12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Храповицкий Алексей Николаевич59
Учитель английского языка, классный руководитель МБОУ СОШУИП №3
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Лабытнанги
4

Научно-исследовательская работа на тему «Концепция воспитательной работы классного руководителя»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Не польза, а труд дает ценность: благородный результат продолжительной работы

Ф. Ницше

От того, как подготовлены молодые люди к труду, зависят не только успехи развития общества, но и их личное благополучие, жизненное счастье. Так было всегда. Но в современных условиях значение готовности молодого поколения к труду неизмеримо возрастает. Это связано с социальным, экономическим и другими положениями нашей страны. Сегодня всюду требуются все более и более квалифицированные кадры, к тому же появилась проблема безработицы. Человеку нетрудолюбивому выжить в подобных условиях невозможно. Общество автоматически отторгает таких людей, а они не могут этого принять и становятся преступниками, иждивенцами сознательных родственников. Подобные случаи, к сожалению, не единичны.

Трудовое воспитание детей во все времена не теряет из-за огромной значимости своей актуальности. Недаром многие педагоги-мастера, придавали ему огромное значение. Приобщая детей к различным видам труда, педагоги давно обнаружили его положительное влияние на всестороннее развитие личности: труд способствует развитию физических сил и укреплению здоровья, расширению политехнического кругозора и развитию творческого мышления, формированию коллективизма и других ценных нравственных качеств. Потенциальные воспитательные и образовательные возможности труда очень велики.

Проблема трудового воспитания во все времена являлась острой, поэтому о данной проблеме написано множество трудов, за историю педагогики накоплен колоссальный опыт в этой области. Но, несмотря на это, проблема трудового воспитания является и на сегодняшний день достаточно острой. Успехи в учебе, взаимоотношения и многое другое – все отталкивается от воспитания трудолюбия. Все эти причины и послужили выбору данной концепции.

В чем кроется причина лености некоторых личностей, и какова здесь роль классного руководителя? Гипотезой данной концепции является то, что для воспитания трудолюбия необходима определенная система в работе классного руководителя. Следовательно, цель – выявление наиболее эффективных путей организации трудового воспитания и доказательство того, что для формирования трудолюбия учащихся необходима система работы в данном направлении.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Учить и воспитывать детей нелегко. В обучении и воспитании должны сливаться усилия педагога и ученика. Если ученик не хочет учиться, учитель никогда его ничему не научит. Главное - пробудить у ребенка желание учиться. Этого можно достичь, если ученика научить учиться, чтобы он видел плоды своего умственного труда. Ученикам нужны умения и навыки. Человеческий ум надо научить мыслить, запоминать, воспроизводить. Когда ученик научиться учиться, ему в школе будет интересно. Он будет счастлив, будет стремиться к знаниям. Чем больше ученики овладевают навыками умственного труда, тем лучше они учатся.

Трудиться вообще трудно, поэтому и учиться не может быть легко. Но преодоление трудностей — отличительный стимул не только познавательной творческой активности, самостоятельности, но и формирование многих качеств, необходимых человеку в жизни и труде.

Учеба школьника — это его труд, и в наше время труд очень тяжелый, так как школьная программа все еще перегружена. Многие ребята возмущаются, зачем надо учить тот или иной материал, если в дальнейшей жизни эти знания не понадобятся. Знания могут, действительно не понадобиться, но понадобится сила воли, чувство долга, которые развиваются, когда заставляешь учить себя неинтересные предметы. Если ребята видят, что родителей и учителей волнуют эти проблемы, а не только отметки, то они относятся с большим уважением к требованиям оных и серьезнее к занятиям.

На классном руководителе лежит большая ответственность за успехи его подопечных в учебе. Он обязан систематически, минимум раз в неделю, следить за качеством успеваемости своих учеников. Воспитанники должны чувствовать в своем классном руководителе хорошего, надежного и активного помощника и советчика, который способен разрешать конфликтные ситуации, преодолевать возникающие трудности.

