12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Курбатова Галина Николаевна110
Общий стаж работы - 31 год. Имею первую категорию. Закончила Курский Государственный университет в 1996 году.
Россия, Курская обл., Льгов

МБОУ «Колонтаевская СОШ»

Льговский район Курская область


Урок литературы на тему:

«А.С.Пушкин.Станционный смотритель».

(7 класс, программа Коровиной В.Я.)


 

Учитель русского языка и литературы

Курбатова Г.Н.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2017 год


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Цели: формировать умение анализировать текст литературного произведения; учить анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека», проследить общечеловеческую тему «блудных» детей на примере образа Дуни; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с произведением А. С. Пушкина, главными героями, композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте повести;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению литературы.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена.

Инсценированное чтение отрывка из трагедии.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Осень 1830 года А. С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии.

Показ фотоиллюстраций из книги «Болдино. Осень. 1830» (М.: Планета, 1989).

Из-за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь.

Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», – говорил он.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

А. С. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».

«Повести Белкина» – такова тема нашего урока сегодня.

«Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции. Московская вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской, по соседству с домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу “Гробовщика”. Воспоминания о старинном кишиневском приятеле – бесстрашном дуэлянте и боевом офицере Липранди – легли в основу “Выстрела”. Разъезды поэта-странника, ожидания и ночевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу “Станционному смотрителю”, в “Метели” и “Барышне-крестьянке” опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными трагедиями...»1.

Авторство повестей анонимно, приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности.

Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта.

Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «...Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также в Апопуте. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».

«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых «Кто такой Белкин?» как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно»2.

«Повести Белкина» были образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов...

А вот как оценил это произведение Л. Н. Толстой: «Я с восторгом, мною давно не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение»3.

Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей: «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски “быстрых” рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность»4.

Каждая повесть рассказана Белкину (именно он выступает в качестве писателя, на самом деле повести написаны Пушкиным) разными лицами – барышней, армейским офицером, приказчиком и мелким чиновником. Каждый из рассказчиков дает оценку событий со своей точки зрения, что позволяет поэту глубоко проникнуть в жизнь всех сословий и групп. Но это не значит, что точка зрения Пушкина на рассказанные события устранена. Она присутствует в ироническом отношении «к романтическим сюжетам», в выявлении действительных причин тех или иных поступков героев.

Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель».

2. Работа по повести, прочитанной дома.

В чем трудности службы смотрителей? (Унижение, оскорбления, даже побои.)

Прокомментируйте фразу: «Дочка-с, – отвечал он с видом довольного самолюбия...» (Для Вырина, отца Дуни, она единственная радость, надежда, смысл жизни, он любит ее, гордится ею – она его дочь!)

Какова внешность Вырина? («...человека лет 50-ти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».)

Задание 1.

Каков Вырин через 4 года? (Высказывания учащихся.)

Что состарило его? За что корил он себя до самой смерти? («Чего же ты боишься? – сказал ей отец... до церкви».)

Задание 2.

Зачитайте строчки, объясняющие причину отъезда Вырина в город. («Авось... овечку мою».)

Задание 3.

Перескажите эпизоды, описывающие две встречи с Минским.

Что думал Вырин о судьбе дочери? («Жива ли... пожелаешь ей могилы...», 2-й абзац.)

Что за человек Минский? (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о бедном старике, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом.)

Задание 4.

Зачитайте рассказ мальчика о приезжавшей барыне.

Что заставило барыню приехать на постоялый двор? (Хорошо, что предположения Вырина не сбылись, и Минский ее действительно не бросил. Но вину свою она чувствовала, и не было Дуне покоя. Трагедия произошла по ее вине: отец спился и умер, похоронили его вместе с женой.)

Каким настроением пронизана повесть? Какие чувства и размышления она вызвала у вас?

Вывод. А. С. Пушкин выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного, доведенного до отчаяния; здесь звучит и упрек тем, кто, не думая о родных и близких, совершает необдуманные поступки, заранее не зная, к чему они могут привести.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина?

Кому из героев рассказчик симпатизирует?

Каким настроением проникнута вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Домашнее задание: читать повесть «Метель».

Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» и «Тучи».

1 Гроссман Л. П. А. С. Пушкин: ЖЗЛ. М., 1960. С. 362.

2 Благой Д. Д. А. С. Пушкин. М., 1949. С. 78.

3 Гроссман Л. П. А. С. Пушкин: ЖЗЛ. М., 1960. С. 362.

4 Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988. С. 108–118.


 


 


 


 


 

Приложение 1

Лист самооценки

Фамилия, имя_____________________________________________________________

Оцени свою работу на уроке по следующим критериям:

Выделение ключевых слов прочитанного текста______________________

Ответы на вопросы по содержанию рассказа_____________________________

Доказательство своей точки зрения с помощью примеров из текста_____________________________________________________________

Самостоятельная оценка поступков героев_____________________________

Для самооценки используйте символы:

+ - знаю, умею, могу

? – сомневаюсь

- - трудно, сложно


 

Дом станционного смотрителя


Логотип музея

Дата основания

1972

Местонахождение

188356, Ленинградская обл.Гатчинский р-нд. ВыраБольшой пр., 32а

Посетителей в год

54 000 в год

Директор

Кайкова Виктория Николаевна

Сайт

history.gatchina.ru

 Дом станционного смотрителя на Викискладе

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.