Исследовательская работа на тему «Волейбол как средство общего физического развития человека»

0
0
Материал опубликован 10 March 2022


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:


ВОЛЕЙБОЛ – КАК СРЕДСТВО ОБЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА




Исполнитель работы:

Касьянов Роман Александрович

















2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………………………..5

1.1. Физическое развитие и методы его изучения…………………………..5

1.2. Сенситивные периоды развития физических качеств………………………………………………………………………….…...10

1.3. Физическая подготовка волейболистов…………………………………………..…………………………..13

1.4. Средства развития общих и специальных физических качеств волейболистов………………………………………………………………………16

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………...….20

2.1. Организация исследования……………………………………………..20

2.2. Методы исследования…………………………………………………..22

ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………...…25

3.1. Результаты исследования………………………………………………25

3.2. Анализ полученных результатов………………………………………29

ВЫВОДЫ………………………………………………………………….....33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..35











ВВЕДЕНИЕ

Физическая подготовка является основой для успешной игры в волейбол. Игровой и соревновательный процесс волейболистов предъявляет к ним высокие требования к разносторонней физической подготовленности, уровню развития двигательных навыков и функциональных возможностей.

Овладение техническими приемами в волейболе невозможно без достаточного уровня развития общей физической подготовки. В связи с этим, физическая подготовка имеет наибольшее значение в первые годы учебно-тренировочного процесса волейболистов, так как, именно в это время закладывается фундамент двигательных действий, который в дальнейшем составит основу мастерства спортсмена.

В современных условиях жизни развитие технического прогресса стремительными темпами облегчает жизнь человека. Зачастую, это приводит к снижению двигательной активности, что негативно сказывается на здоровье человечества.

Определенный уровень развития физических качеств помогает человеку успешнее справляться с задачами ежедневной жизнедеятельности. В свою очередь, поддержание и повышение уровня физических качеств становится возможным только при условии систематической двигательной активности с раннего возраста. В связи с этим, в образовательных учреждениях предусмотрены уроки физической культуры, кружки физкультурно-оздоровительной направленности и спортивные секции. Такие формы двигательной активности являются средствами общего физического развития человека.

Цель исследования: повышение уровня физической подготовленности волейболистов среднего школьного возраста.

Исходя из цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи:

Проанализировать существующие методики физической подготовки для волейболистов среднего школьного возраста.

Разработать комплекс упражнений для развития общей физической подготовки волейболистов среднего школьного возраста.

Проверить на практике эффективность разработанного комплекса упражнений

Объект исследования: тренировочный процесс волейболистов среднего школьного возраста.

Предмет исследования: уровень общей физической подготовки волейболистов среднего школьного возраста.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение разработанного комплекса упражнений приведет к повышению уровня общей физической подготовленности волейболистов среднего школьного возраста.

Практическая значимость состоит в том, что разработанный комплекс внедрен в практику тренировочных занятий МБОУ ДО ДЮСШ г. Уварово.


















I. ОБЩЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА


1.1. Физическое развитие и методы его изучения


Физическое развитие человека – это процесс изменения его морфологических и функциональных свойств, которые характеризуют его гармоничность развития.

В целом, состояние здоровья отдельных людей, групп, или всего населения зависит от физического развития каждого отдельного человека, или от среднего показателя этого развития в группах, или в целой стране. Таким образом получается, что физическое развитие является одним из важнейших показателей здоровья человека, или группы людей.

У каждого человека уровень физического развития индивидуален. У кого-то уровень развития высокий, у кого-то он довольно низкий, а у кого-то средний. Но, каждый человек может повысить свой уровень физического развития [1, С. 63]. Даже тот человек, который имеет высокий уровень физического развития, может поднять этот уровень еще выше. С помощью регулярных физических упражнений человек формирует и совершенствует в себе физические качества, повышает навык двигательных действий. В процессе длительных регулярных занятий физическими упражнениями человек приобретает определенное умение, или навык, который определяет уровень тренированности [2, С. 37]. А тренированность, в свою очередь, является прямым показателем изменений параметров тела и организма в целом, времени его адаптации к окружающей среде и нагрузкам, а также, восстановления после этих нагрузок.

Изучение физического развития человека обычно происходит тремя методами:

1). Антропометрический – измерение длины, массы тела, окружности головы, грудной клетки. Такой метод позволяет давать количественную характеристику возрастных, половых и других особенностей, а также количественное изменение параметров тела, например, в ходе тренировочного процесса;

2). Соматоскопический – оценка внешнего состояния человека: состояние опорно-двигательного аппарата, уровень подкожно-жирового слоя, состояние кожного покрова. Этот метод состоит в наружном осмотре тела человека с целью выявления дефектов, таких как: искривление позвоночника, плоскостопие, нарушение в опорно-двигательном аппарате;

3). Физиометрический – измерение мышечной силы, жизненной емкости легких, физической работоспособности. Этот метод предполагает измерение изменений в организме человека до и после определенной физической нагрузки.

Антропометрические исследования проводят с использованием специально подготовленных измерительных приборов, которые были проверены и отрегулированы специалистами. К числу таких приборов можно отнести ростомер, сантиметровую ленту, напольные весы. Все измерения параметров тела должны проводиться в первой половине дня до еды, или через два-три часа после приема пищи для получения более объективных данных. Чаще всего с помощью антропометрических исследований измеряют массу тела, длину тела, длину конечностей. Значение массы тела показывает нам уровень подкожного слоя жира, развитие внутренних органов и костно-мышечного аппарата. Длина тела и конечностей отражает состояние пластических процессов в организме.

При соматоскопии анализируют данные внешнего осмотра. При данном методе исследования анализируют кожу обследуемого, степень жировых отложений, состояние мышечной системы, состояние опорно-двигательного аппарата и позвоночник [3, С. 81].

