Статья «Значение фольклорного материала для работы в хореографическом коллективе»
Народное творчество вечно живой и неиссякаемый источник, поэтому и привлекает хореографов.Пожалуй, ни в одном другом виде народного искусства так ярко, так непредсказуемо не раскрывается душа народа, его быт нравы, обычаи как в танце.
Яркие образы сценических хореографических композиций созданы корифеями народной хореографии Н.Надеждиной, И.Моисеевым на основе изучения быта, традиций нашего народа, всё то, чем жил человек, что его окружало, воссоздавалось в танце.
Народный танец своеобразная летопись жизни народа. Радость, горе, мечты и разочарования отразились в нём. Человек выражает в танце свои чувства и мысли, раскрывает душу, свое отношение к жизни, к труду, окружающей природы. В таких произведениях, как «Королева полей», «Ленок» и других, отражены трудовые процессы. В таких танцах всегда присущи задор и юмор, высмеиваются лентяи, зазнайки и всегда побеждает справедливость.
Народный танец каждого народа имеет свои особенности, свойственные только ему. Например, русский народный танец имеет свои общие черты , свойственные русскому танцу вообще , но вместе с тем ему присущи и яркие областные особенности. Они обусловлены бытом, обычаями, климатом,географическим положением.
Танец соединяет наиболее любимые народом виды искусства пляску, музыку, прикладное искусство, выраженное в ярких национальных костюмах и музыкальных инструментах.
Трудно представить танец без музыки и песни ,а нередко и ритм танца является основой для создания музыкального сопровождения танцевальной постановки.
Танцевальный фольклор тесно связан с другими видами народного творчества, частушками, плясками с припевками. Национальный костюм, созданный народными мастерами, придает танцу особенную выразительность. Он помогает ощутить эпоху танца.
Одним из главных вопросов на который призван ответить хореограф, работая с фольклорным первоисточником, - это вопрос, каково содержание произведения, поскольку форма танца обусловлена содержанием.
При сочинении на основе фольклорного материала нового танца надо уловить в первоисточнике и отразить в своей работе эмоциональность, темперамент, образный строй народного танца.
В образах танцевального фольклора раскрывается душа народа, его характер. Один из способов работы балетмейстера с фольклорно- этнографическим материалом основан на соединении танца с другими видами искусства или народного творчества.
Балетный театр, например, за свою вековую историю, активно привлекая в союзники, литературу, скульптуру, живопись, получал великолепные результаты: обогащалось содержание, появлялись новые темы, расширялся репертуар. Мастера народного сценического танца в своем искусстве меньше использовали другие виды искусства. Может, только в последние десятилетия, как в профессиональном, так и в самодеятельном творчестве, стали появляться такие хореографические произведения, в основу которых легло народное творчество: кружево, вышивка, ткачество, игрушка и т.д. Но большинство сценических танцев на основе народного творчества, к сожалению, носит чисто внешнее сходство, которое достигается костюмом, музыкой и … названием. Например, вятская игрушка, вологодские кружева.
Балетмейстер, работая над фольклорным танцем должен учитывать при его сценической обработке построение по законам драматургии, то есть , чтобы произведение имело завязку ступени перед кульминацией и развязку.
Необходимо искать не просто движения и рисунок танца, движения и рисунок, раскрывающие мысль, заложенную в темпе танца. Это должно быть выражающие определенное содержание выразительные «слова».
Большую работу по сбору и сценической обработке фольклорного материала проводят профессиональные и самодеятельные народные хоры, ансамбли песни и танца, бережно сохраняя фольклорное наследие.
МИШУСТИН В.В.