Статья на тему «Экскурсия на местное предприятие как средство развития исследовательских умений и творческих способностей обучающихся»

9
0
Материал опубликован 3 June 2021

Экскурсия на местное предприятие как средство развития исследовательских умений и творческих способностей обучающихся


О.А. Кемм

учитель географии

МАОУ «ОЦ №5 г. Челябинска»

Проведение экскурсий в природу, на производственные предприятия - это специфика географии как школьной дисциплины, что отличает ее от других школьных предметов.

К сожалению, образовательный потенциал школьных экскурсий в современной школе реализуется не полностью. Это связано с перегруженностью программ теоретическим материалом, дефицитом учебного времени, а также с введением ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Экскурсия – это одна из насыщенных познавательных форм внеурочной работы по географии. Подготовка и проведение экскурсии требует от учителя тщательной подготовки. Важно отметить, что в процессе движения по экскурсионному объекту у обучающихся формируются географические представления о месте проживания, его особенностях, происходит закрепление ранее изученных понятий, закономерностей, причинно-следственных связей.

Для достижения образовательного эффекта следует внимательно отнестись к проектированию заданий для обучающихся. Необходимо предложить учащимся задания, дифференцированные по уровню сложности и учесть индивидуальные интересы. Применение дифференцированного и проблемного подхода создает благоприятные условия для развития личностного потенциала обучающихся и повышения интереса к географии.

В этой статье мы хотели поделиться опытом организации экскурсии на предприятие пищевой промышленности Челябинской области ОАО «Южуралкондитер», расположенное по адресу г. Челябинск, ул. Дарвина, 12.

Экскурсия проводится для обучающихся 9 класса. Выбор предприятия обусловлен несколькими причинами. Во-первых, в курсе «География России» изучаются факторы размещения промышленности, в том числе пищевой. Во-вторых, высокая насыщенность содержания курса информацией по основам промышленного производства обычно вызывает слабый практический интерес у обучающихся. В-третьих, это производство любимой детьми продукции, а во время экскурсии предусмотрена дегустация. В-четвертых, на таком эмоционально-положительном примере легче показать значимость факторов размещения конкретного промышленного предприятия, сформировать мотивацию к углублению географических знаний.

Вид экскурсии: учебная (программная) по месту в учебном плане; тематическая с элементами исследовательской деятельности по содержанию и способу проведения, проблемная по характеру познавательной деятельности.

Цели экскурсии:

обучающие: сформировать представление об особенностях пищевого производства и факторах его размещения; закрепить теоретический материал по теме «Пищевая промышленность России», сформировать умения составления экономико-географической характеристики местного предприятия;

развивающие: развить наблюдательность, внимание, логическое и образное мышление; способность собирать, анализировать и обобщать информацию; расширить географический кругозор; развить эстетический вкус, интерес к творчеству; развить коммуникативные навыки при организации парной и групповой работы, презентации своей работы и обсуждения её результатов в классе

- воспитывающие: способствовать формированию положительной мотивации к изучению географии, сплочению коллектива, формированию чувство сопричастности и любви к своей малой Родине.

В учебное оборудование входят маршрутные листы с заданиями для парной и групповой работы, планшеты, карандаши, ручки, линейка, ластик, план экономико-географической характеристики местного предприятия, фото- и видеокамера.

Этапы подготовки и проведения экскурсии:

1.Подготовительный этап – проведение инструктажа по технике безопасности, подготовка печатных материалов с заданиями для парной и групповой работы, разделение класса на 4 группы, распределение заданий.

2.Практический этап – проведение экскурсии.

3.Заключительный этап – оформление и обсуждение результатов работы, подведение итогов.

При проведении экскурсии используются следующие методы:

сравнительно-аналитический

структурно-логический

сравнительно-географический

картографический


 

Методической основой для проектирования парных и групповых заданий послужил типовой план экономико-географической характеристики местного предприятия. Задания нацелены на формирование умений составлять экономико-географическую характеристику местного предприятия на основе материалов, полученных на экскурсии, в результате работы с источниками, а также социологического опроса.

При характеристике местного предприятия используется типовой план:

1)экономико-географическое положение (ЭГП);

2) специализация предприятия, его структура; формы собственности; виды продукции;

3)технико-экономические особенности и характер производства (энергоемкое, трудоемкое, металлоемкое, наукоемкое);

4)производственно-территориальные связи по сырью, топливу, продукции с составлением схемы производственных связей предприятия;

5)транспортные условия;

6)принципы размещения предприятия данного типа;

7)мероприятия по охране природных комплексов;

8)проблемы, перспективы развития предприятия в составе своей отрасли.