Во время осмотра кожи обращают внимание на ее цвет, эластичность и влажность. Цвет кожи говорит нам о степени наполнения сосудов кровью и ее толщины. При внешнем осмотре степень жировых отложений обычно классифицируют на три типа: выраженная степень отложения жира, средняя и невыраженная (слабовыраженная) степень отложения подкожного жира. Мышечную систему, а точнее, ее развитие, по внешнему осмотру также принято делить на три вида: слабая мышечная система, средняя и хорошо выраженная.

При визуальной оценке состояния опорно-двигательного аппарата большое значение уделяют его дефектам. Дефектам уделяется такое большое значение, потому как при воздействии физических нагрузок, те или иные дефекты могут привести к серьезным травмам, осложнениям здоровья человека и заболеваниям.

Позвоночнику, при применении соматоскопии, также уделяется большое внимание. Внимательно проводится осмотр его физиологических изгибов, симметричность лопаток и плеч. Так как позвоночник выполняет основную опорную функцию человека, любое его, даже, малейшее искривление может способствовать развитию заболеваний, повреждению внутренних органов и отрицательно сказаться на самочувствии человека и его общей работоспособности.

Физиометрический метод включает в себя измерение жизненной емкости легких, артериального давления, частоты сердечных сокращений, мышечной силы рук и динамометрия.

Измерение жизненной емкости легких проводится с помощью воздушного, либо водяного спирометров. Жизненная емкость легких человека является показателем силы его дыхательных мышц, и вместимости легких.

Измерение жизненной емкости легких проводится следующим образом: человек делает максимальный вдох, после чего выдыхает весь полученный воздух в трубку спирометра через рот. Выдох через нос исключается. Такое измерение проводится несколько раз, обычно количество раз варьируется от двух до трех. Фиксируется максимальный результат из нескольких таких измерений.

Показатели жизненной емкости легких у детей и подростков представлены в таблице №1.

Таблица 1

Показатели жизненной емкости легких у детей и подростков

Возраст

Мальчики, юноши, мл

Девочки, девушки, мл

10

2000-2360

1903-2400

13

2620-3170

2506-2930

16

4170-4800

2051-2500





При измерении артериального давления, необходимо вносить в результат измерения коррективы с учетом физического развития обследуемого человека. Если измерение проводится у детей, то необходимо помнить, что измерение артериального давления можно проводить детям лишь с семи лет. До тринадцати лет необходимо проводить измерение артериального давления с помощью специальной манжеты, так как измерение у таких детей с помощью стандартной манжеты может стать недостоверным.

Частоту сердечных сокращений измеряют специальными аппаратами: тонометром или аппаратом Рива-Роччи [4, С. 13]. Измерение частоты сердечных сокращений двумя пальцами около артерий может дать недостоверный результат. Для наиболее достоверного результата частоту сердечных сокращений измеряют с помощью прибора два или три раза. Результатом в таком измерении становятся повторяющиеся значения. Измерение происходит в течение одной минуты.

Мышечную силу рук измеряют ручным динамометром. Результат измерения показывает степень развития силы мышц рук [5, С. 144]. Измерение проводится следующим образом: обследуемый человек обхватывает динамометр кистью руки, при этом рука человека прямая и отведена вперед-в сторону. Далее, обследуемый максимально сильно сжимает кистью ручной динамометр, не делаю при этом никаких других движений, таких как сгибание рук в локтевом суставе, наклон туловища и тому подобное. Такое измерение проводится также несколько раз. Чаще всего силу рук измеряют три раза и записывают лучшую попытку. Результат фиксируется в килограммах [6, С. 532].

Динамометрия, или становая сила, измеряется становым динамометром. При измерении становой силы необходимо учитывать рост обследуемого человека, так как рукоять станового динамометра должна находиться на уровне колен обследуемого. Встав ногами на платформу станового динамометра, обследуемому необходимо наклониться и взять рукоять этого динамометра и выпрямиться. Исследование проводится несколько раз. Лучшую попытку фиксируют. Результат измеряется в килограммах. Возрастные показатели силы мышц рук представлены в таблице №2.


Таблица 2

Возрастные показатели силы мышц рук


возраст

Мальчики, юноши, мужчины правая рука, кг

Мальчики, юноши, мужчины левая рука, кг

Девочки, девушки, женщины правая рука, кг

Девочки, девушки, женщины левая рука, кг

10

21,3-24,7

19,5-22,8

16,3-19,7

15,1-18,2

15

39-48

34,2-41,7

27,3-32

23,8-28

17

41-54

40,5-45,5

29-34

26-31

25

50,3-69,5

45-64

32,3-44,7

28-39,5

35

49,4-68,2

44,5-62,7

31,9-44,1

26,5-41

45

46,7-64,5

42,2-58

30-41,3

25,5-36,5







1.2. Сенситивные периоды развития физических качеств


Для полноценного существования человеку заложены физические качества. Всего таких качеств пять: сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость. С помощью силы человек способен преодолевать внешние сопротивления за счет напряжения мышц (мышечных усилий). Под таким физическим качеством, как ловкость, понимается способность человека быстро реагировать на изменение условий, либо способность быстрого овладения сложными координационными движениями [7, С. 19]. Такое качество, как быстрота, характеризуется способностью выполнения двигательного действия в максимально короткий срок [8, С. 16]. Гибкость – это способность выполнения двигательных действий с максимально возможной амплитудой [9, С. 28]. Под выносливостью понимается длительное выполнение двигательных действий (или двигательного действия) без утомления и без потери работоспособности, то есть, без потери качества выполнения этих двигательных действий (этого двигательного действия).

Все вышеперечисленные физические качества у человека развиваются неравномерно. Развитие физических качеств происходит в школьном возрасте. В каждый период развивается определенное физическое качество. Те периоды жизни человека, когда его организм развивает наиболее интенсивно то или иное физическое качество – называется сенситивным периодом для этого физического качества.

