Методическая разработка внеклассного мероприятия «Голоса войны» (9–11 классы)

5
0
Материал опубликован 11 April 2021 в группе

Поперина Ирина Миндияновна


"Голоса войны"

(методическая разработка внеклассного мероприятия,

посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной войне)



Аннотация

Предлагаемое внеклассное мероприятие посвящено погибшим в годы Великой Отечественной войны, поэтому может быть приурочено к празднованию Дня Победы (Дня героев или Дня защитника Отечества). Возможно проведение мероприятия в качестве творческого урока-проекта по литературе (тема "Отражение Великой Отечественной войны в литературе").

Цель мероприятия - формирование знаний о конкретном историческом периоде и об отражении его в литературном и музыкальном искусстве, развитие интереса к истории своей семьи и малой Родины, воспитание чувства патриотизма.

Форма проведения - литературно-музыкальная гостиная.

Мероприятие являет собой в какой-то мере мини-спектакль, поэтому требует большой предварительной работы. В подготовке и проведении принимают участие все учащиеся классного коллектива: ведущие, актеры, чтецы, исполнители музыкальных произведений и танцевальных композиций. Если мероприятие адресовано учащимся 9-11 классов, возможно исполнение песен ребятами под аккомпанемент гитары или в сопровождении инструментальной фонограммы. Если же мероприятие организовано для учащихся младшего и среднего школьного возраста (5-8 кл.), рекомендуется использовать оригинальные фонограммы, звучание которых необходимо дополнить каким-либо видео или танцевальными постановками.

Мероприятие состоялось 22.05.2019г. с учащимися 10Г класса МАОУ СОШ №15 г.Златоуста. Формат проведения - спектакль, поэтому в качестве зрителей были приглашены родители обучающихся. Представленный литературно-музыкальный материал не оставил никого равнодушными: зрители не сдерживали слез во время выступлений ребят, а после завершения спектакля долго приветствовали актеров аплодисментами.

Оборудование

Медиасредства (проектор, компьютер, экран/интерактивная доска)

Музыкальный материал

Вальс "Городок провинциальный" (Г.Шпаликов, П.Тодоровский)

Песня "Ангел летит" (И.Шевчук, Е.Зарицкая)

Песня "Панамки"(В.Егоров)

Романс "Не для меня" (А.Молчанов, Н.Девитте)

Песня «Мама, я вернулся домой» (С.Трофимов)

Песня «Группа крови на рукаве» (В.Цой)

А.Рыбников «Цветы» (музыка из к/ф «Через тернии к звездам»)

Д.Уильямс Музыка из к/ф "Список Шиндлера"

Литературный материал

С.Алексиевич "Последние свидетели"

Б.Окуджава "Будь здоров, школяр!"

О.Мельникова «Все важные фразы должны быть тихими…»

Видеоматериал

видеоклип на песню А. Розенбаума "А может, не было войны?"

видеоряд (презентация) «Последние свидетели»


I.Пролог

В центре - стол, на котором множество фронтовых писем, сложенных треугольниками. Тут же детские рисунки, открытки, листки с записями из школьных тетрадок, несколько игрушек.

Выходит ведущий, подходит к столу, берет одно из писем.

- Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше семидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждой семьи своя история. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души. Это голоса… (разворачивает письмо, читает несколько строк)

- Голоса войны... Десятки голосов... Они обрушились на нас, открывая страшную правду, растворенную в живой ткани человеческих судеб. Что мы хотим услышать через десятки лет? Как это было под Москвой или под Сталинградом, описание военных операций, забытые названия взятых высот и высоток? Нет, мы ищем другое. Собираем то, что назвали бы знанием духа. Идем по следам душевной жизни, ведем запись души.

- Путь души для нас важнее самого события, не так важно или не столь важно, не на первом месте, "как это было", а волнует и пугает другое - что там счеловеком происходило? Что он там увидел и понял? О жизни и смерти вообще? О самом себе, наконец? История чувств... История души... Не история войны или государства и не житие героев, а история маленького человека, выброшенного из просто жизни в эпическую глубину громадного события. В большую Историю…


Действие 1.

