы верите в то, что слово может материализоваться? Вспомним: «В начале было Слово». В Библии говорится о том, что словом Бог сотворил Землю и все сущее на ней. Наша задача с вами намного скромнее, но не менее ответственная. Я предлагаю вам заглянуть в будущее и создать формулу.. своей счастливой семьи. Согласны? А для этого уточним, что для вас счастливая семья. Итак, ваши представления…
Записываются все мнения детей. (В результате появляется примерно следующее: сч. семья - дом, понимание, родители, счастье, мир, любовь).
Получилось, что представляем мы с вами семью в виде теплого солнышка, которое всех согреет своим теплом. Никто не хочет, чтобы в семье была вражда, ссоры, крики, взаимные обиды? Тогда, ребята, я вам предлагаю решить очень взрослую задачу.
В современной России, по данным статистики, ежегодно заключается более миллиона браков, а разводится примерно 600 тысяч семей. Сколько счастливых семей в нашей стране?
Попробуем сформулировать проблему урока. Как сберечь семью? Может быть, у кого-то есть уже готовый рецепт семейного счастья? (Выслушиваются возможные мнения детей). В конце урока мы вернемся к этому вопросу.
Оформление тетради.
«Мысль семейная» занимала не только ученых, психологов, но и многих русских писателей. Но, пожалуй, первым произведением русской литературы, посвященным семье, была «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма.
II. Сообщение ученика об авторе повести и особенностях жанра.
Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания. Обстоятельства их жизни мы узнаем из “Повести о Петре и Февронии”, написанной в первой половине XVI в. Ее автором был священник одного из кремлевских соборов Ермолай (в монашестве Еразм).
Со времени кончины святых до времени написания “Повести” прошло более 300 лет, и устное предание не сохранило многие факты их жизни.
Перед Ермолаем - Еразмом вставала задача воссоздать облик этих людей, скрытый как пеленой времени, так и тайной святости. Такая реконструкция должна быть не только достоверной, но и доступной. Поэтому Ермолай-Еразм, чтобы сделать свое повествование красочным и занимательным, чтобы увлечь им читателя, дополнил его за счет фольклорного материала.
В результате получилась не столько “биография” святых (житие), сколько произведение, вместе с немногими фактами из жизни Петра и Февронии преподающее учение о христианском браке, и вместе с тем увлекательное и доступное читателю XVI в.
III. Христианское понимание семьи и брака, изложенное Библией.
1). Определение задач предстоящей исследовательской работы.
Жизнь семейной четы, описанная в данной повести — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. На сегодняшнем уроке мы проанализируем, каким образом в «Повести о Петре и Февронии Муромских» отражается христианское понимание брака, на каких духовных ценностях основана традиционная русская семья и как они реализуются в тексте повести. Анализируя эту повесть, мы поговорим об отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.
2). Знакомство с основными принципами построения христианской семьи, изложенными в Библии.
При прочтении повести мы должны опираться на текст Библии, так как это главное и единственное руководство христианской семьи.
Цитата |
Совместная деятельность ученика и учителя |
«Жена есть уготована мужу от века» |
Брак совершается на небесах. То есть Господь предназначает мужу жену, а жене - мужа. По воле Божией встречаются и соединяются суженые («обещанные»). |
«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19,6) |
Брак должен быть нерасторжимым. В современном мире можно услышать: «Поженимся, а если что - разбежимся». Такое немыслимо для христианского брака. Венчающиеся в церкви христианин сознает, что вторая «половинка» дана ему до конца дней его и должен стойко переносить все испытания ради сохранения семьи. |
«И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2, 12) |
Цель брака - духовное объединение людей, для того чтобы они вместе могли пройти жизненный путь. |
«Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт. 1, 27-28) |
Вторая цель брака: умножение рода человеческого. |
«Жене глава-муж» (1.кор. 1:3)» Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу (Еф.5:22) «Как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:24) |
Семья есть малая церковь. Подчинение жен мужьям – первый принцип. Писание возлагает принятие решений на мужа. Муж становится «опорой» семейной «церкви», ее фундаментом. |
«Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее» (Еф.5:25); «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе». Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3: 18) |
Призыв к женам повиноваться своим мужьям сочетается с призывом к мужьям любить своих жен. Любовь - это прежде всего забота мужа о данной ему Богом спутнице жизни, умение прощать ее недостатки, помогать ей во всем и делать жизнь супруги счастливой и радостной. |
«Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (Тим..2:11,12) |
Жена не должна господствовать над мужем, должна уважать его и уметь смиряться с его недостатками. |
3). Рефлексия.
