ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ДЫХАНИЕ»
Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний по теме «Дыхание»
Задачи:
организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по регуляции дыхания и дыхательным движениям, жизненной емкости лёгких и влиянию физических упражнений на работу органов дыхания
Развивать умения учащихся проводить эксперимент и анализировать его результаты, наблюдать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
Способствовать развитию познавательного интереса к своему организму, к основам здорового образа жизни
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о строении и функциях органов дыхания в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в организме человека; наблюдают, фиксируют явления, связанные с дыханием, закрепляют характерные особенности регуляции дыхания, дыхательных движений
2. Личностные – в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
3. Метапредметные.
Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей человеческого организма.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из результатов экспериментов об особенностях дыхательных движений и регуляции дыхания и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе, умения работать в группе
Оборудование:
Рабочая тетрадь
Секундомер
Модель Дондерса
Ведро с водой
Трёхлитровая банка с крышкой
Ход урока
После изучения темы “Кровь» мы проводили лабораторный практикум. Сейчас я прошу высказать своё мнение об уроке, о том, что он вам дал.
Случайно ли мы вспомнили о прошлом практикуме? Может быть возникли какие-то вопросы перед началом этого урока?
И не прервутся жизни нити,
В дыханье истину найдём.
Дышите, глубже все дышите!
Пока мы дышим , мы живём!!!!
Вот эти строки чётко подчёркивают значение дыхание для организма. Жизненные функции нашего организма требуют энергии, а она образуется в процессе клеточного дыхания. Чтоб образовалась энергия, требуется кислород. А образующийся при окислении органических веществ углекислый газ удаляется из организма. Поступление и удаление газов осуществляют наши органы дыхания. Их работа зависит от потребностей организма и от условий, в которых он находится. Задача практикума – доказать это экспериментальным путём. Результаты эксперимента заносим в таблицу
Название опыта |
Ход работы |
Наблюдения |
Выводы |
Влияние нагрузки на дыхательные движения
Положите руку на грудь и сосчитайте число дыхательных движений в минуту в положении сидя и после 20 приседаний. Сравните полученные данные и сделайте выводы
Задержка дыхания на глубоком вдохе и выдохе
Сделайте глубокий вдох, включив секундомер, задержите дыхание на максимально возможное время. Отметьте время задержки дыхания и через сколько секунд произойдёт непроизвольное восстановление дыхания.
Через некоторое время ( 1 минуту) проделайте то же самое при глубоком выдохе. Сравните полученные результаты и сделайте выводы.
Задержка дыхания до и после дозированной нагрузки
Трёхфазная проба профессора Л.Г.Серкина
Фаза 1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя
Фаза 2. Проделайте 20 приседаний за 30 секунд и вновь определите время задержки дыхания на вдохе
Фаза 3. Отдохните ровно 1 минуту и повторите первую фазу
Оцените полученные результаты по таблице
Состояние здоровья |
Фаза 1 |
Фаза 2 |
Фаза 3 |
Здоров. Тренирован |
50-70 сек |
Более 50% 1фазы |
Более 100% 1 фазы |
Здоров Нетренирован |
45-50 сек |
30-50% 1 фазы |
70-100%т1фазы |
Скрытая недостаточность кровообращения |
30-45сек |
Менее 30% 1 фазы |
Менее 70% 1 фазы |
Название третьего эксперимента попросите учащихся сформулировать самим
Определение жизненной ёмкости лёгких теоретически и практически
Мальчики 13-16 лет
Ж. Ё.Л = { (рост в см х 0,022) } – {( возраст лет х о,022)} – 4,2
Девочки 8-16 лет ( рост х 0,041) – ( возраст х 0,018)
Показатели средней Ж Ё Л подростков
Возраст |
Мальчики |
Девочки |
11 |
2,1 |
1,8 |
12 |
2,2 |
2,0 |
13 |
2,3 |
2,2 |
14 |
2,8 |
2,5 |
15 |
3,3 |
2,7 |
16 |
3,8 |
2,8 |
Можно использовать и другие формулы
Для мальчиков, рост которых 165 см и менее ЖЁЛ = 4,53х рост (м) -3,9
Если выше 165, то ЖЁЛ = 10 х рост 9 (м) – 12, 85
Девочки работают по одной формуле ЖЁЛ = 3,75 х рост (м) – 3,15
Есть ещё формулы
Мальчики ЖЁЛ= 40 х рост (см) + 30 х массу тела (кг) - 4400
Девочки ЖЁЛ = 40 х рост (см) + 10 х массу тела (кг) – 3800
Отклонение от нормативных результатов на 15% считается нормальным.
В целях экономии времени можно сначала рассказать о способах определения жизненной ёмкости лёгких, если нет спирометра. Для этого мы брали двухведёрные баки, наливали туда треть воды. Воду наливали в трёхлитровую банку, прикрывали её крышкой, чтоб вода не вытекала , и горлышком вниз опускали в бак под слой воды. Там крышку снимали вставляли в банку резиновый шланг. Испытуемый обматывал конец шланга чистым листом и после глубокого вдоха в шланг делал глубокий выдох. При этом второй ученик чуть поддерживал банку. Выдыхаемый воздух вытеснял воду. Затем не вынимая банку из воды, ее закрывали крышкой и поднимали. Объём вытесненной воды равен ЖЁЛ .
Есть и другой вариант
В тот же бак наливают 4 л воды и отмечают мелом её уровень. Надувной шарик перед опытом рекомендуется несколько раз надуть или просто растянуть его. После глубокого вдоха сделайте глубокий выдох в шарик, завяжите его и опустите полностью в воду. Отметьте уровень, на который поднялась вода. V вытесненной воды равен V воздуха. А его можно определить по формуле пи х радиус бака и на высоту, на которую поднялась вода.
Источники:
Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8кл. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003, -88с.
Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А.В.Бинас, Р.Д. Маш, А.И.Никишов и др.-М.: Просвещение,1990.-192 с.
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя, - М.: Просвещение, 1983. – 160с.