Маршрутный лист содержит сведения о дате, месте проведения экскурсии, составе группы, заданиями для парной и групповой работы.

Приведем примеры заданий:

Задание 1 (выполняется в паре).

Опишите экономико-географическое положение ОАО «Южуралкондитер» (размещение на территории города – район, адрес; экономическое окружение; положение относительно источников энергии, воды, сырья, транспортных магистралей). Сделайте вывод о степени благоприятности ЭГП предприятия.

Задание 2 (выполняется в паре).

Используя официальный сайт предприятия [1], опишите его специализацию, формы собственности, виды выпускаемой продукции. Заполните таблицу «Готовая продукция» (табл. 1). Сделайте вывод об информативности сайта компании.

                                                                                             Табл. 1

Готовая продукция

Виды изделий

Изображение изделия

Потребители

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 3 (выполняется в паре).

Соберите информацию о производственной структуре предприятия, используя официальный сайт предприятия и материалы, полученные во время экскурсии. Какие существуют цехи, отделения, отделы на предприятии, какова их производственная взаимосвязь. Опишите систему управления предприятием (структуру управления). Результаты работы оформите в виде табл. 2

                                                                                                         Табл. 2

Основные сведения о цехах предприятия

Стадии технологического процесса

Сырье, топливо, энергия, вспомогательные материалы

Производимая продукция

Вспомогательные и обслуживающие производства

Специальности работников основных и вспомогательных производств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4 (выполняется в паре).

Используя материалы, полученные во время экскурсии, соберите информацию о технико-экономических особенностях производства: численность занятых, половая, возрастная, профессиональная, квалификационная структура, национальный состав работающих; расход сырья, воды, топлива, энергии, труда на единицу продукции. Сделайте выводы о характере производства (энергоемкое, трудоемкое, металлоемкое/материалоемкое, наукоемкое).

 

Задание 5 (выполняется в паре).

Используя материалы, полученные во время экскурсии, а также анализируя карты транспорта своего региона, опишите транспортные условия компании ОАО «Южуралкондитер». Есть ли выходы к автомобильным и железнодорожным магистралям? Насколько они близко расположены к предприятию? Выходы на какие направления грузоперевозок они обеспечивают? Используя карты 2ГИС, нанесите на карту местоположение предприятия и важнейшие транспортные магистрали. Заполните легенду карты. Сделайте вывод о степени благоприятности транспортно-географического положения Компании ОАО «Южуралкондитер».

 

Задание 6 (выполняется в паре).

Используя материалы, полученные во время экскурсии, опишите, как на предприятии осуществляется система менеджмента качества выпускаемой продукции. Какие мероприятия по охране природных комплексов реализуются на производстве? Сделайте вывод о качестве выпускаемой продукции.

 

Задание 7 (выполняется в группе).

Количество групп определяет учитель в зависимости от количества учеников в классе. Желательно формировать четыре группы из 3-5 человек. Используя материалы, полученные во время экскурсии, а также карты своего региона, составьте картосхему «Производственно-территориальные связи компании ОАО «Южуралкондитер». На контурной/ электронной карте отразите границы Уральского федерального округа, Челябинской области и соседних субъектов. Стрелками разного цвета отразите производственные связи по сырью, топливу, энергии, водоснабжению и реализации готовой продукции, используйте условные обозначения. Заполните легенду карты. Сделайте вывод о факторах размещения предприятия, об особенностях и обширности географии его производственных связей.

 

В заключении учитель организует презентацию и обсуждение подготовленных материалов, организует рефлексию, подводит итоги учебной познавательной деятельности обучающихся: поощряет наиболее активных ребят и группы, представившие наиболее подробные и качественные схемы производственных связей предприятия. На этапе рефлексии возможно предложить каждому участнику экскурсии письменно ответить на три вопроса: 1) что нового я узнал в ходе экскурсии? 2) чему я научился? 3) что мне больше всего запомнилось?

Экскурсия как форма внеурочной работы обладает образовательным потенциалом для формирования познавательного интереса школьников к географии. В ходе экскурсии на ОАО «Южуралкондитер» будут созданы условия для формирования у обучающих исследовательских умений, информационных навыков, развития логического мышления и творческих способностей.

 

 

 

Литература

 

1. ОАО «Южуралкондитер». [Электронный ресурс]. http://www.uniconf.ru/factories

М.В. Беляева. Экскурсии на местное предприятие как средство развития исследовательских умений и творческих способностей обучающихся

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации