Восстание декабристов в истории России, его отражение в художественной литературе XIX – XX веков
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение Чернореченская основная общеобразовательная школа
Коломенский городской округ
Тема проектной работы:
«Восстание декабристов в истории России, его отражение в художественной литературе XIX – XX веков» (исследование)
Авторы:
Игнатов Кирилл Сергеевич, 8 класс
Ильненко Влада Олеговна, 8 класс
Туголукова Алёна Алексеевна, 8 класс
Руководитель:
Сергеенко Екатерина Александровна, учитель истории и обществознания
(89257893941, ekaterina-omm@mail.ru )
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………......................…………………….....3
Основная часть
Глава 1. Восстание декабристов. Причины и последствия.……………………………...4
Глава 2. Отражение восстания декабристов в литературе XIX века
(на примере поэм Н.А. Некрасова) ………………………………… ……………………………….…5
Глава 3. Отражение восстания декабристов в литературе XX века
(на примере романа Ю.Н. Тынянова «Кюхля») …………………....……… …………………8
Заключение ………………………………………………………………....................………………....11
Список использованной литературы ……………………..........………………………………..12
Приложения
Введение
Народ умирает, когда становится населением.
А населением он становится тогда,
когда забывает свою историю.
Ф. А. Абрамов
Восстание 1825 года явилось первым толчком к изменению русской власти с монархического строя на республиканский. Идеи декабристов ведут к нашему времени. Это были первые шаги на пути к демократическому обществу.
Тема восстания декабристов нас заинтересовала при изучении истории России. Поскольку на уроках истории и литературы еще не раз придется столкнуться с данным событием, мы выбрали его для нашего исследования.
Цель исследования: изучение истории восстания, его роли в истории России; мнения историков по этому поводу; изображение его в художественной литературе XIX века (на примере произведений Н.А. Некрасова) и XX века (на примере произведения Ю.Н. Тынянова) и нахождение соответствия с реальными историческими событиями и лицами.
Задачи:
изучить имеющийся теоретический, архивный материал по данной проблеме;
проанализировать художественные произведения, установить соответствие с реальными историческими событиями и лицами.
Наш проект состоит из следующих частей: введения, глав основной части, заключения, списка литературы.
В 1 главе подробно расскажем о восстании, о том, как оно происходило, почему оно оказалось неудачным.
Во 2 главе мы рассмотрим отражение восстания в литературе 19 века. Поэма "Дедушка" была изучена в 6 классе, а " Русские женщины"- в 7. Мы решили взять эти произведения, так как возникли некоторые вопросы: «Носят ли эти произведения исторический характер? Кто послужил прототипом для главных героев? Как автор собирал информацию? Что об этих произведениях думают критики? Каково общественное мнение?»
В 3 главе разберем роман Ю.Тынянова "Кюхля". Нас интересует глава "Петровская площадь", которая посвящена самому восстанию. Вы узнаете, насколько правдиво автор написал о восстании, ознакомитесь с критикой и анализом главы.
Глава 1. Восстание декабристов. Причины и последствия
Можно ли рассказать про восстание декабристов кратко? Попытка государственного переворота окружена столькими событиями и характеризуется столькими нюансами, что ей посвящают целые книги. Это был первый организованный протест против крепостничества в России, вызвавший в обществе огромный резонанс и оказавший значительное влияние на политическую и социальную жизнь последовавшей эпохи правления императора Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 года стало попыткой государственного переворота и превращения Российской империи в конституционное государство. Оно стало одним из самых значимых событий XIX века после Отечественной войны 1812 года. Мы остановимся на предпосылках и значении восстания.
Движение декабристов зародилось в кругу дворянской молодежи, которая находилась под сильным впечатлением от Великой французской революции. Чтобы лучше понять цели участников революционного движения того периода, нужно иметь представление о причинах его начала и тех предпосылках, которые толкнули молодых дворян-офицеров к столь радикальной попытке смены власти.
В период освободительных походов, ознакомившись с западными политическими движениями, русское передовое дворянство осознало, что крепостное право является важнейшей причиной отсталости отечества. Жесткая реакционная политика в сфере просвещения, участие России в подавлении европейских революционных событий только укрепили уверенность в настоятельной необходимости изменений. Российское крепостничество воспринималось как оскорбление национального достоинства каждого, кто считал себя просвещенным человеком. Серьезное влияние на становление взглядов будущих декабристов оказали идеи западных национально-освободительных движений, русская публицистика и просветительская литература. Таким образом, можно выделить следующие важнейшие причины восстания декабристов. Это усиление крепостного гнета, непростая социально – экономическая ситуация в стране, отказ Александра 1 от проведения либеральных реформ, влияние трудов западных мыслителей.
Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге собрало большое количество народа. Из числа членов тайных обществ непосредственное участие в мятеже приняло около 30 человек. Из документов известно, что под следствием оказалось почти 600 предполагаемых мятежников. Осужденными из них оказался 121 человек. Все участники мятежа были дворянами, большинство из них офицеры. Действуя для народа и во имя его, привлекать низшее сословие к участию в выступлении они отказались. Восстание потерпело поражение, одной из причин которого стал тот факт, что декабристы не доверяли народу, ради которого и шли на государственное преступление. Если бы они не побоялись действовать совместно, итог восстания был бы другим. А в результате пятеро декабристов были казнены, более 120 человек сосланы на каторгу.
Пострадали и близкие мятежников, в первую очередь – их жены. Некоторые из них оказались невероятно мужественными и безропотно отправились в Сибирь вслед за своими мужьями.
Восстание декабристов в России имело огромное значение. Для восторженных юношей, незаурядных военных, философов и экономистов, видных мыслителей, попытка переворота стала экзаменом: кто-то показал сильные стороны, кто-то слабые, кто-то проявил решительность, отвагу, самопожертвование, а кто-то стал колебаться, не смог сохранить последовательность действий, отступил. Историческое значение восстания декабристов состоит в том, что они заложили основы революционных традиций. Их выступление положило начало дальнейшему развитию освободительных мыслей в крепостной России.
Глава 2. Отражение восстания декабристов в художественной литературе XIX (на примере поэм Н.А. Некрасова)
Многих писателей тема восстания декабристов не оставила равнодушными. Но мы в своей работе решили сосредоточить внимание на поэмах Н.А.Некрасова, потому что эти произведения мы изучили задолго до того, как узнали о восстании на уроках истории. Хотелось применить полученные знания к прочитанным текстам.
Некрасов в начале 70-х годов 19 столетия работал над циклом, состоящим из поэм о судьбах декабристов. "Дедушка"(1870) - одно из первых больших произведений, затрагивающих тему легендарного восстания.
Обращение к этому вопросу, на первый взгляд, может показаться нехарактерным для такого поэта, как Некрасов, равнодушного к историческим сюжетам. Это было именно обращением к революционным страницам прошлого, а не к истории как таковой, напоминание о самоотверженных деятелях и первой попытке революции в нашей стране. Герой "Дедушки" - декабрист, вернувшийся в числе немногих уцелевших из сибирской ссылки в 1856 г. Прототипом его, как принято считать, послужил князь С. Г. Волконский (1788--1865). Об этом в комментариях к поэме говорит К.Чуковский.
В работе над поэмой Некрасов использовал воспоминания декабристов и их современников, в частности "Записки декабриста" барона А. Е. Розена, Лейпциг, 1870 (в главках о Тарбагатае), некрологи С. Г. Волконского в газете "День" от 11 декабря 1865 г. и в "Колоколе" от 3 (15) января 1866 г., устные рассказы сына декабриста М. С. Волконского, а также знакомую ему еще до выхода книгу С. В. Максимова "Сибирь и каторга» (1871).Самыми достоверными источниками, которыми располагал поэт при работе над поэмами, были сведения, взятые им из третьей части данной книги - "Государственные преступники". Она содержала подробные описания сибирской жизни и ссылки декабристов.
В поэме "Дедушка" главный герой стремится открыть своему внуку глаза на народные бедствия, внушить мысль, что необходимо служить правде и добру. И его речи встречают живой отклик. Саша, общаясь с дедушкой, начинает по-другому смотреть на мир. В своем внуке дедушка стремился воспитать будущего гражданина. Актуальность поэмы заключается именно в этом.
О том, что речь в произведении идет именно о декабристах, мы можем судить и по упоминанию в произведении о Тарбагатае.
- «Где ж та деревня?» - «Далеко,
Имя ей: Тарбагатай,
Страшная глушь, за Байкалом…
С 10 по 22 сентября 1830 г. декабристы шли на восток, делая остановки и дневки в больших селах: Тарбагатае, Десятникове, Барском, Мухор-Шибири, Хараузе. Во всех селах при появлении декабристов народ выходил на улицы; жители сел, лежащих в стороне от дороги, съезжались смотреть на государственных преступников. Впечатления от этих встреч декабристы передали в своих письмах и мемуарах.
