Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия для 10 класса «Жизнь на Байкале глазами детей»
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия для 10 класса "Жизнь на Байкале глазами детей"
Барсуковой Е.Н., учителя физики МБОУ г.Иркутск СОШ№6, e-mail: vtkjvfyxbr@mail.ru
2018г.
Цели и задачи: знакомство с экологическими проблемами; приобщение учащихся к культуре поведения на природе; воспитание ценностного отношения к природе; воспитание толерантного отношения к другим людям, экологизация учебно-воспитательного процесса в школе, совершенствовать экологическое образование в школе, способствовать активизации детского творчества.
Участники: учитель, ведущий, актёры.
Оборудование: мультимедиа для демонстрации презентации, фотографии Байкала, а также деревьев и животных, имеющихся на территории Сибири.
Пояснительная записка:
Реализация целей экологического образования в целом возможна, если оно будет пронизывать содержание всех традиционных учебных предметов. Наряду с другими дисциплинами велико значение курса физики, биологии и экологии, поскольку именно эти науки о природе дают учащимся представление о целостности природы, взаимосвязанности и взаимообусловленности происходящих в ней процессов, причинно-следственных связях природных явлений, источниках «физического» загрязнения окружающей среды. Физика формирует научную картину мира и понимание необходимости регулирования взаимодействия общества и природы с целью сохранения между ними равновесия и предотвращения негативных последствий научно-технического прогресса, экология и биология позволяют рассмотреть с учениками пути преодоления конкретных экологических кризисных ситуаций, показать им важность в этом отношении науки и техники.
Эффективность современного школьного курса в этом направлении довольно низка. Учителя физики и биологии экологическому образованию практически не уделяют внимания. Экологический материал включается в содержание уроков физики и биологии либо фрагментарно, либо вовсе не используется, такой материал учителя считают дополнительным, иллюстративным, а значит необязательным и второстепенным.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных экологическому образованию, содержание, формы и методы экологического образования в процессе обучения физике и биологии разработаны не в полной мере.
Для эффективного формирования у школьников экологических знаний и умений при изучении физики и биологии необходимо реализовать обучение с опорой на личный опыт взаимодействия учащихся с окружающей средой, на самостоятельную деятельность по изучению, анализу состояния окружающей среды, определению мер по улучшению экологической ситуации и на решение конкретных экологических проблем.
Одним из приемов, позволяющих повысить интерес учащихся к физике и биологии, и побудить их к осознанию и пониманию экологических проблем, является «вкрапление» в содержание предметов экологической составляющей, что будет интегрировано способствовать улучшению качества физического, биологического и экологического образования.
В связи с вышеизложенным, учителя проводят внеклассные мероприятия, которые побуждают учащихся к пониманию современных экологических проблем и их решениям.
Ход мероприятия:
Слова учителя:
О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ:
«Я жил на свете тысячи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние полвека…
Не узнаю я человека!
Как будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»
Среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели проблемы экологии. Очевидно, что преодолеть экологический кризис только одними техническими средствами уже невозможно. Человечество уже осознало, что основой взаимоотношений с природой должно лежать массовое экологическое образование, на основе которого затем уже решаются экологические проблемы."
Данный интегрированный урок посвящен изучению проблем экологии через представление ситуаций в стихотворной форме и изложение материала самими учащимися. Учащиеся 10 класса заранее подготовили материал к уроку по заданным вопросам учителей и конкретным решениям экологических проблем.
Слова ведущего:
Жил на свете царь Гвидон
Царь, как царь - вот, кто был он.
Жил спокойно, без хлопот, набивал себе живот.
Был доволен всем и вся, как прелестное дитя.
Вот, однажды в летний зной снится сон ему такой:
С топорами, как жар горя, плыли три богатыря
Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана.
Ели там кругом растут, белки семечки грызут.
Речка около течёт, уйма рыбы в ней живёт.
Песня богатырей:
Говорят, мы бяки-буки, как же носит нас Земля?
