12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зоя Николаевна21
0

Научно-исследовательская работа на тему «Межпредметная интеграция на уроке русской литературы»

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МКУ «Управление образования МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)

МБОУ «Хатырыкская средняя общеобразовательная школа имени М.К.Аммосова» муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия)»

 

 

Межпредметная интеграция на уроках русской литературы


 

Готовцева З.Н.

учитель русского языка

и литературы

Хатырыкская СОШ

им. М.К.Аммосова

 

2018 г.

1.


 

Содержание


 

1.Введение……………………………………………………………………………… 2стр

1.1..Цель и задачи работы………………………………………………………………3стр

1.2..Практическая значимость………………………………………………………….3стр

2.Основная часть…………………………………………………………………………

2.1.Актуальность интеграции…………………………………………………………..4стр

2.2.Практическая часть:…………………………………………………………………..

- Интегрированный уроки:

- Урок устный- журнал « Поэзия любви в творчестве Ф.И. Тютчева»…………..5-9стр

- Нетрадиционный урок «Мой поэт»……………………………………………….10-11стр

- Урок- повторение «Художественный и исторический портрет Петра 1»……....11-12стр

3.1. Заключение…………………………………………………………………………13стр

4.1. Список литературы………………………………………………………………...14стр

5.1. Приложения………………………………………………………………………...15-24стр


 

2.

Одной из главных задач современного образования является подготовка обучающихся к жизни в высокоразвитом обществе. Решение данной задачи возможно через формирование различного рода необходимых компетенций. Наиболее эффективным способом их формирования является интеграция школьных учебных дисциплин. Помимо этого, интегрированное занятие способно оживить образовательный процесс, позволяет рационально использовать учебное время. Интегрированные уроки способствуют формированию целостного взгляда на окружающую действительность, позволяют воспринимать взаимосвязи различных явлений и процессов жизни.

В условиях введения в образование ФГОС в приоритете становятся межпредметные связи, которые считаются высшим уровнем школьного образования. Не секрет, что многие педагоги испытывают серьезные затруднения при реализации принципов осуществления межпредметных связей. Тогда педагоги обращаются к методическим рекомендациям, где указывается, что основной эффективной формой реализации межпредметных связей является интегрированное занятие. Специфика интегрированного урока заключается в том, что его проводят и организуют два или более учителя, либо один учитель, имеющий квалифицированную подготовку по нескольким смежным дисциплинам. При подготовке интегрированного урока особенно важно продумать методику его проведения. Часто интегрированному занятию предшествует опережающие домашние задания, которые выполняются либо учениками всего класса, либо отдельными учащимися. Домашнее задание так же имеет свою особенность: оно задается не по одному, а по нескольким предметам сразу.

Интегрированный урок, в зависимости от работы и активности учащихся, подразумевает возможность выставление отметок по нескольким учебным дисциплинам.

Таким образом, интегрированные уроки в современном учебном процессе приобретают важную и значимую роль. Как же возникла идея интегрированного урока? Изначально идея возникает из сопричастности и взаимодополняемости некоторых школьных предметов. Так как перед педагогами современное образование ставит задачу сформировать у обучающихся целостную картину мира, то и появляется необходимость интеграции между уроками. Ведь именно они открывают перед учителями и учениками значительные возможности. В рамках проведения интегрированного занятия учащиеся могут приобрести разносторонние, более углубленные знания, используя информацию по нескольким предметам. На интегрированном занятии формируется одно из главнейших умений: перенос знаний из одной отрасли в другую. Данный факт позволяет развивать критическое мышление, аналитическую деятельность.

Благодаря всему выше перечисленному, достигается целостное восприятие, окружающей ученика, действительности. Помимо этого интеграция позволяет формировать творческие способности самостоятельной, толерантной, ответственной личности. Интегрированные занятия организованы таким образом, чтобы способствовать реализации дифференцированного подхода к получению информации и знаний обучающихся. Интегрированный урок открывает возможности для разных категорий обучающихся, в зависимости от их способностей. Учащимся предлагаются различные методы получения и усвоения знаний: от глубокого, подробного анализа изучаемых процессов до простого пересказа изученной информации. Следовательно, в ходе участия в интегрированном занятии у детей развивается умение обобщать, систематизировать, анализировать полученные знания из нескольких предметов, формируется преемственность знаний, полученных учениками.


 

3

Цель и задачи работы. Практическая значимость.

Цель работы- поиск и систематизация применения интеграции на уроках литературы.

Объект исследования- система интегрированных уроков

Предмет исследования- формирование на интегрированных уроках представлений учащихся о связи литературы с другими гуманитарными предметами в школе, взаимосвязь предметов.

Задачи:- формировать осмысленное отношение к литературе;

- формировать способность анализировать, оценивать произведения, творчество сверстников, собственную деятельность;

- выявить роль учителя и учащегося на уроке;

- рассмотреть разные варианты интегрированных уроков, показать разные типы связей на уроках литературы.

Ожидаемые результаты:

- технология интеграции будет способствовать созданию образного, духовного, культурного мира учащихся;

- осмысленному отношению к литературе и к другим предметам;

- умению анализировать, оценивать литературные произведения, творчество сверстников.

Практическая значимость:

- Интегрированные уроки предоставляют учителю и учащимся большие возможности для интеллектуального творчества и овладения материалом, позволяют проникнуть в мир художественного произведения, рассмотреть его с разных точек зрения, выработать свое осознанное отношение к нему. Интеграция позволяет применение технологии развивающего и проблемного обучения. Формирует представление о взаимосвязи мира , науки и человечества.
 

4

Для правильного построения интегрированного занятия необходимо определить основные его отличия от традиционной формы урока. Основная часть интегрированного урока, в отличии от традиционного, наиболее вариативна, так как включает разнообразие изучаемых явлений, которые подразумевают применение разных методов обучения и организации познавательной деятельности обучающегося. Интегрированный урок продемонстрирует результативность, если будут реализованы следующие дидактические задачи:

          интегрированное занятие должно быть актуальным, содержать проблему, обязательно подразумевать межпредметные связи;

          преподаватели при подготовке урока должны тесно взаимодействовать между собой;

          педагог обязательно организует кураторство над деятельностью учащихся при выполнении интегрированного опережающего домашнего задания;

          при применении интеграции обязательно использовать приемы обратной связи;

          в интегрированном уроке должна прослеживаться преемственность между его этапами.

Также при подготовке интегрированного урока педагогу следует особое внимание уделить возрастным особенностям учащихся, возможностям класса, отношениям между учащимися.

Организация интегрированных занятий подразумевает особую четкость, продуманность и логическую взаимосвязь изучаемой информации по интегрированным предметам. Исходя из этого, возникает общая классификация интегрированных занятий:

          организация и проведение занятия двумя и более педагогами разных учебных предметов;

          организация и проведение занятия одним учителем, который имеет базовую подготовку по дисциплинам, подвергающимся интеграции;

          создание не только одного интегрированного занятия, но и разработка интегрированных тем или разделов.

Особо необходимо отметить тот момент, что привлечение в образовательный процесс интегрированных занятий предполагает увеличение объема самостоятельной работы учащихся, так как расширяется тематика изучаемого материала по предметам.

 

5

Интеграция на уроках русской литературы материала якутской литературы и истории является одним из условий повышающих эффективность преподавания каждого их этих предметов в якутской школе.

В 10 классе я провела интегрированный урок устный журнал по творчеству Ф.И.Тютчева, где стихи читали на русском и английском языках и перевели на родной язык. .

 

Тема урока: Поэзия любви в творчестве Ф.И. Тютчева

Эпиграфом к уроку можно взять строки из стиха самого поэта.

«Жизни блаженство в одной лишь любви».

Ф.И.Тютчев.

Данный урок разработан для учащихся 10 класса. Занятие является универсальным по содержанию и методам обучения для проведения урока литературы, а также может

служить основой для проведения внеклассного мероприятия по литературе. Основная ценность, о которой идет речь на занятии – любовь, свобода и ответственность выбора человека.

Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий - технологии личностно ориентированного обучения, учебного сотрудничества. Урок мотивирует школьников на активную учебную деятельность в ходе урока, так как практически весь урок каждый ученик отвечает на проблемные вопросы, определяет ответы на вопросы, обращенные ко всем и лично к нему.

