«Волшебница - Осень в гости к нам пришла»
Пошаговый мастер-класс, разработанный специально для детей 5-6 лет с ЗПР, с учетом их особенностей: быстрая утомляемость, потребность в частой смене деятельности, опора на наглядность и игровую мотивацию.
Название мастер-класса: «Волшебница-Осень в гости к нам пришла»
Целевая аудитория: дети 5-6 лет с задержкой психического развития (ЗПР).
Продолжительность: 25-30 минут.
Цель: Активизация и расширение словарного запаса по теме «Осень», развитие фонематического слуха и речевого дыхания, совершенствование грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
· Закреплять обобщающее понятие «Осень».
· Активизировать словарь по темам: «Деревья», «Овощи-фрукты», «Одежда», «Птицы».
· Упражнять в образовании относительных прилагательных (из яблока – яблочный), употреблении существительных в родительном падеже (нет чего? – листа, тучи).
· Развивать речевое дыхание (сила, направленность выдоха).
· Совершенствовать фонематический слух (выделение звука из слова).
Коррекционно-развивающие:
· Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мелкую и общую моторику.
· Развивать пространственную ориентировку.
Коррекционно-воспитательные:
· Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
· Формировать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
· Ноутбук/проектор для демонстрации презентации или большие картинки.
· Презентация с картинками: осенний парк, дождь, перелетные птицы, овощи, фрукты, осенняя одежда.
· Листочки из цветной бумаги (желтые, красные, оранжевые) на каждого ребенка.
· Сухой листик на ниточке для каждого ребенка (или кусочки папиросной бумаги).
· Большая корзина или коробка.
· Муляжи или натуральные овощи и фрукты (лук, яблоко, груша, морковь, картофель).
· Атрибут «Ветерка» (веер, султанчик или ленточки).
· Аудиозапись с спокойной осенней музыкой и звуками дождя/ветра.
Структура мастер-класса
Шаг 1: Организационный момент. Создание эмоционального настроя. (2-3 минуты)
Цель: настраивание детей на работу, создать положительный эмоциональный фон.
Ход:
- Логопед встречает детей в кабинете, украшенном осенними листьями, веточками, стоит корзина с дарами осени.
- Логопед: «Здравствуйте, мои дорогие ребята! Сегодня к нам в гости спешила волшебница. А какая, отгадайте загадку:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает? (Осень)».
- Дети отвечают. Логопед показывает слайд с красивым осенним пейзажем или большую картинку.
- Логопед: «Правильно! Это Осень-волшебница. Она раскрасила все листья в яркие цвета и приглашает нас с вами в осеннюю сказку. Давайте встанем в круг и поздороваемся с Осенью».
Упражнение «Здравствуй, Осень!
- Дети встают в круг. Логопед передает по кругу осенний листик. Каждый ребенок, у кого в руках листик, говорит: «Здравствуй, Осень!» (Работа над интонационной выразительностью).
Шаг 2: Артикуляционная и дыхательная гимнастика. (4-5 минут)
Цель: Развитие артикуляционной моторики и целенаправленной воздушной струи.
Ход:
- Логопед включает спокойную осеннюю музыку.
- Логопед: «Осень любит шуметь листвой и дуть холодным ветерком.
Давайте подготовим наши язычки и дыхание».
1. «Ветерок качает листики» (Дыхательное упражнение).
· Каждому ребенку раздается сухой листик на ниточке (или кусочек папиросной бумаги).
· Инструкция: «Сделаем глубокий вдох носом, а на выдохе подуем на наш листик так, чтобы он заколыхался, но не срывался. Вдох – носом, выдох – ртом». (Следим, чтобы дети не надували щеки).
2. Артикуляционная гимнастика «Осенние истории» (по подражанию):
· «Вкусное варенье» (облизываем верхнюю губу – «Вспомнили вкус осеннего варенья»).
· «Болтающаяся капелька» («Часики» – язычок двигается влево-вправо – «Капельки дождя стучат по стеклу»).
· «Грибок» (присасываем язык к нёбу – «Спрячемся от дождя под грибком»).
· «Ветерок» (губы трубочкой, дуем – «Подул холодный осенний ветер»).
Шаг 3: Основная часть. «Путешествие по осеннему парку». (12-15 минут)
Цель: Решение основных коррекционных задач
Ход:
- Логопед переключает слайды или показывает серию картинок.
