Вопросы для размышления по теме «Дыхание»
Работать с этими вопросами можно в классе в группах на уроке обобщения по теме. Можно разбить вопросы по урокам темы и давать индивидуально ученикам на дом, а потом включать это задание в урок. Очень интересно использовать задания для самонаблюдения, заслушивая ученика о том , как он проводил наблюдение и какие получил результаты. Кто как будет использовать вопросы? Все зависит от конкретных обстоятельств
1.У человека по интенсивности дыхания кожа на спине, груди и животе значительно превосходит легкие, поглощая на 28% больше кислорода и выделяя на 54% больше углекислого газа , чем с такой же единицы площади легких. Однако основным органом газообмена являются легкие. На основании этой информации сформулируйте вопрос и попробуйте на него ответить
( Площадь кожи не более 2 кв. метров, а поверхность легких за счет альвеол больше в 45-50 раз)
2.Согласны ли вы со словами автора книги «Занимательная физиология» Б.Ф. Сергеевым : «Углекислый газ, вредный ненужный продукт обмена, шлак, от которого организм спешит избавиться»?
( Да, но полное избавление крови приведет при отсутствии углекислого газа в крови приведет к остановке дыхания. В дыхательном центре находятся хеморецепторы, реагирующими на изменения концентрации этого газа в крови)
3.В продолговатом мозге есть дыхательный центр, управляющий работой легких. Как вы думаете, можем ли мы влиять на его работу?
( Мы можем сами регулировать глубину и ритм дыхания, на время его задерживать)
4.Вы помните, что в воздухе больше всего азота, кислорода в несколько раз меньше, а углекислого газа совсем мало. Почему при обычном давлении между организмом и атмосферным воздухом происходит обмен кислородом и углекислым газом и не происходит обмен азотом?
( При обычном давлении концентрация газа в тканях и крови одинакова)
5.Продолжение вопроса связано с изменением давления. Попробуйте сформулировать 2 варианта вопроса о последствиях в организме, связанных с азотом. при изменениях давления.
( Что произойдет в организме с увеличением , а потом с уменьшением давления или с возвращением его к норме? При увеличении наружного давления азота в крови по сравнению с воздухом будет меньше и азот будет поступать в кровь, перемещаться в ткани до установления равновесия. Е если давление будет возвращаться к норме или еще понижаться, то растворенный в тканях азот будет возвращаться в кровь, переходить в газообразное состояние и вспенивать кровь)
6.Сейчас смеси для дыхания при глубинных погружениях составляют из 95% гелия и 5% кислорода. Почему используют такую смесь газов? Выскажите свои предположения, вспомнив предыдущий вопрос.
( Азот заменяют почти нерастворимым в крови гелием )
7.В пещерах, образованных в слоях известняка, образуются так называемые собачьи озера , образованные скоплениями углекислого газа из окружающих пород. Человеку находится в таких озерах неопасно, а вот бедные собаки гибнут. Как бы вы объяснили такое явление?
( Газ собирается в нижней части пещеры, человека спасает его рост)
8.Говорят, что кашу маслом не испортишь. А хорошо ли будет чувствовать себя человек, если он будет дышать чистым кислородом?
( Он проживет не более суток, развивается пневмония и человек умирает от недостатка кислорода)
9.А как будут себя чувствовать растения при изменении концентрации углекислого газа и кислорода в атмосфере
(Увеличение углекислого газа усилит фотосинтез. Сейчас растения живут при недостатке углекислого газа и избытке кислорода. 2% кислорода уже тормозят фотосинтез)
Источники информации для вопросов:
1.Б.М. Медников. Биология: формы и уровни жизни.М.Просвещение, 1994
2. Б.Ф.Сергеев. Занимательная физиология М, Просвещение, 2001