12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Петровна261
Украина, Донецкая область, г.Донецк
Материал размещён в группе «Классный час в школе»

Аннотация

Урок литературы в 7 классе, который позволит расширить представление учащихся о творчестве поэтов родного края. Поможет совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии, вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов.

Поможет раскрыть значение родной природы для  воспитания чувства  любви к большой и малой Родине;  развивать  эмоционально-чувственную сферу учащихся  в процессе анализа стихотворений; воспитывать чувство ответственности  и взаимопомощи  в условиях работы группы.

Создает  в классе творческую обстановку, прививает интерес к предмету;  воспитывает чувства прекрасного, эстетический вкус, дисциплинирован-ность, внимательное  отношение  к словам товарища.


Тема: Воспевание красоты и богатства родного края в творчестве Галины Боженко.

Цели урока:

 Расширить представление  учащихся о творчестве поэтов родного края; познакомить  со стихами Галины Боженко о русской природе;

 Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэта.

Раскрыть значение родной природы для  воспитания чувства  любви к большой и малой Родине;  развивать  эмоционально-чувственную сферу учащихся  в процессе анализа стихотворений; воспитывать чувство ответственности  и взаимопомощи  в условиях работы группы;

Создать в классе творческую обстановку, прививать интерес к предмету, приобщать учащихся к современным технологиям;  воспитывать  чувства прекрасного, эстетический  вкус, дисциплинированность, внимательное  отношение  к словам товарища.

Оборудование урока:

Портрет Галины Боженко;

Распечатки стихотворений;

Альбомные листы, гуашевые или акварельные краски.

Методические приемы:

Пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение

стихотворений, аналитическое чтение,  беседа;  анализ поэтического текста, элементы интерактивного обучения (творческое задание), устное рисование, сочинение четверостиший  по рифмам.

Ход урока.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.  

С.Смирнов

 

Организационный момент

Чтение эпиграфа

Мотивация учебной деятельности

«Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.» К. Г. Паустовский

1. Слово учителя

Природа – это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычное. Известный русский композитор П.И.Чайковский написал прекрасную музыку «Времена года», в которой можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.

Художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы.

Что изображено на картине?

 

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

От слова «пейзаж» произошло название жанра лирики – пейзажная. Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года. Однако в поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают большее, чем обычные времена года. Например, весна связана с пробуждением и расцветом жизненных сил. - Какую еще роль играет природа в жизни человека? Вывод: Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли,  связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе. Тема природы в поэзии неразрывна с темой любви к родине, к местам, где человек родился, познавал мир вокруг, учился видеть и ценить красоту в самых простых вещах: в первом подснежнике, в пении соловья, в шелесте травы. III. Объявление темы и целей урока

- Какие поэты воспевали о красоте родного края? Назовите их.

- А каких поэтов и писателей родного края знаете Вы?

- Сегодня мы поговорим с Вами о воспевании красоты и богатства родного края в творчестве Галины Боженко.

Цель нашего урока:

Расширить наши представление о творчестве поэтов родного края; познакомиться  со стихами Галины Боженко о русской природе. 

Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии. Вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэта.

Раскрыть значение родной природы для  воспитания чувства  любви к большой и малой Родине;  развивать  эмоционально-чувственную сферу учащихся  в процессе анализа стихотворений.

IV. Работа над новой темой

Слово учителя о поэтессе

Имя донецкой поэтессы ГАЛИНЫ БОЖЕНКО хорошо знакомо любителям поэзии Донецка и Донецкой области, оно известно далеко за пределами Украины.

Сорок пять лет пишет свои искренние и трепетные строки автор этой книги и сорок пять лет стихи Галины Боженко неизменно находят своего читателя и слушателя в самых разных городах и посёлках, учреждениях и организациях, среди самых разных слоёв населения.

