Программа воспитательной работы для 5 класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №96»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Классный руководитель
Лесникова Е.В.
г. Пермь, 2016
«То, что идёт от сердца, до сердца и доходит»
Пайэтт
Пояснительная записка
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и обучающихся. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.
Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.
В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания обучающихся, то есть учет индивидуальных особенностей как обучающихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, спортивная секция и т.д.)
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Главная цель воспитательной программы – воспитание духовно- развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
развивать индивидуальные творческие способности обучающихся
формировать гражданско-патриотические качества личности
воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию
формировать культуру здоровья
воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Я-концепцию, нравственные качества личности
воспитывать чувство уважения к родителям, семье
воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству
воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности
формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами
Программа предусматривает
воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе
воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.
воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей
воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.
Формы реализации задач:
изучение психологических особенностей обучающихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с обучающимися и родителями, анкетирование, мини-исследования)
тематические классные часы
дискуссии, диспуты, конференции
ролевые, деловые, образовательные игры
экскурсии, походы, уроки в музей
соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны
проектные игры
участие в акциях
организация занятости во второй половине дня.
Ожидаемые результаты
лидерские качества;
адекватная самооценка;
сплоченность коллектива;
способность включения в работу;
способность к выполнению намеченных целей;
способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон – желание самосовершенствоваться;
формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.
Основные принципы программы воспитания
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и обучающихся в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
Принцип целостности в воспитании.
Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
Принцип культуросообразности
Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека.
Принцип природосообразности
Все принять таким как есть, развивать данные ребенку способности.
Принцип воспитания творческой личности ребенка.
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к обучающимся – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.
Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления обучающихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и обучающимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, походах, соревнованиях сближает обучающихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Принцип сотрудничества.
Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества
Основные аспекты воспитательной работы
Программа воспитательной работы основана на 5 основных видах деятельности, влияющих на развитие личности ребенка:
Познавательная деятельность
Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
Темы ученических проектов:
Проект «Мое родословное дерево»
Проект «Я в мире профессий»
Гражданско – нравственная деятельность
Направление соответствует патриотическому, гражданскому, экологическому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению народной культуры, национальных традиций, толерантному отношению друг к другу, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе. Воспитание на героических примерах прошлого, на традициях предков является довольно эффективным. Поэтому одним из важнейших направлений считаю изучение быта, верований, традиций народов, населяющих Россию, так как, только зная прошлое, можно создавать будущее.
Темы ученических проектов:
Проект «Общение без конфликтов»
Здоровый образ жизни
Данное направление соответствует физическому воспитанию обучающихся. Предполагает формирование у обучающихся ценностного отношения собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
Темы ученических проектов:
Проект «Спорту – да! Вредным привычкам – нет!»
Художественно – творческая деятельность
Данное направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
Темы ученических проектов:
Проект «Мои увлечения»
Работа с родителями
Одна из главных задач классного руководителя — это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи со школой. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей, детей, классного руководителя и учителей, которая может быть организована в различных формах.
Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.
Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем.
Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.
Индивидуальные собеседования.
Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно, отметить отставания или похвалить за успехи.
Пресс – конференция с родителями.
Эту форму работы можно проводить в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, завуча, директора школы, с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.
Родительские собрания, проводимые совместно с детьми.
Это собрание проводится вместе с детьми. Должна быть проведена большая предварительная работа с детьми: составление сценария, распределение ролей, запоминание текстов, подготовка ведущих собрания. Родители же приходят на собрание как обычно. Перед ними сидят их дети, они на этом собрании стали учёными, учителями, директорами школ и т.д. Рассказывают заранее выученные тексты по воспитанию детей и в конце своего выступления просят своих родителей поделиться своим опытом по воспитанию. Таким образом, мы воспитываем не только родителей, но и будущих родителей – наших детей.
Цель: Создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие обучающихся.