Какая из цитат произвела на вас наиболее яркое впечатление? Что более созвучно вашим представлениям о семье?
IV. Смысловая стадия.
Итак, наша задача, опираясь на цитаты Священного писания, доказать или опровергнуть, что Петр и Феврония – образцовая христианская семья.
Анализируя повесть, будем делиться мыслями друг с другом, поэтому предлагаю работать в группах.
Группы получают задания.
Задания для групп |
Возможные ответы |
1 группа. Отражение традиций христианской семьи в повести. 1.Какое испытание прошла семья Павла? Как можно назвать отношения между Павлом и его женой? 2.Семья - это не только муж и жена, но и родственники - братья и сестры. Какие отношения существуют между Павлом и Петром? 3.В каких эпизодах повести мы находим подтверждение закона «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»? 4.Соблюдают ли Петр и Феврония христианские правила: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее», «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе». Приведите примеры. |
Перед женой муромского князя стоял выбор: либо она скроет все происходящее, либо признается мужу, - княгиня выбрала признание. Жена Павла знала, что муж не осудит ее, не отвернется от нее, узнав правду. Князь Павел, в свою очередь, не мог осудить жену и не отказался от нее, потому что его предназначение в браке - забота о супруге, и он должен был любым способом избавить ее от змея. Стоит отметить, что обсуждая с женой способ избавления от змея, Павел не говорит жене ни одного укоризненного слова, но при этом он проявляет заботу о ее душе, говоря ей о том, что выведав у змея тайну его смерти, жена будет чиста перед Христом после смерти. Жена же, не переча мужу, а «запечатлев его слова в сердце своем», отправляется «обольщать» змея, хотя ей это вряд ли хотелось делать. Но семья - это не только муж и жена, но и родственники - братья и сестры, которые также поддерживают друг друга в жизни, поэтому за помощью князь Павел обращается к своему брату Петру, который без колебаний решает помочь Павлу (Такие отношения называются доверительными, открытыми, случившаяся беда — общая беда, пути преодоления ищут сообща). Бояре ставят перед Петром выбор: либо царствование, либо жена. В этой ситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Феврония не согласилась променять мужа на подарки, но и не сомневалась она и в том, что муж не променяет ее на власть. С другой стороны, она исполнила такую заповедь христианской семьи, как повиновение мужу. Женщина в браке подчиняется мужчине, и ее решение зависело только от решения мужа. «Жене глава-муж». Именно Петр должен был принять на себя ответственность за их судьбу. Князь принимал решение также руководствуясь христианскими канонами - он должен заботиться о своей жене, пройти с ней ее жизненный путь, поэтому брак для него выше власти. |
2 группа. Становление взаимоотношений супругов (предыстория брака по материалу первых двух глав) 1. Почему автор не рисует портретов героев повести? 2. Что является причиной встречи Петра и Февронии? 3.Почему Феврония соглашается исцелить князя только в том случае, если он на ней женится? Не кажется ли вам ее поведение навязчивым? 4.Как вы расцениваете желание Февронии выйти замуж за князя Петра: желанием возвыситься или чем-то другим? 1.Почему Петр не хотел жениться на Февронии? Какое качество мешало ему это сделать? 2.Кто является главным героем повести? Как вы думаете, почему в названии повести первым назван Петр, а не Феврония? |
