Программа внеурочной деятельности «Волшебные ладошки» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 22 October в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Весёлые ладошки» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189), Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16» и составлена на основе ООП НОО МАОУ «СОШ №24»

Программа курса внеурочной деятельности "Волшебные ладошки" разработана в соответствии с требованиями к программе формирования эстетической культуры, здорового и безопасного образа жизни, сформулированные в федеральном образовательном стандарте общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", и направлена на активизацию образного компонента мышления, развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию окружающего мира, выражению в творческих работах своего отношения к нему, формирование у обучающихся творческого воображения и развитие мелкой моторики рук.

Программа адресована учащимся 1б класса МАОУ «СОШ №24» г. Удачный.   

       На занятия внеурочной деятельностью художественно - эстетического направления «Весёлые ладошки» отводится 33 часа, 1 занятие в неделю.

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности. Способность к творческой деятельности повышает адаптивные возможности человека, его стрессоустойчивость и защиту от заболеваемости.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 6-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Задачи программы:

-Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)

-Обучать  основам создания художественных образов.

-Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

-Совершенствовать  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

-Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, песком и т.д.

-Воспитывать аккуратность в работе  и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе.

Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования.

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие

 

Освоение обучающимися содержания курса внеурочной деятельности происходит на следующих этапах:

- Познавательно-аналитическом, где задействуется механизм смыслообразования и познавательной активности. На данном этапе формируются ценностные установки и целеполагание.

- Конструктивном, который подразумевает развитие у учащихся творческого воображения, овладение техникой изображения с помощью подушечек пальцев, ладошками, методами эффективной коммуникации при выполнении актуальной деятельности во взаимодействии с конкретной социокультурной группой.

- Организационном, где происходит формирование конкретных умений и навыков организации изобразительной и коммуникативной деятельности.

- Оценочном, подразумевающий рефлексию (индивидуальную и групповую) по совершенствованию своей жизнедеятельности и личностной смысловой системы "Красота" и "Общение".

Осознание обучающимися значимости эстетики в жизни человека возможно только в специально организованной ситуации. Для младшего школьника в первом классе изобразительная деятельность остается значимой, а, следовательно, позволяет успешно реализовывать цели и задачи курса, обеспечивая:

- личное развитие обучающегося;

- реализацию основных направлений внеурочной деятельности: досуговое, оздоровительное, интеллектуальное, художественное;

- формирование целостной системы отношений: к себе самому, к близкому окружению, к миру в целом, к прекрасному.

В процессе рисования у детей развиваются двигательные, речевые, коммуникативные навыки; совершенствуются все психические процессы: внимание, память, воображение; активизируются познавательная функция, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития.

Порядок проведения занятий:

1) Выполнение упражнения на освоение приёма или художественного средства.
2) Игра « На что похоже?» Открытие изобразительных (а постепенно и выразительных) возможностей ритмически организованной формы.

3) «Обыгрывание» упражнений: определение их эмоционального и сюжетного содержания в процессе совместной эмоциональной рефлексии. Возможно сочинение сказки.

4) Выполнение композиции на основе впечатлений от упражнений.

5) Совместное рассматривание работ, собранных в одну картину. Эмоционально-чувственное проживание созданного образа, открытие воздействия гармонически организованной формы на эмоционально-чувственном уровне.

6) Совместный анализ работ, контрастных по своему содержанию. Осознание воздействия ритмически организованной формы.

 

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.

 

Личностные результаты:

осознание своих творческих возможностей;

проявление познавательных мотивов;

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

понимание чувств других людей, сопереживание им.

развитие саморегуляции и самоорганизации.

 

Метапредметные результаты:

планирование совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

различение способа и результата действия;

адекватное принятие словесной оценки учителя и одноклассников;

осуществление поиска и выделение конкретной информации с помощью учителя ;

построение речевых высказывания в устной форме;

оформление собственной мысли в устной форме по типу рассуждения;

включение в творческую деятельность;

умение задавать вопросы;

принятие возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

управление своим эмоциональным состоянием.


 

Предметные результаты:

овладение конкретным способом изобразительной деятельности (монотипия)

Монотипия как вид графики существует более трёхсот лет, её создателями считается итальянский художник Джовани Кастильоне.

В монотипии изображение носит случайный характер. Из множество оттисков художник выбирает лишь те, которые имеют для него эстетическую привлекательность и соответствует задуманному сюжету.

Использование этой графической техники способствует пробуждению фантазии и развитию образного мышления.

Схожий с монотипией прием рассматривания и интерпретации деталей изображения описал великий мастер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи: «Это бывает, если рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты сможешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной хорошей форме...».

