Статья на тему «Воспитание культуры здоровья у дошкольников»

23
7
Материал опубликован 15 November 2016

Пережив инновационный бум и реформы конца 20 века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новую стадию его модернизации. На данном этапе это - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативно – правовыми документами, Законом РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития страны. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма. В Конвенции по правам ребенка отражены его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Актуальность данной темы обусловлена потребностью государства в здоровой нации. Известно, что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, на данном этапе здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Потребности в здоровье у самого ребенка нет. Он верит в его нерушимость. Она есть у родителей, общества. Но у каждого ребенка, есть огромное желание, скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Реформирование системы здравоохранения, свертывание профилактической работы, недостаточная грамотность, зачастую и нежелание родителей придерживаться здорового образа жизни, отсутствие продуманной экологической политики, нравственный дискомфорт и череда стрессов привели подрастающее поколение, к асоциальности во всех ее проявлениях. О здоровье подрастающего поколения, в абсолютном его понимании, говорить не приходится. Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления. Поэтому значительная и определяющая доля участия в формировании здорового образа жизни ложится на педагогические учреждения, в том числе и дошкольного воспитания.

Необходим поиск средств, способствующих сохранению здоровья детей дошкольного возраста, и повышения уровня их культуры здоровья. Возникает необходимость создания системы работы, предполагающий интегративный подход к образовательной и оздоровительной деятельности. Необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в использовании педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит воспитать ребенка, у которого будут устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Ребенка, у которого присутствуют определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение, который способен оценить свои возможности, верит в свои силы, имеет представление о своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровой жизни. Результатом культуры здоровья ребенка дошкольного возраста будет оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания.

Важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения  и укрепления своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий, включающих в себя:

медико – профuлактические: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей, физического развития, организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа;

физкультурно-оздоровительные: технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка;;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного учреждения;

 здоровьесберегающие образовательные технологии: организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные.

педагогические технологии активной предметно-развивающей среды.

Основная роль по организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей отводится педагогу. Только человек, имеющий высокий уровень профессионально – этической, валеологической, рефлексивной культуры, умеющий познать других и, занимающийся самопознанием, способный генерировать плодотворные педагогические идеи, обеспечит положительные результаты в воспитании у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью. Проведение в ДОУ «Дней здоровья для педагогов», педагогических советов в форме деловой игры, КВН способствуют формированию и развитию личностных креативных качеств, творческого самосовершенствования, повышения их компетентности в вопросах ЗОЖ.

Значительное место в процессе воспитания культуры здоровья детей имеет педагогическая компетентность родителей. В целях создания благоприятного эмоционального комфорта в процессе общение детей и взрослых, педагоги приглашают родителей принять участие в совместных досугах, спортивных праздниках и других формах педагогической работы. Деятельность участников педагогического процесса направлена на формирование у родителей мотивации к сотрудничеству с дошкольным образовательным учреждением: привитие им чувства осознания себя неформальными коллегами педагогов; повышение валеологической  и коммуникативной культуры, укрепление института семьи.

В результате работы у ребенка повышается эффективность самооценки здоровья, возникает желание в его сохранении и укреплении, в использовании накопленного опыта в практике повседневных жизненных ситуаций. Ребенок выступает в роли созидателя своего здоровья.

1. Каменская В. Г., Котова С. А. Аксиологическая парадигма здоровья в российском образовании // Вестник герценовского университета. 2007. № 6. С. 43-47

2. Пазыркина М.В., Плахов Н.Н. «Здоровьесберегающие технологии как основной компонент образовательного процесса дошкольников»//Материалы Х1У Всероссийской научно-практической конференции. 23-26 ноября 2010 . СПб: РГПУ им. А.И.Герцена. С. 95-97.

3. Сопко Г.И. Скворцова Н.Н. Платонов Д.В. «Закаливание как фактор повышения культуры здоровья». «Здоровье детей как ценность культуры»// Материалы Х международной конференции «Ребенок в современном мире». 16-18 апреля 2003 . СПб 20036 РГПУ им. А.И. Герцена. С. 313-315.

4. «Здоровьесберегающее обучение и воспитание» /под ред. Андреева В.И./ – Казань. Центр инновационных технологий,2000.

Комментарии

Рада землякам! Зоя.

20 November 2016

Будем дружить!!!

20 November 2016

Ирина Вилорьевна! Опубликовала новую работу, може будет интересно? посмотрите, оцените. Зоя.

20 November 2016

Тема действительно важна, актуальна.

20 December 2016

Рада помочь.

25 January 2017

Очень интересная тема,спасибо.

8 January 2017