Вопросы и задания олимпиады по русскому языку для 5-9 классов

12
2
Материал опубликован 21 February 2020 в группе

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку


5 класс


1. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.

Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100той. 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.


2. В каких словах есть приставки?


Доверить, домашний, доброта, добежать, дорожный, докрасил, дорогой, доверху, добрать.


3. Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Подпишите.


Кто без кисти и белил крыши города белил?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Больной ребёнок плохо спит. Больной плохо переносит лекарства.


6 класс


Поставьте, где нужно, мягкий знак.


Подстереч…, у дач…, пять тысяч…, тягач…, ткач…, луч…, сбереч…, мелоч…, лихач…,


Запряч…, из-за дач…, стрич…, с круч…, кирпич…, усач…, доч…, богач, мяч… .


2. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела:

Попасть … в небо;

с гулькин …;

под горячую …;

с молодых …;

семи пядей во …;

смотреть сквозь…;

ударить … в грязь;

чесать … .


3. Каким человеческим порокам соответствуют эти прозвища? Если возможно, сгруппируйте их по значению.

Лентяй, пустомеля, дармоед, тунеядец, бездельник, невежа, лодырь, ротозей, разиня, невежда, разгильдяй, оболтус, олух.



7 класс

1. Замените фразеологизмы одним словом.


Мозолить глаза - …………………………….зарубить на носу -………………………….


Клевать носом -………………………………витать в облаках -…………………………..


Как снег на голову -………………………….наговорить с три короба -…………………

2. Составьте слова из следующих звуков:

[ ы] [ к ] [ ц ] [ O ] [л ] [п]

[ и] [ р’ ] [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ]

[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ]

3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.


Подделка, обожжёт, каменный, отталкивать, поссорились, восстание, лимонный.



8 класс

1. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:

- не видно ни зги - …………………………………………………………………………….

- спустя рукава -……………………………………………………………………………….

- жить душа в душу -……………………………………………………………………………

- за тридевять земель - …………………………………………………………………………

2. Расставьте ударение в словах.


Квартал, апостроф, каталог, звонишь, творог, наскоро, инфинитив, пролила, красивее, вы правы.


3. Определите, к какой части речи относятся слова:


Трёшка, три, трое, трёхлетний, утроить, трояк, тройной, третий.


9 класс

1. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова:

Орлята учатся летать.  Мне слышался знакомый  шум. Он прочитал  на память несколько строк. Нас не нужно  жалеть. Цыплят  по осени  считают.

2. Расставить ударение в словах:


Закупорить, красивее, баловать, памятуя, жалюзи, завидно, обеспечение, включишь, черпать, облегчить.

3. Запишите слова, в которых: 1) звуков больше, чем букв; 2) букв больше, чем звуков;

3) количество букв и звуков одинаково.


Здравствуй, хоккей, силуэт, отразить, претензия, балуясь, ожерелье, юный




Ответы к олимпиаде по русскому языку для 5 – 9 классов.


5 класс


Вскоре семья сорок опять сядет за стол, блещущий чистотой. Сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир.


2. До/верить, домашний, доброта, до/бежать, дорожный, до/красил, дорогой, до/верху, до/брать.


3. Кто без кисти и белил (сущ.) крыши города белил (глагол)?


Стою на нашем берегу (сущ.), покой границы берегу (глагол).


Больной (прил.) ребёнок плохо спит. Больной (сущ.) плохо переносит лекарства.



6 класс


1. ПодстеречЬ, у дач, пять тысяч, тягач, ткач, луч, сберечЬ, мелочЬ, лихач, запрячЬ,

из-за дач, стричЬ, с круч, кирпич, усач, дочЬ, богач, мяч.


2. Попасть пальцем в небо; с гулькин нос; под горячую руку; с молодых ногтей; семи пядей во лбу; смотреть сквозь пальцы; ударить лицом в грязь; чесать затылок. (За каждое правильно вставленное слово – 1 балл).


3. 1). Лентяй, дармоед, тунеядец, бездельник, лодырь – не любят работать, лентяи.

2). Ротозей, разиня, олух – невнимательные люди.

3) Разгильдяй, оболтус – небрежные, разболтанные люди.

4) Пустомеля – болтает чепуху.

5) Невежа – плохо воспитан.

6) Невежда – малообразованный человек.

(За каждую группу слов – 1 балл.)



7 класс


1. Мозолить глаза – надоедать (постоянным присутствием);

зарубить на носу – (навсегда) запомнить;

клевать носом – дремать (сидя или стоя);

витать в облаках – мечтать (пребывать в мечтательном состоянии, не замечая окружающего);

как снег на голову – внезапно или неожиданно;

наговорить с три короба – много.

2. [ ы] [ к ] [ ц ] [ O ] [л ] [п] – циклоп

[ и] [ р’ ] [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ] – рябина

[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ] - смеюсь


3. Под/дел/к/а, обо/жж/ёт, камен/н/ый, от/талк/ива/ть, по/ссор/и/л/и/сь, вос/ста/ни/е, лимон/н/ый.




8 класс


1. - не видно ни зги – хоть иголки собирай;

- спустя рукава – засучив рукава;

- жить душа в душу – как кошка с собакой;

- за тридевять земель – в двух шагах.


2. КвартАл, апострОф, каталОг, звонИшь, твОрОг, нАскоро, инфинитИв, пролилА, красИвее, вы прАвы.


3. Трёшка (сущ.), три (числ.), трое (числ.), трёхлетний (прил.), утроить (гл.), трояк (сущ.), тройной (прил.), третий (числ.).



9 класс


1. Летать (дополнение); шум (подлежащее); на память (обстоятельство); не нужно жалеть (сказуемое); по осени (обстоятельство). (За каждое слово – один балл).

2. ЗакУпорить, красИвее, баловАть, памятУя, жалюзИ, завИдно, обеспЕчение, включИшь, чЕрпать, облегчИть.

3. 1) звуков больше, чем букв: юный, претензия

2) букв больше, чем звуков: здравствуй, хоккей, отразить,

3) количество букв и звуков одинаково: силуэт, балуясь, ожерелье,

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за работу!

21 February 2020

Марина Юрьевна, спасибо Вам)

21 February 2020