Огромное значение имеют беседы и классные часы, пропагандирующие стремление к учебе, типа «Как научиться учиться», «Учеба - первостепенная обязанность ученика» и т.п.

Постоянная связь с учителями-предметниками просто необходима. Она вовремя позволяет уяснить недостатки и слабости ученика и устранить их. Посещение уроков позволяет делать анализ заинтересованности в том или ином предмете или, наоборот не заинтересованности. Яро защищать своих воспитанников, конечно, не следует. Это порождает лень и уверенность в успехе. Главное - порождать целеустремленность и, если нужно, создавать «ситуации успеха», чтобы не было разочарований. Классный руководитель должен учиться и переживать вместе со своими воспитанниками. Успех заключается лишь в целеустремленном единстве коллектива.

В каждом ребенке заложено стремление к труду, в нем он находит выход своей кипучей энергии. Но если труд не направлять по правильному пути, то это врожденное стремление заглохнет. Задача воспитателя - направлять этот труд прежде всего на учебу.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНЫХ ТРУДОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Внеурочную трудовую деятельность организуют в свободное время учащихся. Реализация свободного времени в общественных интересах как раз и обеспечивает развитие у учащихся социально активных черт личности, живущей интересами коллектива, отдающей ему добровольно свое свободное время, свои силы, знания и умения. Занятия на уроках, приготовление домашних заданий — это обязательная нормативная работа. Её общественное значение, безусловно, более отдалено от момента исполнения, чем внеурочный труд, где результат налицо. Вместе с тем соблюдение этого положения нуждается в постоянном внимании со стороны педагогов, в противном случае внеурочный труд ребят в различных кружках в отрыве от школьного коллектива, общих интересов быстро приводит к прямо противоположным результатам - к развитию у учащихся индивидуализма, эгоистических устремлений.

Вовлечение учащихся в трудовые кружки, секции и другие формы внеурочной работы предполагает сочетание индивидуального подхода к каждому ученику с подлинной массовостью всех направлений этой деятельности. В школах должен быть обеспечен широкий доступ в кружки, секции, студии каждому ученику независимо от его успехов в учебе. Последние часто зависят от семейной ситуации, природных дарований, здоровья.

Массовость внеурочной работы - это не только её доступность. Важно привлечь к ней каждого ученика, помочь выбрать ему занятие, удовлетворить его интересы. Массовость подразумевает учет индивидуальных интересов учеников, сочетание коллективных форм работы с индивидуальными, обязательных с добровольными.

Классному руководителю, составляя план работы по трудовому воспитанию, следует учитывать очень многое, но, прежде всего, интересы и возможности учащихся. Во-первых, стараться привлечь всех учеников к посещению кружков, особенно технических. Традиционно включают в план: помощь престарелым, экологический десант и многое другое. Необходимо содействовать в трудоустройстве на время каникул.

От подготовки молодого человека к труду, его желания и умения работать с полной отдачей сил на благо общества зависит многое: не только его будущая судьба, материальное благосостояние, но и социальное самочувствие, и уважение людьми.

Итак, вовлекая учащихся в различные виды деятельности во внеучебное время, создавая между ними коллективистские отношения и включая в широкую сферу общения со старшим поколением, классный руководитель может целенаправленно воспитывать у школьников лучшие нравственные качества, совершенствовать трудовые и организационные умения и навыки, закреплять профессиональные интересы. Но для этого необходимо слить органически внеклассную работу с учебным процессом и добиться такого положения, чтобы она была его логическим продолжением и завершением.

Производительная деятельность учащегося может вызвать у него потребность в труде лишь в том случае, когда эта деятельность ведет к развитию навыков и способностей, дает возможность реально ощутить на себе, как общество оценивает ту или иную работу.

Нет людей ни к чему не способных. Но способности можно или развить, или недоразвить, или пригасить. Целенаправленно и в массовом масштабе способствовать развитию широкого спектра возможностей детей может только школа. И чтобы это осуществить, надо дать ученику возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона, начиная с самого раннего возраста.

