12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
3

Методические рекомендации по воспитанию культуры поведения у детей на русском и английском языках

Автор: Колесникова Анастасия Викторовна

Должность: учитель английского языка

Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Белоярский»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г.Белоярский

Методические рекомендации по воспитанию культуры поведения у детей на русском и английском языках.

Пояснительная записка: данная статья предназначена как для педагогов, так и для родителей, и направлена на повышение культуры поведения, отраженной в русском и английском языках.

Формирование культуры поведения – одна из самых актуальных проблем нашего времени, поэтому её решение должно осуществляться всеми участниками образовательных отношений. Перед дошкольной образовательной организацией среди наиболее важных стоят задачи по обучению и воспитанию, основанных на принятых в обществе правилах и нормах поведения, а также по формированию общей культуры личности детей и развитию их нравственных качеств.

Воспитание культуры поведения необходимо начинать с самого раннего возраста, чтобы на этапе поступления в школу у ребёнка уже были сформированные следующие компетенции:

умение слушать и слышать говорящего;

умение понимать чувства, эмоции и настроение говорящего;

умение осмысливать свои поступки и поступки окружающих;

знание моральных нормам, ориентируясь на происходящую ситуацию, и умение вести себя в соответствии с ними;

умение правильно выражать свои эмоции и чувства.

Именно поэтому педагогам нужно создавать различные ситуации как делового, так и светского общения детей со сверстниками и взрослыми. Необходимо отметить, что особое значение приобретает создание благоприятная образовательно-воспитательной среды, которая содействует индивидуальному развитию и духовно-нравственному становлению личности ребёнка. И для её создания педагогам следует сотрудничать с семьями воспитанников.

Воспитание культуры поведения детей в семье не может происходить изолированно, так как ребёнок посещает дошкольное учреждение, занимается в кружках и секциях. При всей универсальности семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты гармоничного воспитания. Но так как Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка, а образовательные организации оказывают лишь поддержку в этом деле, то необходимо выстроить взаимодополняющую систему формирования культуры поведения.

Дошкольная организация имеет множество ресурсов и накопленный опыт, но для осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку необходима тесная связь с семьёй. Для повышения эффективности воспитания культуры поведения нами были разработаны методические рекомендации для родителей, следование которым поможет им сориентироваться во множестве подходов и методов воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Прежде всего родителям следует придерживаться следующих принципов:

1) Принцип системности. Формируя культуру поведения дошкольников, родителям необходимо понимать, что это длительный и сложный процесс, результаты которого будут видны только если применять систему методов воздействия на ребёнка.

2) Принцип опоры на положительное. Родители должны в первую очередь выявлять в ребенке положительные качества, а затем, опираясь на них, развивать другие качества, которые могут быть отрицательными или недостаточно сформированными. Так же родителю нужно уметь проектировать хорошее поведение, внушать ребёнку уверенность в достижении положительных результатов и подбадривать в случае неудач.

3) Принцип гуманизации. Этот принцип предусматривает гуманное отношение к личности ребенка, уважение его прав и свобод, а также предъявление разумных требований. Родитель должен уважать право ребенка быть самим собой и не пытаться насильственно формировать те качества, которые противоречат каким-либо убеждениям ребенка.

4) Принцип индивидуальности. Родитель должен знать индивидуальные особенности ребёнка, черты его характера, темперамент, интересы и привычки. Это позволит родителям сформировать в ребёнке такие личностные качества, как образ мышления, отношение к жизни и труду, установки, личные планы.

5) Принцип единства. Все лица, причастные к воспитанию ребенка должны действовать сообща, предъявлять ребёнку согласованные требования. В ином случае, ребенок просто не будет знать, кому верить, к кому лучше обратиться за помощью.

В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример родителей. Нельзя забывать, что ребёнок формирует в своём сознании образы и прототипы поведения, основываясь на увиденном. И особую роль здесь играют родители, так как они являются самыми близкими людьми для дошкольника. Всегда нужно помнить, что ребёнок – это отражение родителей во всех аспектах. Иногда, чтобы понять, почему ребёнок поступает так, а не иначе, нужно проанализировать собственное поведение.

Чтение художественной литературы также позволяет дошкольнику найти образы, близкие к его личному опыту. При чтении следует задавать ребёнку вопросы, узнавать его личное отношение к тому или иному герою, спрашивать о том, как он сам мог бы поступить в данной ситуации, акцентировать внимание на положительных героях и их поступках.

Одним из эффективных способов повышения уровня культуры поведения является посещение театров, кинотеатров, кафе и т.д. После изучения норм поведения в каком-либо общественном месте на занятиях, воспитателю следует порекомендовать родителям посетить это место вместе с ребёнком, чтобы закрепить изученные нормы. Регулярные походы в подобные места позволит дошкольнику на долгое время запомнить, как правильно себя вести.

Воспитание культуры поведения происходит не только при специально организованных условиях, но в обыденных делах, таких как умывание, одевание, сон, питание. Важно следить за выполнением алгоритмов режимных моментов, чтобы у ребёнка сформировались правильные привычки, и выполнение данных действий вызывало у него положительные эмоции.

Дети старшего дошкольного возраста активно общаются со сверстниками и взрослыми, и воспитание культуры общения является одной из самых важных задач. Следует уделять большое внимание формированию навыков вежливого общения в различных ситуациях, уместному применению лексики и жестов. С этой целью можно заучивать с ребёнком небольшие стишки о нормах поведения, разучивать пальчиковые игры.

Воспитание культуры поведения в англоязычных странах требует особого внимания, так как многие нормы отличаются от общепринятых в нашей стране. В современном мире у нас есть возможность использовать такое средство воспитания, как мультипликация. Просмотр мультфильмов о культуре поведения в англоязычных странах позволяет детям узнать много нового в интересной форме. Активизация словаря английских вежливых слов также необходима, так как правильно сформированный словарный запас позволяет ребёнку выразить свои мысли в соответствии с необходимыми нормами. Но для этого родителю необходимо самому ориентироваться в языке и английской культуре.

Полезным занятием будет создание «Дерева хороших поступков» или «Копилки добра», где ребёнок каждый день или неделю будет отмечать, какие хорошие поступки он совершил. Правильным решением будет поощрять дошкольника, чтобы стимулировать.

Важно воспитывать у ребенка любовь и привычку к труду, следуя правилу воспитания «Не делай за ребёнка того, что он может сделать сам». Делая что-либо за ребёнка, родители считают, что помогают ему. На самом деле они лишь препятствуют выработке у него полезных навыков, мешают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям выполненные без помощи взрослых дела.

На протяжении всего процесса воспитания культуры поведения необходимо формировать в ребёнке такие качества, как отзывчивость, вежливость, доброта, щедрость, желание прийти на помощь, уважительное отношение к каждому человеку и животным, искренность, трудолюбие, справедливость, умение решать конфликты и находить компромиссы и т.д.

Таким образом, семья и дошкольное учреждение являются неотъемлемыми факторами становления личности ребёнка. Отношения между семьёй и ДОО должны быть основаны на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитателям необходимо оформлять и предоставлять родителям актуальную информацию, касающуюся воспитания культуры поведения дошкольников. Родители же, в свою очередь, должны брать равную ответственность за воспитание ребёнка и способствовать его всестороннему развитию. Множество форм и средств воспитания культуры поведения позволяют родителям выбрать наиболее подходящие для них и их ребёнка, а разработанные методические рекомендации – сформировать свою систему воспитания.

Список используемой литературы:

Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.