12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Левыкина Ольга Васильевна75

В. А. Сухомлинский считал, что «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»

 

Два волка

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, эгоизм, лень, ревность, ложь… Другой волк представляет добро – любовь, верность, честность, щедрость… Маленький индеец задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?». Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».)

 

Что такое сказка?  Главное – это метод воспитания, древний, как само человечество. Метод, позволяющий не наказывать ребенка, но воспитывать его словом. Здесь наказ - как предупредить, уберечь. Метод, исключающий жестокость воздействия и развивающий способность думать. Сказка  воспитывает, формирует, поддерживает созидательную систему важного, главного для человека. Основное воздействие сказки незаметно  происходит именно на ценностном уровне. Прежде всего, они несут информацию о важных ориентирах во все времена. Благодаря этому и укрепляется «ось человека», его жизненный стержень. При этом под воспитанием в данном случае мы подразумеваем «в ось питание», т.е. питание оси, жизненного стержня ребенка, формирование «нравственного иммунитета». Когда малыш станет взрослым человеком, многое в его жизни будет зависеть от крепости и силы его внутреннего стержня, а также от эффективной работы нравственного иммунитета.

Не секрет, что мы живем в мире, где добро и зло ходят рядом. Даже самым любящим и заботливым родителям не удастся полностью оградить своего ребенка от негативного влияния социума, от проявления зла. Это в принципе невозможно сделать. Но не стоит запугивать малыша, внушая ему мысль, что «мир несправедлив и опасен». В мире есть абсолютно все: Верность ходит по тем же улицам, что и предательство, Дружба соседствует с враждой, а Честность с ложью. Лучше вспомнить народную мудрость – предупрежден, значит, вооружен, и с малых лет учить ребенка различать добро и зло, причем как во внешнем мире, так и во внутреннем. (Притча «Два волка»).

  Сказка природосообразна. В ней нет ничего искусственного, одни абсолютно натуральные  компоненты. Концентрат мудрости, передаваемый из поколения в поколение через добрые слова, красивые метафоры, чистые жизненные смыслы. Во все времена сердца, души и умы потребляли сказки. Потому что сказки, легенды, притчи, мифы – качественная пища для разума, сердца и души. Причем пища разнообразная – и сладкая, и соленая, и с горчинкой, и с кислинкой. Миллион оттенков вкуса, эмоций, смыслов можно разглядеть, расшифровать в сказках и напитаться ими. Она проникает глубоко в сердце, сознание, подсознание, душу. Мельчайшие частицы  сакральной информации проникают в микроскопические отверстия нашего разума и чувств и конечно, наших детей тоже.

Сказка не приносит вреда ни психике, ни душе, ни уму, ни сердцу. Напротив, помогает решать многие внутренние вопросы. Не редко дети просят читать одну и ту же сказку много дней, хотя тут же рассказывают ее наизусть. Так они формируют свои внутренние ощущения и представления о мире, решают свои внутренние неосознаваемые конфликты, тем самым укрепляясь.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, безразличие по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости, целомудрии, ответственности. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. И сказка в этом нам главный помощник. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни чада и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает воображение, эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения. Важнейшее значение сказки еще и в том, что она позволяет ребенку видеть мир в его целостности. Проживая сказочный сюжет, он учиться сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей, мир красочный, живой, наполненный звуками и красками. Кстати, при подаче дидактического материала, дидактических игр сказки также приходят нам на помощь. Это и создание сюжета, соответственно материалу, или положительный любимый герой, добрый, честный, трудолюбивый, который вместе с детьми решает дидактические задачи.

Сказка является неотъемлемым элементом я. Она, в первую очередь, основана на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. На языке сказки можно говорить с внутренним миром ребенка, с его бессознательным, душой. Тонкие аспекты нашей личности «разговаривают» с нашим сознанием на языке метафоры, образов. И язык сказки понятен ребенку, он позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим. Отношения между персонажами и сказочный сюжет помогают понять причины поступки и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека. Именно поэтому значение сказки в воспитании детей так велико. Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители или воспитатели дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает ребенок. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Гуси- лебеди», «Колобок», «Три поросенка», «Три медведя»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет малышу применить на практике элементарные правила безопасности.

Слушая интересные истории дети развивают способность осознавать эмоции, что содействует развитию процессов  мышления, пониманию себя, а так же эмоциональному и интеллектуальному росту. Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям.  

Ребенок всегда отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Представления, полученные детьми из сказок, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

ИТАК!!!

Сказка - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников. Сказка способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми они в дальнейшем руководствуются в своих поступках всю жизнь.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.