Задачи:
формирование культуры общения у родителей;
оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
выработка совместных требований к обучающимся;
вовлечение родителей в воспитательный процесс:
создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей.
Виды взаимодействия классного руководителя и родителей:
Учебная деятельность
Познавательная деятельность
Общественно – полезная деятельность
Творческая деятельность
Спортивно – оздоровительная деятельность
Экологическая деятельность
Мониторинг эффективности программы.
Показатели |
Методики изучения |
Сформированность познавательного потенциала личности обучающегося: 1. освоение обучающимися образовательной программы 2. развитость мышления 3. познавательная активность обучающихся 4.сформированность учебной деятельности. |
Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости Педагогическое наблюдение. |
Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося: 1. нравственная направленность личности 2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. |
Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" Педагогическое наблюдение. |
Сформированность коммуникативного потенциала личности обучающегося: 1. коммуникабельность 2. сформированность коммуникативной культуры обучающихся 3. знание этикета поведения |
Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся Педагогическое наблюдение |
Сформированность эстетического потенциала обучающегося: 1. сформированность эстетических чувств |
Педагогическое наблюдение |
Сформированность физического потенциала обучающегося: 1. состояние здоровья 2. развитость физических качеств личности |
Статистический медицинский анализ состояния здоровья ребенка Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств |
Удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в классе 1. комфортность ребенка в школе 2. эмоционально-психологическое положение обучающегося в классе |
Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности обучающегося школьной жизнью" Педагогическое наблюдение |
Сформированность классного коллектива 1. состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2. развитость самоуправления 3. сформированность совместной деятельности |
Методика "Наши отношения" или Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)
Педагогическое наблюдение |
Цель воспитательной работы в 5 классе:
помочь пятиклассникам адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для развития и формирования УУД каждого ребенка.
воспитание общечеловеческих ценностей, культа семьи, формирование здорового образа жизни обучающихся.
Задачи воспитательной работы в классе:
формирование дружного, отзывчивого коллектива;
развитие коммуникативных навыков обучающихся;
формирование устойчивой нравственной позиции, толерантного отношения к окружающим;
формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма;
формирование навыков поведения в различных жизненных ситуациях;
формирования ЗОЖ;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, любви к Родине, уважения родителей, осмысления ценности семьи.
формирование навыков бережного отношения к окружающей среде.
Циклограмма работы классного руководителя в течение года.
Ежедневно:
Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия обучающихся на занятиях.
Организация дежурства по классу.
Индивидуальная работа с обучающимися.
Еженедельно:
Проверка дневников.
Проведение мероприятий по плану работы.
Работа с родителями по ситуации.
Работа с учителями-предметниками по ситуации.
Проведение классного часа.
Ежемесячно:
Встреча с родительским комитетом.
Работа с активом класса.
Сбор статистических данных о классе. /Мониторинги/
Один раз в четверть:
Оформление классного журнала по итогам окончания четверти.
Коррекция плана воспитательной работы на следующую четверть.
Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
Оформление личных дел обучающихся.
Анализ и составление плана работы с классным коллективом.
Характеристика класса
На начало учебного года в классе 26 человек, 13 мальчиков и 13 девочек. 13 человек, которые учатся на «4» и «5». Коллектив уже сформирован, т.к. весь состав пришел из начальной школы. Есть новичок - Терешин Артем. С первых дней проявил себя как коммуникабельная личность. Участвует в секции «Спортивный туризм, в классных и школьных делах. Ответственный.
Класс активный. Требует к себе большого внимания. В коллективе много лидеров: Баева Олеся, Воронков Никита, Зеленин Дима, Зайцева Анастасия, Ермакова Аня, Лесникова Даша, Новикова Юля. Из-за этого и в силу возраста возникают частные ссоры. Создаются микрогруппы «по интересам», ученики, которые посещают вместе кружки, секции, живут рядом. Тем не менее, в подготовке мероприятий всегда проявляют живой интерес, ответственно подходят к поручениям педагогов. «Предпочитаемые» личности тянутся за лидерами, что помогает самоутвердиться в классе. Изолируемых нет.
Родители интересуются успехами своих детей. Посещают родительские собрания. Помогают в воспитании классному руководителю. Прислушиваются к советам педагогов.
План воспитательной работы классного руководителя
на 2016-2017 учебный год
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный |
Отметка о выполнении |
Художественно – творческое |
||||
|
Торжественная линейка посвященная «Дню знаний» |
сентябрь |
зам. директора по УВР |
|
|
Праздничный концерт «День учителя» |
октябрь |
классный руководитель |
|
|
Праздник «Золотая осень». |
ноябрь |
Классный руководитель |
|
|
Участие в кукольном спектакле и в мини-спектакле по быличкам. |
ноябрь |
Учитель литературы, классный руководитель. |
|
1. |
Новогодний переполох. |
декабрь |
Классный руководитель |
|
|
День Имени. |
январь |
Классный руководитель |
|
|
Тайны приготовления чая. |
январь |
Учитель биологии, классный руководитель. |
|
1. |
Конкурсная программа «День защитника Отечества» |
февраль |
Классный руководитель |
|
|
Праздник «8 марта» |
март |
Классный руководитель |
|
|
Проект « Мои увлечения» |
апрель |
Обучающиеся |
|
|
Участие в районных, областных конкурсах |
в течение года |
Зам. директора по УВР, учителя – предметники, классный руководитель |
|
|
Участие в тематических выставках рисунков. |
в течение года |
Классный руководитель |
|
ЗОЖ (Спортивно – оздоровительное) |
||||
|
Участие в спортивных мероприятиях |
в течение года |
Учитель физической культуры, классный руководитель |
|
|
День здоровья, легкоатлетический кросс |
сентябрь |
Учитель физической культуры, классный руководитель |
|
|
Беседа о профилактике простудных заболеваний |
октябрь |
Педиатр, классный руководитель |
|
|
Классный час «Режим дня школьника» |
октябрь |
классный руководитель |
|
|
Диспут «Здоровые дети в здоровой семье» |
ноябрь |
классный руководитель |
|
1. |
Поездка в Хаски-Центр «Уральский Олимп в д. Фомичево. |
декабрь |
Классный руководитель |
|
|
Классный час «Как противостоять вредным привычкам». |
январь |
классный руководитель |
|
|
Оформление информационного плаката с антитабачной, антиалкогольной, антинаркотической направленностью. |
февраль |
классный руководитель, актив класса |
|
|
Беседа «Пагубное влияние компьютерных игр» «Безопасный интернет» |
март |
классный руководитель |
|
|
Классный час «Наркотики – мифы и реальность» |
апрель |
классный руководитель |
|
|
Проект «Спорту – да! Вредным привычкам – нет!» |
апрель |
обучающиеся |
|
|
День здоровья |
май |
классный руководитель |
|
Гражданско - нравственное (экологическое, толерантное, патриотическое) |
||||
|
Акция «Скажем МАМЕ спасибо» |
сентябрь |
классный руководитель |
|
|
Классный час «Права и обязанности школьников» |
октябрь |
классный руководитель |
|
|
Встреча поколений «День пожилых людей» |
октябрь |
классный руководитель |
|
|
Классный час «Символика Российской Федерации» |
ноябрь |
учитель истории, классный руководитель |
|
|
Беседа «Азбука юного джентльмена (этикет)» |
декабрь |
классный руководитель |
|
|
Классный час «Правовая культура, как составляющая общей культуры личности» |
декабрь |
классный руководитель |
|
|
Классный час «Дружба крепкая не сломается» |
январь |
классный руководитель |
|
|
Встреча с ветеранами военных действий |
февраль |
классный руководитель |
|
|
Викторина «Армейский калейдоскоп» |
февраль |
классный руководитель |
|
|
Классный час «Здравствуй мир! Здравствуй друг!» |
март |
классный руководитель |
|
|
Классный час «Толерантное отношение к представителям других народов» |
март |
классный руководитель |
|
|
Акция «День птиц» |
апрель |
классный руководитель |
|
|
Урок Мужества ко Дню Победы |
май |
классный руководитель |
|
Познавательное |
||||
|
Классный час «По одежде встречают» |
сентябрь |
классный руководитель |
|
|
Автобусная экскурсия «Пермь литературная». Пешая экскурсия к памятникам А.С.Пушкина. |
октябрь |