Звучит вальс «Городок провинциальный»,  появляется танцевальная пара, вальсирует

Через какое-то время танцоры останавливаются, подходят к столу, каждый из них берет письмо-треугольник, разворачивает и читает на фоне звучащей музыки

- В день, когда началась война, мы пошли в цирк. Всей семьей. На утреннее представление. Ни о чем не догадывались. Ни о чем... Все уже знали, а мы нет. Хлопали в ладоши. Смеялись. Был там большой слон. Слонище! А еще танцевали обезьянки. Так забавно, так весело, что нам тоже захотелось танцевать. И вот... Высыпали мы весело на улицу, стали кружиться - и услышали: Война!" Все дети закричали: "Ур-ра!!" Обрадовались: теперь мы себя проявим, прославимся, станем героями. А взрослые почему-то заплакали...

- Дорогая мамочка! Я все запомнила... Я была совсем маленькая, но я все запомнила... Июнь сорок первого года... Последнее, что я запомнила из мирной жизни - сказку, которую ты читала нам на ночь. Мою любимую - о Золотой рыбке. Я всегда у Золотой рыбки тоже что-нибудь просила: "Золотая рыбка... Миленькая золотая рыбка..." И сестричка просила. Она просила по-другому: "По щучьему велению, по моему хотению..." Хотели, чтобы мы поехали на лето к бабушке, и чтобы вы, мама и папа, были с нами...

- Я все запомнила... В сорок первом... Я была совсем маленькая, но я все запомнила... Как вы отвезли нас на лето в лагерь. Как мы приехали, один раз искупались, а через два дня -- война. Нас начали отправлять из лагеря. Летали немецкие самолеты, а мы кричали: "Ура!" То, что это могут быть чужие самолеты, мы не понимали. Пока они не стали бомбить...

Звучит песня "Панамки" в исполнении ученицы


Действие 2.

Звучит музыкальная композиция "Скрипка" из к/ф "Список Шиндлера

Выходит группа учащихся, каждый со стола берет письмо-треугольник, разворачивает, читает на фоне музыки

- В войну я рассталась с куклами... Мама потеряла месячные хлебные карточки, мы погибали буквально. И мне пришла в голову спасительная идея попробовать обменять на что-нибудь мои две куклы - большую и маленькую. Отправились с ними на базар. Подошел старый узбек: "Сколько стоит?" Мы сказали, что нам надо прожить месяц, у нас нет карточек. Старый узбек дал нам пуд риса. И мы не умерли с голода. Мама поклялась: "Я куплю тебе две красивые куклы, как только мы вернемся домой". Когда мы вернулись в Ростов, она не сумела их мне купить, мы снова нуждались. Она купила их мне в день окончания института. Две куклы – большую и маленькую... (берет в руки куклу со стола)

- В последний день... Перед своим отступлением немцы подожгли наш дом. Мама стояла, смотрела на огонь, и у нее ни слезинки на лице. А мы втроем бегали и кричали: "Домик, не гори! Домик, не гори!" Вынести из дома ничего не успели, я только схватила свой букварь. Всю войну я спасала его, берегла. Спала с ним, он у меня всегда под подушкой. Очень хотела учиться. Потом, когда мы в сорок четвертом пошли в первый класс, мой букварь был один на тринадцать человек. На весь класс. (берет в руки букварь)

- Мое воспоминание о войне... Единственное... У нас как раз вывелись цыплята. Желтенькие, они катались по полу, шли ко мне на руки. Во время бомбежки бабушка собирала их в решето: «Надо же, война -- и цыплята». Я боялся, что цыплят убьют. До сих пор помню, как я плакал из-за этого страха. Бомбят... Все бегут в погреб прятаться, а меня нельзя вынести из хаты. Обнимаю цыплят... Возьмет бабушка с собой решето с ними, тогда я иду. Иду и считаю: один цыпленок, два, три... Их было пять... Бомбы считал. Одна упала, две... Семь… Так считать научился... (берет в руки игрушку-цыпленка)

- Я все запомнила… Помню черное небо и черный самолет. Возле шоссе лежит наша мама с раскинутыми руками. Мы просим ее встать, а она не встает. Не поднимается. Солдаты завернули маму в плащ-палатку и похоронили в песке, на этом же месте. Мы кричали и просили: "Не закапывайте нашу мамку в ямку. Она проснется, и мы пойдем дальше". По песку ползали какие-то большие жуки... Я не могла представить, как мама будет жить под землей с ними. Как мы ее потом найдем, как мы встретимся? Кто напишет нашему папе?..