Не внешность, не красота главное для автора, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг. Автор жития приходит к мысли о браке как о духовном лекарстве, которым человек исцеляется не только от телесных недугов, но и от душевных изъянов, при том, что сам брак зачастую заключается не только Божиим повелением, но, более того, Божиим принуждением. Коль скоро, по библейским понятиям, "жена есть уготована мужу от века", то, конечно, не вызовет удивления "дерзость" премудрой Февронии, которая угадала в Петре своего суженого и, прежде чем исцелить его, велела передать ему свой "ультиматум": "Если он не возьмет меня в жены, не буду лечить его". Князь же Пётр, пленник сословной гордыни, с возмущением отвергает дерзостную мысль о "неравном браке": "Како князю сушу древолазца дщи пояти себе жену!" Когда Петр в первый раз отказывается исполнить свое обещание, Феврония не бросается его догонять и не грозит небесными карами. Она смиренно ждет, пока Петр сам придет к пониманию, что ему Богом сужден этот брак. Таким образом автор дает понять, что несмотря на избранность Февронии, главной темой произведения является все-таки не отдельный женский образ, а именно семейные отношения героев, и мужчина –глава семьи (церкви). |
3 группа. Какие жизненные испытания преодолели Петр и Феврония? Какие качества характера главных героев помогли преодолеть их? 1. Причиной каких происшествий послужила разница в происхождении и в воспитании, существовавшая между ним и Февронией? 1.Какую роль играет эпизод повести, рассказывающий о том, что Феврония, выходя из-за стола, собирала крошки. Должен ли сомневаться муж в своей жене и слушать наговоры? 2.Как ведут себя Петр и Феврония в изгнании? |
Первое испытание, которому подвергаются Петр и Феврония (как и все молодые семьи) — это испытание бытом, а именно, разностью привычек и бытовых навыков, которые каждый из них получил в процессе воспитания и накопил за время самостоятельной жизни. Встреча и узнание друг друга не могут обнаружить эту разницу в мелочах, выявить и со временем сгладить ее может только совместная жизнь. Петр, хотя и мягко, желает укорить и отучить супругу от ее привычки. Своим жестом он как бы желает сказать: “Посмотри! Ради чего ты это делаешь? Это только крошки!”. И тут то, что только что было крошками, оказывается благовониями. Жест Петра, в котором можно уловить оттенок превозношения над женой и, может быть, уже приготовленное поучение, оказываются бессмысленными: “обычай” жены, пусть несоответствующий привычкам супруга и даже противоречащий придворному этикету, свят и должен приниматься мужем с благоговением или же исправляться с терпением. Тем более он не должен принимать чьих-то наговоров на супругу. Всякий третий для мужа и жены — посторонний. Петр “от того дни” перестал “искушать” Февронию. В их отношениях главными стали любовь и обоюдное терпение, а не желание подчинить другого собственным привычкам. Таким образом, Петр получил первый урок - муж не должен сомневаться в своей жене, не должен верить наговорам. Доверие, терпимость и честность - те принципы, на которых строятся отношения между супругами. Петра начали мучить сомнения, правильно ли он поступил, покинув Муром, не оказав сопротивления боярам. По-видимому, особенно ему была тяжела мысль о том, что он самовольно сложил с себя ту ответственность за свой город, за своих людей, которую возложил на него Господь. Возможно, к этому примешивалась и тайная мысль о том, что теперь его ждет бедность и нелегкая жизнь странника. И в этот момент слово супруги оказывается целительным для него, рассеивая темные мысли. Феврония говорит мужу о Боге, о Его милосердии и Промысле. Она утешает его, объясняя, что Бог, соединивший их в мужа и жену, не допустит разрушения их союза, даст необходимое им для жизни. Если призвание мужчины — брать на себя и нести ответственность за других, то призвание женщины — в другом; она призвана в любых обстоятельствах хранить единство, целостность, дух семьи. Если семья не распалась, если супруги мужественно держатся друг за друга, за взаимную любовь, тогда и потерянное благополучие взойдет, как молодое дерево, выросшее за ночь. |
