Программа внеурочной деятельности «Волшебные ладошки» (1 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Весёлые ладошки» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189), Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16» и составлена на основе ООП НОО МАОУ «СОШ №24»
Программа курса внеурочной деятельности "Волшебные ладошки" разработана в соответствии с требованиями к программе формирования эстетической культуры, здорового и безопасного образа жизни, сформулированные в федеральном образовательном стандарте общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", и направлена на активизацию образного компонента мышления, развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию окружающего мира, выражению в творческих работах своего отношения к нему, формирование у обучающихся творческого воображения и развитие мелкой моторики рук.
Программа адресована учащимся 1б класса МАОУ «СОШ №24» г. Удачный.
На занятия внеурочной деятельностью художественно - эстетического направления «Весёлые ладошки» отводится 33 часа, 1 занятие в неделю.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности. Способность к творческой деятельности повышает адаптивные возможности человека, его стрессоустойчивость и защиту от заболеваемости.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 6-7 лет средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы:
-Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
-Обучать основам создания художественных образов.
-Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
-Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
-Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, песком и т.д.
-Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования.
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие
Освоение обучающимися содержания курса внеурочной деятельности происходит на следующих этапах:
- Познавательно-аналитическом, где задействуется механизм смыслообразования и познавательной активности. На данном этапе формируются ценностные установки и целеполагание.
- Конструктивном, который подразумевает развитие у учащихся творческого воображения, овладение техникой изображения с помощью подушечек пальцев, ладошками, методами эффективной коммуникации при выполнении актуальной деятельности во взаимодействии с конкретной социокультурной группой.
- Организационном, где происходит формирование конкретных умений и навыков организации изобразительной и коммуникативной деятельности.
- Оценочном, подразумевающий рефлексию (индивидуальную и групповую) по совершенствованию своей жизнедеятельности и личностной смысловой системы "Красота" и "Общение".
Осознание обучающимися значимости эстетики в жизни человека возможно только в специально организованной ситуации. Для младшего школьника в первом классе изобразительная деятельность остается значимой, а, следовательно, позволяет успешно реализовывать цели и задачи курса, обеспечивая:
- личное развитие обучающегося;
- реализацию основных направлений внеурочной деятельности: досуговое, оздоровительное, интеллектуальное, художественное;
- формирование целостной системы отношений: к себе самому, к близкому окружению, к миру в целом, к прекрасному.
В процессе рисования у детей развиваются двигательные, речевые, коммуникативные навыки; совершенствуются все психические процессы: внимание, память, воображение; активизируются познавательная функция, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития.
Порядок проведения занятий:
1) Выполнение упражнения на освоение приёма или художественного средства.
2) Игра « На что похоже?» Открытие изобразительных (а постепенно и выразительных) возможностей ритмически организованной формы.
3) «Обыгрывание» упражнений: определение их эмоционального и сюжетного содержания в процессе совместной эмоциональной рефлексии. Возможно сочинение сказки.
4) Выполнение композиции на основе впечатлений от упражнений.
5) Совместное рассматривание работ, собранных в одну картину. Эмоционально-чувственное проживание созданного образа, открытие воздействия гармонически организованной формы на эмоционально-чувственном уровне.
6) Совместный анализ работ, контрастных по своему содержанию. Осознание воздействия ритмически организованной формы.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
осознание своих творческих возможностей;
проявление познавательных мотивов;
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
понимание чувств других людей, сопереживание им.
развитие саморегуляции и самоорганизации.
Метапредметные результаты:
планирование совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
различение способа и результата действия;
адекватное принятие словесной оценки учителя и одноклассников;
осуществление поиска и выделение конкретной информации с помощью учителя ;
построение речевых высказывания в устной форме;
оформление собственной мысли в устной форме по типу рассуждения;
включение в творческую деятельность;
умение задавать вопросы;
принятие возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
управление своим эмоциональным состоянием.
Предметные результаты:
овладение конкретным способом изобразительной деятельности (монотипия)
Монотипия как вид графики существует более трёхсот лет, её создателями считается итальянский художник Джовани Кастильоне.
В монотипии изображение носит случайный характер. Из множество оттисков художник выбирает лишь те, которые имеют для него эстетическую привлекательность и соответствует задуманному сюжету.
Использование этой графической техники способствует пробуждению фантазии и развитию образного мышления.
Схожий с монотипией прием рассматривания и интерпретации деталей изображения описал великий мастер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи: «Это бывает, если рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты сможешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной хорошей форме...».
Монотипия интересна и привлекательна для детей и взрослых. Она предполагает:
Создание сложных изображений при использовании несложных приёмов;
Развитие воображения и ассоциативного мышления, обусловленное похожестью того или иного силуэта, пятна на определенный объект действительности; эмоциональный подъем, возникающий в результате процесса узнавания;
Формирование определенных навыков рисования (выделение увиденного обводкой карандашом или фломастером, подкраска, дополнение силуэта необходимыми деталями).