Андрей Евгеньевич Розен писал: «В Тарбагатае мы дневали и имели время и случай рассмотреть все подробно. Мне отведена была квартира у крестьянина, одного из братьев Чабуниных: дома в несколько горниц, с большими окнами, крыльца крытые; в одной половине дома обширная изба для рабочих с русской печкой для стряпанья и печенья; в другой половине от трех до пяти чистых горниц с голландскими печками; полы все покрыты коврами собственного изделия, столы и стулья крашеные, зеркала с Ирбитской ярмарки».
План поэмы "Дедушка" автору пришлось изменить из-за цензуры. Так, в начале знакомства с главным героем Некрасов пишет о том, что дедушка вошел в свой дом со словами, что он примирился со всем, что пришлось перетерпеть на своем веку. То есть этот человек осознал, что был верно наказан, примирился с режимом, искалечившим его жизнь. Это было не совсем так. Мы делаем данный вывод на основании последующих речей дедушки. Следовательно, Некрасов написал эти строчки, чтобы замаскировать от цензуры свое произведение. Главный герой изображен седым, очень старым, но все еще деятельным, бодрым, с целыми зубами, твердой осанкой и смиренным взглядом. Поэт обращает особое внимание на седину, чтобы показать, как непросто жилось дедушке в том суровом краю, какие страдания пришлось пережить.
Произведение было неприязненно встречено некоторыми критиками. В. П. Буренин упрекал автора за то, что его герой "не стесняется повествовать младенцу о том, как в старые годы помещики пользовались своими крепостными", "говорит о стоне рабов, о свисте бичей ".
Поэма звучит призывом продолжать борьбу, которая была начата декабристами.
Еще одним произведением, затрагивающим эту тему, является поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины» (1871— 1872).
В ней говорится о событиях, происходивших уже после восстания, о жёнах декабристов, которые, очень любя своих мужей, решили бросить привычную жизнь и уехать к ним в Сибирь.
Произведение состоит из двух частей: «Княгиня Трубецкая» (1871) и «Княгиня Волконская» (1872). Изначально Н.Некрасов назвал свою поэму «Декабристки», но в дальнейшем отказался от этого названия. При написании произведения автор изучал исторические документы. Обращаясь к событиям прошлого, он, безусловно, сохранил достоверность, однако, документально точного описания событий в поэме нет. Не будем углубляться в детальный анализ каждой главы в отдельности, так как целью нашей работы является не это. Мы попробуем установить соответствие с реальными событиями, лицами, понять позицию автора, узнать об отношении критики и общественности к произведению на данную тему.
Образы главных героинь «списаны» с реальных исторических личностей: княгини Марии Николаевны Волконской и княгини Екатерины Ивановны Трубецкой.
В поэме Некрасов описывает величие русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны лишения, голод, холод. Они отказались от сытой, беспечной, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями. В том, что описанное в поэме соответствует историческим фактам, нет никаких сомнений. Путешествие жен декабристов следом за своими мужьями в ссылку имело место быть, изучено и описано многими историками. Но мы в своей работе «опирались» на исследование историка Э.А. Павлюченко «В добровольном изгнании».
По нашему мнению, поведение жен декабристов показывает их высокое гражданское сознание, верность, не только супружескую, но и верность высокой идее, меняет сложившееся отношение к русским женщинам, удел которых, по всеобщему мнению, лишь материнство и домашние дела. Женщины оказывают открытое непокорство власти.
Показательна в этом контексте часть поэмы, где губернатор пытается отговорить Екатерину Ивановну Трубецкую. Он взывает и к ее дочерним чувствам, пугает холодом, голодом, необходимостью отречься от титула, тем, что муж, видя ее страдания, будет корить себя и еще больше мучиться. В противовес всем этим лишениям описывает прелести светской жизни. Она, показав силу духа и серьезность своих намерений, остается непреклонна. Этот разговор позднее княгиня опишет в своих мемуарах, также мы нашли подтверждение этому в книге историка
Э. А. Павлюченко.