- Я все запомнила… Утром мама начала умирать. Мы сидели испуганные и не могли понять: как это мама может умереть, оставить нас, когда нет папы? Помню, что мама подозвала нас, улыбнулась: «Никогда не ссорьтесь, дети». А зачем нам ссориться? Из-за чего? Игрушек никаких. Большой камешек был у нас куклой. Не было конфет. Не было мамы, чтобы пожаловаться.

Утром бабушка завернула маму в большую белую простыню и положила на саночки. Все вчетвером впряглись мы в эти саночки...

- Я все запомнила... Помню, как маленьких детей, нас было человек сорок, поселили отдельно. По ночам - рев. Звали маму и папу. Воспитатели и учителя старались не произносить при нас слово "мама". Они рассказывали нам сказки и подбирали такие книжки, чтобы там не было этого слова. Если кто-то вдруг произносил "мама", сразу начинался рев. Безутешный рев...

- Всю войну я видела ангела... Он появился не сразу... Пришел ко мне во сне, когда нас везли в Германию. В вагоне... Мой ангел... Маленький, и крылышки у него маленькие. Как у птицы. А я вижу, что он хочет меня спасти....

В концлагере я хотела умереть ... А ночью ко мне прилетал мой ангел... Я не помню, какими словами он меня утешал, но слова были ласковые. Он меня долго уговаривал...

В лагере я подружилась с маленькой девочкой... Машенькой... Она была беленькая и тихая. Мы дружили с ней месяц. В лагере месяц - это целая жизнь, это вечность.

Я не знаю... Может, ей было восемь лет, а может, и десять. Как угадаешь по косточкам? Там не люди ходили, а их скелеты... Скоро она заболела, не могла вставать и ходить на работу. Я ее просила... В первый день я даже дотянула ее до дверей, она повисла на дверях, а идти не может. Два дня лежала, а на третий день за ней пришли и унесли на носилках. Выход из лагеря был один - через трубу... Мы это все знали. Сразу на небо...

Я дожила до осени... Каким чудом? Я не знаю... Нас утром погнали на работу в поле. В поле я увидела желтый цветочек и погладила его... И другие женщины его погладили. Мы знали, что сюда привозят пепел из нашего крематория, а у каждого кто-то погиб. У кого сестра погибла, у кого мама... А у меня Машенька...

Как я выжила, когда умирала сто раз? Не знаю... Это мой ангел меня спас.

  Звучит песня "Ангел летит" в исполнении вокальной группы, в это же время

Транслируется презентация "Последние свидетели" (фото детей военного времени)


Действие 3.

Звучит вальс «Городок провинциальный», появляется танцевальная пара, вальсирует

Через какое-то время танцоры останавливаются, юноша подходит к столу, берет письмо-треугольник, разворачивает и читает на фоне звучащей музыки

- В ночь на двадцать второе июня  я спать не пошел. Сидел в комнате и читал книгу. Видно задремал, и книга выскользнула  из моих рук и  упала на пол. Я потянулся за ней и услышал какие-то хлопки. Взглянул на часы, на них было 03–45 ночи. Снова  раздались какие-то странные звуки,  похожие на  раскаты грома. Мама крикнула мне: «Петька, закрой окна, дети грозы боятся». Я подскочил к окну,  а там… небо черное от самолетов. О потом посыпались бомбы, прямо перед нашим домом.. На десятый день войны  был организован  добровольческий истребительный батальон из учеников школ города. Наш взвод состоял из юношей и девушек, почти все  бывшие десятиклассники, и только трое – из девятого класса

Танцевальная композиция «Группа крови на рукаве» в исполнении учащихся


Действие 4.

Звучит музыкальная композиция "Скрипка, флейта и фортепиано"

Выходит группа учащихся, каждый со стола берет письмо-треугольник, разворачивает, читает на фоне музыки

- (Читает девушка 1) Я не хотела убивать, я не родилась, чтобы убивать. Я хотела стать учительницей. Но я видела, как жгли деревню... Я не могла крикнуть, я не могла громко плакать: мы направлялись в разведку и как раз подошли к этой деревне. Я могла только грызть себе руки, у меня на руках остались шрамы с тех пор, я грызла до крови. До мяса. Помню, как кричали люди... Кричали коровы... Кричали куры... Мне казалось, что все кричат человеческими голосами. Все живое. Горит и кричит....