Ожидаемые результаты:
-дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
-дети научатся приёмам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
-дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
-у детей разовьётся мелкая моторика рук;
-сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
-разовьётся творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
-появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
-сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
-сформируются навыки самостоятельности.
Содержание учебного предмета
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Рисование губкой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование ватными палочками Средства выразительности: пятно, фактурность окраски, цвет.
Материалы: половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски)
Способ получения изображения: Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например змеи. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта змейки, чтобы получались точки. Для каждого нового цвета используйте новую палочку. Из точек составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы.
Рисование на манке или песке Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: подносы с различным цветом дна, манка.
Способ получения изображения: Нужно равномерно рассыпать на подносе манку и продемонстрировать ребенку, как можно рисовать на ней пальцем, изображая волнистые линии, прямые, либо геометрические фигуры. Возьмите палец ребенка и проведите им по крупе. В результате получится контрастная линия. Предоставьте возможность малышу самостоятельно ознакомиться с техникой рисования манкой на подносе. Пусть он нарисует несколько хаотических линий. Затем можно попробовать вместе изобразить определенный предмет. К примеру, волны, забор, дождик, солнце.
Учебно-тематическое планирование первого года обучения
№ |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема занятия |
|
|
Всего часов |
Форма занятия |
||||
1 |
|
|
Диагностика |
1 |
|
2 |
|
|
«Солнышко» |
1 |
Рисование ладошкой. Практика |
3 |
|
|
«Укрась платочек» |
1 |
Практика.Рисование пальчиками. |
4 |
|
|
«Украсим шляпу» |
2 |
Практика.Аппликация |
5 |
|
|
«Дождик лей, лей, лей, никого не жалей!» |
1 |
Практика.Рисование акварелью и восковыми мелками |
6 |
|
|
«Озорные горошки на чайной чашке» |
1 |
Практика. Рисование пальчиками |
7 |
|
|
«Петушок» |
1 |
Практика. Рисование ладошкой |
8 |
|
|
«Цыпленок» |
1 |
Практика. Групповая работа.Рисование ватными палочками |
9 |
|
|
«Рябинка» |
1 |
Практика. Работа в мини группах. Рисование пальчиками |
10 |
|
|
«Рыбки» |
1 |
Практика. Рисование ладошкой |
11 |
|
|
«Загадочные снежинки» |
1 |
Практика. Рисование акварелью и восковыми мелками |
12 |
|
|
«Снежок» |
1 |
Практика.Рисование свечой, акварель |
13 |
|
|
«Ёлочка пушистая, нарядная» |
1 |
Практика.Рисование тычком, пальчиками |
14 |
|
|
«Снеговик» |
1 |
Практика. Комкание бумаги (скатывание) |
15 |
|
|
«Плюшевый медвежонок»
|
1 |
Практика. рисования поролоновой губкой |
16 |
|
|
«Цыплятки – жёлтые ребятки» |
1 |
Практика.Оттиск пробкой |
17 |
|
|
«Котёнок» |
1 |
Практика Рисование тычком |
18 |
|
|
«Лиса» |
1 |
Практика Рисование тычком |
19 |
|
|
«Подарок для кошки Мурки»
|
1 |
Практика Аппликация, рисование ватными палочками |
20 |
|
|
«Волшебные цветочки» |
1 |
Практика Скатывание бумаги |
21 |
|
|
«Волшебный дождик» |
1 |
Практика Рисование свечой |
22 |
|
|
«Солнышко» |
2 |
Практика Рисование крупой |
23 |
|
|
«Цыплёнок» |
1 |
Практика Рисование губкой |
24 |
|
|
«Что снится ёжику» |
1 |
Практика Оттиск мятой бумагой |
25 |
|
|
«Украсим матрёшек» |
1 |
Практика Рисование пальчиками |
26 |
|
|
«Аквариум» |
2 |
Практика Коллективная аппликация |
27 |
|
|
«Салют» |
1 |
Практика Рисование восковыми мелками |
28 |
|
|
«Жираф» |
1 |
Практика Рисование пальчиками |
Оценка результатов освоения обучающимися содержания программы
курса внеурочной деятельности "Волшебные ладошки"
Оценка результатов освоения обучающимися содержания программы курса внеурочной деятельности "Волшебные ладошки" возможна только качественная:
степень активности обучающихся,
желание участвовать в творчестве,
принятие и соблюдение правил,
проявление фантазии и творчества.
Результаты наблюдений и мониторинга качественных изменений оформляются в Карте личностного продвижения учащихся (сводных формах).