Целью урока является то , что после урока учащиеся смогут:

1. назвать не менее трех основных особенностей любовной лирики Ф.И. Тютчева;

2. продолжить формирование навыка выразительного чтения на русском и английском языках, умения анализировать стихотворение и делать свободный перевод текста на родной язык;

3. задуматься и высказать свое отношение к проблемам нравственности, любви к прекрасному, возвышенному в лирике Ф. И. Тютчева

Оформление урока:

- у каждого ученика – распечатка стихотворений Ф.И. Тютчева: «Cache-Cache», «Чему молилась ты с любовью…».

- на доске - эпиграф: «Жизни блаженство в одной лишь любви». Ф.И. Тютчев

- портреты адресатов любовной лирики Ф.И. Тютчева - Амалии Лерхенфельд, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дёрнберг и Елены Денисьевой;

- аудиозапись

I этап. Мотивация. Учащиеся слушают аудиозапись

. «Еще томлюсь тоской желаний…» на фоне фрагмента записи мелодии М. Леграна «Шербургские зонтики».

Вопрос учащимся:

1. Какие общие чувства переданы в мелодии и стихотворении их авторами?

2. Вам известно, кто является автором этих строк?

Возможный вариант ответа: Это лирическая мелодия и отрывок из стихотворения говорят о каких-то личных переживаниях человека, о его искренних чувствах, о любви. А автором стихотворения является Ф.И. Тютчев..

II этап. Сообщение темы урока и цели урока.

Портрет поэта. (презентация)

III этап. Изучение новой информации можно провести по такому плану.

План.

1 Введение.

2. Поэзия Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд.

6

3 Поэзия Тютчева, посвященная Элеоноре Петерсон.

4. Поэзия Тютчева, посвященная Эрнестине Дёрнберг.

5. Поэзия Тютчева, посвященная Елене Денисьевой.

 

1. Вводное слово учителя (звучит на фоне музыки )

О любовной лирике Федора Ивановича Тютчева...

2. (Обращение к портретам)

Перед Вами портреты тех, кто является адресатом тютчевской любовной поэзии. Это Амалия Лерхенфельд, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дёрнберг и Елена Денисьева.

Первая страница нашего журнала- поэзия Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд.

 

3. Объяснение учителя. Ранняя любовная лирика поэта – это стихотворения, написанные в период с 1823 г. по 1828 г. и посвященные Амалии Лерхенфельд. Как же произошла встреча Тютчева с Амалией Лерхенфельд?1.Сообщение ученика о встрече Амалии Лерхенфельд и Ф.И.Тютчева.

2. Слово учителя. К златокудрой Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1828 годов «Друг, откройся предо мною...», «Твой милый взор, невинной страсти полный...», «К Нисе», « Сас5е - Сас5е» и др. Лирика ранней поры представляет интерес потому, что её образы, идеи получат законченное воплощение в позднем творчестве поэта.

Любовная лирика раннего творчества поэта окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию героя не нарушают житейские невзгоды. Обратимся к стихотворению «Cache-Cache» (в переводе с французского «Игра в прятки»).

4 этап. Словарная работа. Обьяснение значения слова «сильфида». Сильфиды - (в германской мифологии - духи огня, воды, воздуха и земли).

5 этап. Чтение и анализ стихотворения «Cache-Cache».

Выразительное чтение стиха учащимися

Вопросы к классу после прочтения стиха.

- Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании?

- Какие художественно-изобразительные приёмы помогают нам убедиться в этом?

- Что придаёт лёгкость, воздушность изображаемому? (обратите внимание на звукопись этой строфы.)

- Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании?

- Какие художественно-изобразительные приёмы помогают нам убедиться в этом? Нужно обьяснить учащимся какие художественно-изобразительные приёмы использует поэт.

Многократное использование восклицательных (5) и вопросительных предложений (5), использование междометия «О». Игривый, шутливый тон придают этому стихотворению метафоры: «лукаво глядят гвоздики», «пылают румянцем розы»; поэтому поэт догадывается, «кто скрылся, зарылся в цветах». Даже сверкающие и дрожащие пылинки напоминают о возлюбленной лирического героя, о задорных огоньках в ее глазах:

Любовь лирического героя настолько целомудренна, что и его возлюбленная представляется ему каким-то бесплотным созданием - «сильфидой», которая не только может, никем не замеченная, прятаться в цветах и колебать струны арфы, но и преображаться в легкокрылую бабочку:

Влетел мотылёк, и с цветка на другой,

Притворно-беспечный, он начал порхать.

О, полно кружиться, мой гость дорогой!

Могу ли, воздушный, тебя не узнать?

7

- Что придаёт лёгкость, воздушность изображаемому? (обратите внимание на звукопись этой строфы.) (Чередование [л], [л’])

Использование аллитерации придаёт этой строфе необычайную звучность и лёгкость, а часто повторяющийся [о] (ассонанс) передает состояние восторга лирического героя. И этот восторг, и приподнятость настроения можно наблюдать во многих ранних стихотворениях.

И сразу можно сделать вывод: Любовь раннего периода воспета поэтом как ничем не омрачаемое, ясное и светлое чувство. По словам Тютчева, это годы «душевной полноты». И об этом свидетельствуют его произведения.

6 этап. Вопрос классу: Прослушайте сообщение и подготовьте ответ на вопрос: Что дало повод говорить о появлении трагизма в лирике поэта?

 

Вторая страница журнала - поэзия Тютчева, посвященная Элеоноре Петерсон.

- Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами. И следующая страница нашего урока - это стихотворения, посвященные первой жене поэта Элеоноре Петерсон.

Сообщение ученика о Элеоноре Петерсон.

Слово учителя. До нас, к сожалению, мало дошло стихотворений, адресованных Элеоноре Петерсон, но даже те, которые были написаны после её смерти, свидетельствуют о том, насколько было сильно чувство любви к Элеоноре.

Проверка выполнения задания учащихся

Вывод: Это не просто стихотворение, это своеобразное моление, обращенное к тени Элеоноры; оно продиктовано вовсе не какими-то укорами совести, а «тоской желаний», живой, неутихающей любовью, великой сохранностью некогда вспыхнувшего чувства. А спустя 30 лет поэт будет сравнивать любовь к нему его жены с солнечным лучом, озарившим стены комнаты:

Так мило-благодатна,

Воздушна и светла,

Душе моей стократно

Любовь твоя была.

И всё-таки своеобразие любовной лирики Тютчева заключается не в тех немногих стихотворениях раннего периода, в которых любовь описывается как гармоническое, светлое чувство, а в тех, в которых она изображается как «роковая страсть, приносящая боль, душевные муки и даже гибель.

Третья страница журнала - поэзия Тютчева, посвященная Эрнестине Дёрнберг.

- Сообщение ученика об Эрнестине Дёрнберг.

Слово учителя: Известный литературовед К. Пигарев писал: « С семьёй Тютчев не «порывал» и никогда не смог бы решиться на это. Он не был однолюбом...»

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала

 

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

 

8

Учитель вместе с учащимися делают вывод .

Вывод. Философский смысл творчества Тютчева - параллели.

Параллели в любви - две верности. В поэтических образах - это сила и слабость, духовная красота и искажённый мукой лик земной женщины, возрождение и самоуничтожение. Эти параллели жили в нём, «рвали его на части», лишали покоя. Это любовь к жене и к Елене Денисьевой.

Четвертая страница журнала - поэзия Тютчева, посвященная Елене Денисьевой. Обязательно надо сделать вступление к сообщению учащегося.

Слово учителя. Вершиной любовной лирики Тютчева является «Денисьевский цикл», т. е. группа стихотворений, посвященных Елене Денисьевой.

Сообщение ученика о Елене Денисьевой.

Слово учителя. О ряде стихотворений «Денисьевского цикла.

Самые тяжёлые испытания выпали на долю Денисьевой, ведь она была подвергнута жесточайшим обвинениям, отторгнута обществом и отцом, перед нею были закрыты двери домов, где ещё недавно она была желанной гостьей. Мукой и болью, тоской и отчаяньем проникнуто стихотворение «Чему молилась ты с любовью…» посвященное Е. Денисьевой

Учащийся читает стихотворения «Чему молилась ты с любовью..» Нужно задать вопросы , чтобы учащиеся сами смогли сделать вывод по прослушанному.

