12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чиченин Александр Николаевич106
Россия, Мордовия респ., Краснослободский район, с. Гумны
2

Воспитание гражданственности на основе патриотических традиций и современных примеров героизма









Статья


Воспитание гражданственности на основе патриотических традиций и современных

примеров героизма


Учитель истории МБОУ «Гуменская

средняя общеобразовательная школа»

Чиченин А.Н.











[Слайд 1] Патриотизм – социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. [Слайд 2] Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма выражается прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой, малой родине, привычному укладу жизни. Наиболее близким по содержанию к понятию «патриотизм» в истории педагогической теории и практики является понятие «гражданственность». [Слайд 3] И неслучайно потому патриотическое воспитание рассматривается как неотъемлемая часть гражданского образования и воспитания. [Слайд 4]

Патриотическое воспитание ценно тем, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиции. [Слайд 5]

Истории и обществознанию, тем предметам, которые мы с вами преподаем, принадлежит, несомненно, ключевая роль в воспитание гражданственности подрастающего поколения. [Слайд 6] На уроках мы формируем интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, помогаем приобщиться к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути понятия - патриотизм. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями настолько богат, что практически на каждом уроке мы имеем возможность уделить внимание проявлениям мужества, героизма, выполнению долга пред Родиной. [Слайд 7] Проходя путь от древности до наших дней, обучающиеся узнают о деятельности выдающихся исторических фигур, об их заслугах перед народом и родной землей: это князья и цари, министры и деятели искусств, полководцы и флотоводцы, ученые и первооткрыватели, мыслители и путешественники и т.д. [Слайд 8] Их имена у всех на слуху, вклад в развитие государства и общества каждого из них значителен. Это и простые люди, в трудные времена воодушевленные патриотическим чувством, вставшие на защиту Отечества. [Слайд 9] Особо всегда выделяется подвиг нашего народа в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. [Слайд 10] Стараемся научить детей чувствовать и сопереживать тяжелые времена в нашей истории, видеть причины подобного, делать соответствующие уроки. [Слайд 11] Ориентируем учащихся на объективное научное понимание всех составляющих патриотизма в контексте межнациональных отношений, идей гуманизма, уважения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности и вероисповедания. [Слайд 12]

Следует отметить, что серьезную работу по воспитанию гражданственности проводят и наши коллеги на уроках русского языка и литературы, мордовского языка, географии, основ безопасности жизнедеятельности и др., учителя начальных классов, основ православной культуры и светской этики, библиотекари, которые также опираются на патриотические традиции и краеведение. [Слайд 13]

Это естественно любить тот край, в котором родился – какой бы он ни был, он свой и другого такого нет. В настоящее время проводится много разных конкурсов, конференций по краеведению, где наряду с историками активно принимают участие другие учителя предметники, учащиеся со своими проектами. Это характерно и для нашей школы. [Слайд 14] В ходе подготовки проектов, в процессе проведения подобных мероприятий, тесно контактируя с другими участниками, дети проникаются чувством любви к своей родной земле, природе, к ее истории, людям, здесь жившим когда-то и оставившим о себе память в виде архитектурных сооружений, жилых построек, предметов труда, бытовых вещей, традиций. [Слайд 15]

Таким образом, опираясь на историю страны и историю родного края, возможно сформировать ответственное отношение за судьбу Родины, чувство сопричастности ко всему что происходит с ней, гражданственности.

Однако современное поколение не всегда готово брать пример с «героев былых времен». Все меньше остается в живых ветеранов Великой Отечественной войны, с которыми можно побеседовать о том, что они пережили, какую цену наш народ заплатил за победу. Сегодняшний мир стремительно меняется, кажется, что время все ускоряется, общество разделено, господствуют индивидуализм и жажда наживы. Есть ли в нем место подвигу? Есть ли сегодня примеры проявления патриотизма, и кто они современные патриоты и герои? Обязательно мы должны показать обучающимся, что такие люди есть в нашей стране, что такие люди живут рядом с нами. Вот некоторые из них.

[Слайд 16] Евгений Николаевич Чернышёв (1963–2010 гг.) — советский и российский пожарный, начальник Службы пожаротушения Главного управления МЧС России по г. Москве, полковник внутренней службы, Герой России (посмертно). На его счету более 250 крупных пожаров, десятки спасенных жизней. В 2000 году участвовал в тушении пожара на Останкинской башне, в 2006 — руководил тушением пожара в Главном здании МГУ им. Ломоносова. Погиб 20 марта 2010 года при обрушении конструкции во время пожара в бизнес-центре на севере Москвы, выведя на улицу группу людей и вновь вернувшись в здание.

