Урок литературы на тему: «А.С.Пушкин — Станционный смотритель» (7 класс)
МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Льговский район Курская область
Урок литературы на тему:
«А.С.Пушкин.Станционный смотритель».
(7 класс, программа Коровиной В.Я.)
Учитель русского языка и литературы
Курбатова Г.Н.
2017 год
Цели: формировать умение анализировать текст литературного произведения; учить анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека», проследить общечеловеческую тему «блудных» детей на примере образа Дуни; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с произведением А. С. Пушкина, главными героями, композицией, художественными особенностями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте повести;
регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению литературы.
Сценарий урока
I. Проверка домашнего задания.
Чтение слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена.
Инсценированное чтение отрывка из трагедии.
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
– Осень 1830 года А. С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии.
Показ фотоиллюстраций из книги «Болдино. Осень. 1830» (М.: Планета, 1989).
– Из-за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь.
Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», – говорил он.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
А. С. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».
«Повести Белкина» – такова тема нашего урока сегодня.
«Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции. Московская вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской, по соседству с домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу “Гробовщика”. Воспоминания о старинном кишиневском приятеле – бесстрашном дуэлянте и боевом офицере Липранди – легли в основу “Выстрела”. Разъезды поэта-странника, ожидания и ночевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу “Станционному смотрителю”, в “Метели” и “Барышне-крестьянке” опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными трагедиями...»1.
Авторство повестей анонимно, приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности.
Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта.
Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «...Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также в Апопуте. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».
«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых «Кто такой Белкин?» как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно»2.
«Повести Белкина» были образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов...
А вот как оценил это произведение Л. Н. Толстой: «Я с восторгом, мною давно не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение»3.
Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей: «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски “быстрых” рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность»4.
Каждая повесть рассказана Белкину (именно он выступает в качестве писателя, на самом деле повести написаны Пушкиным) разными лицами – барышней, армейским офицером, приказчиком и мелким чиновником. Каждый из рассказчиков дает оценку событий со своей точки зрения, что позволяет поэту глубоко проникнуть в жизнь всех сословий и групп. Но это не значит, что точка зрения Пушкина на рассказанные события устранена. Она присутствует в ироническом отношении «к романтическим сюжетам», в выявлении действительных причин тех или иных поступков героев.
Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель».
2. Работа по повести, прочитанной дома.
– В чем трудности службы смотрителей? (Унижение, оскорбления, даже побои.)
– Прокомментируйте фразу: «Дочка-с, – отвечал он с видом довольного самолюбия...» (Для Вырина, отца Дуни, она единственная радость, надежда, смысл жизни, он любит ее, гордится ею – она его дочь!)
– Какова внешность Вырина? («...человека лет 50-ти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».)
Задание 1.
– Каков Вырин через 4 года? (Высказывания учащихся.)
– Что состарило его? За что корил он себя до самой смерти? («Чего же ты боишься? – сказал ей отец... до церкви».)
Задание 2.
– Зачитайте строчки, объясняющие причину отъезда Вырина в город. («Авось... овечку мою».)
Задание 3.
– Перескажите эпизоды, описывающие две встречи с Минским.
– Что думал Вырин о судьбе дочери? («Жива ли... пожелаешь ей могилы...», 2-й абзац.)
– Что за человек Минский? (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о бедном старике, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом.)
Задание 4.
– Зачитайте рассказ мальчика о приезжавшей барыне.
– Что заставило барыню приехать на постоялый двор? (Хорошо, что предположения Вырина не сбылись, и Минский ее действительно не бросил. Но вину свою она чувствовала, и не было Дуне покоя. Трагедия произошла по ее вине: отец спился и умер, похоронили его вместе с женой.)
– Каким настроением пронизана повесть? Какие чувства и размышления она вызвала у вас?
Вывод. А. С. Пушкин выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного, доведенного до отчаяния; здесь звучит и упрек тем, кто, не думая о родных и близких, совершает необдуманные поступки, заранее не зная, к чему они могут привести.
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина?
– Кому из героев рассказчик симпатизирует?
– Каким настроением проникнута вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?
Домашнее задание: читать повесть «Метель».
Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» и «Тучи».
1 Гроссман Л. П. А. С. Пушкин: ЖЗЛ. М., 1960. С. 362.
2 Благой Д. Д. А. С. Пушкин. М., 1949. С. 78.
3 Гроссман Л. П. А. С. Пушкин: ЖЗЛ. М., 1960. С. 362.
4 Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988. С. 108–118.
Приложение 1
Лист самооценки
Фамилия, имя_____________________________________________________________
Оцени свою работу на уроке по следующим критериям:
Выделение ключевых слов прочитанного текста______________________
Ответы на вопросы по содержанию рассказа_____________________________
Доказательство своей точки зрения с помощью примеров из текста_____________________________________________________________
Самостоятельная оценка поступков героев_____________________________
Для самооценки используйте символы:
+ - знаю, умею, могу
? – сомневаюсь
- - трудно, сложно
Дом станционного смотрителя |
|
|
|
Дата основания |
|
Местонахождение |
188356, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, д. Выра, Большой пр., 32а |
Посетителей в год |
54 000 в год |
Директор |
Кайкова Виктория Николаевна |
Сайт |
|