Воспитательно – образовательный проект по здоровому образу жизни в средней группе «Планета здоровья»

2
0
Материал опубликован 26 August 2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 68»








Воспитательно – образовательный проект

по здоровому образу жизни в средней группе «Öшкамöшка»

«Планета здоровья»











Подготовила: воспитатель –

Туркина Т.А.




г. Сыктывкар, 2020год






Содержание:



Паспорт проекта.................................................................................................


Актуальность.......................................................................................................


Этапы реализации проекта...............................................................................


Литература...........................................................................................................


Приложения.........................................................................................................

































«Художник – ухо, око, и сердце страны, он голос своей эпохи».


Паспорт проекта


Наименование проекта

«Планета здоровья» 


Основные разработчики

Воспитатель – Туркина Т.А

Тип проекта

Творческий, фронтальный, краткосрочный

Цель проекта

Углубление и систематизирование представления детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих.


Задачи

-Развивать интерес к физической культуре;

-Формировать представление детей о здоровье и здоровом питании;

-Обогащать знания детей о витаминах и продуктах питания, и их полезных свойствах;

-Активизировать работу с семьёй по проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни;

-Воспитывать у ребёнка мотивы самосохранения, привычки думать и заботиться о своём здоровье.


Сроки реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 неделю:

16 марта-23 марта 2020 г.

Участники проекта

Дети и воспитатели средней группы, родители.

Критерии оценки результатов

- Активная позиция дошкольников, родителей и педагогов в формировании здорового образа жизни.

- Проявление творческого потенциала дошкольников в организации здорового образа жизни в детском саду.

- Участие дошкольников в различных конкурсах и мероприятиях по ЗОЖ.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Для детей:

-Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

-Сформированность гигиенической культуры;

-Улучшение соматических показателей здоровья;

-Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

-Мастер- класс по изготовлению нестандартного спротивного оборудования из подручных материалов

Для родителей:

-Сохранение и укрепление здоровья детей;

-Педагогическая, психологическая помощь;

-Повышение уровня комфортности.

-Участие в форуме «ЗОЖ».

Для педагогов:

-Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

-Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

-Личностный и профессиональный рост.

-Самореализация.

-Моральное удовлетворение.

Этапы проекта

1 этап: Организационно – подготовительный:

- Изучение методической литературы по данной теме.

- Разработка совместных планов работы.


2 этап: Основной: теоретический и практический.

- Проведение мероприятий с дошкольниками, педагогами и родителями.


3 этап: Заключительный: рефлексивно – аналитический.

- Отчетное мероприятие внутри детского сада.

- Оформление презентации к проекту.






2. Актуальность проекта



Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая обо всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу.

Сократ

 

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной создания этого проекта.

3.Этапы реализации проекта

Напра

вление работы

Формы и их содержание

Сроки

Ответственные

1 этап. Организационно – подготовительный.

Цель этапа: планирование воспитательно – образовательной работы по здоровому образу жизни детей дошкольного возраста.

Мето

ди

ческая работа

- Изучение программно – методических материалов по ЗОЖ.

- Разработка плана работы с родителями.

- Корректировка рабочих программ по организации проекта о ЗОЖ, рисованию, лепке в средней группе согласно модели комплексно – тематического планирования по детскому саду.

16 марта

Восп-ль Туркина Т.А.


Результат Библиография используемой литературы, план проведения проекта по ЗОЖ; рабочие программы в новой редакции по знакомству с ЗОЖ, скорректированные темы по рисованию, лепке в средней группе.

2 этап. Основной: теоретический и практический.

Цель этапа: реализация проекта в образовательную практику (приложение 1).

Методи

ческая работа







-Проведение цикла тематических мероприятий

-Организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательных способностей (приложение 4).














Восп-ль Туркина Т.А.








Результат Повышение компетентности педагогов по теме «Планета здоровья».

Работа с детьми

1.Тема «Я такой»

-Знакомство детей с представлением о себе: о своем теле, здоровье, безопасности и эмоциях.