В становлении молодого человека в труде немалую роль играет учеба. В процессе учебы у школьника развиваются способности, прививается привычка трудиться, осознаются обязанности перед обществом. К тому же появляется интерес к производству и различным профессиям, закладываются необходимые для будущей работы знания. Известна такая закономерность: как старательно человек учится в школе, так он впоследствии, становясь взрослым, и работает, конечно, из этого правила есть и исключения, но это лишь исключения.

Пробудить в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому и стремимся мы в меру своих и способностей, организуя наши уроки и внеурочные занятия. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Важным компонентом системы трудового воспитания учащихся является внеклассная и внешкольная работа, которая осуществляется через детские организации, а также при активном участии родителей, общественности и производственных коллективов.

Вовлекая учащихся в различные виды деятельности во внеучебное время, создавая между ними коллективистские отношения и включая в широкую сферу общения со старшим поколением, учитель имеет возможность мировоззренческие понятия, представления и взгляды о труде значительно расширить и довести до уровня личных убеждений. Он может также целенаправленно воспитывать у школьников лучшие нравственные качества, совершенствовать трудовые и организаторские умения и навыки, обогащать их политехническими знаниями, закреплять профессиональные интересы. Но для этого необходимо органически слить внеклассную работу с учебным процессом и добиться такого положения, чтобы она была его логическим продолжением и завершением.

Это можно осуществить лишь в том случае, если по мере социального и физического развития учащихся будет обеспечено постоянное и поэтапное обогащение, расширение и усложнение задач, содержания и форм внеклассной работы, её соответствие методам обучения, интересам, наклонностям и потребностям каждой возрастной группы школьников.

Прежде всего предстоит научить школьников работать в коллективе слаженно, дружно, оказывать помощь товарищам, доводить начатое дело до конца, приучить их правильно организовывать свой труд, ценить время, экономить силы, бережно расходовать материалы; познакомить с правилами планирования трудового задания; вырабатывать умения координировать свои действия в процессе труда, анализировать их, а также контролировать работу своих товарищей, вести постоянный учет своего труда.

Наиболее широкое применение в трудовом воспитании учащихся имеет беседа. Чтобы беседа была результативной, надо ясно представить себе её главную цель, то есть знать, с чем вы хотите познакомить учащихся, какое представление или понятие у них сформировать, какой тип отношений и действий выработать. Следует иметь определенное мнение о том, что формирование понятий в сознании человека, выработка необходимых норм нравственности и его поведения - процесс сложный, противоречивый, диалектический, где каждое понятие - это комплекс взаимозависимых и дополняющих друг друга представлений, рождающихся в борьбе, связанной отрицанием, пересмотром ранее сложившихся представлений, привычек и потребностей. Вот почему готовясь к беседе, необходимо располагать достоверными данными о степени развития у школьников тех или иных представлений о труде и людях труда, которые регулируют их отношение к труду, так как это предопределит и выбор темы беседы, и её цели, и, что особенно важно, содержание используемого материала.

Эффективным методом трудового воспитания являются экскурсии. Учитель предварительно должен наметить конкретные воспитательные или дидактические задачи. Они могут быть связаны с раскрытием особенностей труда людей различных профессий, с расширением знаний о трудовых процессах, с накоплением сведений об отношении современных рабочих к труду и т.д. Использование в школе производственных экскурсий - одна из ценных форм работы, обеспечивающих решение задач общего и политехнического образования. Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть тесную связь теории и практики в производственной деятельности людей, уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники и технологии производства.

Большое влияние на воспитание оказывает приобщение к трудовым традициям. Его можно осуществить в поисковой деятельности об истории предприятий: архивные материалы, встречи с людьми разных профессий и разных возрастов, беседы с ними о том, как строились промышленные предприятия. Они воочию убеждаются в том, какой труд вложен старшими поколениями во все то, что для них стало привычным и обыденным. Они узнают о том, какие трудности пришлось преодолеть, превращая нашу страну из отсталой в развитую индустриальную державу.