Поэма была неоднозначно воспринята критиками. Некрасов писал брату Федору Алексеевичу, имея в виду публикацию поэмы в первом издании пятой части своих "Стихотворений": "Моя поэма "Кн. Волконская" имеет такой успех, какого не имело ни одно из моих прежних писаний <...> Литературные шавки меня щиплют, а публика читает и раскупает".
Попробуем обратиться к мнению литературных критиков.
В «разгромном» отзыве о "Княгине М. Н. Волконской" В.Г. Авсеенко пишет, что поэмы Некрасова не имеют отношения к историческому факту. Критик обвиняет поэта в угождении толпе. Авсеенко сомневается в достоверности подписания княгиней Трубецкой отречения от своих дворянских прав. Но в изученных нами трудах Э.А. Павлюченко «В добровольном изгнании. Г.2. Спасибо женщинам» есть сведения, подтверждающие обратное: «В Иркутске губернатор Цейдлер долго запугивает ее, требует (еще раз после Петербурга!) письменного отречения от всех прав — Трубецкая подписывает». Также подтверждение этому мы нашли в мемуарах княгини.
Не все критики, современники автора, отнеслись к поэме негативно. Так, И.А. Кущевский успех Некрасова объясняет "могучей силой" поэтического дарования.
Когда читаешь часть поэмы, посвященную княгине Волконской, и мемуары самой княгини, создается впечатление, что Некрасов просто придал ее дневниковым записям стихотворную форму. Например,
Невольно пред ним я склонила
Колени - и, прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила!..
«Суровость этого заточения дала мне понятие о степени его страдания. Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени, поцеловала его кандалы, а потом - его самого», - цитата из мемуаров княгини.
Некрасов прекрасно понимал психологию декабристов и декабристок, их энтузиазм, который вдохновлял одних на революционную борьбу, других на самоотверженный подвиг во имя любви, во имя семьи, во имя Отечества.
Поэмы были неоднозначно восприняты литературными критиками, но положительно - общественностью. Как было сказано, при создании произведений поэт «опирался» на архивные документы, труды историков. Несмотря на это, он не выступает в качестве историка, а представляет художественное описание, но с опорой на исторические факты. Возможно, если бы не цензура, произведения звучали бы «острее», а призыв автора «громче».
Глава 3. Отражение восстания декабристов в литературе 20 века (на примере романа Ю.Н. Тынянова «Кюхля»)
Художественная литература
отличается от истории не выдумкой,
а большим, более близким и кровным
пониманием людей и событий.
Ю.Н. Тынянов
Поскольку литература XIX века была ограничена цензурой, более смелый взгляд на события мы можем найти в произведениях XX века. Нас заинтересовало: возможно ли найти описание самого восстания в художественной литературе, чтобы, как говорится, «в красках» представить себе эту картину. Это удалось.
Итак, в этой главе мы разберём, как восстание декабристов в 1825 году отразилось в литературе 20 века на примере романа Ю. Н. Тынянова "Кюхля" (1925, подзаголовок первых изданий — «Повесть о декабристе»).
Тынянов описал это восстание, как неотъемлемую часть жизни Вили Кюхли, который является главным героем романа. Прототипом для создания образа послужил Вильгельм Карлович Кюхельбекер, реально существовавший человек, родившийся в Петербурге сын саксонского дворянина, коллежский асессор, сторонники движения декабристов, поэт, друг А.С.Пушкина.
Ю.Н. Тынянов рассказывает о его годах в Царскосельском лицее, путешествиях в разные страны Европы, но нас интересует то, как он стал свидетелем восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Поэтому для нашего исследования мы возьмем главу «Петровская площадь».
Созданию произведения предшествовало глубокое и всестороннее изучение Ю. Тыняновым архива, содержащего рукописи и дневник Кюхельбекера, знакомство с историческим материалом, касающимся его личности, совершенно забытой в начале 20 века.
Главной темой романа является тема декабризма, тема трагического краха декабристского движения, не сумевшего найти себе опору и поддержку в широких народных массах.
Обратимся к главе, которая называется "Петровская площадь".
События, описанные в ней, совпадают с реальными событиями.
