12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна Валерьевна Гимельберг27
0

Воссоздание века минувшего во всей его истине «Трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов»»

 Урок литературы в 7 классе

Тема: Воссоздание века минувшего во всей его истине.

Учитель русского языка и литературы Гимельберг Анна Валерьевна.

Цель урока:

Знакомство с трагедией А.С.Пушкина «Борис Годунов», одноименной оперой М.Мусоргского, репродукцией картины Полины и Дмитрия Лучановых «Пимен и Гришка Отрепьев».

Развитие навыков анализа художественного текста в рамках полихудожественного подхода.

Развитие интереса к истории своего народа; воспитание патриотических чувств.

Задачи:

Проанализировать эпизод «Келья в Чудовом монастыре»; сформулировать причины значимости этого эпизода.

Определить проблематику значения личности в истории и историографии, поднимаемую в данном эпизоде.

Выйти на значение данного эпизода в рамках текста Пушкина.


 

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Методы: эвристический, аналитического чтения, наглядный.

Методическая оснащенность: текст трагедии А.С.Пушкина, ПК, проектор.

План урока

Организационный момент.

Здравствуйте, друзья.

Темой нашего сегодняшнего урока я выбрала неточную цитату из записок к трагедии «Борис Годунов» А.С.Пушкина – «Воссоздание века минувшего во всей его истине». Как вы понимаете эти слова?

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Какое произведение изучать?

Попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока, исходя из того, что было вами сказано. Учитель записывает сказанное детьми на доске.

Каким образом мы сможем реализовать данные цели? К каким источникам мы можем обратиться?

Итак, начнем приближаться к реализации поставленных нами целей, используя первый источник.

Основной этап.

На экран проектора транслируется репродукция картины Полины и Дмитрия Лучановых «Пимен и Гришка Отрепьев».

Друзья, опишите то, что видите на картине. Что еще видите? Что происходит на этой картине? Как вы думаете, что осталось за кадром?

Какой эпизод трагедии Пушкина «Борис Годунов» картина иллюстрирует? Что из того, что вы видите на картине, позволяет вам так думать?

Каким художник изобразил Пимена? Григория? Как эти образы соотносятся с текстом Пушкина? Докажите свою точку зрения цитатами из текста.

О чем Григорий рассказывает Пимену? Каково, на ваш взгляд, внутреннее состояние Григория? Докажите текстом.

Что Пимен отвечает Григорию? Какова, на ваш взгляд, его интонация? Почему?

Почему, на ваш взгляд, художник изобразил именно этот эпизод из текста? В чем его важность?

Для того, чтобы интерпретировать значимость данного эпизода в рамках всего текста трагедии, предлагаю посмотреть фрагмент оперы Мусоргского, поставленной на сцене Мариинского театра.

На экран проектора транслируется фрагмент «В келье Чудова монастыря» оперы Мусоргского «Борис Годунов» в постановке А.Тарковского.

Что нового в интерпретации текста вы обнаружили?

Кто этот мальчик на заднем плане? Почему вы так думаете? Как это видение соотносится с дальнейшим сюжетом трагедии?

Летопись о каком историческом событии, на ваш взгляд, вел Пимен (в рамках интерпретации режиссера оперы)? Почему? Как он описывает свою работу? Зачем он ведет летопись? Докажите ваши рассуждения цитатами из текста.

Что думает о работе летописца Григорий? Какова, по его мнению, роль человека, события в истории? Какую роль он отводит в истории себе и Пимену? Докажите ваши рассуждения цитатами из текста.

В чем разница, по вашему мнению, между концепциями летописания Пимена и Григория? Как это соотносится с развитием их образов в трагедии Пушкина?

Чья концепция, на ваш взгляд, созвучна заявленному в начале урока тезису - «Воссоздание века минувшего во всей его истине»? Почему?

Рефлективный этап.

Скажите, пожалуйста, каких целей в ходе урока мы достигли? На какие вопросы ответили?

Какие вопросы, противоречия остались неразрешенными?

Резюмируя свои рассуждения, опираясь, безусловно, на представленный в ходе урока материал, письменно ответьте на вопрос: «Летописец: судья или беспристрастный рассказчик?»


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.