Вопросы учащимся.

1. Какой образ впервые появляется в данном стихотворении?

2. Почему любовь становится трагедией для героя?

Примерные ответы:

1.Впервые в стихотворении появляется образ толпы, поправшей самые заветные чувства женщины. Чувства, страсть, личность человека оказываются зависимыми от общества.

.2.У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим.

Вывод: Любовь в Денисьевском цикле – любовь роковая, но все дело в том, что у Тютчева грозную роковую силу несут сами герои.

Слово учителя. Наверное, никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой нежностью', с такой болью передать это прекрасное чувство- Любовь.

Шедевром не только русской лирики, но и мировой литературы стало его стихотворение «Последняя любовь». Учитель сама читает стихотворение.

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней.

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

(Тютчеву было 60 лет.)

7 этап..Ребята, Тютчева читают на многих языках: на немецком, на французском, на итальянском, на английском и.т.д.

И на всех языках мира стихи Тютчева лиричны и музыкальны, и каждый понимает слова поэта, что « жизни блаженство в одной лишь любви».

1. Учитель английского языка..

- Слово учителя . В старой доброй Англии тоже звучат стихи Ф.И.Тютчева

- Чтение стихов учащимися на английском языке.« Я встретил вас»,« Еще томлюсь тоской желаний».« И чувства нет в твоих очах», «Она сидела на полу»,

В конце урока можно провести творческую работу т.е. свободный перевод стиха поэта. Для этого нужно подготовить переводы некоторых слов на родном языке.

9

8 этап.Творческий этап.

Слово учителя. А как бы прозвучали стихи Ф.И. Тютчева на нашем родном языке? Говорят, что каждый в душе поэт.

1.Давайте, попытаемся сделать свободный перевод стиха Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний".

Перевод учащихся. Ученики читают свои переводы.

Слово учителя. На каком бы языке ни звучали эти прекрасные, полные любви и страданий, волнующие всех нас строки, они затрагивают струны сердца каждого человека.

9 этап. Заключительное слово учителя и подведение итогов.

На домашнее задание: Выучить наизусть и подготовить анализ стихотворения

«Последняя любовь».

Как мы знаем поэзия – сила слова, обличенного в стихотворную форму. Стихи учат всех мыслить, чувствовать, сопереживать, проникаясь теми эмоциями, которые в них переданы. Поэзия развивает мир души, обогащает его, формирует мировоззрение человека. Учит умению слушать и слышать то, чем хотел поделиться поэт. И потому, наверно, каждый из нас находит своего поэта, перечувствовав его лирику. В старших классах по- моему нужно обязательно провести уроки, которые бы помогли раскрыться учащимся в своих мыслях, эмоциях и чувствах. В 11 классе мы провели интегрированный урок по внеклассному чтению «Мой поэт». Ведь каждому учителю хочется знать какой именно поэт затронул струнки души его учащихся, что дали им уроки поэзии за годы учебы.

Целью урока явилось: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; выбрать «своего» поэта, обосновать выбор, продумать построение ответа и подготовить выступление.

Поставила такие задачи как - углубить,обобщить знания учащихся по литературе;

Развивающие – развивать и совершенствовать учебные действия, способы мышления, навыки работы с текстом, выделять главное, сопоставить, сравнивать;

Развивать умение и аргументировать свое мнение;

Воспитательные – понять истинное , прекрасное.

Оформление урока : высказывание о поэте; презентации учащихся по выбранным поэтам.

Мы заранее договорились , что выбор будет по таким позициям : « мне очень нравятся», «это мое открытие»,» для меня сейчас», « меня заинтересовало», « хочу посоветовать вам прочесть это».

Урок начали со вступительного слова учителя.

Сегодня у нас совсем необычный урок по поэзии. Вам было дано домашнее задание :подготовить выступление по творчеству выбранного вами «своего» поэта и обосновать выбор.

Выбрали экспертный совет. Выступления каждого экспертный совет оценивал по таким критериям :

-- сумел ли выступающий обосновать свой личный выбор поэта ;

- какие идеи хотел выразить выступающий ; -

- удачно ли построение ответа ;

- адекватно ли подобраны стихи заявленным идеям ;

- манера и стиль ответа.

Iэтап. Слово предоставили выступающим. Учащимся был дан свободный выбор поэта . Ребята выбрали поэтов из русской, якутской и зарубежной литературы:.поэзию Анны

10

 

Ахматовой,стихи Александра Блока, Сергея Есенина и Леонида Попова, стихи Андрея Белого, поэзию Марины Цветаевой, Варвары Потаповой, Владимира Высоцкого, Омара Хайяма.

2 этап. Обсуждение выступлений учащихся (ребята обсуждают друг с другом вопросы).

3 этап. Выступление экспертного совета.

4 этап. Слово учителя. Обратите внимание на высказывание о поэте

« Поэта надо перечувствовать, чтобы понять мыслью» В.Г.Белинский

Как вы понимаете это высказывание и согласны ли с ним ?

( ребята высказывают свое мнение).

Ребята читали стихи наизусть и на русском языке и на якутском. Сравнивали, сопоставляли как могли, высказывали свои мысли, объясняли свой выбор, почему именно выбрали этого поэта, чем он их привлекает, как они понимают его мысли. Было очень интересно наблюдать как мои одиннадцатиклассники объясняют свой выбор, я сама другими глазами увидела своих учащихся. Такие уроки дают свободу выбора высказать

свое мнение, показывают индивидуальность каждого, что очень важно в современном мире.

Я надеюсь, что выступление каждого оставило в их сердцах частичку души поэта .

Художественные произведения на историческую тему были и остаются значительной составной частью содержания образовательного стандарта по литературе. Интегрировать уроки литературы и истории помогают учащимся углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить теорию с практикой, систематизировать материал.

В 7 классе был проведен урок по поэме «Полтава» А.С.Пушкина «Художественный и исторический образ Петра 1» вместе с учителем предмета история. Такой урок дает возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, в действии показать, как все в мире взаимосвязано. Во время урока формируются две группы: группа литераторов и группа историков.

Слово учителя литературы. Ребята, русская литература и история тесно связанные между собою предметы. Изучая литературу, вы уже не раз обращали внимание на то, что русские писатели и поэты очень живо откликаются на ключевые моменты в отечественной истории, они анализируют исторические события, представляют свое видение проблем Российского государства, характеризуют исторические личности. Зачастую они не претендуют на достоверность приведенных фактов, но тем не менее многие художественные произведения могут служить настоящим историческим источником, при изучении того или иного события. Поэтому сегодня мы проводим несколько необычный урок, объединив историю и литературу. Класс разделим на группы. 1 – я группа историков, 2 – я группа литераторов.

Эпиграфом к уроку взяли следующие слова А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
2. Учитель истории. Чтобы окунуться в атмосферу былых времен вам предлагается видеофрагмент. 3. Учитель литературы. Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? – Что нам сегодня предстоит ещё выяснить?


 


 

11

Наша цель на сегодняшнем уроке: Повторить и закрепить знания о Петре Первом из истории и литературы. Чтобы достичь цели, что мы должны делать на уроке? Какая у нас будет задача?Наша задача: повторить материал о Петре 1 и о петровской эпохе. Значит у нас урок повторения.Учитель истории Разминка.Конкурс I.Пётр 1 оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом. Какие изменения произошли в эпоху Петра Великого?Аукцион изменений. Команды по очереди называют изменения, произошедшие в России при Петре Первом. Побеждает тот, кто последним назовёт какое-либо изменение.

Конкурс II. Рыбалка. Сегодня мы попробуем прожить вместе с первым русским императором Петром I. Утро царя, как и любого человека начинается с завтрака. Чего только не было на царском столе! Но любимое блюдо Петра – уха. И сейчас мы отправимся на царский пруд и устроим импровизированную рыбалку. От каждой команды приглашаются по одному участнику к водоёму, в котором плавают «рыбки» с вопросами.Конкурс III. Историческая задача.

Попробуйте решить историческую задачу. Дается историческая задача

Учитель литературы. Полтавская битва – это переломное событие Северной войны.

Чтение учителем отрывка из позмы.