Выход Сенатскую площадь: декабристы вывели около 800 солдат Московского лейб-гвардии полка, к ним присоединились части 2-го батальона Гренадерского полка и матросы Гвардейского морского экипажа (не менее 2350 человек). На самом деле, это описано в романе: «Восстание 14 декабря было войной площадей. По каналам улиц тек на Адмиралтейскую и Исаакиевскую площади народ, по ним же шли полки, сначала восставшие, а затем правительственные. С Разводной (Дворцовой) ездил на Адмиралтейскую и доезжал до львов Лобановского дома Николай. Разводная и Исаакиевская, где стояли правительственные полки, молча давили Адмиралтейскую, где волновался народ, и Петровскую, где были революционеры. Они заперли Петровскую с трех сторон и скинули революционеров в реку, а часть втолкнули в ворота узкой Галерной улицы».
Автор описывает смерть Милорадовича (губернатора Петербурга) перед солдатами, построившимися в каре, появление лейб-гвардии Гренадёрского полка и Гвардейского экипажа, подавление восстания. Это также совпадает с описание историков.
Совпадают имена важных лиц, участвовавших в восстании и имеющих к нему отношение: Рылеев (один из зачинщиков восстания), Якубович (должен был командовать Измайловским полком и лейб-гвардии Морским экипажем, захватить Зимний дворец и арестовать императорскую семью. Но в день восстания, 14 декабря 1825 года, отказался выполнять намеченное; в главе описывается, как Якубович находился рядом с Николаем, Николай I (император), его брат Михаил, Бестужев (один из зачинщиков восстания), Трубецкой (командир восстания), Каховский (смертельно ранил Милорадовича).
Как мы смогли убедиться, автор дает подробное описание происходившего 14 декабря, которое соответствует историческому описанию, называет реальные имена. Отсюда мы уже можем сделать вывод, что роман является историческим, но все-таки к своему «детищу»
Ю.Н. Тынянов подходит больше не как историк, а как художник.
Попробуем разобраться в происходящем в главе и сделать выводы.
Эта тема - тема декабристского восстания - нас заинтересовала ещё на уроке истории, на котором мы изучали деятельность декабристов, их планы, цели и, соответственно, само восстание. Восстание, а точнее глава, повествующая о нем, является кульминацией в данном произведении. Декабристы стремились сорвать присягу войск и Сената Николаю I. Они готовили тщательно продуманное восстание, руководителем которого назначен был Трубецкой. Они видели на престоле Константина, но он несколько раз уже отказывался от престола. Четырнадцатого декабря Вильгельм мечется между московским и финляндским полками, пытается разыскать скрывшегося Трубецкого. Оказавшись вместе с братом и Иваном Пущиным среди офицеров и солдат Гвардейского экипажа, Вильгельм трижды целится в великого князя Михаила, но не попадает. По восставшим начинают стрелять из орудий. Вильгельм хочет поднять людей и повести их в бой, но было уже поздно: остаётся бросить пистолет в снег и покинуть площадь. К ночи это восстание было подавлено.
«Ночь. Забрызганные веерообразно кровью стены Сената, трупы. Кучи, одиночки, черные и окровавленные. Возы, покрытые рогожами, с которых каплет кровь. На Неве - от Исаакиевского моста до Академии художеств - тихая возня: в узкие проруби спускают трупы. Слышны иногда среди трупов стоны - вместе с трупами толкают в узкие проруби раненых. Тихая возня и шарканье; полицейские раздевают мертвецов и раненых, срывают с них перстни, шарят в карманах.
Мертвецы и раненые прирастут ко льду. Зимой будут рубить здесь лед, и в прозрачных, синеватых льдинах будут находить человеческие головы, руки и ноги. (...) Петровская площадь как поле, взбороненное, вспаханное и брошенное. На ней бродят чужие люди, как темные птицы." Этот отрывок из главы "Петровская площадь" показывает нам насколько кровавым и жестоким оказалось это восстание. Оно не прошло бесследно. Много людей погибло в тот день, несколько сотен солдат были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. Пятерым вынесен и приведён в исполнение смертный приговор (К. Ф. Рылееву, П. И. Пестелю, П. Г. Каховскому М. П. Бестужев-Рюмину, С. И. Муравьёв-Апостолу).
Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, его трагические итоги – все дано в романе через судьбу, через историю жизни главного героя повествования, чьей гибелью оно завершается. Мы видим происходящее его глазами, но не только видим, а еще и чувствуем.
Итак, роман «Кюхля» был принят единодушно и критиками, и читателями в качестве самого ясного по трактовке исторических образов, он насыщен реальными документами эпохи – письмами, дневниками, мемуарами. Автор свободно распоряжается историческим материалом. Он представляет нам свой роман и как художник, и как исследователь.