Учитель литературы, классный руководитель |
|
|
Как выжить в осеннем лесу. |
октябрь |
Учитель биологии, классный руководитель |
|
|
Беседа «Понятие трудолюбия, бережливости, способность к преодолению трудностей» |
ноябрь |
классный руководитель |
|
|
Ток - шоу «Традиции и обычаи моей семьи» |
декабрь |
классный руководитель, родители |
|
|
Первая помощь при травмах в лесу. |
декабрь |
Учитель биологии, классный руководитель |
|
|
Анкетирование «Моя будущая профессия» Проект «Я в мире профессий» |
январь |
педагог – психолог, классный руководитель |
|
|
Конкурс «Коляда, коляда накануне Рождества…» |
январь |
классный руководитель |
|
|
Классный час «Православные и праздники – история, традиции» |
февраль |
классный руководитель |
|
|
Автобусная экскурсия в город Чусовой в дом-музей В.П.Астафьева |
февраль |
Учитель литературы, классный руководитель |
|
|
Классный час «Мы первые в космосе» |
апрель |
классный руководитель |
|
|
Классный час «День славянской письменности» |
май |
классный руководитель |
|
Работа с организациями |
||||
|
Встреча с представителями ГИБДД |
в течение года |
инспектор ГИБДД |
|
|
Профилактическая беседа инспектора по делам несовершеннолетних |
в течение года |
инспектор ПДН |
|
|
Мероприятия совместно с школьной библиотекой |
в течение года |
классный руководитель, зав. библиотекой |
|
3.1 |
Обзор книжной выставки «Добрых рук мастерство» |
октябрь |
||
3.2 |
Литературный обзор детских книг |
декабрь |
||
3.3 |
Познавательная игра по ПДД |
февраль |
||
3.4 |
Круглый стол «Сохрани свое здоровье» |
апрель |
||
Работа с родителями |
||||
|
Заседание родительского комитета |
1 раз в четверть |
классный руководитель |
|
|
Классные родительские собрания |
1 раз в четверть |
классный руководитель |
|
2.1 |
«Вступление в 5 класс». |
сентябрь |
||
2.2 |
«Трудности адаптации пятиклассников к школе». |
декабрь |
||
2.3 |
«О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника». |
март |
||
2.4 |
Поощрение и наказание детей в семье. |
апрель |
||
3 |
Тренинги (по запросу родителей) |
В течение года |
||
4 |
Родительские мастерские |
2 раза в год |
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. Появляются и другие возрастные изменения в возрасте ребенка. Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10--11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса сами оценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4--5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости. Таким образом, в переходный период важно получить информацию о следующих качествах и особенностях ребенка:
-- интеллектуальное развитие;
-- учебная мотивация;
-- поведенческая саморегуляция
-- система отношений ребенка (самооценка, отношение к другим людям);
-- эмоциональное состояние; последний параметр важно исследовать, поскольку переход к новому этапу жизни естественно вызывает некоторое напряжение.
Именно по причине психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты. Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
АДАПТАЦИЯ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней. В то же время из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» -- в средней -- все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.
Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.
У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2--3 недели учебы. Однако есть дети, имеющие множественные функциональные отклонения, у которых процесс адаптации затягивается на 2--3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:
1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.
5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.
РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер
В этот период важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история - составить план ответа по учебнику», «иностранный язык - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.