Изучая литературные источники в области спорта и развития детей, можно сделать вывод, что быстрота ответа двигательной реакцией у человека формируется уже к десяти годам. Организм девочек 1-4 классов, то есть младшего школьного возраста, наиболее активно развивает в себе скоростные качества и силовую выносливость. У мальчиков сенситивным периодом развития силовой выносливости является период жизни с семи до восьми лет и с двенадцати до семнадцати лет. Здесь ярко заметна разница в сенситивных периодах девочек и мальчиков. И, наоборот, благоприятным периодом развития общей и статической выносливости является возраст от тринадцати до пятнадцати лет, независимо от пола ребенка.

Исходя из этих двух примеров, можно сделать вывод, что заметное развитие одних физических качеств происходит в одном возрасте у мальчиков и девочек, а сенситивные периоды других физических качеств происходят у девочек и мальчиков по-разному.

Силовые качества ощутимо развиваются у девочек с семи до десяти лет. В этот возрастной период развитие силовых качеств в процентном соотношении происходит практически на пятьдесят процентов. Второй сенситивный период для силовых качеств у девочек происходит в тринадцать лет, а длиться он от одного до двух лет. Здесь увеличение силы у девочек незначительное. У мальчиков, также, два сенситивных периода развития силы, но, в отличие от девочек, в первый сенситивный период (от семи до десяти лет) сила у мальчиков в процентном соотношении прибавляется лишь на двадцать процентов. А, вот, второй сенситивный период, который начинается в тринадцать лет и продолжается, в среднем, три года, увеличивает силу мальчиков на пятьдесят и более процентов.

Сенситивным периодом ловкости у девочек является от восьми до одиннадцати лет. В этом возрасте девочки способны развить такой уровень ловкости, которым обладают девушки и женщины в гораздо более старшем возрасте. После одиннадцати лет развитие такого физического качества, как ловкость, у девочек практически не наблюдается. У мальчиков существует два благоприятных периода развития ловкости: первый – с девяти до десяти лет, второй – с двенадцати до тринадцати лет. Причем, второй из указанных периодов прибавляет уровень развития ловкости более чем на пятьдесят процентов.

Особенно интенсивное развитие скоростно-силовых качеств у девочек проявляется в возрастном промежутке времени от девяти до тринадцати лет. Приобретенный в этот сенситивный период уровень развития скоростно-силовых качеств в течение дальнейшей жизни практически не изменяется. Благоприятных периодов для развития скоростно-силовых качеств у мальчиков существует два. Первый период – с двенадцати до четырнадцати лет, второй – с шестнадцати до семнадцати. Таким образом получается, что развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков в пятнадцать лет затормаживается. Это обусловлено периодом развития половой зрелости.

Такое физическое качество, как гибкость, наиболее эффективно развивать до пятнадцати лет [10, С. 92]. Обычно, до семи-восьми лет гибкость развивается неравномерно и некачественно. Приблизительно с девяти лет, уровень гибкости, при ее активном развитии, заметно увеличивается. После пятнадцати лет уровень развития гибкости у девочек и мальчиков значительно не повышается, а само развитие гибкости понижается.

Исходя из изложенной выше информации можно сделать вывод, что такие физические качества, как выносливость, скорость и ловкость особенно заметно развиваются в младшем школьном возрасте. Средний школьный возраст характеризуется активным развитием гибкости и скоростно-силовых качеств. Сенситивные периоды для развития физических качеств в старшем школьном возрасте характерны только для мальчиков (юношей). Только у юношей в этот период времени происходит второй сенситивный и самый значимый период развития физических качеств. У девочек (девушек) в старшем школьном возрасте отсутствуют благоприятные периоды для развития физических качеств [11, С. 41]. В это время девушки, занимаясь регулярными физическими упражнениями, только поддерживают свой уровень физических качеств, который они приобрели в более раннем возрасте.








1.3. Физическая подготовка волейболистов


Волейбол – это, прежде всего, командная игра. В этой игре от спортсменов требуется, в основном, скоростно-силовая и координационная работа мышц. Движения волейболистов заключаются в огромном количестве ускорений, прыжков, точных координационных движений различных частей тела. Все эти движения происходят в постоянно изменяющейся обстановке, что, в свою очередь, предъявляет серьезные требования к физической подготовленности волейболистов.

Хорошая физическая подготовка необходима волейболисту всегда, какой бы уровень мастерства он не имел [12, С. 29]. Конечно же, при повышении квалификации спортивного мастерства требуется больше технической подготовки, но о физической подготовленности забывать нельзя.

У волейболистов физическая подготовка делится на общую (ОФП) и специальную (СФП). Общая физическая подготовка, в основном, всесторонне физически развивает человека, а специальная физическая подготовка волейболистов развивает те физические качества, которые необходимо иметь волейболисту для достижения высоких результатов. С повышением квалификации волейболиста роль общей и специальной физической подготовки изменяется [13, С. 361]. Если в первые годы учебно-тренировочного процесса волейболистов применяется пятьдесят процентов общей физической подготовки и пятьдесят процентов специальной физической подготовки, то, например, в тренировочном процессе волейболистов первых разрядов, доля общей физической подготовки лишь тридцать-сорок процентов, а специальной физической подготовки шестьдесят-семьдесят процентов [14, С. 63]. В тренировочном процессе мастеров спорта по волейболу доля общей физической подготовки составляет не более двадцати-тридцати процентов, в то время, как доля специальной физической подготовки в тренировочном процессе составляет семьдесят-восемьдесят процентов [15, С. 119].

Главная задача общей физической подготовки волейболистов состоит в повышении общей работоспособности организма. Второстепенные задачи общей физической подготовки:

- укрепление опорно-двигательного аппарата;

- развитие всех физических качеств, а именно: силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости;

- улучшение психологической подготовленности, создание правильного настроя, мотивация;

- повышение уровня обменных процессов.