Для поэзии ГАЛИНЫ БОЖЕНКО нет возрастных границ: её стихи с удовольствием читают, слушают, учат наизусть, переписывают от руки и перекладывают на музыку.
ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА живёт в Донецке тридцать два года и двадцать два года кряду радует своих земляков и почитателей её таланта новыми и новыми творческими работами. Сборник «БЕРЕГА » — тридцатая творческая работа автора.

Здесь, на берегах ВЕРЫ и НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ и ПАМЯТИ автор размышляет, грустит и радуется, прокладывая стихами незримый путь от сердца к сердцу, возводя мосты понимания и человечности, любви и добра, воздавая славу родной земле, любимому городу и людям Донбасса.

Ученик зачитывает стихотворение Г. Боженко "Городок мой в степи...» (приложение 1)

Работа с вопросами:

- О чем рассказывает нам автор? - Что воспевает поэтесса? Приведите доказательства из стихотворения.

- Каким чувством пронизаны строки?

- Какова тема стихотворения? - Идея данного стихотворения? - Какие выразительные средства использует поэтесса: …

4. Чтение и анализ стихотворения Г. Боженко «Хочу в шалаш на берег речки...» (приложение 2)

5. Работа над текстом стихотворения - Давайте словесно нарисуем картину, описанную в стихотворении. - Какой город описывает поэтесса? Какие строки подтолкнули вас на это? - Какова тема данного произведения? Стихотворение насыщено цветом, запахом, звуком родины. Она рисует поэтическую картину синим, зеленым, красным, желтым цветом. - Как мы это видим? - Какие художественные средства использует автор? В поэзии Боженко природа оживает. Перед нами предстает картина родного пейзажа. Излюбленное средство художественной выразительности, которое использует автор для этого – это….(эпитет). -Что такое эпитет? В каждом слове, в каждом образе чувствуется любовь поэта к родной природе. Так талантливо создал поэт прекрасный образ своей родины. - Почему поэтесса дала именно такое название данному стихотворению? - Что она имела в виду «шалаш»? (прямое и переносное значение этого слова) - Давайте определим идею данного стихотворения. В чем она заключается? В том, что Боженко ценит природу своего родного края за простоту, скромность, сдержанность, искренность. В себе автор также подразумевает эти черты, ведь она воспитана природой и думает с ней одну думу.

Вывод: Вот высказались все ученики. Какой можно сделать вывод? Что объединяет все  эти стихи? Как называется описание природы?

- Что такое пейзаж?

6. Анализ поэтического языка в стихотворениях Г.Боженко.

Задание группам  № 1 и 2:

Ученики 1 группы находят и выписывают  из первого стихотворения слова, обозначающие  и передающие цвет.

Ученики 2 группы   находят и выписывают  из второго стихотворения слова, обозначающие  и передающие цвет.

 Обсуждение.

- Какое стихотворение ближе вам? Свой ответ аргументируйте данными, поэтическими строчками.

7. Творческое задание на выбор. 

А) Попробуйте нарисовать цветовое видение родного края, переданные поэтом в стихотворениях, красками на альбомном листе. Это не должна быль сюжетная картина или пейзаж, а цветовые, эмоциональные ощущения поэтических строк, по возможности подпишите строки.

Учащиеся приступают к рисованию, затем рисунки оформляются в выставку.

Б) Сочинение стихотворения по предложенным рифмам.

Группа 1

Снег - смех,

Мороз - замерз.

Группа 2.

ручей - лучей,

нежный – подснежник.

Группа 3.

Небо - мне бы,

Солнце – оконце.

Группа 4.

 Морозы - слезы,

 Вьюга - с юга.

Группа 5.

Листья - мысли,

 В даль – жаль.

ПРОВЕРКА ВСЕГО СДЕЛАННОГО.

V. Домашнее задание на выбор:

1. Стихотворение наизусть (по выбору).

2. Эссе  «Красота спасет мир», «А душу можно ль  рассказать?»

3. Сочинить свое стихотворение, посвященное родному краю.  

VI. Рефлексия. Оценивание

Заполните листочки, которые лежат у вас на столах и  каждая группа зачитает свой ответ.

