12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

                    Вопросы для размышления по теме «Дыхание»

        Работать с этими вопросами можно в классе в группах на уроке обобщения по теме. Можно разбить вопросы по урокам темы и давать индивидуально ученикам на дом, а потом включать это задание в урок. Очень интересно использовать задания для самонаблюдения, заслушивая ученика о том , как он проводил наблюдение и какие получил результаты. Кто как будет использовать вопросы? Все зависит от конкретных обстоятельств

1.У человека по интенсивности дыхания кожа на спине, груди и животе значительно превосходит легкие, поглощая на 28% больше кислорода и выделяя на 54% больше углекислого газа , чем с такой же единицы площади легких. Однако основным органом газообмена являются легкие. На основании этой информации сформулируйте вопрос и попробуйте на него ответить  

           ( Площадь кожи не более 2 кв. метров, а поверхность легких за счет альвеол                  больше в 45-50 раз)

2.Согласны ли вы со словами автора книги «Занимательная физиология» Б.Ф. Сергеевым : «Углекислый газ, вредный ненужный продукт обмена, шлак, от которого организм спешит избавиться»?

            ( Да, но полное избавление крови приведет при отсутствии углекислого газа в               крови приведет к остановке дыхания. В дыхательном центре находятся                         хеморецепторы, реагирующими на изменения концентрации этого газа в                       крови)

3.В продолговатом мозге есть дыхательный центр, управляющий работой легких. Как вы думаете, можем ли мы влиять на его работу? 

           ( Мы можем сами регулировать глубину и ритм дыхания, на время его                            задерживать)

4.Вы помните, что в воздухе больше всего азота, кислорода в несколько раз меньше, а углекислого газа совсем мало. Почему при обычном давлении между организмом и атмосферным воздухом происходит обмен кислородом и углекислым газом и не происходит обмен азотом? 

           ( При обычном давлении концентрация газа в тканях и крови одинакова)

5.Продолжение вопроса связано с изменением давления. Попробуйте сформулировать 2 варианта вопроса о последствиях в организме, связанных с азотом. при изменениях давления. 

           ( Что произойдет в организме с увеличением , а потом с уменьшением                            давления или с возвращением его к норме? При увеличении наружного                        давления азота в крови по сравнению с воздухом будет меньше и азот будет                поступать в кровь, перемещаться в ткани до установления равновесия. Е если              давление будет возвращаться к норме или еще понижаться, то растворенный                в тканях азот будет возвращаться в кровь, переходить в газообразное                          состояние и вспенивать кровь)

6.Сейчас смеси для дыхания при глубинных погружениях составляют из 95% гелия и 5% кислорода. Почему используют такую смесь газов? Выскажите свои предположения, вспомнив предыдущий вопрос.

           ( Азот заменяют почти нерастворимым в крови гелием )

7.В пещерах, образованных в слоях известняка, образуются так называемые собачьи озера , образованные скоплениями углекислого газа из окружающих пород. Человеку находится в таких озерах неопасно, а вот бедные собаки гибнут. Как бы вы объяснили такое явление? 

           ( Газ собирается в нижней части пещеры, человека спасает его рост)

8.Говорят, что кашу маслом не испортишь. А хорошо ли будет чувствовать себя человек, если он будет дышать чистым кислородом? 

           ( Он проживет не более суток, развивается пневмония и человек умирает от                  недостатка кислорода)

9.А как будут себя чувствовать растения при изменении концентрации углекислого газа и кислорода в атмосфере  

           (Увеличение углекислого газа усилит фотосинтез. Сейчас растения живут при               недостатке углекислого газа и избытке кислорода. 2% кислорода уже тормозят             фотосинтез)

Источники информации для вопросов:

1.Б.М. Медников.  Биология: формы и уровни жизни.М.Просвещение, 1994

2. Б.Ф.Сергеев. Занимательная физиология   М, Просвещение, 2001

 

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.