Общая физическая подготовка не требует каких-либо специальных условий. Она может проводиться в любое время (утро, вечер, дневное время; зимой, весной, летом, осенью; в ясную погоду, в момент падения осадков; при температуре с положительным значением, при температуре с отрицательным значением) в любом месте (спортивный зал, парк, лес, поле, стадион, бассейн, открытый водоем, дворовые территории) [16, С. 92]. На занятиях общей физической подготовки возможно использование тренажеров (при их наличии), гимнастических снарядов (при их наличии), различных отягощений (в том числе природные материалы в качестве отягощений) [17, С. 193]. При отсутствии всего перечисленного, в упражнениях общей физической подготовки можно обойтись без отягощений и снарядов, используя только вес своего тела.

Общая физическая подготовка волейболистов включает в себя огромное множество упражнений из других видов спорта, таких как: акробатика, различный бег, лыжные гонки, плавание, гандбол, баскетбол и другие [18, С. 122]. Возможно использование подвижных игр в качестве общей физической подготовки. На начальном периоде подвижные игры являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса начинающих волейболистов. Использование такого многообразия упражнений при общей физической подготовке принуждают полностью задействовать организм волейболиста, включая в работу большое количество мышц, сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему, стимулирует обменные процессы.

Специальная физическая подготовка предназначена для специализированного развития физических качеств волейболистов [19, С. 16]. Такая физическая подготовка выделяет более специфичные для каждого вида спорта задачи. Применимо к волейболистам, специальная физическая подготовка ставит следующие задачи:

- развитие специальной игровой выносливости;

- развитие специальной прыжковой выносливости;

- развитие специальной прыжковой ловкости;

- развитие специальной гибкости;

- развитие «взрывной» силы мышц ног;

- развитие «взрывной» силы мышц плечевого пояса.

Основными средствами развития специальной физической подготовленности является специальные волейбольные соревновательные упражнения и упражнения, которые при их выполнении имеют двигательные действия, схожие с двигательными действиями, которые выполняют волейболисты во время игры. Применение таких средств решает сразу две задачи:

1) развиваются специальные физические качества волейболистов;

2) совершенствуется техническая подготовленность волейболистов.










1.4. Средства развития общих и специальных физических качеств волейболистов


Во время игры все физические качества волейболистов тесно связаны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии. Средства развития общей физической подготовки всегда разные, и их подбор зависит от конкретных задач.

Средствами развития силы должны быть упражнения, которые связаны с сопротивление, а точнее, с преодолением этого сопротивления. Сопротивлением могут служить:

- специальные отягощения (штанги, гантели);

- природные отягощения (бревна, палки, песок, земля);

- масса собственного тела;

- сопротивление предметов (различные эспандеры, резина)

- сопротивление партнера.

Упражнения со специальными отягощениями являются наиболее эффективными, так как уровень отягощения можно контролировать. Это дает возможность правильно дозировать нагрузку, и, изолируя отдельные мышцы, тренировать только их.

Природными отягощениями тоже возможно контролировать нагрузку, но такой контроль нагрузок будет некачественным и недостоверным.

Для развития силы у спортсменов применяются следующие методы:

1) метод «максимальных усилий»;

2) метод «до отказа»;

3) метод непредельных усилий.

При использовании метода максимальных усилий применяется такой большой вес отягощений, который спортсмен может преодолеть в одной, двух, или трех попытках выполнения упражнения.

При использовании метода «до отказа» применяется отягощение среднего или большого веса. Суть метода заключается в многократном повторении упражнения с сопротивлением такого веса.

Метод непредельных усилий заключается в выполнении упражнения с небольшим отягощением, но с предельно возможной скоростью.

Развитие быстроты волейболиста происходит при выполнении упражнений, сходных с техническими действиями во время игры, в максимальном темпе. Выполнение таких упражнений полезнее всего выполнять по зрительному или звуковому сигналу. Такое физическое качество, как быстрота, хорошо тренируется при выполнении упражнений в облегченных условиях (например, бег с возвышенности вниз).

Выносливость возможно тренировать только с постепенным повышением длительности выполнения упражнений (или определенного упражнения). Увеличение времени выполнения должно быть постоянным, при этом, необходимо включать в работу наибольшее количество мышц. Лишь в этом случае тренировочный эффект будет качественным. Упражнения для развития общей выносливости обычно используют следующие: бег на длинные дистанции, лыжные гонки на длинные дистанции, длительное плавание. Длительность этих упражнений должна быть более получаса.

Такое физическое качество, как ловкость, обычно развивают сложными координационными упражнениями. Чаще всего, такими упражнениями являются такие, в которых присутствуют акробатические элементы. Главное условие таких упражнений состоит в том, что практически каждое тренировочное занятие должна присутствовать новизна упражнений. Если новизна в упражнениях будет отсутствовать, то организм адаптируется к частым одинаковым нагрузкам. Следовательно, тренирующий эффект таких упражнений исчезнет.

Для развития гибкости использую упражнения, которые необходимо выполнять с увеличенной амплитудой движения. Упражнения такие, обычно, выполняются сериями. В каждой новой серии выполнения упражнений необходимо увеличивать амплитуду движений.

Как было отмечено выше, специальную физическую подготовку волейболистов проводят в соревновательной форме. Упражнения, которые используются в специальной физической подготовке либо являются техническими элементами волейбола, либо являются подготовительными, то есть, такими упражнениями, которые схожи с техническими элементами, которые выполняют волейболисты во время игры.

Итак, специальная сила волейболиста характеризуется силой мышц, которые необходимы волейболисту для качественного выполнения технического действия. Например, для выполнения такого технического элемента, как верхняя подача, волейболисту необходимо иметь определенный уровень силы мышц кисти руки, силу мышц плечевого пояса, а для выполнения нападающего удара – определенный уровень силы мышц ног, туловища, кисти, плечевого пояса. Для развития специальной силы можно выполнять технические элементы с небольшим отягощением.