[Слайд 17] Безусловными героями современности являются офицеры и солдаты 6-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ, которые 29 февраля — 1 марта 2000 года вступили в бой со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков, руководимых Хаттабом, под Аргуном в Чечне, на высоте 776 — подполковник М. Н. Евтюхин, майор С. Г. Молодов, капитан В. В. Романов, старший лейтенант А. М. Колгатин, лейтенант А. В. Воробьёв, лейтенант Д. С. Кожемякин, рядовые Александр Супонинский, Андрей Поршнев и многие другие. Геройски проявили себя группа бойцов 4-й роты во главе с майором А. В. Доставаловым и бойцы 1-й роты 1-го батальона, пытавшиеся оказать помощь боевым товарищам. Десантники больше суток сдерживали натиск боевиков. Однако 1 марта в 5 часа утра высота была занята, боевикам удалось прорваться из Аргунского ущелья. В бою погибло 84 военнослужащих 6-й и 4-й рот, в том числе 13 офицеров. В живых остались только 6 бойцов Но, выполняя приказ, десантники уничтожили более 400 боевиков.

[Слайд 18] Леонид Михайлович Рошаль (1933 года рождения) — советский и российский педиатр и хирург, доктор медицинских наук, профессор, общественный деятель, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, «Детский доктор мира» (1996 г.), эксперт Всемирной организации здравоохранения. В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. Помогал детям, пострадавшим во время революций в Румынии, войн в Ираке (1991 г.), Югославии, Палестинской автономии, Чечне, а также во время землетрясений в Японии, Афганистане (1998 г.), Турции (1999 г.) и Индии (2001 г.). Вёл переговоры с террористами во время теракта на Дубровке (2002 г.). В результате, благодаря его участию из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также Рошаль вёл переговоры с террористами в Беслане (2004 г.).

[Слайд 19] Героем России (посмертно) стал Сергей Александрович Солнечников (1980–2012 гг.) — российский офицер, майор, командир батальона связи, ценой своей жизни спасший подчинённых ему солдат при взрыве боевой гранаты.

Примером яркого проявления гражданственности и патриотизма являются наши спортсмены олимпийцы и особенно паралимпийцы, [Слайд 20] как никогда успешно выступившие в Сочи, подарившие всей стране радостные мгновения долгожданных побед, чувство гордости за Россию. [Слайд 21] Ну и конечно же, мужественные жители Крыма – наши соотечественники, которые в трудное для них время сплотились, не пустили на полуостров фашиствующие банды и твердо проявили волю вернуться в состав Российской Федерации. [Слайд 22]

Дети начинают понимать: герои, патриоты – такие же простые люди как и они. Близкими становятся мотивы, которые побуждали этих людей поступать таким образом. Происходит какой-то перелом в сознании учеников. Они находят в своем окружении достойных подражания людей: а у меня бабушка…, а у меня дедушка или прадедушка…, а в нашей семье был…, у нас на улице живет… [Слайд 23] Наверняка все вы, коллеги, слышите подобные рассказы от своих учащихся, которые затем выливаются в проекты, исследования, [Слайд 24] но главное что патриотизм становится по-настоящему понятным детям через это осознание причастности их родственников, односельчан и их самих к своей Родине, ее прошлому, настоящему и будущему. [Слайд 25]

Место патриотического чувства в структуре личности человека непосредственно связано с деятельностью, а значит, и содержание гражданственности, и процесс её формирования имеют деятельностную сущность. Это следующий шаг в нашей работе – воспитательная деятельность предметно-практического характера. Например, фольклорные, этнографические, археологические, экологические, краеведческие мероприятия, [Слайд 26, 27] экскурсии по родному краю, присмотр за памятниками, [Слайд 28] помощь пожилым, [Слайд 29] чествование людей труда, учителей пенсионеров и многое другое. [Слайд 30] Все это, конечно, сопровождается встречами и беседами с людьми разных поколений, разной судьбы, разной культуры, обогащая сознание подрастающего поколения образцами трудолюбия, ответственности за дела и поступки, преданности своей земле. Такие акции проходят, я уверен, повсеместно, и мы видим, с каким желанием принимают в них участие наши дети.

[Слайд 31] Воспитание человека-патриота, формирование у него свойств духовно-нравственной личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться – есть важнейшее условие реализации гражданско-патриотического воспитания, основы успешного развития России. [Слайд 32]

7


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.