Можно так же с классными руководителями других классов подготовить и провести два-три раза в год конкурсы умельцев - «лучшего конструктора, столяра, швеи, кондитера» и т.д. К этим конкурсам необходимо приурочить творчества детей, членов технических кружков.

Все многообразие видов работы по трудовому воспитанию должно проводиться в определенной системе, чтобы учащиеся, переходя из класса в класс, обогащались новыми идеями о труде и людях труда. Эти идеи должны стать личными убеждениями каждого ученика. Осуществить это можно лишь в том случае, если сумеешь соединить внеклассную работу в единое целое с общественной деятельностью в своем классе; включить каждого из них в систематический общественно полезный труд, превратить класс в трудовой коллектив, привлечь родителей к трудовому воспитанию ваших питомцев.

Классному руководителю приходится решать целый ряд вопросов: чем руководствоваться при определении содержания общественно полезного труда учащихся своего класса, каковы должны быть формы его организации, воспитывать нравственные качества в трудовом процессе, какие вырабатывать трудовые умения и навыки, как закреплять профессиональные интересы? Классные руководители всегда стоят перед затруднением, каким видам труда и почему надо отдать предпочтение, где и когда его проводить, как обеспечить постепенное усложнение, последовательность, преемственность и систематичность в трудовой деятельности учащихся.

При разработке планов общественно полезного труда необходимо ясно представлять как общие, так и частные задачи трудового воспитания, хорошо знать и учитывать уровень технического и физического развития школьников, их трудовые умения и навыки, которые они приобретают в процессе обучения и на уроках труда. От этих факторов зависит содержание труда, его норма, продолжительность, допустимое физическое напряжение, санитарно-гигиенические условия.

Необходимо удовлетворить и развить у школьников потребность в познании, чтобы они могли разобраться в окружающем мире и изучить его. При определении содержания трудового воспитания следует задуматься над тем, насколько оно может обогатить учащихся интеллектуально, расширить круг их политехнических знаний. Предпочтение надо отдавать исследовательской работе учащихся.

Необходимо обеспечить развитие задатков и способностей каждого школьника. Но, с другой стороны, надо обеспечить, особенно в младшем и среднем возрасте, широкое поле общественно полезной деятельности. Зная задатки и особенности учащихся, следует создать условия для их развития. Этого можно добиться только в процессе деятельности, тщательно подобранной для каждой возрастной группы и каждого учащегося, органически связанной с учебным трудом и тем комплексом воспитательных воздействий, под которым они находятся в ученическом коллективе и в свободное от занятий время.

ПОДГОТОВКА ЩКОЛЬНИКА К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

В школе сложилась правильная традиция рассматривать профессиональную ориентацию как органическую составную часть учебно-воспитательного процесса, которую порой невозможно отделить от других направлений работы, особенно трудового и нравственного воспитания.

Социальная защита нужна человеку не только в период обучения в школе, но и после её завершения. Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части рабочей силы, а проще говоря — к безработице. В этой ситуации забота школы об обоснованном выборе профессии её выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся крайне актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение. Это возможно только, если существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества, направленное на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально - профессиональной структуры.

Характер содержания и объем работы будут, естественно, меняться в зависимости от возраста учащихся, достигая максимальной интенсивности в предвыпускных и выпускных классах. Если в начальных классах профориентация практически сливается с трудовым воспитанием, то по мере приближения к окончанию школы должна увеличиваться собственно профориентационная работа.

В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе. Именно классный руководитель может реально помочь школьнику составить объективный образ собственного «Я».

Основными направлениями являются: ознакомление учащихся с различными видами труда и профессиями; изучение и развитие интересов, склонностей и профессиональных намерений учащихся; консультирование учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования, выбором профессии и трудоустройством.

Наиболее важной частью школьной профориентационной работы являются профессиональные пробы (пробы сил). Это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

В ходе профессиональной работы классный руководитель решает следующие задачи: оказывает помощь школьникам в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы району; изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности. Он организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную «пробу сил», стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов; устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т.п.); проводит работу с родителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявляет удовлетворенность избранным жизненным путем; координирует действия учителей, работающих в классе.