-Рассматривание иллюстраций «Это я».

-Беседа «Я и моё тело».

-Дыхательная гимнастика «Вырасту большой».

-Ситуативный разговор «Для чего нужны зубы и как за ними ухаживать».

-Дидактическая игра «Подбери одежду»;

-Чтение художественной литературы К. Чуковский «Айболит».

-Сюжетно-ролевая игра «Больница».

2. Тема «Мойдодыр»

-Беседа «Микробы и вирусы».

-Рассматривание иллюстраций.

-Разучивание потешек, отгадывание загадок.

-Чтение художественной литературы «Девочка чумазая»«Мойдодыр».

-Продуктивная деятельность - рисование «Микробы».

-Ситуативный разговор «Почему нужно мыть руки?».

-Игровая ситуация «Кукла Маша испачкалась. Как ей помочь?».

-Д/и «Разложим мыло в мыльницы» (подобрать по форме).

-С/р игра «Дочки- матери». (Приложение 2)


3. Тема«Мы со спортом крепко дружим»

-Отгадывание загадок про спорт.

-Беседа «Почему нужно много двигаться?»

(чем полезны зарядка, занятия спортом, игры на свежем воздухе).

-Рассматривание альбома о видах спорта.

-Подвижная игра«Мы весёлые ребята».

-Раскрашивание раскрасок «Виды спорта».

-Спортивное развлечение «Мы ловкие и смелые!»

(Приложение 3).

4. Тема: «Здоровое питание. Витамины»

-Беседы«Где живёт витаминка?», «Полезная и вредная еда».

-Дыхательная гимнастика «Каша кипит».

-Пальчиковая гимнастика «Овощи».

-Д/и «Во саду ли в огороде».

-Игра «Разложи овощи и фрукты в корзины».

-Продуктивная деятельность –лепка «Фрукты».

-С/р игра «Овощной магазин».

5. Тема«Если хочешь быть здоров»

-Беседа «Если хочешь быть здоров».

-Беседа о своём теле, обучение самомассажу.

-Подвижные игры на улице.

-Гимнастика после сна.

-Ходьба по «тропе здоровья».

6.Участие детей в оформлении выставок внутри детского сада


Согласно моде

ли комплексно – тематического плани

рования


Восп-ль Туркина Т.А.





Результат Представления о полезной и вредной еде, о необходимости двигаться, о микробах и вирусах, о своем теле, здоровье, безопасности и эмоциях.

Знакомство с художественной литературой А. Барто «Девочка чумазая»,  К. Чуковский «Мойдодыр», К. Чуковский «Айболит» (приложение 5).

Выставки в детском саду по темам: лепка «Фрукты», рисование «Микробы».

Работа с родителями

-Анкетирование для родителей (приложение 5)

- Наглядная информация в родительских уголках по теме:

«Здоровые зубы - залог здоровья»,

«Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей»,

«Движение и здоровье детей» (приложение 4).

- Участие родителей в соревнованиях, мастер классе по изготовлению массажера.

- Фотовыставка «Наш ЗОЖ».

-Презентация проекта.

16 марта-23 марта 2020 г.





Восп-ль Туркина Т.А.



Результат Повышение родительской компетенции в вопросах ЗОЖ, участие в конкурсах группы, проведение мастер –класса.

3 этап. Заключительный: рефлексивно – аналитический

Цель этапа: подведение итогов проекта.


1. Отчет о проделанной работе на родительском собрании.

2. Презентация проекта внутри детского сада.

Март

Восп-ль Туркина Т.А.



Выводы:

В результате реализации проекта «Планета здоровья»  у детей сформировались умения и навыки в физическом развитии, понимание необходимости заботиться о своем здоровье, родители обогатили свои знания  относительно физического и психического здоровья дошкольников, воспитатели повысили   уровень педагогической компетентности в области  физического развития.



4.Литература:



Барто А. Девочка чумазая.-М.1953. 