- (Читает юноша 1) Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову — и все? И мое горячее тело уже не будет горячим?.. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я многого боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать

- (Читает девушка 2) Умирать... Умирать я не боялась. Молодость, наверное, или еще что-то... Вокруг смерть, всегда смерть рядом, а я о ней не думала. Мы о ней не говорили. Она кружила-кружила где-то близко, но все - мимо. … В девятнадцать лет у меня была медаль "За отвагу". В девятнадцать лет поседела. В девятнадцать лет в последнем бою были прострелены оба легких, вторая пуля прошла между двух позвонков. Парализовало ноги... И меня посчитали убитой... В девятнадцать лет... Когда приехала домой с фронта, сестра показала мне похоронку... Меня похоронили...

- (Читает юноша 2) Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Ведь это даже смешно — убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил. Помогите мне. Я не о любви говорю. Черт с ней, с любовью. Я согласен не любить. В конце концов, я уже любил. С меня хватит, если на то пошло. У меня мама есть. Что будет с ней?.. А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? Я еще не успел от этого отвыкнуть. Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать.

- (Читает девушка 3) До войны успела еще выйти замуж, родила девочку. Муж мой ушел на фронт одним из первых. Жили мы теперь вдвоем с дочкой, жили все время в лагерях. А как жили? Я с утра ее закрою, дам каши, и с четырех часов утра мы уже летаем. Возвращаюсь к вечеру, а она поест или не поест, вся измазанная этой кашей. Уже даже не плачет, а только смотрит на меня. Глаза у нее большие, как у мужа... Муж погиб под Москвой… Я любила свою дочку, но отвезла ее к родным. И стала проситься на фронт... В последнюю ночь... Всю ночь простояла у детской кроватки на коленях...

- (Читает юноша 3) Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать Я еще нигде толком не побывал. Я, например, не  был еще на Валдае. Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? Нужно? Кто-то ведь написал: «... И колокольчик — дар Валдая... » А я даже таких строчек написать не смогу. Помогите мне. Я все пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться... Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать.

- (Читает девушка 4) На войне не могла спать. Мозг не отключался… Думала. О многом. О любви. О ненависти. О жизни. О смерти. .. Не могла плакать. Писала стихи. О многом. О любви. О ненависти. О жизни..

  Читает стихотворение О.Мельниковой «Все важные фразы должны быть тихими…»

- (Девушка 1) Я не хотела убивать, я не родилась, чтобы убивать..

- (Юноша 1) Помогите мне.... Спасите меня. Я не хочу умирать

- (Девушка 2) Умирать я не боялась…

- (Юноша 2) Помогите мне.... Спасите меня. Я не хочу умирать

- (Девушка 3) Муж погиб под Москвой…

- (Юноша 3) Помогите мне.... Спасите меня. Я не хочу умирать

- (Девушка 4) Все важные фразы должны быть тихими

Звучит романс "Не для меня» в исполнении юношей


Действие 5.

Звучит вальс «Городок провинциальный»,  появляется танцевальная пара, вальсирует

Через какое-то время танцоры перемещаются вглубь сцены, выходят несколько девушек, подходят к столу, берут письма-треугольники, разворачивают и читают на фоне звучащей музыки

- Я все запомнила. Ходили мы с огромными животами, я, например, могла съесть ведро супа, потому что в этом супе ничего не было. Сколько мне будут наливать, столько я буду есть и есть. Спасала нас природа, мы были как жвачные животные. Весной вокруг детдома в радиусе нескольких километров не распускалось ни одно дерево… Мы съедали все почки, сдирали даже молодую кору. Ели траву, всю подряд ели. Нам дали бушлаты, и в этих бушлатах мы проделали карманы и носили с собой траву, носили и жевали. Лето нас спасало, а зимой становилось очень тяжело.

- Я все запомнила…Мы ели... воду... Придет время обеда, мама ставит на стол кастрюлю горячей воды. И мы ее разливаем по мискам. Вечер. Ужин. На столе кастрюля горячей воды. Белой горячей воды, зимой и закрасить ее нечем. Даже травы нет. От голода брат съел угол печки. Грыз, грыз каждый день, когда заметили, в печке была ямка. Мама брала последние вещи, ездила на рынок и меняла на картошку, на кукурузу. Сварит тогда мамалыги, разделит, а мы на кастрюлю поглядываем, просим: можно облизать? Облизывали по очереди. А после нас еще кошка лижет, она тоже ходила голодная. Не знаю, что еще и ей оставалось в кастрюле. После нас там ни одной капельки. Даже запаха еды уже нет. Запах вылизан....