Я сегодня на уроке сделал (не) сделал открытие?

Мне больше всего понравилось на уроке?

Я могу похвалить себя за…?

VII. Подведение итогов.  Заключительное слово учителя.

Мы познакомились с Вами с поэтессой родного города Галиной Боженко с ее стихотворениями, рассмотрели сегодня  лишь некоторые стороны мира родной  природы  и поняли, что  природа - неотъемлемая часть души русского человека в стихах. Мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством пишет она свои стихи о Донецке, какие точные, красочные слова использует.  

Стихи помогают открывать красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы. Поэзия - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь быть именно такими!

 

Хочу в шалаш на берег речки... Приложение 2

Галина Боженко -Донецк

ХОЧУ В ШАЛАШ НА БЕРЕГ РЕЧКИ
ИЛЬ НА ПОЛЯНУ В ЛЕС ГУСТОЙ,
И У КОСТРА, КАК ВОЗЛЕ ПЕЧКИ,
ОПРЕДЕЛИТЬСЯ НА ПОСТОЙ…

ХОЧУ Я СОЛНЕЧНОГО ЛЕТА
И ЛУННЫХ, БАРХАТНЫХ НОЧЕЙ,
И СОЛОВЬИНОГО РАССВЕТА
ПОД НЕБОМ РОДИНЫ МОЕЙ!

РОСОЙ ХОЧУ Я УМЫВАТЬСЯ,,
ЛАДОНЯМИ ЕЁ ЧЕРПАТЬ,
ЕЁ ПРОХЛАДОЙ ВОСХИЩАТЬСЯ
И НИКАКИХ ПРОБЛЕМ НЕ ЗНАТЬ!

И БОСИКОМ ИДТИ ПО ПОЛЮ,
ТЕПЛО ЗЕМНОЕ ОЩУЩАТЬ,
СТЕПНОЕ ВЕЧНОЕ РАЗДОЛЬЕ,
КАК ДОМ РОДНОЙ, ВОСПРИНИМАТЬ,

ОДЕТЬСЯ В ПРОСТЕНЬКОЕ ПЛАТЬЕ,
СПЛЕСТИ РОМАШКОВЫЙ ВЕНОК
И РАСПАХНУТЬ СВОИ ОБЪЯТЬЯ,
УСЛЫШАТЬ РАДОСТИ ПОТОК

И  КРАСОТОЮ  ВОСХИЩАТЬСЯ,,
ВОСТОРГА ВОВСЕ НЕ СКРЫВАТЬ,,
НАВСТРЕЧУ СОЛНЦУ УЛЫБАТЬСЯ
И ПУТЬ ЗЕМНОЙ СВОЙ ПРОДОЛЖАТЬ,

ВСТРЕЧАТЬ СЧАСТЛИВЫЕ РАССВЕТЫ!
С НАДЕЖДОЙ, ВЕРОЮ В ДУШЕ
И ЗНАТЬ,ЧТО РАЙ СОВСЕМ НЕ ГДЕ-ТО,, 
А ЗДЕСЬ, ВОТ В ЭТОМ    ШАЛАШЕ…

   

"Городок мой в степи... " Приложение 1

Поклонюсь я тебе, мой поселок из детства,
Городок мой в степи, моя радость и боль
И спрошу тебя чутким, тоскующим сердцем:
- Как живешь ты и что там сегодня с тобой?

Как аллеи твои? Как там кружево кленов?
Кто любуется ими осенней порой?
Как живут тополя, что скрывают влюбленных,
Ива плачет о чем над моею скамьей?

Я о главном еще у тебя не спросила:
- Как мои земляки и чем славны их дни?
Где для дел своих добрых берут они силы
И какими заботами живы они?

И услышу я чутким, тоскующим сердцем,
Что живешь хорошо ты, что ладны дела,
Поклонюсь я тебе, мой поселок из детства,
Моей радости песня и гордости колокола!..

Опубликовано в группе «Классный час в школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.