Методическая разработка внеклассного мероприятия «Война глазами ребенка»

7
3
Материал опубликован 7 April 2021 в группе


Презентация "Война глазами ребенка"
PPTX / 32.65 Мб

Видео внеклассного мероприятия "Война глазами ребенка"

Видео (2 часть)

Методическая разработка

внеклассного мероприятия,

посвященное детям, которые прошли эти страшные годы, годы войны

«Война глазами ребенка»

Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие по теме «Война глазами ребенка» проводится в преддверии 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Тема патриотизма является наиболее актуальной для нашей страны и каждого человека. В современное время главной проблемой становится не только физическое, но и духовное здоровье нации. Необходимо воспитывать любовь к Родине, уважение к её историческому прошлому. Все эти задачи решаются не только на уроках, но и во внеклассной работе. Данное мероприятие актуально и необходимо, так как позволяет познакомить учащихся с наиболее трагическими и патриотическими страницами нашей истории. На примерах подвигов героев Великой Отечественной войны формировать у учащихся интерес к истории и лучшие человеческие качества.

Целевая аудитория: все возрастные группы

Место мероприятия в работе классного руководителя:

Данное мероприятие занимает место в гражданско-патриотическом блоке воспитательной работы классного руководителя. Развивает чувство памяти, любви к Родине, патриотизму.



Планируемые результаты: учащиеся смогут:

1)существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны,

2) узнать о роли детей во время Великой Отечественной войны.


Познавательные цели:

воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ.

Воспитывающие:

- воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну, выстоявшую в борьбе с фашизмом;

- показать мужество и героизм жителей и защитников города;

Развивающие:

- развивать интерес к историческому прошлому Родины;

- воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны

- развивать умение работать с дополнительной литературой, различными источниками информации;

развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности


Задачи:

- расширить знания детей о войне 1941-1945гг.,

-формировать активную гражданскую позицию школьников,

-на примерах героических поступков детей в военное время

-воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество,

-воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,

памятникам героям войны.


Форма проведения: Литературно-музыкальная композиция

Содержит песню, клип, отрывки из воспоминаний детей-участников ВОВ.

В данном мероприятии используются: интегративный подход, технологии работы с аудио и видео материалами, здоровьесберегающие технологии, метод проекта; также были использованы словесные методы (рассказ), наглядные методы (демонстрация)


Подготовительная работа:

1. Сбор материалов о детях, переживших ВОВ

2. Просмотр фильма на тему ВОВ

3. Разучивание стихов и песен на военную тему

4. Ознакомление с подвигами героев – детей ВОВ

5. Создание презентации данного мероприятия

6. Ознакомление с материалами из школьного музея, посвященному ВОВ

7. Сбор воспоминаний прабабушек и прадедушек, участников войны и тыла

8. Распределение ролей

9. Развитие актерского мастерства и ораторского искусства (Индивидуальные репетиции)

10. Соединение в композицию (Репетиция мероприятия)

11. Выступление


Оформление: мультимедийная презентация «Дети войны».

Участники: учащиеся 5,7 классов


Информационное оборудование:

Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.

Презентация PowerPoint.

Видеоклип «О той весне»

Письмо Мартынова Вениамина Петровича (земляка, жителя поселка Кукушкино, участника ВОВ)

Отрывок из книги «Альманах Победы»

Песня Екатерины Коротковой «Алешенька»



Интерактивное оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера, комплекс оперативного контроля знаний.




Список используемой литературы

А. Дементьев «Баллада о матери»

К. Симонов «Жди меня»

Письмо Мартынова Вениамина Петровича (земляка, участника ВОВ)

С.А. Алексеевич «Последние свидетели. Соло для детского голоса».

Материалы из школьного музея

Отрывок из книги «Альманах Победы»




Методические рекомендации.

Данное внеклассное мероприятие проводится в виде литературной композиции, посвященной Великой Отечественной войне. Слайды презентации демонстрируются на интерактивной доске, текст для каждого слайда читают заранее подготовленные ученики. По итогам мероприятия с помощью комплекса оперативного контроля знаний проводится рефлексия (понравилось или не понравилось мероприятие, о чём заставляют задуматься прочитанные стихи военных лет и т.д.). Эта работа продолжается на уроках литературы, истории, обществознания.