Какому поэту принадлежат эти строки?(А.С. Пушкин поэма «Полтава»)

. Сегодня мы рассмотрим художественный образ Петра I через анализ поэмы А. С. Пушкина «Полтава».

В литературе еще как по другому можно сказать синоним слова образ? Учащиеся отвечают на вопросы..

Можно провести конкурс на быстроту «Кто первый».

Что такое поэма? О чем повествует поэма «Полтава» ?Как мы знаем поэма «Полтава» многопланова. В ней говорится о многочисленных событиях.Каких?

Очень интересно провести конкурс « Сравни героев». Работа по тексту.

1 этап. Каждое произведение изучает событие и их героев. Проследите в тексте, какими литературными средствами удается А.С. Пушкину создать портреты двух основных героев поэмы? Каких героев? Найдите в тексте эпитеты, метафоры, сравнения.

Какая группа первым составит портрет и защитит. Работают по таблице.

2 этап. Составь портрет царя – воина. Группа литераторов.

Каким А.С. Пушкин показывает Петра 1 в момент боя? Составьте портрет по тексту. Группа историков.А каким показывает его после боя? Познавательный конкурс . Музей.

Учитель истории. Пётр I был не только воином. Он был разносторонне развитым человеком. Очень любил собирать разные диковинки. Благодаря этому его увлечению в России появился первый доступный естественнонаучный музей - Кунсткамера.

. Команды должны найти предметы петровской эпохи и обосновать свой выбор.

Учитель литературы

Нужно ли знание истории читающему текст художественной литературы на историческую тему? Что дает личности прочтение художественного текста на историческую тему?

12

В поэтических строчках используются различные художественные приемы, которые дают нам возможность создать портрет героя. Здесь необязательно придерживаться строгой исторической правды, достаточно создать образ, картину событий.

А ученый-историк же не может обходиться без научного подхода, логики, точного изображения действительности.

Составьте исторический и художественный портрет Петра Великого.

Взгляд историка

Взгляд поэта

Учитель литературы. Соответствуют ли портреты созданные вами портретам художников.

Портрет Петра 1 как государя и портрет Петра1 на фоне Полтавской битвы. ( презентация портретов)

Давайте, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема: Исторический и художественный портрет Петра Великого.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А.С. Пушкин.

Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина.

Можно быстро провести рефлексию урока с помощью смайликов. Каждый показывает свой смайлик.

Выбери наиболее близкий тебе вариант:

Урок был – интересный полезный скучный

Я чувствовал себяуверенно, скованно, комфортно( удобно)

Я считаю, что я работал- очень хорошо,хорошо,удовлетворительно,плохо.

13

Заключение

Интеграция уроков дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей учащихся. Всегда является источником нахождения нового, углубляет знание учащихся, учит наблюдать, делать выводы и сопоставлять разные предметы.

Интегрированные уроки дают учащимся широкое представление о мире, об окружающей среде, о взаимосвязи всего происходящего во все времена. Учат ценить и любить культуру, искусство других народов, прививают любовь к родному языку, к литературе.

В перспективе интеграция уроков будет необходимым условием современного учебного процесса, расширится возможность реализации на новом уровне.

14

Список литературы:

Арефьева Г.Я. «Интегрированные уроки» . Москва «Просвещение» 2007.

Белая К.Ю.и др. «Интеграция – как основной инструмент создания новой модели» Москва. 2014.

Максимова А Е. «Межпредметные связи в процессе обучения»

Мартынова М.В. «Интегрированное обучение» Статья .2009.

Москва «Просвещение» 2001.

Федорова В.М. «Роль интегрированных уроков в развитии познавательной компетентности обучающихся» Томск. 2003.

Приложения

15

Урок – устный журнал

Тема: Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева

(урок литературы 10 класс)

Данный урок разработан для учащихся 10 класса. Занятие является универсальным по содержанию и методам обучения для проведения урока литературы, а также может служить основой для проведения внеклассного мероприятия по литературе. Основная ценность, о которой идет речь на занятии – любовь, свобода и ответственность выбора человека.

Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий - технологии личностно ориентированного обучения, учебного сотрудничества. Урок мотивирует школьников на активную учебную деятельность в ходе урока, так как практически весь урок каждый ученик отвечает на проблемные вопросы, определяет ответы на вопросы, обращенные ко всем и лично к нему.

Цели урока:: после урока учащиеся смогут

1. назвать не менее трех основных особенностей любовной лирики Ф.И. Тютчева;

2. продолжить формирование навыка выразительного чтения, умения анализировать стихотворение и делать свободный перевод текста;

3. задуматься и высказать свое отношение к проблемам нравственности, любви к прекрасному, возвышенному в лирике Ф. И. Тютчева

Оформление урока:

- у каждого ученика – распечатка стихотворений Ф.И. Тютчева: «Cache-Cache», «Чему молилась ты с любовью…».

- на доске - эпиграф: «Жизни блаженство в одной лишь любви». Ф.И. Тютчев

- портреты адресатов любовной лирики Ф.И. Тютчева - Амалии Лерхенфельд, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дёрнберг и Елены Денисьевой;

- аудиозапись

Ход урока.

«Жизни блаженство в одной лишь любви».

Ф.И.Тютчев.

I этап. Мотивация. Учащиеся слушают аудиозапись

. «Еще томлюсь тоской желаний…» на фоне фрагмента записи мелодии М. Леграна «Шербургские зонтики».

Вопрос учащимся:

1. Какие общие чувства переданы в мелодии и стихотворении их авторами?

2. Вам известно, кто является автором этих строк?

Возможный вариант ответа: Это лирическая мелодия и отрывок из стихотворения говорят о каких-то личных переживаниях человека, о его искренних чувствах, о любви. А автором стихотворения является Ф.И. Тютчев..

II этап. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока – «Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева».

Портрет поэта. (презентация)

Цели урока: после урока вы сможете -

1. назвать не менее трех основных особенностей любовной лирики Ф.И. Тютчева;

2. задуматься и высказать свое отношение к проблемам нравственности, любви к прекрасному, возвышенному в лирике Ф. И. Тютчева

16

3. продолжить формирование навыка выразительного чтения, умения анализировать стихотворение и делать свободный перевод текста;

III этап. Изучение новой информации.

План.

3.1 Введение.

3.2. Поэзия Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд.

3.3 Поэзия Тютчева, посвященная Элеоноре Петерсон.

3.4. Поэзия Тютчева, посвященная Эрнестине Дёрнберг.

3.5. Поэзия Тютчева, посвященная Елене Денисьевой.

 

3.1. Вводное слово учителя (звучит на фоне музыки )

Любовная лирика Федора Ивановича Тютчева...

Это тема, о которой мы сегодня будем говорить. Тема, на мой взгляд, интересная, непростая. Сегодняшний урок хотя бы на какое-то мгновение приблизит вас к постижению любовной лирики проникновенного поэта-философа.

Жизнь сердца у Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной. В письме к дочери Дарье он признавался, что несёт в своей крови «это ужасное свойство, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...»

Я не случайно для эпиграфа к уроку взяла строки из стихотворения Тютчева: «Жизни блаженство в одной лишь любви».

В момент написания этих строк поэту было 67 лет. И эта фраза в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. - «Жизни блаженство в одной лишь любви...»

(Обращение к портретам)

Перед Вами портреты тех, кто является адресатом тютчевской любовной поэзии. Это Амалия Лерхенфельд, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дёрнберг и Елена Денисьева.

Первая страница нашего журнала -

. поэзия Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд.

3.2. Объяснение учителя. Ранняя любовная лирика поэта – это стихотворения, написанные в период с 1823 г. по 1828 г. и посвященные Амалии Лерхенфельд. Как же произошла встреча Тютчева с Амалией Лерхенфельд?

Сообщение ученика о встрече Амалии Лерхенфельд и Ф.И.Тютчева.

2. Слово учителя. К златокудрой Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1828 годов «Друг, откройся предо мною...», «Твой милый взор, невинной страсти полный...», «К Нисе», « Сас5е - Сас5е» и др. Лирика ранней поры представляет интерес потому, что её образы, идеи получат законченное воплощение в позднем творчестве поэта.

Любовная лирика раннего творчества поэта окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию героя не нарушают житейские невзгоды. Обратимся к стихотворению «Cache-Cache» (в переводе с французского «Игра в прятки»).