- Я все запомнила… Голодал не только детдом, голодали и люди вокруг нас, потому что все отдавали фронту. В детдоме жило двести пятьдесят детей, и однажды – позвали на обед, а есть вообще нечего. Сидят в столовой воспитательницы и директор, смотрят на нас, и глаза у них полные слез. А была у нас лошадь Майка… Она была старая и очень ласковая, мы возили на ней воду. На следующий день …. И давали нам воду и такой маленький кусочек Майки… Но от нас это долго скрывали. Мы не могли бы ее есть… Ни за что! Это была единственная лошадь в нашем детдоме. И еще два голодных кота. Скелеты! Хорошо, думали мы потом, это счастье, что коты такие худые, нам не придется их есть. Есть там нечего.

  Одна из девушек передвигается на переднюю часть сцены, рассказывает свою историю (рассказ С.Алексиевич»Собака, миленькая, прости!» в сокращении)

- У меня была мечта - поймать воробья и съесть...Редко, но иногда птицы появлялись в городе. Даже весной все смотрели на них и думали об одном, о том же, о чем думала я. О том же... Отвлечься от мыслей о еде ни у кого не хватало сил. От голода я ощущала внутри постоянный холод, страшный внутренний холод. Также и в солнечные дни. Сколько на себя ни надень, холодно, нельзя согреться. Очень хотелось жить...

Я рассказываю о Ленинграде, где мы тогда жили. О ленинградской блокаде.

Убивали нас голодом, убивали долго. Девятьсот дней блокады... Девятьсот...

Когда один день мог показаться вечностью. Вы не представляете, каким длинным голодному человеку кажется день. Час, минута... Долго ждешь обеда... Потом ужина... Блокадная норма дошла до ста двадцати пяти граммов хлеба в день. Это у тех, кто не работал. По иждивенческой карточке...С этого хлеба текла вода... Разделить его надо было на три части - завтрак, обед, ужин. Пили только кипяточек... Голый кипяточек...

В темноте... С шести утра я занимала зимой (помню больше всего зиму) очередь в булочную. Стоишь часами... Длинными часами... Пока подойдет моя очередь, на улице опять темно. Горит свеча, и продавец режет эти кусочки. Люди стоят и следят за ним. За каждым движением... Горящими... безумными глазами... И все это в молчании.

Трамваи не ходят... Воды нет, отопления нет, электричества нет. Но самое страшное - голод. Я видела человека, который жевал пуговицы. Маленькие и большие пуговицы. Люди сходили с ума от голода...

Был момент, когда я перестала слышать. Тогда мы съели кошку... Я расскажу потом, как мы ее съели. Потом я ослепла... Как раз тогда нам привели собаку. Это меня спасло.

Не вспомню... Не запомнила, когда мысль о том, что можно съесть свою кошку или свою собаку, стала нормальной. Обыкновенной. Стала бытом. Не проследила этот момент... Вслед за голубями и ласточками вдруг стали исчезать в городе кошки и собаки. У нас не было никого, как-то мы не заводили их, потому что мама считала: это очень ответственно, особенно большую собаку взять в дом. Но мамина подруга не могла сама съесть свою кошку и принесла ее нам. И мы съели. Я опять стала слышать... Слух исчез у меня внезапно, утром еще слышала, а вечером мама что-то говорит мне, а я не отзываюсь.

Прошло время... И вот мы опять умираем... Мамина подруга привела нам свою собаку. И мы ее тоже съели. И если бы не собака, мы бы не выжили. Конечно, не выжили бы. Это - ясно. Уже начали опухать от голода. Сестра не хотела утром вставать... Собака была большая и ласковая. Два дня мама не могла... Как решиться? На третий день она привязала собаку к батарее на кухне, а нас выгнала на улицу... Помню эти котлеты... Помню... Очень хотелось жить...

Мама хранила несколько кусочков сахара. Маленький бумажный мешочек. Это был наш золотой запас. Один раз... Я не выдержала, я знала, где лежит сахар, залезла и взяла один кусочек. Через несколько дней еще один... Потом... Прошло немного времени - опять... Скоро в мамином мешочке ничего не осталось. Пустой мешочек...