Ход мероприятия

Учитель: (1слайд) 1941-1945 И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ

Приближается самая знаменательная дата, самый великий праздник всего нашего народа – это День Победы. В этом году мы будем отмечать 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Каждый человек должен знать историю тех страшной трагедии, которую пережил весь мир и все граждане нашей страны. Проходят десятилетия, уходят из жизни ветераны, стираются из памяти события, даты, имена, лица…

И вот для многих, Великая Отечественная война кажется далёким и, возможно, не столь значимым событием. Многие политики пытаются переписать историю, уменьшить роль советского солдата в победе над фашизмом, а то и вытравить из людской памяти эти события. Этого нельзя допустить. Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о тех трагических событиях, узнать правду о войне, о людях, мужественно переносивших все тяготы сурового времени и ковавших победу на фронте и в тылу.

1 ученик: (3 слайд) Война глазами ребенка

У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война ужасна. Война не выбирает. Каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну.

С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей. «Сыновья полка», пионеры — деревенские мальчишки и девчонки, ребята из городов — их посмертно признавали героями, хотя они были гораздо младше нас с вами. Наравне с взрослыми они терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать Родину. Они оставались дома и терпели страшные лишения. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо.

В этой подборке лишь некоторые истории детей, которые гибли на линии фронта за собственную страну; детей, которые совершали такие поступки, о каких взрослым страшно было задуматься; детей, которых война лишила детства, но не силы духа.

Детство-это самый лучшей период в жизни, от которого остаются самые лучшие и яркие воспоминания. А какие воспоминания у детей, которые пережили эти четыре страшных, жестоких и суровых года?




2 ученик: (3 слайд) Первые дни войны

В день, когда началась война, мы пошли в цирк. Всем классом. На утреннее представление. Ни о чем не догадывались. Ни о чем… Взрослые уже знали, а мы нет. Хлопали в ладоши. Смеялись. Был там большой слон. Слонище. И вот… Высыпали мы на улицу. А там люди все зареванные. «Война» А дети «Урра!» Обрадовались. Война нам представлялась так: люди в буденновках и на лошадях. Теперь мы себя проявим, поможем нашим бойцам. Станем героями. Я больше всего, любила военные книжки. О боях, о подвигах. Всякие там мечты…. Как я склоняюсь над раненым бойцом, выношу его из дыма, из огня.

Смешно вспомнить, вернее, странно, что совсем недавно мы с Зойкой мечтали увидеть войну, торопились подрасти, чтобы нас хоть подносить патроны взяли бы на фронт. Собственно, и вся война-то представлялась нам в романтическом свете, без тех практических неизбежностей, которые сейчас существуют.

Смелая атака наших красноармейцев вместе с тысячами танков и закрывающими небо, тучами самолетов, единый могучий удар и... фашисты бесславно удирают, в пух и прах разбитые нашим всесокрушающим натиском. Причем все это должно происходить на границе.

Да и совсем недавно, в 20-х числах июня 1941 года, я боялась, что война пройдет мимо меня, т. е. что она кончится в несколько дней и я ничего не увижу, что мне не придется столкнуться со всеми ее трудностями, которые я очень смутно себе представляла, поэтому-то и было интересно, и хоть на минуту стать похожей на участников гражданской войны, которым я искренно завидовала; хоть чем-нибудь помочь моей стране, почувствовать и доказать, что и ты не зря землю топчешь, что и твоя пара рук пригодилась.


3 ученик: Утром проснулась от страха. От незнакомых звуков…

Мама с папой думали, что мы спим. А я лежала рядом с сестричкой и притворялась, что сплю. Видела: папа долго целовал маму, целовал лицо, руки. А я удивлялась, никогда раньше он так ее не целовал. Во двор они вышли, держась за руки, я подскочила к окну-мама повисла у папы на шее и не отпускала его. Он оторвал ее от себя и побежал, она догнала и снова не пускает и что- то кричит. Тогда я тоже закричала: «Папа! Папа!».