Прыгучесть волейболиста – это его способность оптимально отрываться от пола для качественного выполнения технического действия (нападающий удар, верхняя передача в прыжке, силовая подача, блокирование). Прыгучесть развивают с помощью многократной имитации выполнения технических элементов в прыжке, в том числе, выполнение имитации с небольшим отягощением.

Специальная быстрота волейболиста – это способность выполнять технические элементы в максимально короткий промежуток времени. Развитие специальной быстроты заключается в выполнении технических элементов в соревновательном режиме (например, соревновательный режим перемещения игрока по игровой площадке совместно с другим партнером). Допускается использование небольшого отягощения (не более 10 процентов от массы тела спортсмена).

Специальная выносливость волейболиста – это способность качественно выполнять технические элементы длительны промежуток времени. Специальная выносливость тренируется с помощью многократных повторений выполнения технических элементов.

Специальная ловкость – способность волейболиста быстро отвечать двигательными действиями на постоянно меняющуюся обстановку. Основным средством развития выносливости являются имитационные действия и выполнение технических волейбольных действий в изменяющихся условиях с различной скоростью.

Специальную гибкость волейболисты тренируют с помощью небольших отягощений в медленном темпе. С помощью специальной гибкости волейболисты могут более качественно выполнять технические элементы, чем люди, не обладающие таким специальным качеством.


















II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


2.1. Методы исследования


Всего в данном исследовании применялись четыре метода:

1) Анализ научной и методической литературы;

2) Тестирование уровня развития физических качеств;

3) Педагогический эксперимент;

4) Математическая статистика.

Анализ научной и методической литературы заключался в изучении большого количества текстовых работ по физическому воспитанию детей, по методике спортивных игр, по физическому развитию человека. Основой для данного исследования являлись труды таких великих людей, как:

- Железняк Юрий Дмитриевич – доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер РСФСР, Заслуженный тренер СССР, Заслуженный работник физической культуры;

- Матвеев Лев Павлович – доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР, основатель советской школы по теории физического воспитания, физической культуры и спорта.

На основе анализа научной и методической литературы был построен весь учебно-тренировочный процесс, составлены тесты для определения уровня физической подготовленности, комплекс упражнений для экспериментальной группы.

Такой метод, как тестирование уровня развития физических качеств предполагает внедрение подобранных тестовых упражнений перед началом исследования и в завершении данного исследования.

В первый день учебно-тренировочных занятий данного исследования, после проведения качественной разминки во вводной части, занимающиеся обеих групп исследуемых (экспериментальная и контрольная) выполнили предложенные им тестовые упражнения. Результаты всех тестовых упражнений, выполненных занимающимися, были зафиксированы.

В заключительной части данного исследования, на заключительном учебно-тренировочном занятии, занимающиеся экспериментальной и контрольной группы выполнили те же тестовые упражнения, что и при первоначальном тестировании. Упражнения выполнялись после качественной разминки в таких же условиях и такой же последовательности, как и в первый день тестирования. Предполагалось, что одинаковые тестовые упражнения, выполняемые в одинаковых условиях, наиболее объективно смогут показать изменения в физическом развитии занимающихся.

Педагогический эксперимент состоял в том, что в конце каждого учебно-тренировочного занятия занимающиеся экспериментальной группы будут выполнять предложенный им комплекс упражнений. После каждых двенадцати учебно-тренировочных занятий количество повторений данного комплекса увеличивалось на один раз. Предполагается, что за двенадцать занятий организм занимающихся экспериментальной группы адаптируется к однократному выполнению упражнений данного комплекса, поэтому в следующих двенадцати занятиях испытуемые экспериментальной группы будут выполнять комплекс два раза. После двадцати четырех учебно-тренировочных занятий занимающиеся экспериментальной группы станут выполнять данный комплекс упражнений уже три раза.

Математическая статистика применяется в данном исследовании для того, чтобы наглядно продемонстрировать наличие изменений показателей общей физической подготовленности у занимающихся контрольной и экспериментальной групп.






2.2. Организация исследования


Для проведения исследования было выполнено следующее:

- составлен комплекс упражнений на основании анализа изученной физкультурно-спортивной литературы;

- были подобраны тесты для оценки уровня физического развития занимающихся;

- выбрана группа испытуемых для проведения исследования.

При составлении комплекса упражнений для внедрения его в учебно-тренировочные занятия, необходимо было учитывать следующие факторы:

1) возраст занимающихся. Физические нагрузки должны быть адекватны возрастным возможностям занимающихся, сенситивным периодам развития физических качеств;

2) уровень физической подготовленности занимающихся. Данный пункт предусматривает соразмерность физической нагрузки длительности посещения спортивной секции. Физическая нагрузка не должна быть одинаковой для занимающихся первого и третьего года обучения в спортивной секции;

3) величину тренировочной нагрузки. Упражнения составленного комплекса не должны переутомлять занимающихся, тем самым вредить учебно-тренировочному процессу;

4) продолжительность выполнения упражнений данного комплекса. Этот пункт указывает на то, что выполнение упражнений составленного комплекса не должны отнимать много времени у занимающихся, чтобы не препятствовать учебно-тренировочному процессу и не отнимать много времени у родителей, которые будут забирать детей после учебно-тренировочного занятия.

Исходя из тех факторов, которые необходимо учитывать, был составлен комплекс из следующих упражнений:

1) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Упражнение необходимо выполнять до утомления;

2) Поднимание туловища из положения лежа. Данное упражнение необходимо выполнять с максимальной скоростью в течение одной минуты;

3) Наклоны вперед из положения стоя. Необходимо выполнить десять повторений данного упражнения с касанием прямыми руками пола и задержкой в максимально низкой точке на три-пять секунд;

4) Прыжки со скакалкой в течение двух минут.