3. Словарная работа. Прежде чем его читать, я хочу обратить ваше внимание на слово «сильфида». Вам понятно его значение?

Сильфиды - (в германской мифологии - духи огня, воды, воздуха и земли).

4. Чтение и анализ стихотворения «Cache-Cache».

Выразительное чтение стиха учащимися

17

 

Вопросы к классу после прочтения:

- Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании?

- Какие художественно-изобразительные приёмы помогают нам убедиться в этом?

- Что придаёт лёгкость, воздушность изображаемому? (обратите внимание на звукопись этой строфы.)

- Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании?

Это стихотворение проникнуто трепетным, радостным ожиданием любимой. Возлюбленной лирического героя ещё нет, но ему кажется, что она присутствует во всём, всё окружающее полно её незримым присутствием:

Волшебную близость, как бы благодать,

Разлитую в воздухе, чувствую я.

Переизбыток чувств, охвативший влюблённого героя, делает это стихотворение очень эмоциональным.

- Какие художественно-изобразительные приёмы помогают нам убедиться в этом? Многократное использование восклицательных (5) и вопросительных предложений (5), использование междометия «О». Игривый, шутливый тон придают этому стихотворению метафоры: «лукаво глядят гвоздики», «пылают румянцем розы»; поэтому поэт догадывается, «кто скрылся, зарылся в цветах». Даже сверкающие и дрожащие пылинки напоминают о возлюбленной лирического героя, о задорных огоньках в ее глазах:

Как пляшут пылинки в полдневных лучах,

Как искры живые в родимом огне!

Видал я сей пламень в знакомых очах,

Его упованье известно и мне.

 

Любовь лирического героя настолько целомудренна, что и его возлюбленная представляется ему каким-то бесплотным созданием - «сильфидой», которая не только может, никем не замеченная, прятаться в цветах и колебать струны арфы, но и преображаться в легкокрылую бабочку:

Влетел мотылёк, и с цветка на другой,

Притворно-беспечный, он начал порхать.

О, полно кружиться, мой гость дорогой!

Могу ли, воздушный, тебя не узнать?

- Что придаёт лёгкость, воздушность изображаемому? (обратите внимание на звукопись этой строфы.) (Чередование [л], [л’])

Использование аллитерации придаёт этой строфе необычайную звучность и лёгкость, а часто повторяющийся [о] (ассонанс) передает состояние восторга лирического героя. И этот восторг, и приподнятость настроения можно наблюдать во многих ранних стихотворениях.

Вывод. Любовь раннего периода воспета поэтом как ничем не омрачаемое, ясное и светлое чувство. По словам Тютчева, это годы «душевной полноты». И об этом свидетельствуют его произведения.

5. Вопрос классу: Прослушайте сообщение и подготовьте ответ на вопрос: Что дало повод говорить о появлении трагизма в лирике поэта?

3.3. Вторая страница журнала - поэзия Тютчева, посвященная Элеоноре Петерсон.

- Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами. И следующая страница нашего урока - это стихотворения, посвященные первой жене поэта Элеоноре Петерсон.

 

18

Сообщение ученика о Элеоноре Петерсон.

 

Слово учителя. До нас, к сожалению, мало дошло стихотворений, адресованных Элеоноре Петерсон, но даже те, которые были написаны после её смерти, свидетельствуют о том, насколько было сильно чувство любви к Элеоноре.

Проверка выполнения задания.

Вывод: Это не просто стихотворение, это своеобразное моление, обращенное к тени Элеоноры; оно продиктовано вовсе не какими-то укорами совести, а «тоской желаний», живой, неутихающей любовью, великой сохранностью некогда вспыхнувшего чувства. А спустя 30 лет поэт будет сравнивать любовь к нему его жены с солнечным лучом, озарившим стены комнаты:

Так мило-благодатна,

Воздушна и светла,

Душе моей стократно

Любовь твоя была.

И всё-таки своеобразие любовной лирики Тютчева заключается не в тех немногих стихотворениях раннего периода, в которых любовь описывается как гармоническое, светлое чувство, а в тех, в которых она изображается как «роковая страсть, приносящая боль, душевные муки и даже гибель.

После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды; одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Два милосердных существа, два ангела, охраняющие его

творчество и жизнь. Это Эрнестина Дёрнберг и Елена Денисьева

 

3.4.Третья страница журнала - поэзия Тютчева, посвященная Эрнестине Дёрнберг.

 

- Сообщение ученика об Эрнестине Дёрнберг.

Слово учителя: Известный литературовед К. Пигарев писал: « С семьёй Тютчев не «порывал» и никогда не смог бы решиться на это. Он не был однолюбом...»

Привязанность к Эрнестине, его второй жене, совмещалась с любовью к Елене Денисьевой, и это вносило в его отношения к обеим женщинам мучительную раздвоенность. Поэт сознавал себя виновным перед каждой из них за то, что не мог отвечать им той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему.» Можем ли мы осуждать поэта? Я думаю, у нас нет такого права: не суди да не судим будешь. И согласитесь: поэт вне осуждения. Он - выше. Только любовь женщины может поднять его на недосягаемые высоты. Тютчева боготворили две женщины... Любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало. В такие минуты Тютчев-поэт как бы отторгался от Тютчева-человека.

Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Она машинально брала их в руки и так же машинально бросала их в камин...

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала

 

О, сколько жизни было тут,

19

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

 

Вывод. Философский смысл творчества Тютчева - параллели.

Параллели в любви - две верности. В поэтических образах - это сила и слабость, духовная красота и искажённый мукой лик земной женщины, возрождение и самоуничтожение. Эти параллели жили в нём, «рвали его на части», лишали покоя. Это любовь к жене и к Елене Денисьевой.

3.5.Четвертая страница журнала - поэзия Тютчева, посвященная Елене Денисьевой.

Слово учителя. Вершиной любовной лирики Тютчева является «Денисьевский цикл», т. е. группа стихотворений, посвященных Елене Денисьевой.

Сообщение ученика о Елене Денисьевой.

Слово учителя. В ряде стихотворений «Денисьевского цикла» нашла отражение драма любви. Как известно, Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг и имея

троих детей, не считал себя в праве разрывать узы законного брака, и к тому же он по-своему любил

Эрнестину благодарной любовью поэта и очень дорожил её чувствами к себе.

Самые тяжёлые испытания выпали на долю Денисьевой, ведь она была подвергнута жесточайшим обвинениям, отторгнута обществом и отцом, перед нею были закрыты двери домов, где ещё недавно она была желанной гостьей. Мукой и болью, тоской и отчаяньем проникнуто стихотворение «Чему молилась ты с любовью…» посвященное Е. Денисьевой

Стихотворение «Чему молилась ты с любовью..» Читает ученик.

Вопросы учащимся.

1. Какой образ впервые появляется в данном стихотворении?

3. Почему любовь становится трагедией для героев?

1. Ответ

Впервые в стихотворении появляется образ толпы, поправшей самые заветные чувства женщины. Чувства, страсть, личность человека оказываются зависимыми от общества.

2 Ответ

.У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим.

Вывод: Любовь в Денисьевском цикле – любовь роковая, но все дело в том, что у Тютчева грозную роковую силу несут сами герои.

Слово учителя. Наверное, никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой нежностью', с такой болью передать это прекрасное чувство- Любовь.

Шедевром не только русской лирики, но и мировой литературы стало его стихотворение «Последняя любовь».

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней.

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

(Тютчеву было 60 лет.)

.4 этап..Ребята, Тютчева читают на многих языках: на немецком, на французском, на итальянском, на английском и.т.д.

И на всех языках мира стихи Тютчева лиричны и музыкальны, и каждый понимает слова поэта, что « жизни блаженство в одной лишь любви».

4.1. Учитель английского языка..

- Слово учителя.

- Чтение стихов учащимися на английском языке.

20

« Я встретил вас»,« Еще томлюсь тоской желаний».« И чувства нет в твоих очах»,

«Она сидела на полу»,« Люблю глаза твои, мой друг».

5 этап.Творческий этап

Слово учителя. А как бы прозвучали стихи Ф.И. Тютчева на нашем родном языке? Говорят, что каждый в душе поэт.

5.1.Давайте, попытаемся сделать свободный перевод стиха Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний".

