Восстанавливаемся грамотно

0
0
Материал опубликован 13 February

Восстанавливаемся грамотно

Панько Станислав Владимирович, педагог дополнительного образования, тренер спортивного объединения по греко-римской борьбе «Борцы» МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Норильска Красноярского края

Ключевые слова: детский спорт, греко-римская борьба, здоровье школьника, спортивные секции в учреждениях дополнительного образования, методы восстановления.

В феврале 2025 года Общественная палата России провела круглый стол «Формирование привычек здоровья школьников». Обсуждали новую здоровьецентричную модель управления здоровьем обучающихся в условиях современных рисков в контексте реализации национальных проектов и первых шагов к взаимодействию различных субъектов (родители, образовательные организации, ведомства социального блока) во исполнение послания Президента РФ Федеральному Собранию 2024 года. Среди основных факторов формирования здоровья у детей были названы благоприятная социальная среда, отказ от вредных привычек, физическая активность, психическое здоровье и другое. Участники круглого стола отдельным вопросом рассмотрели тему восстановления школьников после школьных и спортивных нагрузок, необходимость более глубокого, всеобъемлющего просвещения в данном вопросе родителей, учителей, тренеров. Каждому участнику образовательного процесса необходимо знать современные методики восстановления физических, эмоциональных сил школьника, чтобы не допускать чрезмерных перегрузок, о которых в последние годы все чаще говорится на самом высоком уровне.

В спортивном объединении по греко-римской борьбе «Борцы» Дворца творчества детей и молодежи здоровью воспитанников уделяется особое внимание. Уникальность системы дополнительного образования позволяет реализовывать программы, в которых спорт и воспитание находятся в балансе, обеспечивая гармоничное развитие личности ребенка. Спортивные тренировки чередуются с мероприятиями просветительского, творческого, гражданско-патриотического характера, что дает возможность обучающемуся выстраивать гибкий образовательный маршрут в соответствии со своими условиями и потребностями. Тема восстановления физического и эмоционального ресурса занимает значительное место в программе подготовки юных борцов. С первых занятий тренер объясняет важность полноценного отдыха и обучает воспитанников технологиям восстановительных процедур. Ведется планомерная работа с родителями обучающихся (встречи, беседы, консультации) с целью формирования единого, грамотного подхода к здоровью, так как период отдыха и восстановления сил приходится на время, когда ребенок находится дома.

За время существования объединения «Борцы» (с 2016 года) в коллективе сложились свои традиции, особенности спортивного режима, который не заканчивается вместе с тренировкой, а является частью повседневной жизни ребенка. Этот режим, в первую очередь, научно обоснован (то есть, составлен с учетом требований и рекомендаций, применяемых в области детско-юношеского спорта), во-вторых, составлен на основании специфических условий проживания на крайнем севере (низкие температуры, короткий световой день, загрязненность среды, территориальная изолированность и др).

В системе восстановления после тренировок в спортивном объединении применяются три основных направления: педагогическое, медико-биологическое и психологическое. 

Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим спортсменов и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах подготовки.

Они включают в себя:

1. Рациональное составление тренировки в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных циклов, широкое использование переключения, четкую организацию работы и отдыха;

2. Правильное построение отдельно тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов, мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создания положительного эмоционального фона);

3. Разработку методики физических упражнений, направленную на ускорение восстановления работоспособности спортсменов, совершенствование двигательных навыков, обучение тактическим действиям.


