Урок изучения воды «Волшебная жидкость. Первое знакомство»
«Волшебная жидкость. Первое знакомство»
Цель: совершенствование знаний детей о воде, как веществе, и о значении воды в жизни человека, растений, животных
Задачи:
Образовательные: формировать у детей представлений о некоторых свойствах воды;
Развивающие: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные: формировать доброжелательное отношение к окружающей среде, друг к другу.
Ход занятия
Деятельность учителя | Деятельность детей | Оборудование и материалы. |
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о волшебной жидкости. Эта жидкость спрятана под салфеткой. Без этой жидкости не было бы жизни на Земле. Кто догадался, чему будет посвящено наше занятие? - Правильно, эта волшебная жидкость – ВОДА. - Какие свойства воды можно определить на вид? - А на вкус? - А хотите узнать о воде больше? Мне понадобиться три желающих. Учитель раздаёт каждому ребёнку по ёмкости. - Заполните эти ёмкости водой. - Посмотрите, вода заполнила всю форму сосудов. - Теперь вылейте воду из ваших сосудов в эту банку. Вода приняла форму банки. - Какой вывод можно сделать? - Перельём, эту воду в другую банку. Учитель переливает воду из одной банки в другую. - Как течёт вода? - Правильно, вода всегда течёт сверху вниз под воздействием силы тяжести. - Где можно наблюдать подобное явление в природе? - Молодцы, а сейчас поможем воде обмануть силу тяжести. - Для этого нам понадобится стакан с водой и картонка. Кто желает мне помочь? - Выполни, пожалуйста, действия, которые я тебе скажу. Смочи немного плёнку, накрой ею стакан и аккуратно переверни - Накрой этот стакан картонкой, прижми её к стакану, а затем резко переверни стакан. - Если теперь убрать руку, что произойдёт? Посмотрим? - Под тяжестью воды бумага прогибается, и давление внутри стакана становиться меньше атмосферного. - А сейчас я научу одному фокусу, которым вы можете удивить своих родителей и друзей. - У каждого на столе есть бумажные цветочки, раскрасьте их, как вам хочется. - Какие красивые цветочки получились. Согнем лепестки к центру и положим цветочек в тарелку с водой. А теперь понаблюдаем, что произойдет. - Вот это чудеса! Вы заметили, что наш цветочек не утонул, а плавал на воде. Как выдумаете, почему они не тонут. - Поднимите руку, кто хочет продолжить наши эксперименты. - У воды ещё есть много секретов. Вы уже знаете, что вода не имеет своей формы - Кто будет моим помощником? - Возьми пипетку и капни воду на листочек. - Ребята, что мы видим? - Посмотрите, она не растекается и держит форму. Где и когда мы можем наблюдать такое явление в природе? - Дело в том, что вода, как и другие вещества состоят из атомов. Атом – это очень маленькая частица, которую невозможно увидеть глазом. - Атомы связаны между собой. Они как бы протягивают друг другу руки, и это помогает им держаться вместе. Учитель рисует на доске схематический рисунок. - Как вы думаете, где связь между молекулами будет крепче в толще воды или на поверхности. - Молекулам, оказавшимся на поверхности, не с кем объединяться сверху, поэтому они тратят свободные руки на укрепление связи с соседними молекулами. И эта связь становиться сильнее. За счет этого на поверхности воды образуется своеобразная кожица. Называется это явление ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ВОДЫ. Учитель дорисовывает рисунок. - Проведем еще один эксперимент в группах. - Нальем в стаканы воды с горкой. Как вы думаете, можно ли сюда ещё чего-нибудь вместить. Проведем эксперимент. Будем отпускать в стакан монеты. Посмотрим, сколько монет поместится ещё в стакан, пока вода не начнет переливаться через края. Монеты отпускайте аккуратно. - Сколько монет у вас поместилось? Спросить у каждой группы. - Но существует предмет, которые могут снижать натяжение воды. Этот мыло или любое моющее средство. - Проведем ещё один опыт. Поработайте в парах. Нальем в тарелки теплую воду и опустим в нее две зубочистки рядом друг с другом. Теперь макнем кончик третьей зубочистки в моющее средство и опустим его между зубочистками. Что произошло? - Молекулы любого моющего средства имеет два свойства: притягивать к себе частицы грязи и растворятся в воде, уменьшая силу притяжения её молекул. Таким образом, моющее средство раздробляет частицы грязи и удаляет их с предмета. Когда вы моете руки, вы используете эту удивительную способность мыла снижать силу поверхностного натяжения воды. Эту способность вы ещё можете использовать для развлечения. Это мыльные пузыри. - Сейчас мы быстро соберёмся и выйдем на улицу, там вас ждет сюрприз. На улице учитель раздает детям мыльные пузыри. Возвращаются в класс. - Посмотрите на глобус. Скажите, какого цвета больше? - Что означает синий цвет? - Правильно, воду. Так если на нашей планете так много воды, то почему везде говорят, что воду необходимо беречь и что это большая ценность? - Давайте разберемся! Предположим, что в этой банке вся вода нашей планеты. Но вы знаете, что вода бывает соленая и пресная. Отольем из банки воду в стакан. В банке осталась вся соленая вода морей и океанов, а в стакане пресная вода рек, озёр и иных источников. Пресная вода – это вода, которая нужна для жизни растения, животные, человек. Но не вся пресная вода доступна для животных и растений. Около 90 % всей пресной воды находится в ледниках расположенных на полюсах планеты (показать на глобусе) и в атмосферной влаге. Наберём воды из стакана пипеткой – это и есть доступная человеку, животным и растениям пресная вода. Поэтому вода – это величайшая ценность и её нужно беречь! - Как каждый из вас может беречь воду? - Наше занятие подошло к концу. - Улыбнитесь, кому понравилось занятие? - Что нового узнали? - Что больше всего понравилось? | - Это вода. - Вода прозрачная, бесцветная. - У воды нет вкуса. Выходят три ученика. Дети из-под крана наливают воду в сосуды - Вода не имеет собственной формы. - Вода течёт сверху вниз. - Водопад, дождь. Выходит ученик. Ученик выполняет действия по инструкции учителя. - Вода не выливается из стакана. Дети раскрашивают цветочки. Учащиеся выполняют действия по инструкции учителя. - Бумага легче воды. Выходит ученик. Ученик выполняет действия по инструкции учителя. - Капельку воды. - После дождя. Утренняя роса. Учащиеся выполняют действия по инструкции учителя. Учащиеся выполняют действия по инструкции учителя. - Зубочистки расплылись в разные стороны. - Больше всего синего цвета. - Синий цвет обозначает воду. Ответы детей. | Стакан с водой, салфетка. Три прозрачных сосуда разной формы. Две трехлитровых банки. Стакан, картонка. Вырезанные из бумаги цветочки, цветные карандаши, глубокая тарелка с водой. Шаблон: Бумага, смазанная свечкой, пипетка. Стаканы, десяти рублёвые монеты. Тарелки с водой, зубочистки, средство для мытья посуды. Глобус, трехлитровая банка, стакан, пипетка. |
Использованные источники:
1. Увлекательные опыты с водой для детей: 10 интересных экспериментов https://abakus-center.ru/blog/opyty-s-vodoy-dlya-detey
2. Игры и опыты с водой в домашних условиях
https://www.center-sozvezdie.ru/journal/igry-i-opyty-s-vodoy-v-domashnih-usloviyah.html
3. Подборка самых интересных экспериментов с водой для детей
https://vzryvmozga.ru/ucheba/opyt-ochistka-vody-dlya-doshkolnikov.html