Барто А. Я расту, Мы с Тамарой санитары //Любимые страницы.- Смоленск, 1999. 

Волков А. Волшебник Изумрудного города: Сказка (отрывки). - М., 1992. 

Маршак С. О мальчиках и девочках, Робин-Бобин // Плывёт, плывёт кораблик. - М., 1990. 

Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // "Дошкольное воспитание" №6, 2000

Алферова В.П. (ред.) Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М. 1993

Богина Т.Л. Здоровье - прежде всего. // "Дошкольное воспитание", 2004, №4

Чуковский К. Мойдодыр // Сказки. – М.,1984. 


5. Приложения


Приложение № 1

План реализации тематического проекта «Планета здоровья»

1 день

Тема дня«Я такой»

Цель: знакомство детей с представлением о себе: о своем теле, здоровье, безопасности и эмоциях.

Рассматривание иллюстраций «Это я».

Беседа «Я и моё тело».

Дыхательная гимнастика «Вырасту большой».

Ситуативный разговор «Для чего нужны зубы и как за ними ухаживать».

Дидактическая игра «Подбери одежду»;

Чтение художественной литературы К. Чуковский «Айболит».

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

2 день

Тема дня«Мойдодыр»

Цели: формирование представлений о правилах личной гигиены, дать детям элементарные представления о микробах и вирусах.

Беседа «Микробы и вирусы».

Рассматривание иллюстраций.

Разучивание потешек, отгадывание загадок.

Чтение художественной литературы «Девочка чумазая»«Мойдодыр».

Продуктивная деятельность- рисование «Микробы».

Ситуативный разговор «Почему нужно мыть руки?».

Игровая ситуация «Кукла Маша испачкалась. Как ей помочь?».

Д/и «Разложим мыло в мыльницы» (подобрать по форме).

С/р игра «Дочки- матери».

3 день

Тема дня«Мы со спортом крепко дружим»

Цель: обогащать знания детей о видах спорта; дать представление о пользе занятий спортом.

Отгадывание загадок про спорт.

Беседа «Почему нужно много двигаться?»

(чем полезны зарядка, занятия спортом, игры на свежем воздухе).

Рассматривание альбома о видах спорта.

Подвижная игра«Мы весёлые ребята».

Раскрашивание раскрасок «Виды спорта».

Спортивное развлечение «Мы ловкие и смелые!»

4 день

Тема дня«Здоровое питание. Витамины»

Цели: расширение знаний дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах; создание условий для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе.

Беседы«Где живёт витаминка?»,

«Полезная и вредная еда».

Дыхательная гимнастика «Каша кипит».

Пальчиковая гимнастика «Овощи».

Д/и «Во саду ли в огороде».

Игра «Разложи овощи и фрукты в корзины».

Продуктивная деятельность –лепка «Фрукты».

С/р игра «Овощной магазин».

5 день

Тема«Если хочешь быть здоров»

Цель: формировать понимание необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его.

Утренняя гимнастика.

Беседа «Если хочешь быть здоров».

Беседа о своём теле, обучение самомассажу.

Подвижные игры на улице.

Гимнастика после сна.

Ходьба по «тропе здоровья».

Продукт проекта - выставка рисунков-плакатов в рамках проекта «Планета здоровья».

Мастер-класс по изготовлению массажера

Приложение №2

Дидактические игры:

«Подбери предметы»

Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о предметах личной гигиены;

Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе картинки, выбрать из предложенных картинок необходимые.

«Кому что нужно»

Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы личной гигиены (картинки разрезаны на части).

«Кто больше назовёт полезных продуктов питания»

Цель игры: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.

Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображёно на картинке, полезный этот продукт или нет.

«Что вредно, а что полезно для зубов»

Цель игры: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов;

Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены различные продукты (например, мороженое, горячий чай, леденцы, орехи, чупсы, морковка, яблоко, лимон).

Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, которые соответствуют правильному ответу.