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой –

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда…

Томление - эрэйдии, сылатыы, эрэй, сылаа

Тоска – ахтыл5ан, ахтыы

Желание (стремление) – ба5арыы, дьулуйуу

Стремление – дьулугуу, талагыы

Сумрак – борук - сорук, харана буолуута

Незабвенный – умнуллубат, ахтыылаах, ахтыл5аннааах

Недостижимый – ситиллибэт, туйгун

Неизменный – уларыйбат, кубулуйбат, эрэллэээх

5.2.- Чтение перевода стиха.

Ученики читают свои переводы.

Слово учителя. На каком бы языке ни звучали эти прекрасные, полные любви и страданий, волнующие всех нас строки, они затрагивают струны сердца каждого человека.

6 этап. Заключительное слово учителя и подведение итогов.

1. Назовите не менее трех основных особенностей любовной лирики Ф.И. Тютчева..

2. Существуют ли сегодня те проблемы, которые были затронуты в любовной лирике Тютчева? Насколько эти проблемы актуальны для современной молодежи? Поясните свой ответ.

3. Продолжить формирование навыка выразительного чтения, умения анализировать стихотворение и делать свободный перевод текста;

Ответы:

1. Автобиографизм стихотворений.

2. Любовь - это блаженство, стихийная страсть и роковой поединок.

3. Психологическая правда в изображении внутреннего мира героев..

4. Противопоставление суетной жизни пошлой толпы - миру высоких, чистых побуждений.

2. Мы говорим о героях 19 века, но ведь и в наше время иногда происходят типичные ситуации, и важно понять глубокие, истинные чувства, важно суметь увидеть чистую возвышенную душу и не опуститься до уровня толпы, которая способна растоптать чувства любящих.

V этап. Домашнее задание: Выучить наизусть и подготовить анализ стихотворения «Последняя любовь»,

Ф. И. Тютчев1.Cache-Cache («Игра в прятки»)

Тема урока: Мой поэт.

Цели урока : активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся ; выбрать «своего» поэта , обосновать выбор , продумать построение ответа и подготовить выступление.

21

Оформление урока : высказывание о поэте ; стенды учащихся по выбранным поэтам.

Ход урока.

I Вступительное слово учителя.

Ребята , сегодня у нас совсем необычный урок по поэзии. Вам было дано домашнее задание : подготовить выступление по творчеству выбранного вами « своего» поэта и обосновать выбор.

Ваши выступления будет оценивать экспертный совет по таким критериям :

-- сумел ли выступающий обосновать свой личный выбор поэта ;

- какие идеи хотел выразить выступающий ; -

- удачно ли построение ответа ;

- адекватно ли подобраны стихи заявленным идеям ;

- манера и стиль ответа.

II Слово предоставляется нашим выступающим , пожалуйста.

Лебедева Маша .Поэзия Анны Ахматовой.

Суханова Нюргуяна . Стихи Александра Блока.

Петров Максим и Сидоров Дьулус. Сергей Есенин и Леонид Попов.

Попов Иван. Стихи Андрея Белого.

Васильева Алиса. Поэзия Марины Цветаевой и Варвары Потаповой.

Лукина Нарьяна. Мой поэт – Владимир Высоцкий.

III. Обсуждение выступлений учащихся (ребята обсуждают друг с другом вопросы).

IY Выступление экспертного совета.

Y. Ребята, обратите внимание на высказывание о поэте писателя, литературного критика В.Г.Белинского.

« Поэта надо перечувствовать, чтобы понять мыслью» В.Г.Белинский.

- Как вы понимаете это высказывание и согласны ли с ним ?

( ребята высказывают свое мнение).

Спасибо за ваши интересные выступления, обсуждения. Я надеюсь, что выступление каждого оставило в ваших сердцах частичку души свое

Тема .Урок- повторение «Художественный и исторический портрет Петра 1»

Орг. Момент. Формируются две группы.

1. Учитель литературы. Ребята, русская литература и история тесно связанные между собою предметы. Изучая литературу, вы уже не раз обращали внимание на то, что русские

22

писатели и поэты очень живо откликаются на ключевые моменты в отечественной истории, они анализируют исторические события, представляют свое видение проблем Российского государства, характеризуют исторические личности. Зачастую они не претендуют на достоверность приведенных фактов, но тем не менее многие художественные произведения могут служить настоящим историческим источником, при изучении того или иного события. Поэтому сегодня мы проводим несколько необычный урок, объединив историю и литературу. Класс разделим на группы. 1 – я группа историков, 2 – я группа литераторов.

Учитель литературы. Эпиграфом к уроку мы возьмем следующие слова А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
2. Учитель истории.Чтобы окунуться в атмосферу былых времен, вам предлагается видеофрагмент. (3 мин)

3. Учитель литературы. Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? – Что нам сегодня предстоит ещё выяснить?

Наша цель на сегодняшнем уроке: Повторить и закрепить знания о Петре Первом из истории и литературы.Чтобы достичь цели, что мы должны делать на уроке? Какая у нас будет задача?

Наша задача: повторить материал о Петре 1 и о петровской эпохе. Значит у нас урок повторения.

Разминка.Конкурс I.Пётр 1 оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом.Какие изменения произошли в эпоху Петра Великого?Аукцион изменений. Команды по очереди называют изменения, произошедшие в России при Петре Первом. Побеждает тот, кто последним назовёт какое-либо изменение. (5 мин)

Конкурс II. Рыбалка.Сегодня мы попробуем прожить вместе с первым русским императором Петром I. Утро царя, как и любого человека начинается с завтрака. Чего только не было на царском столе! Но любимое блюдо Петра – уха. И сейчас мы отправимся на царский пруд и устроим импровизированную рыбалку. От каждой команды приглашаются по одному участнику к водоёму, в котором плавают «рыбки» с вопросами.

1. Орган церковного управления, созданный Петром Первым? - Синод2.Назовите дату Полтавской битвы? -27 июня 1709г.3.Как назывался документ, устанавливавший в России 14 чинов и разрядов? -табель о рангах4.Кто такие рекруты? – военнослужащие 5.Назовите дату основания Санкт-Петербурга? -1703г.6.Когда Россия перешла на новое летоисчисление? – с 1 января 1700 года.7. Годы Правление Петра Первого - 1682-1725 г.г.8. Крупное промышленное предприятие? –мануфактура


 

23

Конкурс III. Историческая задача.Учитель истории. После завтрака император начинает работать с государственными бумагами и решает внешнюю политику страны. Основной задачей внешней политики являлось выход к Балтийскому морю и повысить роль России на международной арене.

Ребята, попробуйте решить историческую задачу:

Когда в 1812г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С едкой насмешкой французский император спросил Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов, как свидетельствует предание, ответил: «Есть много дорог на Москву, одна из них ведет через Полтаву». Как вы думаете, почему Балашов так ответил?

Учитель литературы. Полтавская битва – это переломное событие Северной войны.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася... И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Какому поэту принадлежат эти строки?(А.С. Пушкин поэма «Полтава»)

Личность Петра I интересовала Пушкина как поэта, как гражданина, любящего свое Отечество, и как историка. Пушкин писал своим друзьям «Я непременно напишу историю Петра 1» Поэт посвятил Петру Великому шесть произведений. Сегодня мы рассмотрим художественный образ Петра I через анализ поэмы А. С. Пушкина «Полтава».

В литературе еще как по другому можно сказать синоним слова образ?

Ответьт на вопросы.

Конкурс IV «Кто первый».Отвечаете, поднимая руки.

Что такое поэма? О чем повествует поэма «Полтава» ?Как мы знаем поэма «Полтава» многопланова. В ней говорится о многочисленных событиях.Каких? (Устно) Отвечаете, поднимая руки.

Конкурс V« Сравни героев».1 этап. Каждое произведение изучает событие и их героев. Проследите в тексте, какими литературными средствами удается А.С. Пушкину создать портреты двух основных героев поэмы? Каких героев? Найдите в тексте эпитеты, метафоры, сравнения.

Какая группа первым составит портрет и защитит.(таблица)

2 этап. Составь портрет царя – воина.Каким А.С. Пушкин показывает Петра 1 в момент боя? Составьте портрет по тексту. Группа историков.