V. Стадия рефлексии. Учащимся предстоит дать определение, что такое «идеальная христианская семья».
- Обычно “Повесть о Петре и Февронии Муромских” называют повестью о любви, но это слово ни разу не встречается в тексте. Что же такое христианский брак? Главное? Что значит «крест семейной жизни»?
(Любовь Февронии к одержимому недугом князю - это христианская, жертвенная любовь, любовь к ближнему своему ради его спасения.)
Все святые, как правило, были пастырями, несшими в мир Слово Божье, либо мучениками, которые обрели святость через страдание. Только двоих – Петра и Февронию – в сонм святых привела любовь. (Слайд №4). Они пронесли верность друг другу через все испытания и умерли в один день и час. Мощи Петра и Февронии находятся в Муромском Свято-Троицком женском монастыре. (Слайд №5). И сегодня верующие люди приходят поклониться их мощам и попросить помощи в семейной жизни. С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. (Слайд №6). Этот день был выбран для праздника не случайно – уже более 700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья.) Музыкальная аудиозапись хора «Пересвет».
VI. Итоговая рефлексия.
- Вы согласны с эпиграфом нашего урока?
Можем мы ответить на вопрос «Как сберечь семью»? Закончите предложение: «Чтобы сберечь семью, …»
Возвращаясь к началу нашего урока, хочу напомнить, что целью его было моделирование образа счастливой семьи. Какие еще ценности вы включили бы в понятие «семья»? Дополните символ семьи-солнышка дополнительными «лучиками».
VI. Домашнее задание. (Слайд №7) Написать сочинение на тему: «Петр и Феврония – идеал христианской семьи»
Ресурсы
Человеческие и административные ресурсы: учителя, ведущие занятия- 6 человек, психологи – 2 человека, библиотекари – 2 человека, священнослужители.
Материально- технические, финансовые ресурсы: обеспечение учителей и учеников необходимой литературой, компьютер, ТСО в виде мультимедийной установки, наличие медиатеки, интернетресурсы.
Партнеры
Партнерами проекта является администрация школы, администрация города, преподаватели истории, русского языка, литературы, основ православной культуры, художественного труда, Храм святителя Алексия Московского.
Целевая аудитория
Проект предназначен учителям гуманитарного цикла с целью его реализации в общеобразовательных учреждениях. Целевая аудитория – учащиеся средней общеобразовательной школы №14 г. Нягани, 118 учащихся старшей школы (5-9, 11 класс).
Посещение занятий по литературе обязательно, основ православной культуры ( 5- 6 класс – по желанию).
План реализации проекта
Теоретический этап: (2009г. - 2010г.) – углублённое изучение теоретико-методических основ проблемы духовно-нравственного воспитания, определение форм и методов деятельности, способов диагностирования уровня сформированности духовно-нравственных качеств обучающихся в ходе урочной и внеурочной деятельности.
Практический этап:
- 2010- 2011гг. – реализация проекта в режиме развития (проведение открытых уроков на уровне школы, выступление с докладами на школьных методических объединениях, городских семинарах)
- 2011-2012гг. - реализация в режиме функционирования. Ответственные за проведение уроков - учителя школы, заявившие о своем желании участвовать в проекте.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Предлагаемый нами педагогический проект по ориентации на личностные структуры мы относим к технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), а также к технологиям эмоционально-художественным и духовно-нравственным (формирование сферы нравственных и эстетических отношений).