5) Подъем прямых ног из положения лежа на спине.

Данный комплекс упражнений целесообразно включить в заключительную часть учебно-тренировочного занятия, так как все мышцы достаточно разогреты и основная задача занятия уже выполнена. Учитывая, что исследование будет проводиться в течение четырех месяцев, по истечению каждого месяца количество повторений данного комплекса будет увеличиваться на один раз. То есть, к концу исследования, экспериментальная группа будет выполнять данный комплекс упражнений три раза.

Для оценки уровня общего физического развития занимающихся были выбраны следующие тесты:

- челночный бег 4х9 м. Учет результата в секундах;

- бег 30м. Результат учитывается в секундах;

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Учитывается количество раз;

- поднимание туловища из положения лежа. Учитывается количество выполненных повторений за 60 секунд;

- прыжок в длину с места. Учет результата в сантиметрах;

- прыжки со скакалкой. Учитывается количество прыжков, выполненных за 60 секунд.

Подобранные для исследования тесты наиболее точно отражают состояние общей физической подготовленности занимающихся.

При подборе тестов учитывались условия проведения занятий, наличие инвентаря, удобство проведения. Подбирались такие тесты, выполнение которых возможно в максимально короткий промежуток времени для того, чтобы не нарушать учебно-тренировочный процесс и исключить потерю мотивации занимающихся на ближайшее учебно-тренировочное занятие.

После выбора тестов для оценки уровня общей физической подготовки возникла необходимость в правильном подборе контингента испытуемых. Ими стали обучающиеся группы БУС-3 МБОУ ДО ДЮСШ г. Уварово отделения волейбол. Вся группа испытуемых одного возраста, посещают тренировочные занятия уже третий год и являются учениками пятого класса общеобразовательной школы.

Группа занимающихся состоит из пятнадцати человек: пять мальчиков и десять девочек. Произвольным образом данная группа занимающихся была разделена на две группы:

- экспериментальная, которая состоит из семи человек;

- контрольная, которая состоит из восьми человек.

















III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


3.1. Результаты исследования


На этапе анализа спортивной и педагогической литературы были составлены планы-конспекты учебно-тренировочных занятий, а также, разработаны тесты для определения уровня общего физического развития. Все конспекты занятий были составлены с учетом основных принципов физического воспитания: принципа непрерывности учебно-тренировочного процесса, принципа постепенности увеличения тренировочных нагрузок.

Только при строгом учете таких принципов возможно качественное проведение учебно-тренировочных занятий. Эффект от такой системы занятий будет выражаться в повышении уровня общих физических и специальных физических качеств занимающихся, в их технической и тактической подготовленности и умении применять приобретенные навыке в игре.

Учебно-тренировочные занятия без учета принципов физического воспитания не только не дадут ощутимых результатов, но и могут отрицательно сказаться на физической подготовленности занимающихся.

На следующем этапе исследования была подобрана группа занимающихся. Этой группой являлась группа базового уровня спортивной подготовки третьего года обучения отделения «Волейбол». Группа состояла из пятнадцати занимающихся одного возраста. Все занимающиеся являлись учениками пятых классов общеобразовательных учреждений. Данная группа занимающихся произвольным образом была разделена на две группы: экспериментальная и контрольная.

На первом учебно-тренировочном занятии, была проведена оценка уровня общей физической подготовленности занимающихся этих двух групп с помощью выбранных тестов.

Результаты тестирования экспериментальной группы отражены в таблице №3.


Таблица 3

Результаты предварительного тестирования экспериментальной группы.

Тест


ФИ

челночный бег 4х9 м., сек.

Бег на 30 м., сек.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

Поднимание туловища из положения лежа за 60 сек., кол-во раз

Прыжок в длину с места, см.

Прыжки со скакалкой в течение 60 сек., кол-во раз

В. С.

11,3

6,7

6

23

133

58

Д. А.

11,2

6,4

8

27

141

55

А. К.

10,7

5,9

15

33

150

58

А. У.

11,7

6,6

8

21

136

55

В. К.

11,5

6,3

9

20

140

59

С.Ц.

11,7

6,3

8

23

133

52

Дмитрий Ш.

10,7

6,1

16

33

152

59


Результаты предварительного тестирования занимающихся контрольной группы отражены в таблице №4.

Таблица 4

Результаты предварительного тестирования контрольной группы.

Тест


ФИ

челночный бег 4х9 м., сек.

Бег на 30 м., сек.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

Поднимание туловища из положения лежа за 60 сек., кол-во раз

Прыжок в длину с места, см.

Прыжки со скакалкой в течение 60 сек., кол-во раз

К. С.

10,9

6,2

12

25

152

61

К. Д.

11,0

6,4

10

21

135

60

Д. В.

11,3

6,5

12

28

140

56

А. В.

11,1

6,7

8

22

135

53

А. Г.

11,6

6,3

6

23

136

53

И. Д.

11,2

6,5

7

27

142

55

А. В.

11,5

6,3

5

24

132

50

В. В.

11,2

6,7

6

22

134

59


На следующем этапе исследования проводились учебно-тренировочные занятия по утвержденным планам-конспектам. Учебно-тренировочный процесс проводился с соблюдением всех принципов физического воспитания. Занимающиеся экспериментальной группы выполняли составленный комплекс упражнений в заключительной части каждого занятия, увеличивая нагрузку согласно плану.

На последнем учебно-тренировочном занятии данного исследования проводилось итоговое тестирование уровня общего физического развития занимающихся. Тестовые упражнения, которые предлагалось выполнить группам испытуемых, их состав и условия проведения были точно такими же, как и при их первоначальном проведении на первом учебно-тренировочном занятии.

Результаты итогового тестирования уровня общего физического развития занимающихся экспериментальной группы отображены в таблице №5.

Таблица 5

Результаты итогового тестирования экспериментальной группы

Тест


ФИ

челночный бег 4х9 м., сек.