Проснулись сестричка и братик Сережа, и сестричка смотрит, что я плачу, и она закричала: «Папа!» Выскочили мы все на крыльцо: «Папа!» Отец увидел нас и как сейчас помню, закрыл голову руками и пошел, даже побежал. Он оглянуться боялся.

Солнце светило мне в лицо. Так тепло... И теперь не верится, что мой отец в то утро уходил на войну. Я была совсем маленькая, но мне кажется, что я осознавала, что вижу его в последний раз. Больше никогда не встречу. Я была совсем… совсем маленькая.

Так связалось у меня в памяти, что война-это, когда нет папы…


4 ученик: Они нас расстреливали в упор... Люди падали на землю... В песок, в траву... "Закрой глаза, сынок... Не смотри..." - просил отец. Я боялся смотреть и на небо - там было черно от самолетов, и на землю - везде лежали убитые. Близко пролетел самолет... Отец тоже упал и не поднялся. Я сидел над ним: "Папа, открой глаза... Папа, открой глаза.." Какие-то люди кричали: "Немцы!" - и тянули меня за собой. А до меня не доходило, что отец больше не встанет, и вот так в пыли, на дороге, я его должен бросить. На нем нигде не было крови, он просто молча лежал. Меня от него оттянули силой, но много дней я шел и оглядывался, ждал - отец меня догонит. Просыпался ночью... Просыпался от его голоса... Я не мог поверить, что отца больше у меня нет. Так остался я один и в одном суконном костюме.


5 ученик: (4 слайд) Дети в детском доме

Спать было не на чем, спали на соломе. Когда пришла зима, на четверых были одни ботинки. А потом начался голод. Голодал не только детдом, голодали и люди вокруг нас, потому что все отдавали фронту. В детдоме жило двести пятьдесят детей, и однажды - позвали на обед, а есть вообще нечего. Сидят в столовой воспитательницы и директор, смотрят на нас, и глаза у них полные слез…

Ходили мы с огромными животами, я, например, могла съесть ведро супа, потому что в этом супе ничего не было. Сколько мне будут наливать, столько я буду есть и есть. Спасала нас природа, мы были как жвачные животные. Весной в радиусе нескольких километров... Вокруг детдома... Не распускалось ни одно дерево, потому что съедались все почки, мы сдирали даже молодую кору. Ели траву, всю подряд ели. Нам дали бушлаты, и в этих бушлатах мы проделали карманы и носили с собой траву, носили и жевали. Лето нас спасало, а зимой становилось очень тяжело. Маленьких детей, нас было человек сорок, поселили отдельно. По ночам - рев. Звали маму и папу. Воспитатели и учителя старались не произносить при нас слово "мама". Они рассказывали нам сказки и подбирали такие книжки, чтобы там не было этого слова. Если кто-то вдруг произносил "мама", сразу начинался рев. Безутешный рев.


6 ученик: Иду из столовой, дети все кричат: "Приехала твоя мама!" У меня в ушах: "Твоя ма-а-а-ма... Твоя ма-а-а-ма..." Мама мне снилась каждую ночь. Моя настоящая мама. И вдруг она наяву, но мне казалось, что это во сне. Вижу - мама! И не верю. Несколько дней меня уговаривали, а я боялась к маме подходить. Вдруг это сон? Сон!! Мама плачет, а я кричу: "Не подходи! Мою маму убили". Я боялась... Я боялась поверить в свое счастье...
Я и сейчас.. Всю жизнь плачу в счастливые моменты своей жизни. Обливаюсь слезами. Всю жизнь...


7 ученик: 31 декабря. Через несколько часов Новый год. Но ничто не напоминает об этом. Попив горячей воды с кусочком хлеба, наши домочадцы разошлись по своим комнатам. Я лежала в постели и вспоминала о довоенных новогодних приготовлениях... Вот мы с мамой принесли домой большую пушистую елку. В квартире густо запахло смолой. Обеденный стол сдвинут к стене и завален елочными игрушками. В муфточки, коробочки и сумочки засыпаем драже и театральный горошек. Шоколадные конфеты в нарядных фантиках вешаем на елку вместе с игрушками... Стоп!