Дайте что-нибудь нам в руки, будем делать, что нельзя.
Слова ведущего:
И пошла в лесу работа от зари и до зари.
Рубят лес богатыри. Рубят лес - щепки летят.
Тут выходит из-за твор старый дядька Черномор.
Слова Черномора:
Не рубите, мужики, не рубите. Не губите дерева, не губите.
Ради гнёздышка грача, не рубите сгоряча.
Не рубите, мужики, не рубите.
Слова богатырей:
1-богатырь: Мы в Лукоморье ель рубили и лебедь мы на цепь садили,
Кота на мясо зарубили. Теперь там следующий вид:
Там, по неведомым дорожкам скелеты пляшут в босоножках.
2-богатырь: Всю флору затоптали и фауну смели,
А из дубов и елей мы дачи возвели.
3-богатырь: Там всё пропитано бензином, и вместо рек - мазут,
Сам чёрт бы испугался, прибывая тут.
Слова ведущего:
А наши три богатыря в речушке ищут карася.
Речушка высохла давно, и не осталось ничего!
«Я объехал целый свет!» - Черномор твердит в ответ.
«За рекой житьё уж худо!!! В свете вот какое чудо!
Там ЦБК стоит, как глыба. В Байкале, с ужасом треща,
Чехоточная воет рыба в зелёных, маслянных прыщах,
Там нерпа стонет, словно пёс, пролив уже немало слёз!
Зловонный воздух там витает, деревья голые торчат,
А люди до сих пор молчат! Но тут проснулся царь Гвидон.»
Слова Гвидона:
Ах, какой был страшный сон! Хорошо, что снился он!
Сон тот - ложь, да в нём намёк, да и мне, царю урок!
Слова ведущего:
Океан седой гремит набатно, он таит обиду в глубине.
Черные раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне.
Стали люди сильными, как Боги и судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках.
Мы давно освоили планету, широко шагает новый век!
На Земле уж белых пятен нет, черные сотрёшь ли, ЧЕЛОВЕК?!
Слова учителя:
Наибольший вред природе Байкала наносят предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, особенно Байкальский целлюлозно-бумажный и Селенгинский целлюлозно-картонный комбинаты. Кроме того, р. Селенга (крупнейшая река впадающая в озеро) несёт и массу других отходов. Принимаемые последние годы меры (ряд предприятий были перепрофилированы или закрыты) несколько улучшили ситуацию, но о полном решении проблемы говорить пока ещё рано.
Иркутский ТЭК и др. предприятия района используют, в основном, низкосортный бурый уголь, поставляющий в атмосферу тысячи тонн золы и углекислого газа. Атмосферные осадки, очищая атмосферу, переправляют основную массу этого в озеро. Решению проблемы может способствовать лес, но в районе озера ведётся интенсивная лесозаготовка, а объём лесовосстановительных работ значительно отстаёт.
Браконьерство стало последние годы настоящим бичом озера. Решить данную проблему очень сложно, т.к. количество работников природоохранных служб значительно меньше числа желающих подзаработать на природных богатствах озера. Рыбные запасы озера последние десятилетия оскуднели по самым скромным подсчётам в 2 раза.
Повышенная рекреационная нагрузка (особенно в южной части) также не способствует улучшению экологии озера.
В 1989 году создан Фонд экологической защиты озера. В 1990 году прошёл и первый экологический фестиваль "Байкал-Мичиган". Но пропагандистскими мероприятиями и разовыми акциями невозможно кардинально улучшить ситуацию. Видимо требуется, ребята, ваше вмешательство в решение данных проблем. Ваша цель сейчас должна заключаться в том, чтобы научиться решать проблемы экологической среды через донесение информации, полученной на уроке, до всех своих знакомых, сверстников и близких для того, чтобы вместе бороться с уничтожением ресурсов природы и загрязнением Байкала.
Спасибо за урок.
Сафонова Елена Валерьевна
Кравченко Лариса Юрьевна
Медведникова Инга Николаевна
Москвина Оксана Валентиновна