Бег на 30 м., сек.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

Поднимание туловища из положения лежа за 60 сек., кол-во раз

Прыжок в длину с места, см.

Прыжки со скакалкой в течение 60 сек., кол-во раз

В.С.

11,2

6,6

7

23

135

61

Д. А.

11,1

6,3

9

27

144

55

А.К.

10,0

5,3

18

35

152

58

А. У.

11,4

6,6

9

21

136

58

В.К.

11,1

6,1

9

21

143

62

С.Ц.

11,5

6,1

9

25

135

56

Д. Ш.

10,1

6,1

18

37

155

60


Итоговые результаты тестирования уровня общего физического развития контрольной группы отображены в таблице №6.


Таблица 6

Результаты итогового тестирования контрольной группы

Тест


ФИ

челночный бег 4х9 м., сек.

Бег на 30 м., сек.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

Поднимание туловища из положения лежа за 60 сек., кол-во раз

Прыжок в длину с места, см.

Прыжки со скакалкой в течение 60 сек., кол-во раз

К. С.

10,5

6,1

12

25

152

62

К. Д.

11,0

6,1

11

21

135

60

Д. В.

11,3

6,5

12

28

140

56

А. В.

11,1

6,7

8

21

138

52

А. Г.

11,6

6,3

6

23

136

53

И.Д.

11,2

6,5

7

27

142

55

А. В.

11,5

6,2

6

24

132

53

В. В.

11,2

6,7

6

22

134

59

















3.2. Анализ полученных результатов


Исходя из данных тестирования, которое проводилось перед началом исследования и данных итогового тестирования, можно сделать некоторые статистические выводы.

В тестовом упражнении «Челночный бег 4х9 метров» средний результат занимающихся экспериментальной группы на начальном тестировании составил 11,26 секунды, а средний результат контрольной группы – 11,22 секунды. Средний результат испытуемых экспериментальной группы в этом упражнении на итоговом тестировании составил 10,91 секунды, в то время, как средний результат итогового тестирования в этом упражнении у контрольной группы составил 11,17 секунды. Исходя из этих данных, средний результат занимающихся экспериментальной группы улучшился на 0,35 секунды, а результат контрольной группы улучшился лишь на 0,05 секунды.

В тестовом упражнении «Бег на 30 метров» средний результат экспериментальной группы на предварительном тестировании составил 6,33 секунды, а результат контрольной группы – 6,45 секунды. В итоговом тестировании занимающиеся экспериментальной группы показали в этом упражнении средний результат, равный 5,3 секунды, средний результат контрольной группы равен 6,39 секунды. Таким образом, получается, что средний результат экспериментальной группы улучшился на 1,03 секунды, а средний результат контрольной группы в данном упражнении увеличился 0,06 секунды

При проведении начального тестирования силовых качеств в упражнении «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа», занимающиеся экспериментальной группы исследуемых показала средний результат, равный 10 повторениям. Результат контрольной группы составил 8,25 повторений В итоговом тестировании экспериментальная группа показала средний результат, который равен 11,28 повторениям, а контрольная группа показала результат, равный 8,37 повторения. В данном упражнении подсчет среднего результата необходимо округлять до полных повторений этого упражнения. Поэтому, средний результат экспериментальной группы улучшился на одно повторение, а средний результат контрольной группы остался на прежнем уровне.

При первоначальном проведении тестового упражнения «Поднимание туловища из положения лежа за 60 секунд», средний результат экспериментальной группы волейболистов составил 26 повторений. Средний результат контрольной группы составил 24 повторения. Средний результат в этом же упражнении при итоговом проведении тестирования в экспериментальной группе составил 27 повторений этого упражнения, а результат контрольной группы не изменился и составил 24 повторения. Средний результат экспериментальной группы увеличился на 1 повторение.

В упражнении «Прыжок в длину с места» первоначальный средний результат экспериментальной группы составил 140,71 сантиметра. Средний результат контрольной группы составил 138,25 сантиметра. При выполнении итогового тестирования средний результат занимающихся экспериментальной группы увеличился на 2,15 сантиметра, и составил 142,86 сантиметра. Результат контрольной группы увеличился на 0,37 сантиметра и составил 138,62 сантиметра.

В тестовом упражнении «Прыжки со скакалкой в течение 60 секунд» экспериментальная группа волейболистов показала средний результат, равный 57 прыжкам, а контрольная группа показала средний результат – 56 прыжков. В этом же тестовом упражнении, но в итоговом тестировании, средний результат испытуемых экспериментальной группы составил 59 прыжков, а значит, увеличился на 2 прыжка. Средний результат контрольной группы в этом упражнении не увеличился и составил 56 прыжков. Необходимо отметить, что средний результат подсчитывался с округлением до целого значения прыжков.

Разница средних результатов начального и итогового тестирования экспериментальной группы наглядно показана в таблице №7.


Таблица 7

Разница средних результатов начального и итогового тестирования экспериментальной группы

Наименование теста

Начальный средний результат

Итоговый средний результат

Разница

челночный бег 4х9 м., сек.

11,26

10,91

0,35

Бег на 30 м., сек.

6,33

5,3

1,03

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз


10


11


1

Поднимание туловища из положения лежа за 60 сек., кол-во раз


26


27


1

Прыжок в длину с места, см.

140,71

142,86

2,15

Прыжки со скакалкой в течение 60 сек., кол-во раз


57


59


2



Разница средних результатов начального и итогового тестирования контрольной группы показана в таблице №8.

Таблица 8

Разница средних результатов начального и итогового тестирования контрольной группы

Наименование теста

Начальный средний результат

Итоговый средний результат

Разница

челночный бег 4х9 м., сек.

11,22

11,17

0,05

Бег на 30 м., сек.