«Чего не стало»

Цель: Воспитывать наблюдательность, развивать память.

Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображением различных предметов. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.

«Подбери нужное»

Цель: Развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания;

Детям предлагают рассмотреть предложенные картинки и «найти» недостающую часть изображения (например, хвостик от рыбки, которая полезна для зубов, листочки от морковки) среди предложенных картинок.

Приложение №3

Сценарий спортивно –развлекательного мероприятия«Мы ловкие и смелые!»

Цель: Совершенствовать изученные навыки основных движений в игровой деятельности;

Задачи:

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

Доставить детям радость от участия в подвижных играх;

Учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива;

Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции, выносливость.

Оборудование и материал:

Атрибуты для подвижных игр, оборудование для заданий и упражнений, дидактические игры, демонстрационный материал;


Ход спортивно –развлекательного мероприятия:

Воспитатель: «Дети, вы хотите быть смелыми, ловкими, умелыми, всегда, выигрывать и побеждать? Тогда приступим к тренировке. Налево, шагом марш! Дети шагают в обход по залу под рифмовку «Здоровье нужно очень всем», перестраиваются в круг, и делают под песню в исполнении Железновых, самомассаж.

Самомассаж «У жирафа пятна, пятнышки везде».

Воспитатель: «Ой, ребята, посмотрите, дальше нам нужно пройти по этой ровненькой дорожке, а она такая узкая. Идём дальше осторожно, не сходя с дорожки!

Дети проходят по ребристой доске, стараясь сохранить равновесие.

Воспитатель: «Молодцы, все прошли, никто не оступился. Идём дальше. Но нам преградил путь этот толстый, ленивый кот. И никак нам его не обойти. Как вы думаете, почему он такой толстый? (ответы детей – много ест, мало двигается, не делает зарядку, не занимается спортом) Так как - же нам быть? (предложения детей). Все коты любят играть, думаю и этот не откажется, давайте, поиграем?»

Игра «Кот и мыши»

Воспитатель: «Вот видите, мы сделали двойную пользу, сами побегали, и кота расшевелили, думаю, это ему очень полезно для здоровья, спросите у него, понравилось ему играть, прибавилось у него ловкости? (дети беседуют с котом).

Кот предлагает детям за полученное удовольствие и пользу познакомиться с новой игрой «Цветные автомобили»

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Воспитатель: «Слышите, дети, кто – то стучится к нам в дверь. (воспитатель выходит за дверь и возвращаясь, заносит шапочки для подвижной игры и красиво оформленный пакет с яблоками). Это нам принесли угощение. А на прощание мы с вами поиграем в игру, которую сами придумали, помните? Давайте вспомним слова песенки микробов!»

Игра «От микроба убегай» - (часть детей надевают шапочки микробов, они по команде ловят других детей и уводят в своё «Больное царство», кого не поймают, тот считается самым ловким. Слова микробов,придуманные детьми:

«Мы злые, злые, злые,

Микробы мы плохие,

Кто кашу не ест

И не моет руки,

Не делает зарядку,

Мы переловим всех по - порядку»

Воспитатель: «Вот и закончилась наша тренировка. Мы с вами убедились, что мы все сильные, ловкие, смелые, умелые!».



Приложение №4

Тематические консультации для родителей:

«Здоровые зубы - залог здоровья»

Предупредить заболевание зубов помогает правильный уход за ротовой полностью.

Кариес зубов – это патологический процесс, при котором происходит очаговая деминерализация и размягчение твердых тканей зубов с последующим образованием дефекта виде полости, появляющийся после прорезывания зубов.

Больше всего кариес поражает зубы у детей. Преждевременное разрушение молочных и постоянных зубов ведет к неправильному формированию зубов-челюстной системы и может привести к возникновению хронических очагов инфекции которые в свою очередь, могут стать причиной таких грозных заболеваний у детей, как ревматизм и патологическое изменение сердечно-сосудистой системы.

Что нужно делать, что бы сохранить зубы белоснежными и здоровыми?

«Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей»

Для растущего организма ребенка особенно важную роль играет двигательная активность. Общеразвивающие упражнения необходимы для нормального его развития.Они прекрасно влияют на формирование и коррекцию эмоциональной сферы ребенка: доставляют детям большое удовольствие и радость, снимают напряжение, воспитывают в характере оптимистический и жизнерадостный склад, открытость миру.

Утренняя гимнастика способствует более физиологичному переходу от сна к бодрствованию, воспитанию потребности перехода от сна к бодрствованию через движения.

В структуру утренней гимнастики входят: разминка, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные и коррекционные упражнения.

Занимайтесь утренней гимнастикой дома, во дворе вместе со своими детьми. Воспитывайте у них привычки здорового образа жизни и самоорганизованности.

«Движение и здоровье детей»

Всем известно, насколько важно движение в человеческой жизни. А между тем не все знают, что люди, тренирующие свою мышечную систему. Пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью, гораздо менее подвержены несчастным случаям.

Поэтому чрезвычайно важную роль играют обучение и тренировка не только в детском саду, но и в семье.

Детям необходимо объяснить значимость не только тех или иных действий или привычек, но – и это главное – подавать собственный пример.

-Утром, еще в постели, надо, чтобы ребенок сделал несколько упражнений по растяжке мышц.

-Душ! Наслаждение настоящего водного праздника!

-Теперь аппетитный завтрак! За завтраком важны мирные разговоры о предстоящем дне.

-Обратите внимание на сумку ребенка и постарайтесь максимально ее разгрузить.

А в выходные устройте настоящий семейный праздник с завтраком всей семьей, гимнастикой, подвижными играми, прогулкой.

Если в семье будут предприниматься повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги, то непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.

Так давайте же, уважаемые родители, с самых ранних лет учить наших детей беречь свое здоровье и заботиться о нем!

Приложение №5

Художественное слово, используемое в работе с детьми:

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

И неплохо есть лимон

Хоть и очень кислый он

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

По утрам

Зарядку делай

Будешь сильным,

Будешь смелым.

Прогоню остатки сна

Одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна

Помогает здорово.

Чтобы нам не болеть

И не простужаться

Мы зарядкой с тобой

Будем заниматься.

Нельзя:

- пробовать все подряд

- есть и пить на улице

- есть немытое

- есть грязными руками

- давать кусать

- гладить животных во время еды

- есть много сладкого.

В каких продуктах содержатся витамины и для чего нужны?

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Самомассаж «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде».

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Презентация:

1. Спорт и мы в нашей группе.

2. Мастер-класс «Изготовление массажера» (родители).

3.Выставка по лепке, рисунков



Приложение 5

Анкета для родителей

«Здоровый образ жизни»


1. Что такое здоровый образ жизни?  (Вы можете выбрать несколько ответов)   

2. Как Вы думаете, для чего нужно вести здоровый образ жизни? (Вы можете выбрать несколько ответов)  

3. Что Вы делаете для укрепления здоровья своего ребёнка? (Вы можете выбрать несколько ответов) 

4.Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка?

хорошее

нормальное

плохое


5.Как часто Вы проверяете состояние здоровья своего ребенка?

раз в месяц

раз в полгода

раз в год

в этом нет необходимости


6.Вы занимаетесь физкультурой и спортом?

постоянно

часто

очень редко

не занимаюсь


7.Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

постоянно

часто

очень редко

не занимается

8. Как Вы относитесь к употреблению спиртных напитков?

считаю недопустимым

возможно умеренное употребление во время праздников

это недопустимо в присутствии ребёнка

не считаю это проблемой

9.Как Вы относитесь к курению?

это вредная привычка

это недопустимо в присутствии ребёнка

не считаю это проблемой

10. Считаете ли Вы свое питание рациональным?

да

отчасти

нет

затрудняюсь ответить

Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

да

отчасти

нет

затрудняюсь ответить
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.