Среди медико-биологических средств восстановления особое место занимают
гигиенические средства, которые сегодня широко используются в спортивной практике. Главным гигиеническим фактором, который обеспечивает укрепление здоровья, повышение работоспособности организма и интенсивное восстановление, является личная гигиена, рациональный режим, сбалансированное и полноценное питание, санитарно-гигиенические бытовые условий, закаливания и т.д. К тому же есть и ряд других вспомогательных средств, которые благоприятно воздействуют на системы и органы организма, тем самым увеличивают работоспособность и оказывают стимулирующее воздействие на восстановительные процессы. Применяются вспомогательные гигиенические средства отдельно или в комплексе с другими медико-биологическими средствами. 
Результат влияния гигиенических средств на работоспособность спортсмена зависит от времени их применения. Так в ситуациях, когда необходимо в короткий срок восстановить работоспособность (например, между тренировками утром и вечером) следует применять средства восстановления сразу после тренировки. Если спортсмену необходимо иметь высокую работоспособность сразу же на следующий день, то любые средства восстановления необходимо использовать через 6-9 часов после соревнований, тренировки или занятий. В тех ситуациях, когда соревнования и тренировки заканчиваются вечером поздно, то восстановительные средства лучше отложить до утра и применять сразу после подъема. 
Отметим, что если одни и те же восстановительные средства применяются длительный период, то организм спортсмена к ним адаптируется, что ведет к снижению их эффективности. Именно по этой причине, советуют менять дозировку восстановительных процедур, заменять новыми или создавать всевозможные комбинации. Повысить эффективность восстановления спортсмена помогут применение специального комплекса из разных средств восстановления.
Для восстановления дыхательной, сердечнососудистой системы и нервно-психического состояния используют следующие средства: гидропроцедуры (теплая ванна, теплый душ, солевые ванны), массажи, ультрафиолетовое облучение, кислород, витамины группы В. 
В подготовке спортсменов восстановительные средства следует применять в зависимости от интенсивности и объема физических нагрузок. Так, после выполнения большого объема физических упражнений эффективно применять средства восстановления общего воздействия на организм (гидропроцедуры, парная баня и массаж). Если же тренировка была локального характера, то целесообразнее использовать восстановительные средства местного воздействия (местное прогревание, ручной массаж, баровоздействие). Если тренировка была достаточно интенсивной, то лучше использовать контрастные водные ванны или же просто спокойно полежать в теплой ванне. 
Также стоит отметить, что при подготовке спортсменов, средства восстановления должны быть подобраны совместно тренером и врачом, так как это зависит от этапа подготовки, условий соревнований и тренировки, характера нагрузок, индивидуальных особенностей организма спортсмена, сроков соревнований и степени утомления спортсмена. 
Гидропроцедуры являются наиболее эффективными, простым и доступным каждой семье восстановительным средством. Душ оказывает на организм спортсмена механическое и температурное воздействие. Продолжительный горячий душ способен понизить возбудимость двигательных и чувствительных нервов, повысить интенсивность обменных процессов. Принятие теплого душа оказывает успокаивающее действие. Контрастный душ способен повысить тонус мышц и сердечнососудистой системы, это эффективное средство восстановления. Принимать контрастный душ необходимо по такой методике: горячая вода (37-38 градусов) – 1 минута, холодная вода (12-15 градусов) - 5-10 секунд и т.д. Общая продолжительность процедуры от 6 до 11 минут. 
Еще одним эффективным средством восстановления после тренировок являются кислородные ванны, которые успокаивают нервную систему и насыщают кровь и ткани кислородом. Получаются такие ванны путем насыщения воды кислородом, который поступает через систему трубочек на 2 ванны и имеется в большинстве спортивных залов. Целесообразно посещать вместе с ребенком не менее 1 раза в неделю спортивный зал, демонстрируя на собственном примере важность восстановительных процедур.
Отличной гидропроцедурой, которая снимает утомление и способствует интенсивному восстановлению является плавание. Обычное нахождение в открытых водоёмах или бассейне при теплой температуре воды в течение 7-10 минут дает свой результат и может способствовать укреплению здоровья не только юного спортсмена, но и всей семьи.

Утомление юного борца зависит не только от интенсивности предшествующей физической нагрузки, но и факторов, вызывающих психическое напряжение. Стрессовыми факторами могут явиться как внешние воздействия (в интенсивные физические нагрузки, нарушения режима, травмы, поясная адаптация), так и различные личные переживания, коммуникации в команде, с тренером и др. Поэтому важно все время разговаривать с воспитанниками, давать возможность высказаться, не жалеть на это времени. При работе со страхами тренеру необходимо рассказать про их возможное появление, объяснить, что это нормально, что все испытывают страх в разные моменты. Уже это простое действие поможет продолжить работать со страхом, обсуждать его. Называя эмоции своими словами, можно научить спортсмена их «перерабатывать» в полезную энергию.

Таким образом, правильный отдых для ребенка – это не просто перерыв между тренировками и школьными занятиями, а важная составляющая здорового образа жизни. Уделяя должное внимание восстановлению, не только можно снизить риск травм, но и достичь оптимального уровня физической формы и благополучия ребенка.



Список используемой литературы:

1. Видеозапись круглого стола «Формирование привычек здоровья школьников» — новый драйвер развития индустрии здоровья в России». https://vkvideo.ru/video-93005764_456246445?ref_domain=rusnka.ru

2. Статья «В Минпросвещения высказались о нагрузке российских школьников»

https://lenta.ru/news/2025/02/11/v-minprosvescheniya-vyskazalis-o-nagruzke-rossiyskih-shkolnikov/

3. Восстановление функционального состояния юных спортсменов как условие профилактики спортивного травматизма. Диссертация и автореферат по ВАК РФ 14.03.11, кандидата наук Морозова Ю.С. https://www.dissercat.com/content/vosstanovlenie-funktsionalnogo-sostoyaniya-yunykh-sportsmenov-kak-uslovie-profilaktiki-sport





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.