6,45

6,39

0,06

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз


8


8


0

Поднимание туловища из положения лежа за 60 сек., кол-во раз


24


24


0

Прыжок в длину с места, см.

138,25

138,62

0,37

Прыжки со скакалкой в течение 60 сек., кол-во раз


56


56


0



Исходя из данных таблиц, можно отметить, что за столь короткое по времени исследование, даже такое небольшое увеличение средних результатов является хорошим показателем. Это говорит о том, что разработанный и внедренный в учебно-тренировочный процесс комплекс упражнений является эффективным.

В целом, уровень общего физического развития волейболистов за время исследования возрос.





























ВЫВОДЫ


1. Особенность учебно-тренировочного процесса волейболистов среднего школьного возраста заключается в том, что занятия имеют четкую структуру, все виды подготовки спортсменов должны развиваться в одинаковой степени и быть тесно взаимосвязаны. Анализируя существующие методики физической подготовки волейболистов среднего школьного возраста можно сделать вывод, что на начальном этапе обучения доля упражнений общей физической подготовки составляет около семидесяти процентов. Постепенно доля общей физической подготовки сокращается, а доля других видов подготовки увеличивается.

2. Изучение специальной литературы в рамках данного исследования позволило установить, что физические качества человека развиваются неодинаково. Развитие физических качеств человека происходит, в основном, в школьном возрасте, и каждое качество имеет свои сенситивные периоды для развития. Поэтому, составление комплекса упражнений для развития общей физической подготовки волейболистов среднего школьного возраста должно происходить с большой внимательностью и с учетом многих факторов (возраст, сенситивные периоды, уровень подготовки, место проведения занятий, оснащенность оборудованием и т.п.) для того, чтобы не нанести вред организму волейболистов, а польза от выполнения комплекса упражнений была максимальной.

3. Учебно-тренировочный процесс волейболистов показал, что для успешного занятия волейболом необходимо иметь достаточный уровень физической подготовленности. Но, и сами занятия волейболом способны повышать уровень физической подготовленности.

Внедрив разработанный в ходе данного исследования комплекс упражнений и применив его в учебно-тренировочных занятиях, можно сделать вывод, что доля общей физической подготовки волейболистов, применяющих данный комплекс упражнений, возросла. Эффективность применения данного комплекса упражнений отражается в результатах контрольных тестов. Динамика результатов контрольных тестов, проведенных в начале и в заключительной части исследования, показала, что у группы волейболистов, которая применяла разработанный комплекс упражнений в учебно-тренировочном процессе, уровень показателей общей физической подготовленности возрос в гораздо большей степени, чем уровень показателей общей физической подготовленности в группе, которая не занималась по разработанному комплексу упражнений.























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Васильев, Г. В. Значение общей физической подготовки для спортсмена [Текст] / Г. В. Васильев. — М.: Физ. культура, 2004. — 102 с.

2. Виера, Б. Л. Волейбол. Шаги к успеху: практ. руководство для начинающих [Текст] / Б. Л. Виера, Б. Д. Фергюсон. — М.: АСТ : Астрель, 2004. — 168 с.

3. Железняк, Ю. Д. Волейбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва: (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст] / Ю. Д. Железняк, А. В. Чачин, Ю. П. Сыромятников. — М.: Совет. спорт, 2005. — 112 с.

4. Андреев, А. П. Методика обучения студентов медицинского колледжа волейболу [Текст] / А. П. Андреев. — Биробиджан: ОблИУУ, 2007. — 24 с.

5. Клещев, Ю. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: учеб. пособие [Текст] / Ю. Н. Клещев. — М.: СпортАкадемия-Пресс, 2002. — 192 с.

6. Булыкина, Л. В. Волейбол для всех [Текст] / Л. В. Булыкина. — М.: ТВТ Дивизион, 2012. — 889 c.

7. Ивкова, Т. П. Волейбол [Текст] / Т. П. Ивкова. — Минск: Акад. управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. — 34 с.

8. Железняк, Ю. Д. 120 уроков по волейболу: учеб. для высш. учеб. заведений физ. культуры [Текст] / Ю. Д. Железняк. — М.: Физкультура и спорт: Физкультура, образование, наука, 2000. — 189 с.

9. Жуков, Ю. Е. Акробатическая подготовка волейболистов [Текст] / Ю. Е. Жуков, Г. И. Ильин, Э. А. Козловский. — М.: Физкультура и спорт 2000. — 48 с.

10. Клещев, Ю. Н. Волейбол [Текст] / Ю. Н. Клещев. — М.: Спорт: Академия Пресс, 2003. — 189 с.

11. Ивойлов, А. В. Тактическая подготовка волейболистов [Текст] / А. В. Ивойлов. — М.: Физкультура и спорт, 2000. — 111с.

12. Книжников, Н. А. Волейбол. История развития, методика организации, проведения и судейства соревнований [Текст] / Н. А. Книжников, А. А. Книжников. — М.: Физ. культура, 2006. — 144 с.

13. Колодницкий, Г. А. Волейбол: внеурочная деятельность учащихся [Текст] / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. — М.: Просвещение, 2012. — 649 c.

14. Платонов, В. Н. Моя профессия — игра: книга тренера [Текст] / В. Платонов. — СПб.: Блиц, 2007. — 280 с.

15. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 2008. — 544 с.

16. Прокошев, А. В. Волейбол [Текст] / А. В. Прокошев. — М.: Физкультура и спорт, 2004. — 113 с.

17. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 2008. — 544 с.

18. Пуни, А. Ц. О волевой подготовке волейболистов [Текст] / А. Ц. Пуни, Л. И. Гурович. — М.: Физкультура и спорт, 2008. — 147 с.

19. Романенко, В. О. Средства и методы обучения и совершенствования техники и тактики вторых передач: (подготовка связующего игрока) [Текст] / В. О. Романенко, Е. В. Фомин. — М.: Всерос. федерация волейбола, 2012. — 28 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации