12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ДЫХАНИЕ»


 

Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний по теме «Дыхание»

Задачи:

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по регуляции дыхания и дыхательным движениям, жизненной емкости лёгких и влиянию физических упражнений на работу органов дыхания

Развивать умения учащихся проводить эксперимент и анализировать его результаты, наблюдать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

Способствовать развитию познавательного интереса к своему организму, к основам здорового образа жизни

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о строении и функциях органов дыхания в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в организме человека; наблюдают, фиксируют явления, связанные с дыханием, закрепляют характерные особенности регуляции дыхания, дыхательных движений


 

2. Личностные – в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей человеческого организма.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из результатов экспериментов об особенностях дыхательных движений и регуляции дыхания и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе, умения работать в группе

Оборудование:

Рабочая тетрадь

Секундомер

Модель Дондерса

Ведро с водой

Трёхлитровая банка с крышкой


 

Ход урока

После изучения темы “Кровь» мы проводили лабораторный практикум. Сейчас я прошу высказать своё мнение об уроке, о том, что он вам дал.

Случайно ли мы вспомнили о прошлом практикуме? Может быть возникли какие-то вопросы перед началом этого урока?

И не прервутся жизни нити,

В дыханье истину найдём.

Дышите, глубже все дышите!

Пока мы дышим , мы живём!!!!

Вот эти строки чётко подчёркивают значение дыхание для организма. Жизненные функции нашего организма требуют энергии, а она образуется в процессе клеточного дыхания. Чтоб образовалась энергия, требуется кислород. А образующийся при окислении органических веществ углекислый газ удаляется из организма. Поступление и удаление газов осуществляют наши органы дыхания. Их работа зависит от потребностей организма и от условий, в которых он находится. Задача практикума – доказать это экспериментальным путём. Результаты эксперимента заносим в таблицу

Название опыта

Ход работы

Наблюдения

Выводы

       


 

Влияние нагрузки на дыхательные движения

Положите руку на грудь и сосчитайте число дыхательных движений в минуту в положении сидя и после 20 приседаний. Сравните полученные данные и сделайте выводы

Задержка дыхания на глубоком вдохе и выдохе

Сделайте глубокий вдох, включив секундомер, задержите дыхание на максимально возможное время. Отметьте время задержки дыхания и через сколько секунд произойдёт непроизвольное восстановление дыхания.

Через некоторое время ( 1 минуту) проделайте то же самое при глубоком выдохе. Сравните полученные результаты и сделайте выводы.

Задержка дыхания до и после дозированной нагрузки

Трёхфазная проба профессора Л.Г.Серкина

Фаза 1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя

Фаза 2. Проделайте 20 приседаний за 30 секунд и вновь определите время задержки дыхания на вдохе

Фаза 3. Отдохните ровно 1 минуту и повторите первую фазу

Оцените полученные результаты по таблице


 

Состояние здоровья

Фаза 1

Фаза 2

Фаза 3

Здоров. Тренирован

50-70 сек

Более 50% 1фазы

Более 100% 1 фазы

Здоров Нетренирован

45-50 сек

30-50% 1 фазы

70-100%т1фазы

Скрытая недостаточность кровообращения

30-45сек

Менее 30% 1 фазы

Менее 70% 1 фазы

Название третьего эксперимента попросите учащихся сформулировать самим

Определение жизненной ёмкости лёгких теоретически и практически

Мальчики 13-16 лет

Ж. Ё.Л = { (рост в см х 0,022) } – {( возраст лет х о,022)} – 4,2

Девочки 8-16 лет ( рост х 0,041) – ( возраст х 0,018)


 

Показатели средней Ж Ё Л подростков


 

Возраст

Мальчики

Девочки

11

2,1

1,8

12

2,2

2,0

13

2,3

2,2

14

2,8

2,5

15

3,3

2,7

16

3,8

2,8


 

Можно использовать и другие формулы

Для мальчиков, рост которых 165 см и менее ЖЁЛ = 4,53х рост (м) -3,9

Если выше 165, то ЖЁЛ = 10 х рост 9 (м) – 12, 85

Девочки работают по одной формуле ЖЁЛ = 3,75 х рост (м) – 3,15


 

Есть ещё формулы

Мальчики ЖЁЛ= 40 х рост (см) + 30 х массу тела (кг) - 4400

Девочки ЖЁЛ = 40 х рост (см) + 10 х массу тела (кг) – 3800

Отклонение от нормативных результатов на 15% считается нормальным.

В целях экономии времени можно сначала рассказать о способах определения жизненной ёмкости лёгких, если нет спирометра. Для этого мы брали двухведёрные баки, наливали туда треть воды. Воду наливали в трёхлитровую банку, прикрывали её крышкой, чтоб вода не вытекала , и горлышком вниз опускали в бак под слой воды. Там крышку снимали вставляли в банку резиновый шланг. Испытуемый обматывал конец шланга чистым листом и после глубокого вдоха в шланг делал глубокий выдох. При этом второй ученик чуть поддерживал банку. Выдыхаемый воздух вытеснял воду. Затем не вынимая банку из воды, ее закрывали крышкой и поднимали. Объём вытесненной воды равен ЖЁЛ .

Есть и другой вариант

В тот же бак наливают 4 л воды и отмечают мелом её уровень. Надувной шарик перед опытом рекомендуется несколько раз надуть или просто растянуть его. После глубокого вдоха сделайте глубокий выдох в шарик, завяжите его и опустите полностью в воду. Отметьте уровень, на который поднялась вода. V вытесненной воды равен V воздуха. А его можно определить по формуле пи х радиус бака и на высоту, на которую поднялась вода.


 

Источники:

Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8кл. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003, -88с.

Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А.В.Бинас, Р.Д. Маш, А.И.Никишов и др.-М.: Просвещение,1990.-192 с.

Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя, - М.: Просвещение, 1983. – 160с.

 


 

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.