Тынянов сумел передать всю суть событий, отметить главное – оторванность декабристского движения от народа и неизбежный крах движения именно в силу его оторванности.
Заключение
В ходе исследования удалось достигнуть поставленной цели. Нами был изучен исторический материал, свидетельствующий о важном в истории России событии, – восстании декабристов 1825 года. Это позволило узнать о предпосылках восстания, целях, его развитии, результатах, участниках, представить картину произошедшего на площади в Петербурге 14 декабря 1825 года.
Это событие стало знаменательным в истории России, оно не могло остаться забытым или не замеченным людьми, даже далекими от политики, и нашло свое отражение в творчестве писателей разных эпох. Мы рассмотрели произведения Н.А. Некрасова, писателя 19 века, проанализировали его поэмы, посвященные восстанию декабристов, и роман «Кюхля», написанный в XX веке Ю.Н. Тыняновым (главу, в которой описывается само событие на Петровской площади), чтобы сравнить реальную историческую картину того страшного дня с ее художественным описанием.
Великая заслуга декабристов, их гражданский и нравственный подвиг заключались в том, что они смогли подняться выше своих классовых интересов, презреть свои сословные привилегии и пойти на «явную гибель» во имя высоких и благородных идеалов.
Движение декабристов было первым открытым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века.
Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием.
Своим горьким опытом декабристы показали следующим поколениям, что протест ничтожной горсточки революционеров бессилен без поддержки народа.
Восстание нашло свое отражение в художественной литературе разных веков. Многие писатели обращались к этой теме. Мы же рассмотрели ее на примере произведений Н.А. Некрасова и Ю.Н. Тынянова.
В первую очередь, писатели выступают не как историки, а как художники, они дают нам возможность не только увидеть, но и почувствовать.
В ходе исследования также удалось узнать точки зрения литературных критиков, которые по-разному оценили подход писателей к изображению истории.
Данное исследование натолкнуло нас на мысль о разработке нового проекта «Поэты-декабристы».
Наша работа будет актуальна на уроках истории и литературы при изучении этого великого события и творчества упомянутых писателей.
Список использованной литературы
1. Авсеенко, В.Г. Поэзия журнальных мотивов. Стихотворения Н. Некрасова. Часть пятая. С.-Петербург. 1873. Критика 70-х гг. XIX века / Сост., вступит. ст., преамбулы и примеч. С. Ф. Дмитренко. - М.: АСТ, 2002. – 385 с.
2. Барабанов, В.В. История: Россия с древнейших времен до начала XXI века: учеб.-справ. Пособие / В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков. – М:. Астрель., 200. – 308 с.
3. Буренин, В.П. Статья (СПбВ, 1870, 8 сент., No 277). (электронная версия http://imwerden.de)
4. Данилов, А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. Учебник для 8 класса. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.
5. Записки княгини М.Н. Волконской.- Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.-с. 178 (электронная версия http://imwerden.de)
6. Кацва, Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Л.А. Кацва.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005. – 848 с.
7. Некрасов, Н. А. Поэмы / Н.А. Некрасов.- М.: Детская литература, 2015.- 232 с.
8. Некрасов, Н.А. Комментарии к поэмам 1855-1877 гг. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах. Художественные произведения. Том четвертый. Поэмы 1855-1877 гг. / Н.А. Некрасов.- Л.: Наука, 1982.- 467 с.
9. Павлюченко, Э.А. В добровольном изгнании. Г.2. Спасибо женщинам/ Э.А. Павлюченко.– М.: Наука, 1989. – 158 с.
10. Розен, А.Е. Записки декабриста. Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство / А.Е. Розен. - 1984. - 480 с. (электронная версия http://imwerden.de)
11. Тынянов, Ю.Н. Кюхля / Ю.Н. Тынянов. – М.: Азбука Классика, 2011. – 448 с.
12. Хмельницкая, Т. Е. Исследовательский роман. Историческая проза Тынянова. Голоса времени / Хмельницкая Т. Е. - М.- Л..: Советский писатель, 1963. – 57 с.
13. Шкловский, В.Б. Юрий Тынянов. Собр.соч. в 3-х т., Т.3 / В.Б. Шкловский. - М.: Художественная литература, 1974. – 599 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Презентация "Восстание декабристов в истории и литературе"
PPT / 43.88 Мб