Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через мультфильм по мотивам сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе), «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание)
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, игровая
Цель: Воспитывать духовно-нравственные качества личности ребёнка через анализ поступков героини мультфильма-сказки «Цветик-семицветик»
Задачи:
Образовательные:
Учить анализировать поступки героини сказки «Цветик-семицветик».
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, о важности уметь отличать добрые поступки от тех, которые приносят мимолетное удовольствие;
Развивающие:
совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность) навыки культурного общения со сверстниками.
Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность, милосердие, сочувствие.
Воспитывать стремление к добру в различных жизненных ситуациях.
Предварительная работа:
Чтение и по сказке В.П. Катаева «Цветик-семицветик»;
Беседа на тему: «Поговорим о доброте»;
Разучивание пословиц и стихотворений о доброте;
Разгадывание загадок (на закрепление цвета лепестков).
Проведение игр: «Доскажи доброе слово», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Хорошо – Плохо», «Копилка добрых дел».
Материалы: проектор и экран для просмотра мультфильма, цветок из картона с разноцветными лепестками, мешочек с предметами – баранка, картинка вазы, снежинка, кукла, Коврограф Воскобовича, музыкальное сопровождение, сердечки для каждого ребенка.
План занятия:
Вводная часть:
Релаксационное упражнение «Растение»
Игра «Загадай желание».
Создание проблемной ситуации.
Определение цели.
Основная часть:
Игра «Волшебный мешочек»
Разыгрывание ситуации «Как сказать маме?»
Игра-пазл «Собери вазу» с использованием Коврогрофа Воскобовича
Игра «Скажи наоборот».
Рефлексия (повторное загадывание желания)
Решение проблемы
3. Заключительная часть:
Подведение итогов занятия
Самоконтроль
Ход занятия:
Сегодня мы вспомним с вами одну вам уже знакомую сказку. В каждой сказке есть место волшебству. Вот и сейчас с вашей помощью и с помощью волшебства появится главный предмет из этой сказки.
Релаксационное упражнение «Растение».
(дети усаживаются на ковер на колени)
Воспитатель (под музыку) Представьте себе, что вы маленькие семена самых прекрасных растений. Теплый луч солнца упал на землю. Он согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток (дети медленно поднимают руки вверх, соединенные стрелочкой). Из ростка выросло прекрасное растение (дети встают на ноги, руками изображают волну). Каждый его листик нежится на солнышке, подставляя теплу и свету каждую половинку, поворачиваясь вслед за солнышком.
У воспитателя появляется цветик - семицветик. Дети садятся на места.
Воспитатель: Дети, вы догадались о какой сказке пойдет речь?
Дети: Цветик –семицветик.
Воспитатель: Правильно, такое же название носит и сам цветок. Он обычный? (волшебный). В чем заключается волшебство?
Дети: Этот цветок исполняет желания.
Воспитатель: У вас есть какие-то желания, чтобы вы загадали цветку?
Игра «Загадай желание». Дети произносят все свои желания по очереди.
Воспитатель: Ребята, сколько у вас желаний, и они такие разные. Но есть важные, а есть и не очень, можно сказать пустяковые. Нужно разобраться какие из них самые значимые, а какие нет. В этом нам поможет сказка. Как же нам в нее попасть?
У меня тоже есть одно, можно я загадаю? Но прежде чем его загадать, давайте вместе вспомним волшебные слова из сказки для исполнения желаний:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели…
Вели, чтобы мы оказались в сказке.
Воспитатель: сказке оказаться легко, на помощь нам придет мультфильм.
В мультфильме мы можем увидеть героев, какой у них внешний вид, окружающие их предметы, услышать их голоса, музыкальное сопровождение, которое не только отражает настроение персонажей, но и часто дает оценку их поступкам.
Просмотр начала мультфильма
Воспитатель: Ребята, как зовут девочку?
Дети: зовут девочку Женя
Воспитатель: Как она оказалась у бабушки?
Дети: Девочка Женя заблудилась, потеряв баранки, убегая за собакой.
Воспитатель: как мультфильме показали ситуацию, когда Женя заблудилась?
Дети: зазвучала быстрая тревожная музыка, стали стремительно сменяться картинки - появляться сады, дома, деревья.
Воспитатель: Приготовила я вам мешок да не простой. В нём лежат предметы, которые были в желаниях Жени. Вы будете подходить, руками ощупывать предмет. И должны рассказать об этом предмете, описать так чтобы дети узнали этот предмет. Отгадать из какого же желания этот предмет оказался.
Игра «Волшебный мешочек»
Воспитатель: какое же было вязано с этим предметом? Дети вытащили баранку. (Отрывают желтый лепесток).
Дети: загадала она, чтобы очутиться дома вместе с баранками.
Воспитатель: Ребята, а могла Женя обойтись без лепестка в этом случае?
Ответы детей: Да это было возможно
Воспитатель: Можно было извиниться перед мамой, и честно объяснить, как это произошло, и больше так не делать.
Дети: да, так нужно было сделать.
Воспитатель: Ребята, если бы вдруг такое произошло с вами, и у вас нет такого цветочка. Давайте представим – кто-нибудь из вас будет «мамой», другой – девочкой Женей.