Я вдруг вспоминаю, что большие длинные конфеты, похожие на хлопушки, сохранились из-за яркой красочной обертки. Их уже года два-три вешали на елку. В обертках была пастила, поэтому конфеты были легкими и не оттягивали елочные лапки. И вот я осознала, что такое сокровище лежит в коробке с игрушками. С воплем «ура!» соскакиваю с постели, зажигаю коптилку, стаскиваю со шкафа коробку и добываю драгоценные конфеты. Их пятнадцать штук!

Мама и бабушка радостно удивляются. Дядя Миша проснулся, но еще не понимает, что случилось. Я ему объясняю. Одеваемся и садимся за стол. Трофимовна отдает нам свой последний чай. Всем досталось по три конфеты!

- Давайте съедим их сегодня все!..

Сашета, экономная, как всегда, две конфеты убрала в буфет. Хоть пастила высохла в сухарик, все равно вкусно. И по-праздничному. Горит керосиновая лампа. С Новым 1942 годом! С новыми нашими победами на фронте! Сейчас все хотят только этого. Это первое и главное пожелание друг другу.


8 ученик: (5 слайд) Голод

Октябрь месяц. Народу на улицах было мало, бегали только кошки и собаки. Все больше пустели дома. Мы с оставшимися ребятами лазали на крыши. Квартиры в домах были открытые, брошенные с вещами, сколько мы видели открытых квартир, заходили, смотрели, как жили люди, но никто не брал чужого. Я потом вспоминала, ведь все было открыто, бери, что хочешь (сейчас бы все растащили), но, видимо, эта общая беда чувствовалась детьми. Хлеба убавили… Все время хотелось есть. Папа пришел на несколько дней домой, принес столярный клей – плитки (как шоколад), и мы варили из него студень. Горчицы, перцу было полно. Ели, аж во рту и желудке горело, но «вкуснота» необыкновенная. Этого хватило на 2-3 дня, т.к. угощались все в квартире. Потом папа принес «гужи» — это сыромятные кожаные ремни, пропитанные дегтем от хомута к оглобле. Папа выжигал в печке деготь, потом день лежало в воде, отскабливали горелое и варили – ах! какой был студень с мясом и горчицей.


1 ученик: 12 ноября 1941 г. Господи! Наступил настоящий голод, народ начал пухнуть. Смерть! Голодная смерть – вот что ждет нас, ленинградцев, в эти ближайшие дни. Сегодня хлеб на завтра не дают, наверно, уменьшат норму, a на сегодня у всех было взято вчера. Итак, сегодня все рабочие и почти каждый без куска хлеба, на несчастные последние талоны крупы возьмет тарелку овощного супа и съест его без хлеба, а потом пойдет работать почти круглые сутки, да вот работай с водички этой горячей. А завтра, наверно, дадут по 100 грамм на день. Эх! Жизнь, жизнь, неужели теперь наши там не предчувствуют, что я здесь умираю голодной смертью, мучаясь в одиночестве, которой, видно, мне не пережить.

Помню, как тогда, до войны, спускаясь вниз по лестнице дома, я увидел кусок хлеба, который валялся в углу. Так я его пнул подальше. Какой я был дурак…


2 ученик: Скоро начали голодать. Собирали лебеду, ели лебеду. Ели какие-то цветы! Быстро кончились дрова. Немцы сожгли большой колхозный сад за городом, боялись партизан, так все ходили и обрубали там пеньки, чтобы хоть немного принести дров. Нагреть дома печь. Из дрожжей делали печенку: жарили дрожжи на сковородке, и у них появлялся привкус печени. Мама дала мне деньги, чтобы я купила хлеба на рынке. А там старая женщина продавала козлят, и я вообразила, что спасу всю нашу семью, купив козленка. Козленок подрастет - и у нас будет много молока. И я купила козленка, заплатив за него все деньги, которые мне дали с собой. Я не помню, как мама меня ругала, помню только, что мы несколько дней сидели голодные: деньги кончились. Варили какую-то затирку, кормили ею козленка, я брала его с собой спать, чтобы ему было тепло, но он замерзал. И скоро умер... Это была трагедия...
Мы очень плакали, не разрешали его уносить из дома. Сильнее всех плакала я, считая себя виноватой. Мама вынесла его ночью тихонько, а нам сказала, что козленка съели мыши.