Монотипия интересна и привлекательна для детей и взрослых. Она предполагает:

Создание сложных изображений при использовании несложных приёмов;

Развитие воображения и ассоциативного мышления, обусловленное похожестью того или иного силуэта, пятна на определенный объект действительности; эмоциональный подъем, возникающий в результате процесса узнавания;

Формирование определенных навыков рисования (выделение увиденного обводкой карандашом или фломастером, подкраска, дополнение силуэта необходимыми деталями).

 

Ожидаемые  результаты:

-дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;

-дети научатся приёмам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);

-дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;

-у детей разовьётся мелкая моторика рук;

-сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;

-разовьётся творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

-появится любовь и уважение к изобразительному искусству;

-сформируется художественный вкус и чувство гармонии;

-сформируются навыки самостоятельности.

                   Содержание учебного предмета

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Рисование губкой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование ватными палочками Средства выразительности: пятно, фактурность окраски, цвет.

Материалы: половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски)

Способ получения изображения: Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например змеи. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта змейки, чтобы получались точки. Для каждого нового цвета используйте новую палочку. Из точек составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы.

Рисование на манке или песке Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: подносы с различным цветом дна, манка.

Способ получения изображения: Нужно равномерно рассыпать на подносе манку и продемонстрировать ребенку, как можно рисовать на ней пальцем, изображая волнистые линии, прямые, либо геометрические фигуры. Возьмите палец ребенка и проведите им по крупе. В результате получится контрастная линия. Предоставьте возможность малышу самостоятельно ознакомиться с техникой рисования манкой на подносе. Пусть он нарисует несколько хаотических линий. Затем можно попробовать вместе изобразить определенный предмет. К примеру, волны, забор, дождик, солнце.

Учебно-тематическое планирование первого года обучения

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

 

Всего часов

Форма занятия

1

 

 

Диагностика

1

 

2

 

 

 «Солнышко»

1

Рисование ладошкой. Практика

3

 

 

«Укрась платочек»

1

Практика.Рисование пальчиками.

4

 

 

«Украсим шляпу»

2

Практика.Аппликация

5

 

 

«Дождик лей, лей, лей, никого не жалей!»

1

Практика.Рисование акварелью и восковыми мелками

6

 

 

«Озорные горошки на чайной чашке»

1

Практика. Рисование пальчиками

7

 

 

«Петушок»

1

Практика. Рисование ладошкой

8

 

 

«Цыпленок»

1

Практика. Групповая работа.Рисование ватными палочками

9

 

 

«Рябинка»

1

Практика. Работа в мини группах. Рисование пальчиками

10

 

 

«Рыбки»

1

Практика. Рисование ладошкой

11

 

 

«Загадочные снежинки»

1

Практика. Рисование акварелью и восковыми мелками

12

 

 

«Снежок»

1

Практика.Рисование свечой, акварель

13

 

 

«Ёлочка пушистая, нарядная»

1

Практика.Рисование тычком, пальчиками

14

 

 

«Снеговик»

1

Практика. Комкание бумаги (скатывание)

15

 

 

«Плюшевый медвежонок»

 

1

Практика. рисования поролоновой губкой

16

 

 

«Цыплятки – жёлтые ребятки»

1

Практика.Оттиск пробкой

17

 

 

«Котёнок»

1

Практика Рисование тычком

18

 

 

«Лиса»

1

Практика Рисование тычком

19

 

 

«Подарок для кошки Мурки»

 

1

Практика Аппликация, рисование ватными палочками

20

 

 

 «Волшебные цветочки»

1

Практика Скатывание бумаги

21

 

 

«Волшебный дождик»

1

Практика Рисование свечой

22

 

 

«Солнышко»

2

Практика Рисование крупой

23

 

 

«Цыплёнок»

1

Практика Рисование губкой

24

 

 

«Что снится ёжику»

1

Практика Оттиск мятой бумагой

25

 

 

«Украсим матрёшек»

1

Практика Рисование пальчиками

26

 

 

«Аквариум»

2

Практика Коллективная аппликация

27

 

 

«Салют»

1

Практика Рисование восковыми мелками

28

 

 

«Жираф»

1

Практика Рисование пальчиками


 

Оценка результатов освоения обучающимися содержания программы

курса внеурочной деятельности "Волшебные ладошки"


 

Оценка результатов освоения обучающимися содержания программы курса внеурочной деятельности "Волшебные ладошки" возможна только качественная:

степень активности обучающихся,

желание участвовать в творчестве,

принятие и соблюдение правил,

проявление фантазии и творчества.

Результаты наблюдений и мониторинга качественных изменений оформляются в Карте личностного продвижения учащихся (сводных формах).

                                         

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.