Разыгрывание ситуации «Как сказать маме?»
Просмотр отрывка: желание Жени «Вернуться домой с баранками»
Воспитатель: Следующее желание Жени – это…? Картинка вазы (Отрывают красный лепесток).
Ответы детей: Чтобы вазочка была целая
Воспитатель: Почему она не призналась маме?
Дети: Испугалась, побоялась, струсила.
Воспитатель: А называется это качество, ребята, – трусость. Издавна люди о трусости говорили: «Волков бояться – в лес не ходить», «Трус и собственной тени боится».
Посмотрим, какой же Женю показали в мультфильме, когда она загадала это желание?
Просмотр отрывка мультфильма:
Воспитатель: А давайте мы с вами побудем волшебниками и поможем Жене склеить вазу.
Игра-пазл «Собери вазу» с использованием Коврогрофа Воскобовича.
Воспитатель: Третье желание? (вытаскивают из мешочка игрушку)
Дети: Желание иметь много игрушек. (Отрывают оранжевый лепесток)
Воспитатель: Какое качество проявилось в Жене в тот момент, когда она загадала это желание?
Дети: жадность, зависть и желание похвастаться.
Просмотр фрагмента (Женя встречает девочек и загадывает желание)
Воспитатель: А как могла поступить Женя в этой ситуации?
Вытаскивают из мешочка снежинку.
Воспитатель: И следующим желанием Жени было?
Дети: Поиграть с мальчишками в полярников.
Воспитатель: А почему ребята не взяли ее в игру.
Дети: Потому что она девочка.
Просмотр фрагмента (диалог мальчиков)
Воспитатель: Дети, мальчики вежливы были, говорили культурно?
Дети: Нет, они говорили грубо, невежливо.
Игра «Скажи наоборот».
Мяч скорее вы ловите, и слова наоборот говорите (плохой-хороший, злой-добрый, плачет-смеется, грустный-веселый, грубый-нежный,).
Воспитатель: Как вы думаете, что значит быть вежливым?
Дети: Вежливость – это когда люди культурны и доброжелательны друг к другу.
-Дети, в мешочке нет предметов, а лепестки ещё остались. Было у девочки еще одно желание, самое важное…
Шум городского парка на фоне
Воспитатель:А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза… слушать только мой голос и музыку…. а почувствовать всё то, что чувствовал мальчик Витя до знакомства с Женей и после него.
Чтение отрывка сказки
Под мелодичную музыку воспитатель говорит… Мальчик Витя сидел на скамейке в парке. Он с любопытством рассматривал прохожих. Вот девочка проехала на велосипеде, а вот и мальчишки пробежали. Они похожи на стайку воробьев, Витя тоже хотел бы сорваться с места и побежать или даже просто пойти, но… К сожалению, это невозможно…. У него болят ноги. И так грустно и тоскливо становится от этого. Но вот он видит, что по улице идёт девочка. Женя познакомилась с Витей и сделала этого мальчика счастливым… а всего то. Пожелала, чтобы мальчик был здоров. И Вите показалось, что он умеет летать, так легка и беззаботна была его походка. С какой радостью он играл с Женей в салки. А девочка Женя поняла, что ни одни игрушки в мире не стоят такого хорошего настроения друга!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, за каждый хороший поступок есть награда? А самой лучшей наградой для девочки Жени, что стало? Медаль, кубок, много игрушек (у нее их было больше всех на свете), горы конфет?
Нет! лучшей наградой стала улыбка Жени, его дружба, его здоровье, его счастливые глаза, веселый смех. Этого нельзя купить ни за какие деньги! Это бесценная награда, которую получила взамен Женя на своё желание.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему Женя, сказала, 6 ее желаний были пустыми, бесполезными? И какое желание оказалось самым важным?
Ответы детей
А теперь представьте, что у каждого из вас есть лепесток от цветика-семицветика. Подумайте, что бы вы загадали теперь, после просмотра сказки. Давайте вместе произнесём волшебные слова, а затем поделимся своими желаниями.
Воспитатель вместе с детьми произносит слова:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли – Быть, по-моему, вели.
Дети говорят свои желания.
Воспитатель: ребята, как изменились ваши желания, вы заметили, что вы загадали многое не только для себя, а для своих близких, родных, друзей для тех, кто нуждается в помощи, ласке, заботе. И это называется сочувствие, милосердие. Ведь правда, слово «милосердие» разложить на два слова получится милое сердце. У меня для вас есть тоже подарки. Это сердечки, как напоминание о милосердии и сочувствии, сопереживании к ближнему.
Воспитатель: А я желаю, пусть мысленно цветик-семицветик всегда будет с вами. Как только вы захотите помочь кому-нибудь очень сильно, захочется совершить какой–либо добрый и полезный поступок, представьте, что отрываете по одному лепестку и произносите волшебные слова и у вас обязательно все получится! Не отрывайте лепестки просто так! Многое из того, что вы желаете, может случиться и без помощи волшебства! Надо только постараться, потрудиться. Я хочу, чтобы дети в нашей группе были самыми добрыми, честными, заботливыми и самыми дружными!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №131»
Конспект занятия по развитию речи
«Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через мультфильм по мотивам сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Подготовила: воспитатель Лапенко О.М.
Курск - 2022