В содержание работы классного руководителя по проблемам профессиональной ориентации можно включить следующее:

1. Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как избежать безработицы?».

2. Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство.

3. Включение каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия, общественная деятельность.

4. Изучение читательских интересов школьника.

5. Рекомендации школьникам о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке. Оказание помощи в выборе профиля обучения.

6. Доклады на родительских собраниях на темы «Что значит правильно выбрать профессию», «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии».

7. Координация деятельности учителей, работающих в классе, и др.

Ко времени окончания средней школы учащиеся должны подойти к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. Однако подростку нелегко принять подобное самостоятельное решение, так как у него мал жизненный опыт, недостаточны знания о различных сферах труда, своих возможностях.

Важнейшую роль в подготовке школьников к выбору дальнейшего
профессионального пути играет классный руководитель. Именно он координирует всю учебно-воспитательную работу в классе, наблюдает каждого учащегося в его учебной и внеклассной деятельности, поддерживает контакты с семьей. Основная цель работы классного руководителя по профориентации заключается в том, чтобы на основе использования различных форм групповой и индивидуальной работы с учащимися подвести их к пониманию как социальной, так и личной значимости правильного выбора профессии; стимулировать проявление их собственной активности в профессиональном самоопределении; развивать творческие способности. Содержание его деятельности заключается в изучении и развитии познавательных интересов,
склонностей, повышении активности в профессиональном самоопределении.

Подростковый возраст характеризуется незавершенностью процессов развития, которые классному руководителю необходимо учитывать. В этот период начинает интенсивно формироваться так называемое чувство взрослости. Одни учащиеся уже в 6 классе готовят себя к будущей профессии, другие не задумываются об этом даже в выпускных.

Объяснить это можно тем, что подростки испытывают различного рода трудности при выборе профессии. Исследования показывают, что к характерным для подросткового возраста трудностям такого рода относятся: неустойчивые познавательные интересы, частая смена желания «кем быть», слабое представление о содержании избираемой профессии, стремление продолжать образование в школе, как желание «заниматься привычным делом».

В этой связи классному руководителю важно изучать и развивать познавательные интересы учащихся и их склонности к той или иной профессиональной деятельности; формировать на основе устойчивых интересов и склонностей, индивидуальных особенностей социальные и профессиональные планы. Для изучения и развития познавательных интересов учащихся используется комплекс разнообразных методов: анкетирование, групповые и индивидуальные беседы, выполнение практических заданий, экскурсии и др. Из классных часов для проведения профориентационной работы можно выделить один час в месяц. Индивидуальная работа с учащимися осуществляется во внеклассное время. Естественно, что приведенное выше содержание работы классного руководителя по профориентации следует рассматривать как примерное. При составлении плана оно должно быть скорректировано с учетом спецификации школы, класса.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СЕМЬИ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель должен начинать свою работу с родителями с изучения условий жизни ребенка в семье, выяснить, какие в ней сложились отношения между детьми и родителями. Выявить эти отношения не так-то просто. Решая задачи трудового воспитания в семье, надо учитывать и объективные, и субъективные факторы - элементарную педагогическую неграмотность части родителей.

Важно выяснить не только, какие трудовые поручения имеют ваши учащиеся дома, но и созданы ли условия для их технического творчества. Успех в решении этой задачи во многом зависит от того, как сумеет классный руководитель выявить у своих питомцев интерес к техническому творчеству и убедить родителей, чтобы они создали благоприятные условия для его развития. В беседе с родителями классным руководителям следует интересоваться, какие инструменты имеются у школьников дома, чем они занимаются в свободное от учебы время, и дают советы родителям.

А какими же мерами родителям приучать ребенка к трудовым усилиям? Классный руководитель должен им посоветовать следующее: немного подсказать (что можно сделать), немного показать (как делать). Важно, чтобы ребенок делал не то, что ему нравится, а то, что полезно, необходимо. Важно, чтобы он имел постоянные поручения.