Заболела мама... Ей нужна глюкоза. Сахар... Она уже не может подняться... На семейном совете решили - достать заветный мешочек. Наше сокровище! Ну вот мы его и сберегли для такого дня! Мама обязательно выздоровеет. Старшая сестра стала искать, а сахара нет. Весь дом перерыли. Я вместе со всеми искала... А вечером призналась... Сестра меня била. Кусала. Царапала. А я просила ее: "Убей меня! Убей!Как я буду теперь жить?!" Я хотела умереть...

Я вам рассказала о нескольких днях... А их было всех девятьсот... Девятьсот таких дней...

На моих глазах девочка украла на базаре у одной женщины булочку. Маленькая девочка... Ее догнали и повалили на землю. Начали бить... Били страшно. Смертным боем. А она торопилась доесть, проглотить булочку. Проглотить раньше, чем ее убьют...

Девятьсот таких дней...Девятьсот...

Люди, как тени, медленно двигались по городу. Как во сне... В глубоком сне... То есть ты это видишь, но у тебя мысль, что ты видишь сон. Вот эти медленные... вот эти плывущие движения... Будто не по земле человек идет, а по воде... Голос менялся от голода... Или совсем пропадал... Нельзя было определить по голосу - мужчина это или женщина? И по одежде нельзя, все закручены в какие-то тряпки. Наш завтрак... Наш завтрак был кусок обоев, старые обои, но на них остался клей... Мучной клей... Вот эти обои, и кипяточек... Девятьсот дней...

Иду из булочной...Получила дневной паек. Эти крохи, эти жалкие граммы... А навстречу мне бежит собака. Поравнялась со мной и обнюхивает - слышит запах хлеба.

Я понимала, что это - наше счастье. Эта собака... Наше спасение!! Я приведу собаку домой...

Дала ей кусочек хлеба, и она за мной пошла. Возле дома еще кусочек ей отщипнула, она лизнула мне руку. Вошли в наш подъезд... Но по ступенькам она поднималась неохотно, на каждом этаже останавливалась. Я отдала ей весь наш хлеб... Кусочек за кусочком... Так добрались мы до четвертого этажа, а наша квартира на пятом. Тут она уперлась и не идет дальше. Смотрит на меня... Как что-то чувствует. Понимает. Я ееобнимаю: "Собака миленькая, прости... Собака миленькая, прости..." Прошу ее, упрашиваю... И она пошла... Очень хотелось жить...

Услышали... По радио передали: "Блокада прорвана! Блокада прорвана!" - счастливее нас людей не было. Счастливее нельзя быть. Мы выстояли!! Блокада прорвана...

По нашей улице шли наши солдаты. Я подбежала к ним... А обнять - сил не хватило...

В Ленинграде много памятников, но нет одного, который должен быть. О нем забыли. Это - памятник блокадной собаке. Собака миленькая, прости...

Звучит вальс «Городок провинциальный», выходит группа ребят, берут письма,

каждый читает

- Папа наш с войны не вернулся, маме прислали бумажку, что он пропал без вести. Уйдет мама на работу, мы соберемся втроем и плачем, что папы нет. Перевернули дом, искали бумажку, где было про папу. Думали: там не написано, что папа убит, там написано - пропал без вести. Порвем эту бумажку, и придет весть, где наш папа. Но мы бумажку не нашли. А когда пришла с работы мама, она не могла понять, почему в доме такой беспорядок. Она спросила у меня: "Что вы здесь делали?" За меня ответил младший брат: "Папу искали..."...

- Остался в памяти первый послевоенный концерт в школе. Как пели, как танцевали... Я отбила ладошки... Хлопала и хлопала... Мне было весело, пока какой-то мальчик не вышел на сцену и не стал читать стихотворение. Он читал громко, стихотворение было длинное, но я услышала одно слово -- "война". Оглядываюсь: все сидят спокойно. А у меня страх - только война кончилась и опять? Я это слово слышать не могла. Срываюсь и бегу домой. Прибегаю, мама что-то варит на кухне: значит, никакой войны нет. И я -- назад, в школу. На концерт. Опять хлопаю.

- После войны я боялся железа. Лежит осколок, а у меня страх, что он еще раз взорвется. Соседская девочка - три года и два месяца... Я запомнил... Мама ее над гробом повторяла: "Три года и два месяца... Три года и два месяца..." Она нашла "лимонку"... И стала качать, как куклу... В тряпки завернула и качает. Граната маленькая, как игрушка, только тяжелая. Мать добежать не успела... После войны в нашей деревне еще два года хоронили детей. Военное железо валялось всюду. А у нас же игрушек не было... Потом его начали собирать и отправлять куда-то на заводы. Мама объяснила, что из этого железа начнут отливать трактора. Станки, швейные машинки...Если я видел новый трактор, я не подходил к нему, ждал, что он взорвется. И станет черным, как танк... Я знал, из какого он железа...