А каким показывает его после боя? Составьте портрет по тексту. Группа литераторов.

Конкурс IV. Музей.

Учитель истории. Пётр I был не только воином. Он был разносторонне развитым человеком. Очень любил собирать разные диковинки. Благодаря этому его увлечению в России появился первый доступный естественнонаучный музей - Кунсткамера.

На столе разложены предметы, имеющие отношение к эпохе Петра I (картофель, Газета напечатанная гражданским шрифтом, бенгальский огонь, парик), а также предметы более

24

позднего или раннего времени. Команды должны найти предметы петровской эпохи и обосновать свой выбор.

VII.Составьте таблицу. Портрет Петра 1. Взгляд историка, взгляд поэта.

Учитель литературы. Нужно ли знание истории читающему текст художественной литературы на историческую тему? Что дает личности прочтение художественного текста на историческую тему?

В поэтических строчках используются различные художественные приемы, которые дают нам возможность создать портрет героя. Здесь необязательно придерживаться строгой исторической правды, достаточно создать образ, картину событий.

А ученый-историк же не может обходиться без научного подхода, логики, точного изображения действительности.

Составьте исторический и художественный портрет Петра Великого.

Взгляд историка

Взгляд поэта

Внешний облик Петра I

Личность царя, черты характера

Способности Петра, любимые занятия.

В чем Петр 1 видел свое предназначение?

1. Проследите в тексте, какими художественными средствами удается А.С. Пушкину создать образ Петра 1.

Сравнения: «Петр весь как божия гроза» (сравнивается с ярким природным явлением, поступки его угодны Богу)

«могущ и радостен как бой» (ярок, дерзок, быстр, решителен)

Метафоры: «глаза сияют» (излучают радость, ликование, близость победы)

Эпитеты: «Лик его ужасен»

Антонимы: «Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

2. Чем привлекает А.С. Пушкина Петр1? Почему рядом с образом Петра мы видим образ России?

(Пушкина привлекает полководческий дар Петра, его желание укрепить границы России. Петр в поэме – олицетворение военного гения. Полубог, он прекрасен. Петр 1 неотделим от своих дружин. Его победы – это победы на благо Отечества.)

Учитель литературы. Соответствуют ли портреты созданные вами портретам художников. Портрет Петра 1 как государя и портрет Петра1 на фоне Полтавской битвы.

Давайте, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А.С. Пушкин.

Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина.

Итог:Выбери наиболее близкий тебе вариант:

Урок был – интересный,полезный,скучный

Я чувствовал себяуверенно, скованно, комфортно( удобно)

Я считаю, что я работал- очень хорошо,хорошо,удовлетворительно,плохо.

1 Тезис к докладу «Межпредметная интеграция на уроках русской литературы»

Готовцева З.Н.

учитель русского языка и литературы

Хатырыкская СОШ им. М.К.Аммосова

Цель и задачи работы. Практическая значимость.

Цель работы- поиск и систематизация применения интеграции на уроках литературы.

Объект исследования- система интегрированных уроков

Предмет исследования- формирование на интегрированных уроках представлений учащихся о связи литературы с другими гуманитарными предметами в школе, взаимосвязь предметов.

Задачи:- формировать осмысленное отношение к литературе;

- формировать способность анализировать, оценивать произведения, творчество сверстников, собственную деятельность;

- выявить роль учителя и учащегося на уроке;

- рассмотреть разные варианты интегрированных уроков, показать разные типы связей на уроках литературы.

Ожидаемые результаты:

- технология интеграции будет способствовать созданию образного, духовного, культурного мира учащихся;

- осмысленному отношению к литературе и к другим предметам;

- умению анализировать, оценивать литературные произведения, творчество сверстников.

Практическая значимость:

- Интегрированные уроки предоставляют учителю и учащимся большие возможности для интеллектуального творчества и овладения материалом, позволяют проникнуть в мир художественного произведения, рассмотреть его с разных точек зрения, выработать свое осознанное отношение к нему. Интеграция позволяет применение технологии развивающего и проблемного обучения. Формирует представление о взаимосвязи мира , науки и человечества.

Для правильного построения интегрированного занятия необходимо определить основные его отличия от традиционной формы урока. Основная часть интегрированного урока, в отличии от традиционного, наиболее вариативна, так как включает разнообразие изучаемых явлений, которые подразумевают применение разных методов обучения и организации познавательной деятельности обучающегося. Интегрированный урок продемонстрирует результативность, если будут реализованы следующие дидактические задачи:

          интегрированное занятие должно быть актуальным, содержать проблему, обязательно подразумевать межпредметные связи;

          преподаватели при подготовке урока должны тесно взаимодействовать между собой;

          педагог обязательно организует кураторство над деятельностью учащихся при выполнении интегрированного опережающего домашнего задания;

2

          при применении интеграции обязательно использовать приемы обратной связи;

          в интегрированном уроке должна прослеживаться преемственность между его этапами.

Также при подготовке интегрированного урока педагогу следует особое внимание уделить возрастным особенностям учащихся, возможностям класса, отношениям между учащимися.

Организация интегрированных занятий подразумевает особую четкость, продуманность и логическую взаимосвязь изучаемой информации по интегрированным предметам. Исходя из этого, возникает общая классификация интегрированных занятий:

          организация и проведение занятия двумя и более педагогами разных учебных предметов;

          организация и проведение занятия одним учителем, который имеет базовую подготовку по дисциплинам, подвергающимся интеграции;

          создание не только одного интегрированного занятия, но и разработка интегрированных тем или разделов.

Особо необходимо отметить тот момент, что привлечение в образовательный процесс интегрированных занятий предполагает увеличение объема самостоятельной работы учащихся, так как расширяется тематика изучаемого материала по предметам.

Интеграция на уроках русской литературы материала якутской литературы и истории является одним из условий повышающих эффективность преподавания каждого их этих предметов в якутской школе.

В 10 классе я провела интегрированный урок устный журнал по творчеству Ф.И.Тютчева, где стихи читали на русском и английском языках и перевели на родной язык. .

 

Тема урока: Поэзия любви в творчестве Ф.И. Тютчева

Эпиграфом к уроку можно взять строки из стиха самого поэта.

«Жизни блаженство в одной лишь любви».

Ф.И.Тютчев.

Данный урок разработан для учащихся 10 класса. Занятие является универсальным по содержанию и методам обучения для проведения урока литературы, а также может

служить основой для проведения внеклассного мероприятия по литературе. Основная ценность, о которой идет речь на занятии – любовь, свобода и ответственность выбора человека.

Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий - технологии личностно ориентированного обучения, учебного сотрудничества. Урок мотивирует школьников на активную учебную деятельность в ходе урока, так как практически весь урок каждый ученик отвечает на проблемные вопросы, определяет ответы на вопросы, обращенные ко всем и лично к нему.

Целью урока является то , что после урока учащиеся смогут:

1. назвать не менее трех основных особенностей любовной лирики Ф.И. Тютчева;

2. продолжить формирование навыка выразительного чтения на русском и английском языках, умения анализировать стихотворение и делать свободный перевод текста на родной язык;

3. задуматься и высказать свое отношение к проблемам нравственности, любви к прекрасному, возвышенному в лирике Ф. И. Тютчева

3

I этап. Мотивация. Учащиеся слушают аудиозапись

. «Еще томлюсь тоской желаний…» на фоне фрагмента записи мелодии М. Леграна «Шербургские зонтики».

Вопрос учащимся:

1. Какие общие чувства переданы в мелодии и стихотворении их авторами?

2. Вам известно, кто является автором этих строк?

II этап. Сообщение темы урока и цели урока. Портрет поэта. (презентация)

III этап. Изучение новой информации можно провести по такому плану.

План.

1 Введение.

2. Поэзия Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд.

3 Поэзия Тютчева, посвященная Элеоноре Петерсон.

4. Поэзия Тютчева, посвященная Эрнестине Дёрнберг.

5. Поэзия Тютчева, посвященная Елене Денисьевой.

 

1. Вводное слово учителя (звучит на фоне музыки )

О любовной лирике Федора Ивановича Тютчева...

2. (Обращение к портретам)

Первая страница нашего журнала- поэзия Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд.

3. Объяснение учителя. 1.Сообщение ученика о встрече Амалии Лерхенфельд и Ф.И.Тютчева.