1. Игра «Какой? Какая? Какое?» (Обогащение словаря признаков)
· На экране – деревья с разноцветными листьями.
· Логопед: «Давайте посмотрим, какую одежду подарила Осень деревьям. Листья какие?» (Желтые, красные, оранжевые, разноцветные, сухие). «А погода какая?» (Пасмурная, дождливая, ветреная). «Воздух какой?» (Прохладный, свежий).
2. Игра «С какого дерева листок?» (Образование относительных прилагательных)
· Логопед раздает детям бумажные листочки (дубовый, кленовый, березовый, рябиновый).
· Логопед: «Ветер сорвал листья с деревьев. Давайте вернем их на свои места. У тебя, Ваня, какой листок?»
· Ребенок: «Кленовый». – «С какого дерева?» – «С клена».
· Аналогично: дубовый – с дуба, березовый – с березы, рябиновый – с рябины.
· Для упрощения: логопед показывает картинки деревьев, и дети «возвращают» листик на свое дерево.
3. Физкультминутка «Мы осенние листочки» (Развитие общей моторики)
- Дети встают и выполняют движения по тексту:
Мы листочки, мы листочки, (Стоят, покачиваются)
Мы осенние листочки. (Кружатся)
Мы на веточке сидели, (Приседают)
Ветер дунул – полетели. (Встают, бегут на носочках)
Мы летали, мы летали, (Кружатся)
А потом летать устали. (Останавливаются, опускают руки)
Перестал дуть ветерок – (Приседают на корточки)
Мы присели все в кружок. (Обнимают колени руками)
4. Игра «Чего не стало?» (Употребление существительных в родительном падеже)
- Логопед выставляет в ряд муляжи овощей и фруктов (лук, яблоко, груша, морковь).
- Логопед: «Осень – щедрая пора. Она собрала для нас урожай. Посмотрите и запомните. Закрывайте глазки!» (Убирает один предмет). «Открывайте! Чего не стало?» (Не стало лука/яблока и т.д.). Игра повторяется 2-3 раза.
5. Игра «Угадай, кто улетел?» (Развитие фонематического слуха)
· На слайде – перелетные птицы (грач, утка, ласточка, скворец).
· Логопед: «Осенью многие птицы улетают в теплые края. Послушайте и угадайте, какая птица улетела, если в ее названии есть звук [Р]» (Грач). «А теперь птица, в названии которой есть звук [Л]» (Ласточка). Дети показывают на картинку.
Шаг 4: Заключительная часть. Рефлексия. (3-4 минуты)
Цель: Закрепление положительных эмоций и пройденного материала.
Ход:
- Логопед: «Вот и подошло к концу наше осеннее путешествие. Давайте вспомним, что же происходит осенью?» (Логопед помогает наводящими вопросами: «Листья какие?», «Птицы что делают?», «Люди что собирают?»).
- Итоговое упражнение «Подарок от Осени»:
- Логопед достает корзину с настоящими или муляжами фруктов (яблоки, груши).
- Логопед: «Осень благодарит вас за путешествие и дарит вам свои дары. Давайте скажем, какой сок можно сделать из этих фруктов?»
- Дети по очереди берут фрукт и говорят: «Из яблока – яблочный сок», «Из груши – грушевый сок».
- Логопед хвалит всех детей, отмечает их старания. «Вы сегодня были такие молодцы, как настоящие осенние листочки – яркие и активные!»
Рекомендации учителя-логопеда для успешного проведения:
1. Темп: Держите спокойный, плавный темп. Дети с ЗПР нуждаются в большем количестве времени для обработки информации и ответа.
2. Повторение инструкций: Все инструкции должны быть краткими, четкими и повторяться 2-3 раза. Спрашивайте: «Понял ли ты, что нужно сделать?»
3. Индивидуальный подход: Если ребенок затрудняется, незаметно подскажите ему ответ, начните фразу за него. Создавайте ситуацию успеха для каждого.
4. Наглядность: Используйте максимально реалистичные картинки и предметы. Чем больше анализаторов задействовано (зрение, слух, осязание), тем лучше материал усвоится.
5. Эмоциональность: Будьте эмоциональны, используйте сказочного персонажа (например, куклу-Осень или веселый Ветерок), это повысит мотивацию детей.
6. Гибкость: Если видите, что дети устали, сократите одну из игр или проведите физкультминутку раньше запланированного..
Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6