3 ученик: Это было в тяжелое военное время. К весне до того оголодали, что ребра были видны наперечет. Даже с лица потемнели, остались одни носы. Еле-еле дождались, когда сойдет снег, и тут же принялись вдвоем со старшим братом Хантимиром перекапывать огород. Нам повезло, накопали полное ведро мерзлой картошки.

Мать тут же принялась печь из них оладьи. Напекла целую горку, намазала маслом, поставила на стол. Все, конечно, стали уплетать за обе щеки. Один Хантемир не ел: кряхтел, ерзал, ковырялся… В ответ на вопрос матери: «А ты чего не ешь, сынок?» - он неожиданно заплакал. Оказывается, пока мама пекла, он потихоньку таскал оладьи и уже наелся. А румяные, смазанные маслом, казались ему еще вкуснее. Только вот беда, он оказался сыт. Вот и стало ему обидно.

-Никогда не забуду, как из глаз его брызнули слезы… Смешно, конечно. Но если вдуматься, грустно. В каких условиях жили… Зато крепче стали…


Дальше дети поют песню «Дети войны»


Сценка про пленных немцев (6 слайд)

5 ученик: Было трудное время, но сердца людей не ожесточились. Русский народ помогал всем без исключений…

6 ученик: В конце сорок четвертого года... Я увидела первых пленных немцев...

Они шли широкой колонной по улице. И что меня поразило, так это то, что люди подходили к ним и давали хлеб. Меня это так поразило, что я побежала на работу к маме спросить: "Почему наши люди дают немцам хлеб?" Мама ничего не сказала, она только заплакала. Тогда же я увидела первого мертвого в немецкой форме, он шел-шел в колонне и упал. Колонна постояла и двинулась дальше, а возле него поставили нашего солдата. Я подбежала... Меня тянуло посмотреть на смерть вблизи, побыть рядом. Когда по радио объявляли о потерях противника, мы всегда радовались... А тут... Я увидела... Человек как будто спал... Он даже не лежал, а сидел, полускрючив

шись, голова немного на плече. Я не знала: ненавидеть мне его или жалеть? Это был враг. Наш враг! Не помню: молодой он или старый? Очень усталый. Из-за этого мне было трудно его ненавидеть. Я тоже маме об этом рассказала. И она опять плакала.


Мама, девочка, пленный немец

девочка: - Мама, смотри, пленных ведут!

- Мама, почему наши люди дают хлеб немцам? Они же враги…

Мама плачет

Девочка подходит к пленному и увидела немца, лежавшего на земле.

- Я увидела... Человек как будто спал... Он даже не лежал, а сидел, полускрючившись, голова немного на плече. Я не знала: ненавидеть мне его или жалеть? Это был враг. Наш враг! Не помню: молодой он или старый? Очень усталый. Из-за этого мне было трудно
его ненавидеть.


Сценка про письмо(7 слайд) Весточка с фронта

5 ученик: Мы всегда ждали весточку от нашего отца и брата с фронта.


Почтальон: - Пляши, Юля, вам письмо пришло с фронта.

девочка: А вот и спляшу! Ну, давай, быстрее!

Почтальон: Мамка, то где?

1 девочка: Так она в поле. Ну, давай быстрей!

Почтальон: Держи!


Девочка читает письмо.

Здравствуйте, дорогая супруга Евдокия Николаевна! С приветом к вам ваш супруг Вениамин Петрович! Как вы там? Не слишком ли вам тяжело? Как только получите письмо, попытайтесь написать мне ответ. Я очень скучаю по вам! Хочу увидеть вас всех!

Едем по железной дороге, везде преподносят женщины и детишки букеты цветов. И вот на одной станции мне одна девочка, как наша Валя, подает большой букет цветов, и я сразу вспомнил о своих малышах и невольно пробила слеза от такого волнения. Так что вы все у меня не выходите из головы. Особенно сейчас в дороге. Письмо ваше, которое получил месяц назад, читаю каждый день по 5 раз. А так что еду, скучно и грустно, тем более с новыми незнакомыми людьми. Готов пойти даже сам не знаю на что от такой тревоги.