В связи с этим мы отмечаем, что воспитательный потенциал литературы и как следствие результаты проекта заключаются:
- в формировании эмоционального мира человека (в силу того, что литературно-художественное произведение есть результат объективизации прежде всего эмоциональной сферы школьника);
- в воспитании синхронного и диахронного восприятия действительности (в силу того, что литературно-художественное произведение есть «картина жизни», истории народа и его нравственно-психологического облика, и тем самым литературно-художественное произведение предоставляет возможность обучающимся соотнести с собой художественные образы, т.е. создать возможность для самовоспитания);
-в формировании собственно филологического мышления (познания мира посредством литературно-художественного текста, поэтической реальности);
- формирование четких нравственных установок, содержащих в основе православные принципы жизни.
Материальные объекты:
- рабочие образовательные программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной;
- программы факультативных занятий, направленные на освоение традиционных религиозных ценностей;
- методические разработки уроков согласно сотериологическому подходу при анализе литературных произведений;
- творческие работы учащихся, в том числе исследовательского характера, нравственно-этической тематики;
- копилка дидактического материала для уроков русского языка, литературы.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Данный проект является адаптированным для введения в средние общеобразовательные школы.
Проект может быть введен в любом общеобразовательном учреждении.
В качестве ресурсов можно отметить административные, для реализации и расширения проекта необходимо желание учителей, родителей, учеников участвовать в проекте, а также материально-техническое обеспечение возможности проведения проекта (необходимая литература).
В настоящее время мною разрабатывается программа факультатива «Духовно-нравственная православная культура» для 10-11 классов (приложение 2).
Литература
1. Аксиомы религиозного опыта // Журнал Московской патриархии.
1993. 11. – с.97.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. – с.208
3. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе) / Г.И. Беленький. - М.: Просвещение, 1990. – с. 188
4. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды / ред. - сост.Л.Г. Новикова, И.В. Сиземская. - М.: Флинта, Наука 1999.
5. Берхин, Н.Б. Обучение и развитие на уроках литературы / Н.Б.
Берхин. // Советская педагогика. - 1989. - № 3. - с.29-33.
Браже Т.Г. Изучение литературы в вечерней школе как путь духовного обогащения учащихся / Т.Г. Браже. - М.: Просвещение, 1979. –с.175
Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2006. – с.172
Доманский В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие / В.А. Доманский. - М.: Флинта, Наука, 2002. – с.386
Донченко Л.М. Звено между душой и телом // Ж. Квартирьер №9 – 10 2002г. – М. ООО Самшит–издат.
Донченко Л.М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». – М.,2001, с.17 – 27.
Донченко Л.М. Уроки русской литературы // Альманах №3 – 4 2003г. Православная культура в школе. – М., с. 20 – 166, 187 – 192.
Дунаев М.М. Православие и русская литература в 6-ти частях. / М.М.Дунаев Ч.I-II. – М., Христианская литература, 2001. – С.3 – 17.
Зинченко В.П. Культура и современность / В.П.Зинченко // Вопросы философии, 1996. - 2. – с. 9–10.
Ильин И.А. Основы христианской культуры. / И.А.Ильин - СПб.: Изд-во «Шпиль», 2004. – с.11.
Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2010. — с.96
Лесохина Л.Н. Урок-диспут / Л.Н. Лесохина. - М.: Просвещение, 1965. - с.15-22.
Русская литература XX века. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - в 2-х ч. / под ред. В. В. Агеносова. - М.: Просвещение, 1996. – с.125
Смелкова З.С. Литература как вид искусства: книга для учителя и учащихся / З. С Смелкова. - М.: Флинта, Наука, 1997. – с.280
Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – с. 49.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2/ Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1974 г.
Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века / Д.В. Чернилевский. - М.: РИО МГТА, 2003. - С.12-Чертов В.Ф. Семинарские занятия по русской литературе XIX века / В.Ф. Чертов. - М.: Наука, 1997. – с.76
Мамонова И.Ф. Русская литература в контексте православия -