Статья на тему «Воспитание культуры здоровья у дошкольников»
Пережив инновационный бум и реформы конца 20 века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новую стадию его модернизации. На данном этапе это - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативно – правовыми документами, Законом РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития страны. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма. В Конвенции по правам ребенка отражены его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Актуальность данной темы обусловлена потребностью государства в здоровой нации. Известно, что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, на данном этапе здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Потребности в здоровье у самого ребенка нет. Он верит в его нерушимость. Она есть у родителей, общества. Но у каждого ребенка, есть огромное желание, скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Реформирование системы здравоохранения, свертывание профилактической работы, недостаточная грамотность, зачастую и нежелание родителей придерживаться здорового образа жизни, отсутствие продуманной экологической политики, нравственный дискомфорт и череда стрессов привели подрастающее поколение, к асоциальности во всех ее проявлениях. О здоровье подрастающего поколения, в абсолютном его понимании, говорить не приходится. Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления. Поэтому значительная и определяющая доля участия в формировании здорового образа жизни ложится на педагогические учреждения, в том числе и дошкольного воспитания.
Необходим поиск средств, способствующих сохранению здоровья детей дошкольного возраста, и повышения уровня их культуры здоровья. Возникает необходимость создания системы работы, предполагающий интегративный подход к образовательной и оздоровительной деятельности. Необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в использовании педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит воспитать ребенка, у которого будут устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Ребенка, у которого присутствуют определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение, который способен оценить свои возможности, верит в свои силы, имеет представление о своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровой жизни. Результатом культуры здоровья ребенка дошкольного возраста будет оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания.
Важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий, включающих в себя:
медико – профuлактические: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей, физического развития, организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа;
физкультурно-оздоровительные: технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка;;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного учреждения;
здоровьесберегающие образовательные технологии: организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные.
педагогические технологии активной предметно-развивающей среды.
Основная роль по организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей отводится педагогу. Только человек, имеющий высокий уровень профессионально – этической, валеологической, рефлексивной культуры, умеющий познать других и, занимающийся самопознанием, способный генерировать плодотворные педагогические идеи, обеспечит положительные результаты в воспитании у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью. Проведение в ДОУ «Дней здоровья для педагогов», педагогических советов в форме деловой игры, КВН способствуют формированию и развитию личностных креативных качеств, творческого самосовершенствования, повышения их компетентности в вопросах ЗОЖ.
Значительное место в процессе воспитания культуры здоровья детей имеет педагогическая компетентность родителей. В целях создания благоприятного эмоционального комфорта в процессе общение детей и взрослых, педагоги приглашают родителей принять участие в совместных досугах, спортивных праздниках и других формах педагогической работы. Деятельность участников педагогического процесса направлена на формирование у родителей мотивации к сотрудничеству с дошкольным образовательным учреждением: привитие им чувства осознания себя неформальными коллегами педагогов; повышение валеологической и коммуникативной культуры, укрепление института семьи.
В результате работы у ребенка повышается эффективность самооценки здоровья, возникает желание в его сохранении и укреплении, в использовании накопленного опыта в практике повседневных жизненных ситуаций. Ребенок выступает в роли созидателя своего здоровья.
1. Каменская В. Г., Котова С. А. Аксиологическая парадигма здоровья в российском образовании // Вестник герценовского университета. 2007. № 6. С. 43-47
2. Пазыркина М.В., Плахов Н.Н. «Здоровьесберегающие технологии как основной компонент образовательного процесса дошкольников»//Материалы Х1У Всероссийской научно-практической конференции. 23-26 ноября 2010 . СПб: РГПУ им. А.И.Герцена. С. 95-97.
3. Сопко Г.И. Скворцова Н.Н. Платонов Д.В. «Закаливание как фактор повышения культуры здоровья». «Здоровье детей как ценность культуры»// Материалы Х международной конференции «Ребенок в современном мире». 16-18 апреля 2003 . СПб 20036 РГПУ им. А.И. Герцена. С. 313-315.
4. «Здоровьесберегающее обучение и воспитание» /под ред. Андреева В.И./ – Казань. Центр инновационных технологий,2000.
Сидорова Зоя Григорьевна
Корчагина Ирина Вилорьевна
Сидорова Зоя Григорьевна
Верхозина Александра Николаевна
Корчагина Ирина Вилорьевна
Шалина Наталия Александровна
Корчагина Ирина Вилорьевна