Чтобы вызвать интерес к труду и желание потрудится, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается о других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора. Просьбу так нужно произносить, чтобы ребенку казалось, что он выполняет работу по собственному желанию, а не по принуждению. Нужно говорить: «У меня к тебе просьба. Хоть это и трудно, и у тебя другие дела есть, но сделай, пожалуйста...».

Но просьбу нужно чередовать с поручениями (тебе специальное поручение- каждый день брать из ящика газеты, например). Если ребенок плохо выполняет ваши просьбы и поручения, то нужно тогда прибегнуть к принуждению. Принуждение должно быть различное - от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Но никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, т.к. оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.

Есть дети, которые охотно выполняют любую работу, но делают ее без радости, без интереса. Они работают только потому, что хотят избежать неприятностей, упреков от вас. Такие работники могут совершенно потерять контроль над своим трудом. Из них вырастают люди, которые всю жизнь только и знают, что всех обслуживают, всем помогают, даже тем, которые сами ничего не делают.

Качество же труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда, требовать серьёзно. Конечно, ребенок ещё неопытен, часто физически неспособен выполнить работу во всех отношениях идеально. От него и нужно требовать такого качества, которые ему посильно, посильно его силам и его пониманию. Не нужно при этом ругать ребенка, стыдить, упрекать за плохую или невыполненную работу. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана не очень хорошо, что её нужно исправить или переделать. Сами не переделывайте, только вместе с ребенком. Не выполнил работу - не наказывайте, а добейтесь, чтобы он ее выполнил.

Хвалить ребенка нужно, но не очень часто и никогда - в присутствии друзей или ваших знакомых. Данными мерами воздействия классному руководителю следует оперировать самому. Классному руководителю следует присмотреться к родителям для того, чтобы выяснить, в каких семьях и почему растут дети трудолюбивые чуткие, отзывчивые, добрые. Попросите этих родителей поделиться опытом трудового воспитания, проведите родительскую конференцию. Надо также узнать, кто из родителей любит свою профессию, добросовестно трудится, пусть эти люди встретятся с учениками вашего класса и расскажут им о своей профессии.

Вместе с родителями решите, кого из родителей можно привлечь к руководству школьными техническими кружками, наметь те совместный труд родителей и детей по изготовлению наглядных пособий, ремонту мебели, классной комнаты, школы. Предстоит кропотливая работа, при которой и классные руководители, и родители должны учитывать не только цели воспитания, но и интересы и потребности детей, знать то положительное в них и постоянно опираться на него.

Очень важно с малых лет привить ребенку глубокое уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося приносить своим трудом пользу людям. Работать для блага общества. Труд помогает воспитывать и такие нравственные качества, как ответственность, самостоятельность и инициативу. Развитие интереса к труду - процесс медленный, требующий належавшего упорства и настойчивости, начиная с младшего возраста. Наибольших успехов мы добьемся только тогда, когда требования семьи и школы будут едиными, совместными. P.S. Труд является могучим воспитателем. Но его воспитательная сила еще не раскрывается тогда, когда руки подростка чем-то заняты. Труд, оторванный от идейного, интеллектуального, морального, эстетического, эмоционального, физического воспитания, от творчества, от интересов и потребностей, от многогранных отношений между воспитанниками, становится повинностью, которую им хочется побыстрее «отбыть», чтобы осталось времени на более интересные дела. Большим злом иногда является то, что труд не становится духовной потребностью. Это обедняет духовную жизнь человека в годы становления его взглядов, убеждений. Важнейшей задачей классного руководителя является четкая систематическая работа по воспитанию у подопечных трудолюбия, по результатам которой труд должен стать основой гармонического развития личности школьника. Классный руководитель является координирующим центром многогранной деятельности школьников, включающей различные виды общественно полезного труда и разносторонней деятельности, выполняющей различные роли в семье, в ученическом коллективе, в трудовых объединениях, во время летних каникул.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.