Действие 5.

Звучит композиция «Метроном», выходит юноша

Я видел то, что нельзя видеть... Человеку нельзя. А я был маленький... Я видел, как солдат бежит и как будто спотыкается. Падает. Долго царапает землю, обнимает ее...

Я видел, как гнали через деревню наших военнопленных. Длинные колонны. В рваных и обожженных шинелях. Там, где они стояли ночью, была обгрызена кора с деревьев. Вместо еды им забрасывали дохлую лошадь... Они рвали ее...

Я видел, как ночью пошел под откос и сгорел немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили по ним паровоз...

Я видел, как запрягали в брички людей. У них были желтые звезды на спине... Их погоняли кнутами. Весело катались...

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей. И бросали в огонь. В колодец... А до нас с мамой очередь не дошла...

Я видел, как плакала соседская собака. Она сидела на золе соседской хаты. Одна... У нее были глаза старого человека... А я был маленький...

Я вырос с этим... Я вырос мрачным и недоверчивым, у меня тяжелый характер. Когда кто-то плачет, мне не жалко, а, наоборот, легче, потому что сам я плакать не умею. …..

Прошло много лет... Теперь я все чаще слышу: «Как это все далеко. Может, и не было никакой войны?»

Транслируется видеоклип на песню А.Розенбаума «А может, не было войны?»


Финал

Звучит музыкальная композиция А.Рыбникова «Цветы» (из к/ф «Через тернии к звездам»), выходит группа ребят, берут письма, каждый читает

- Я всегда жду наш праздник. День Победы... Жду и боюсь его. Несколько недель специально собираю белье, чтобы много было белья, и целый день стираю. Я должна быть чем-то занята, я должна весь день чем-то отвлекаться. А когда мы встречаемся, нам носовых платков не хватает - вот что такое наши фронтовые встречи. Море слез... Я не люблю военных игрушек, детских военных игрушек. Танки, автоматы... Кто это придумал? Мне переворачивает душу... Я никогда не покупала и не дарила детям военных игрушек. Ни своим, ни чужим....

- Знаете, какая в войну была у нас всех мысль? Мы мечтали: "Вот, ребята, дожить бы... После войны какие это будут счастливые люди! Какая счастливая, какая красивая наступит жизнь. Люди, которые пережили столько, они будут друг друга жалеть. Любить. Это будут другие люди". Мы не сомневались в этом. Ни на капельку..... Люди по-прежнему ненавидят друг друга. Опять убивают. Это самое мне непонятное... И кто это? Мы... Мы это...

- Что я знаю о войне?... Наверное, не так уж много. Война... Это просто слово. Пять букв. Но сколько оно включает в себя! Голод, разруха, кровь, горе. Боль, плач, смерть… Страх. Не за себя, нет, за близких, родных, любимых...

- Что я знаю о войне?... Это самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны. Искаженные ужасом лица женщин, детей, стариков. Стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. Всюду боль, плач, смерть...

- Что я знаю о войне?... Иногда кажется, что всё уже сказано. Написаны все повести и романы, все стихи, все песни, опубликованы документы. Но память о войне - это не только вечный огонь и цветы ветеранам, георгиевская ленточка и поздравления в социальных сетях.. Долг каждого из нас - хранить память о войне, передать эту память из рук в руки, от сердца к сердцу, чтобы не допустить подобного впредь..

- Что я знаю о войне?... Люди воют из-за абсолютно глупых, на мой взгляд, вещей. К чему все деньги, власть, территории, если это стоит миллионов человеческих жизней? Каждый день я наблюдаю за лучом заходящего солнца. Он теплый и ласковый. Я знаю, что за закатом будет восход. А каким он будет, теплым и ласковым, или жестоким и кровавым, зависит от нас. Мы все знаем: человек создан для мирной жизни!

Звучит песня С.Трофимова «Когда окончится война» в исполнении учащихся (исполняют два куплета: 1-й и 3-й, куплет начинают 2 юношей, затем к припеву постепенно присоединяются остальные, на финальный припев – на сцене все ребята)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.