2. Слово учителя.о златокудрой Амалии

4 этап. Словарная работа. Обьяснение значения слова «сильфида». Сильфиды - (в германской мифологии - духи огня, воды, воздуха и земли).

5 этап. Чтение и анализ стихотворения «Cache-Cache».

Работа по фонетике

- Сразу можно сделать вывод:

6 этап. Вопрос классу: Прослушайте сообщение и подготовьте ответ на вопрос: Что дало повод говорить о появлении трагизма в лирике поэта?

Вторая страница журнала - поэзия Тютчева, посвященная Элеоноре Петерсон.

Проверка выполнения задания учащихся

Вывод: Это не просто стихотворение, это своеобразное моление, обращенное к тени Элеоноры;

Третья страница журнала - поэзия Тютчева, посвященная Эрнестине Дёрнберг.

- Сообщение ученика об Эрнестине Дёрнберг.

Учитель вместе с учащимися делают вывод .

Вывод. Философский смысл творчества Тютчева - параллели.

Четвертая страница журнала - поэзия Тютчева, посвященная Елене Денисьевой. Обязательно надо сделать вступление к сообщению учащегося.

Сообщение ученика о Елене Денисьевой.

Учащийся читает стихотворения «Чему молилась ты с любовью..» Нужно задать вопросы , чтобы учащиеся сами смогли сделать вывод по прослушанному.

Вопросы учащимся.

Вывод: Любовь в Денисьевском цикле – любовь роковая, но все дело в том, что у Тютчева грозную роковую силу несут сами герои.

Шедевром не только русской лирики, но и мировой литературы стало его стихотворение «Последняя любовь». Учитель сама читает стихотворение.

7 этап..Ребята, Тютчева читают на многих языках: на немецком, на французском, на итальянском, на английском и.т.д.

И на всех языках мира стихи Тютчева лиричны и музыкальны, и каждый понимает слова поэта, что « жизни блаженство в одной лишь любви».

4

1. Учитель английского языка..

- Слово учителя . В старой доброй Англии тоже звучат стихи Ф.И.Тютчева

- Чтение стихов учащимися на английском языке.

8 этап.Творческий этап.

Слово учителя. А как бы прозвучали стихи Ф.И. Тютчева на нашем родном языке? Говорят, что каждый в душе поэт.

1.Давайте, попытаемся сделать свободный перевод стиха Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний".

2.- Чтение перевода стиха.

9 этап. Заключительное слово учителя и подведение итогов.

Как мы знаем поэзия – сила слова, обличенного в стихотворную форму. Стихи учат всех мыслить, чувствовать, сопереживать, проникаясь теми эмоциями, которые в них переданы. Поэзия развивает мир души, обогащает его, формирует мировоззрение человека. Учит умению слушать и слышать то, чем хотел поделиться поэт. И потому, наверно, каждый из нас находит своего поэта, перечувствовав его лирику. В старших классах по- моему нужно обязательно провести уроки, которые бы помогли раскрыться учащимся в своих мыслях, эмоциях и чувствах. В 11 классе мы провели интегрированный урок по внеклассному чтению «Мой поэт». Ведь каждому учителю хочется знать какой именно поэт затронул струнки души его учащихся, что дали им уроки поэзии за годы учебы.

Целью урока явилось: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; выбрать «своего» поэта, обосновать выбор, продумать построение ответа и подготовить выступление.

Поставила такие задачи как - углубить,обобщить знания учащихся по литературе;

Развивающие – развивать и совершенствовать учебные действия, способы мышления, навыки работы с текстом, выделять главное, сопоставить, сравнивать;

Развивать умение и аргументировать свое мнение;

Воспитательные – понять истинное , прекрасное.

Оформление урока : высказывание о поэте; презентации учащихся по выбранным поэтам.Мы заранее договорились , что выбор будет по таким позициям : « мне очень нравятся», «это мое открытие»,» для меня сейчас», « меня заинтересовало», « хочу посоветовать вам прочесть это».

Урок начали со вступительного слова учителя. Выбрали экспертный совет. Выступления каждого экспертный совет оценивал по критериям :

Iэтап. Слово предоставили выступающим. Учащимся был дан свободный выбор поэта . Ребята выбрали поэтов из русской, якутской и зарубежной литературы:.поэзию Анны

Ахматовой,стихи Александра Блока, Сергея Есенина и Леонида Попова, стихи Андрея Белого, поэзию Марины Цветаевой, Варвары Потаповой, Владимира Высоцкого, Омара Хайяма.

2 этап. Обсуждение выступлений учащихся (ребята обсуждают друг с другом вопросы).

3 этап. Выступление экспертного совета.

4 этап. Слово учителя. Обратите внимание на высказывание о поэте

« Поэта надо перечувствовать, чтобы понять мыслью» В.Г.Белинский

Как вы понимаете это высказывание и согласны ли с ним ?

( ребята высказывают свое мнение).

Ребята читали стихи наизусть и на русском языке и на якутском. Сравнивали, сопоставляли как могли, высказывали свои мысли, объясняли свой выбор, почему именно выбрали этого поэта, чем он их привлекает, как они понимают его мысли. Было очень интересно наблюдать как мои одиннадцатиклассники объясняют свой выбор, я сама другими глазами увидела своих учащихся. Такие уроки дают свободу выбора высказать

5

свое мнение, показывают индивидуальность каждого, что очень важно в современном мире.

Я надеюсь, что выступление каждого оставило в их сердцах частичку души поэта .

Художественные произведения на историческую тему были и остаются значительной составной частью содержания образовательного стандарта по литературе. Интегрировать уроки литературы и истории помогают учащимся углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить теорию с практикой, систематизировать материал.

В 7 классе был проведен урок по поэме «Полтава» А.С.Пушкина «Художественный и исторический образ Петра 1» вместе с учителем предмета история. Такой урок дает возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, в действии показать, как все в мире взаимосвязано. Во время урока формируются две группы: группа литераторов и группа историков.

Эпиграфом к уроку взяли следующие слова А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Наша цель на сегодняшнем уроке: Повторить и закрепить знания о Петре Первом из истории и литературы.

Наша задача: повторить материал о Петре 1 и о петровской эпохе. Значит у нас урок повторения.Учитель истории Разминка.Конкурс I.. Какие изменения произошли в эпоху Петра Великого?Аукцион изменений .Конкурс II. Рыбалка.. От каждой команды приглашаются по одному участнику к водоёму, в котором плавают «рыбки» с вопросами.Конкурс III. Историческая задача. Попробуйте решить историческую задачу. Дается историческая задачаУчитель литературы. Полтавская битва – это переломное событие Северной войны.Чтение учителем отрывка из позмы.Какому поэту принадлежат эти строки?(А.С. Пушкин поэма «Полтава»). Сегодня мы рассмотрим художественный образ Петра I через анализ поэмы А. С. Пушкина «Полтава». В литературе еще как по другому можно сказать синоним слова образ? Учащиеся отвечают на вопросы.. Можно провести конкурс на быстроту «Кто первый». Ответы на вопросы.Очень интересно провести конкурс « Сравни героев». Работа по тексту.1 этап..Какая группа первым составит портрет и защитит. Работают по таблице.2 этап. Составь портрет царя – воина. Группа литераторов.. Группа историков.А каким показывает его после боя? Познавательный конкурс . Музей. . Команды должны найти предметы петровской эпохи и обосновать свой выбор.

Учитель литературы

Составьте исторический и художественный портрет Петра Великого.

Взгляд историка

Взгляд поэта

 

Давайте, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема: Исторический и художественный портрет Петра Великого.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А.С. Пушкин. Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина.

Можно быстро провести рефлексию урока с помощью смайликов. Каждый показывает свой смайлик.

 

Заключение

Интеграция уроков дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей учащихся. Всегда является источником нахождения нового, углубляет знание учащихся, учит наблюдать, делать выводы и сопоставлять разные предметы.

Интегрированные уроки дают учащимся широкое представление о мире, об окружающей среде, о взаимосвязи всего происходящего во все времена. Учат ценить и любить культуру, искусство других народов, прививают любовь к родному языку, к литературе.

В перспективе интеграция уроков будет необходимым условием современного учебного процесса, расширится возможность реализации на новом уровне.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.