Дуся! Особенно не волнуйся, может быть, встретимся. А если нет, то значит тебе выпала доля воспитывать наших малышей-детишек.

Итак, моя дорогая Дуся, что-либо подсказать тебе в жизни я даже не знаю чего, на случай, если со мной что случится. Живи, учи тогда сама, как заблагорассудится. Но предупреждаю, будь мужественной, не вдавайся в панику. Дуся, хочется писать без конца, но только уже неудобно писать. Вот уже проехали километров 200, стоит поезд очень мало. А в вагоне писать нельзя, трясет, и сколько ни пиши, а бросать надо. Теперь с удовольствием бы побыть дома, хотя бы один-два часа, проститься и тогда бы уже ехать.

Мясо не продавай, кушайте сами. За деньгами не гонись, на хлеб заработайте и ладно. Передай Оле, чтобы она тебя понимала и слушалась во всем, как старше себя сестру. А пока до свидания. За что целую несколько раз.

Ваш супруг и папа. 16 сентября. Веня.

До свидания, до свидания, до свидания».



2 девочка – Ну, а нам, что-нибудь есть?

Почтальон: - Вот возьми

2 девочка открывает письмо и читает:

С фронтовым приветом.

Здравствуйте, товарищ Гондарева М. Хочу я вам сообщить нерадостную весть, что ваш муж Гондарев Василий погиб в боях за Родину геройской смертью под Севастополем в районе Бальбек и похоронен. Я вам сообщаю как его командир расчета и отсылаю вам обратно 3 фотокарточки, которые присылали ему. Товарищ Гондарева, конечно тяжело вам такую весть читать, но мы бойцы и командиры поклялись отомстить за смерть Василия немецким гадам и мы уверены, что это будет исполнено, еще не одну сотню гитлеровцев уничтожим из своего вверенного нам оружия, а затем до свидания. Не расстраивайтесь, будьте живы с дочкой и здоровы. До свидания. 

Гвардии сержант Ф.Г. Кольцов


2 девочка: - Папа, папочка! О господи, зачем ты забрал моего папочку!

Как я покажу это письмо маме? И плачет навзрыд.


5 ученик: Сердце матери всегда будет ждать….


Солдаты на привале (8 слайд)



3 сценка Баллада о солдате (9 слайд)


Музыкальная композиция


Алексей, кричали земляки,
Алексей, просили добеги.
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.

Просит мать о сыне повторить,
Просит мать о сыне повторить.
И в атаку снова он бежит
Жив, здоров, не ранен, не убит.

Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок
Словно сын её услышать мог.

Дома всё ей чудилось кино,
Всё ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.


Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она…
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг
И пронёсся материнский крик.

Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Словно сын
Cловно сын её услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.


В заключении, стихи К. Симонова «Жди меня»


К. Симонов «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,

Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.-
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,
Как никто другой.


Текст песни Дети войны

Дети войны
Смотрят в небо глаза воспаленные
Дети войны
В сердце маленьком горе бездонное

В сердце, словно отчаянный гром
Неумолчный гремит метроном
Неумолчный гремит метроном

Дети войны
Набивались в теплушки открытые
Дети войны
хоронили игрушки убитые

Никогда я забыть не смогу
Неумолчный гремит метроном
Неумолчный гремит метроном

Вихрем огненным, черным вороном
Налетела нежданно беда
Разбросала нас во все стороны
С детством нас разлучив навсегда

Дети войны
В городках, в деревеньках бревенчатых
Дети войны
Нас баюкают добрые женщины

Буду помнить я тысячи дней
Руки близких чужих матерей
Руки близких чужих матерей

Застилала глаза ночь кромешная
Падал пепел опять и опять
Но спасением и надеждою
Нам всегда была Родина-мать

Дети войны
Стали собственной памяти старше вы
Ваши сыны
Этой страшной войны не видавшие

Пусть счастливыми будут людьми
Мир их дому! Да сбудется мир!
Мир их дому! Да сбудется мир!

Пусть счастливыми будут людьми
Мир их дому! Да сбудется мир!
Мир их дому! Да сбудется мир!

Дети войны
Дети войны


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Список литературы указан в самом начале, после целей , задач и описания подготовительной работы

8 April 2021