«Воспитательная работа в хореографическом коллективе «Alicedance». Воспитание культурно развитой личности».
САЛЕХАРДСКАЯ ЕПАРХИЯ
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОЯБРЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ»
«Воспитательная работа в хореографическом коллективе «Alicedance». Воспитание культурно развитой личности».
Данную работу рекомендуем к ознакомлению для родителей детей, а также для взрослых учеников, посещающих творческие занятия. Можно включить в родительское собрание. Актуально в год семьи.
подготовила:
Захарова Анастасия Евгеньевна
педагог дополнительного образования
2024г.
«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой» (Константин Паустовский).
Хореография – искусство любимое детьми. Оно является одним из синтетических видов творчества, включает в себя основы различных видов искусств и гимнастики. Занятия танцами способствуют как развитию физических данных ребенка, так и формированию его внутреннего мира.
Ещё в самые давние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и увеличивает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному, способствует социализации личности. Хореография способствует улучшению физических качеств (гибкости, ловкости, выносливости) и укреплению всего организма.
Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную и образовательную работу.
Поэтому процесс воспитания социально-культурных качеств личности у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей является одним из самых специфических в социально-культурной деятельности. Специфика деятельности учреждений дополнительного образования детей в том, что она наиболее полно несет в себе аутентичность связи искусства и обучения, искусства и воспитания, отличаясь крайне жесткими, длительными и трудоемкими методами развития личности участников хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей. В отличие от большинства других видов занятия в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей предъявляют исключительно высокие требования к физическим нагрузкам участников.
Эффективность сохранения и развития процесса воспитания социально-культурных качеств личности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей определяется глубиной освоения и адаптации общечеловеческих ценностей к конкретному коллективу.
До сих пор фундаментальными основами воспитания социально-культурных качеств личности у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей остаются отечественные ценности, которые транслируются личностью педагога как субъекта учебно-воспитательного процесса. В данном контексте становление и развитие процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей в современных реалиях рассматривается как один из важнейших ресурсов развития общества, как высший фактор социального и культурного процесса.
Танцевально-музыкальное воспитание – это процесс, прежде всего, развития личности. Живописность и графичность поз и положений танцоров роднит ее с живописностью и скульптурой. Важно не только научить ребенка слушать музыку, но, и чувствовать ее, так чтобы она надолго осталась в эмоциональной памяти, сказывалась на его мироощущении и поведении.
Воспитание творческой личности - важнейшая цель как всего процесса обучения в танцевальном коллективе, так и образования в целом. Без него невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, привить любовь и хороший вкус к нему.
Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный и многосторонний. Он связан с реализацией большой по объему программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой духовно-нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются путем вовлечения детей в художественно-исполнительскую деятельность. Поэтому первой ступенью воспитания ребенка в хореографическом коллективе является образование и обучение его как исполнителя. Второй - формирование ребенка как личности, развитие в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.
Мы говорим: «Следует научить воспитанников красиво двигаться». Но для того, чтобы это получилось, мы подбираем музыку, воспитывая культуру движения на лучших образцах композиторского творчества, русских народных мелодий, песен. Ребенок, слушая известные музыкальные произведения, испытывает гордость от того, что он занимается под ту самую музыку, которая звучит в лучших театрах страны и исполняется лучшими мастерами. Это помогает развитию в ребенке эстетического чувства. Восприятие прекрасного повышает у ребенка интерес к занятиям.
Приятно, если ребенок одарен и танцует с особым изяществом. Но разве менее важно, чтобы он был честен, обязателен, чтобы понимал, что такое хорошо и что такое плохо? Мы требовательны, прежде всего, в сфере нравственной, моральной, ибо грош цена «балетным успехам» ребенка, если мы не сумеем привить ему необходимых человеческих качеств. Но таких качеств не привьешь, сам не обладая ими – В.В. Констатиновский.
В нашем коллективе «Alicedance» с целью воспитания патриотизма и культурных ценностей, дети изучает такие направления как: классический танец, русский танец, фольклор в бытовом его значении и виде. Все это позволяет окунуться ребенку в мир прекрасного, понять весь смысл развития хореографического искусства и его многогранность.
В своем творчестве коллектив использует темы русских праздников и гуляний, часто выступает на национальных праздниках «Пасха», «Прощеное воскресенье», «Рождественские встречи». Предварительно изучив историю возникновения праздников, дети с огромным увлечением начинают подготовку к тому или иному мероприятию.
Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. (Николай Васильевич Гоголь)
Не маловажным фактором воспитания личности, является педагог и руководитель коллектива. Не возможно, привить детям ценности, которыми не обладаешь сам. Поэтому на плечи руководителя ложиться большая ответственность не только перед учениками и их родителями, но и перед самим собой. Прежде всего, он должен быть примером того, что пропагандирует, дети остро видят и чувствуют фальшь.
Также большая работа проводится с родителями, на родительских собраниях, постоянно необходимо повторять о важности занятий, о проделанной работе, о том сколько сил вкладывают дети в свой ежедневных труд. Родители, находясь за стенами класса, не всегда имеют точной картины происходящего, не понимают значимости выполняемой работы, тем самым часто разлагая дисциплину коллектива и подводя его участников. Это все понятные человеческие факторы, поэтому особо важно воспитывать и родителей в том числе, приобщать их к творчеству, проводить как можно больше общих мероприятий, бесед показов. Как и руководитель, они – живой пример перед глазами ребенка, с них считывается поведение и отношение детей к происходящему.
Отсюда делаем выводы, что воспитание полноценной, культурной личности, происходит поэтапно и включает в себя множество факторов, в одиночку достичь поставленной цели крайне трудно, именно поэтому необходимо использовать все доступные средства, чтобы подключать к этому процессу как можно больше заинтересованных людей.