Урок истории по теме «Восстание декабристов»

12
0
Материал опубликован 30 March 2018 в группе

Цели урока

Образовательные:

Обеспечить усвоение понятий и фактов, связанных с восстанием декабристов; выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций; причины поражения и значение восстания на Сенатской площади.

Развивающие:

Развитие умений работы с историческими источниками, программными документами, историографическими оценками и т.д.

Развитие умений анализировать документы, устанавливать причинно-следственные связи, развивать у студентов способность осмысливать теоретический материал, систематизировать его, выделяя главное, оценивать и сравнивать взгляды представителей разных идейно-политических направлений. Развивать умение работать с учебником, с дополнительными источниками, готовить сообщения и давать характеристику исторического деятеля.

Воспитательные:

Воспитание чувства заинтересованности к изучению движения декабристов, способствовать воспитанию патриотизма, интереса и уважения к выдающимся личностям, чувство гордости за свою страну, за свою малую Родину.

Оборудование:

Интерактивная доска, ноутбуки, распечатки документов, учебник, презентация «Декабристы-пензенцы»

Словарь урока: тайное общество, гражданские свободы, “Конституция”, “Русская правда”, Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества.

Основные события:

1816 – возникновение “Союза спасения”

1818 – возникновение “Союза благоденствия”

1820 – волнения в Семеновском полку

1821 - 1822 – возникновение Северного и Южного обществ

1821 - 1823 14 декабря 1825 - выступление на Сенатской площади

Выдающиеся личности: Александр Муравьев, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин, Павел Пестель, Евгений Оболенский, Иван Пущин, Петр Каховский, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент: познакомить обучающихся с темой, целью и задачами урока.

2. Постановка проблемного задания.

3. Контроль знаний. Сообщения обучающихся:

Вопрос об отмене крепостного права.

Вопрос о конституции.

Александр I в последние годы царствования.

4. Поисково-исследовательский этап (работа в группах по предложенному плану).

5. Декабристы-пензенцы.

6. Решение проблемного задания.

7.Домашнее задание.

Постановка проблемного задания.

Движение декабристов… Многое удивительно и своеобразно в этом движении. Молодые дворяне – декабристы – сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию, опоре царизма. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой царизма - они занимали все руководящие места в царской администрации и в армии, могли рассчитывать на высшие должности. Но они хотели уничтожить царизм, самодержавие и свои привилегии. Почему? Какие изменения предполагали декабристы? В чем значении декабристского движения?

Контроль знаний.

Сообщения обучающихся по теме “Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны”:

Вопрос об отмене крепостного права.

Вопрос о конституции.

Александр I в последние годы царствования.

- На формирование мировоззрения декабристов оказали влияния заграничные походы русской армии 1813-1815 гг., в ходе которых они познакомились с демократическими ценностями Запада – гражданскими правами и свободами. Между офицерами, бывшими московскими студентами, и солдатами устанавливались простые человеческие отношения. В лице тех, кого дворяне привыкли считать крепостными рабами, кого можно было вместе с семьей купить, продать, они увидели таких же людей, как и они сами, людей, любящих свою Родину, готовых отдать за нее свою жизнь.

Если в годы детства и юношества крепостное право представлялось будущим декабристам естественным, то они теперь начинают задумываться над темными сторонами русской действительности.

Побывав за границей, будущие декабристы убеждаются, что нигде в мире не оказывается более презрения к крепостному народу, как в России. Также они увидели, как в результате революции утверждался представительный конституционный строй.

После войны 1812 г. В России установился мрачный политический режим - аракчеевщина, она проявлялась в разгуле помещичьего произвола, насаждения палочной дисциплины в армии, жестоком подавлении любых признаков свободомыслия.

Ухудшилось положение народных масс. После войны многие губернии были разорены. Вернувшись в свои селения, дворяне усилили гнет, пытаясь за счет крестьянства улучшить финансовое положение. Усиление эксплуатации привело к росту недовольства среди населения. Волнения крестьян и работных людей часто подавлялись с помощью военной силы. Однако жестокий режим привел к тому, что в войсках, даже в гвардии, самой надежной части армии, начало расти недовольство.

Оппозиционные настроения крепли и среди солдат. Вернувшись на родину, они стали роптать. Проливая свою кровь, они разбили французскую армию, а вернувшись домой, вновь стали крепостными и бесправными. Их ропот разносился в классе народа. И по России прошла волна народных волнений. Недовольство проявляли разные слои населения: крестьяне, работные люди, горожане, военные поселяне.

Отражая недовольство широких общественных кругов, зрело политическое сознание будущих декабристов.

Поисково-исследовательский этап.

1. Разделение на две группы:

Северное общество” и “Южное общество”.

2. Группы получают задания:

Используя дополнительный материал проанализировать деятельность “Северного общества”.

План выступления:

Когда образовалось общество.

Кто в него входил. Руководители.

Программа.

“Конституция” Н.Муравьева.

План выступления:

Когда образовалось общество.

Кто в него входил. Руководители.

Программа.

“Русская правда” П.Пестеля.

По ходу выступления заполняется таблица в тетрадях:

“Конституция” Никиты Муравьева

“Русская правда” Павла Пестеля

 

 

На общее обсуждение выносим следующие вопросы:

В чем главные различия двух программ?

Какая более радикальна?

Какая более реалистична?

Что в обеих программах выполнимо и что нет в условиях тогдашней России?

- Теперь непосредственно познакомимся с событиями 14 декабря 1925г. По ходу рассказа учителя, обучающиеся должны выполнить следующие задания:

Составить письменно в тетрадях хронику событий.

Написать фамилии руководителей и наиболее активных участников восстания.

Изложить письменно основную суть “Манифеста к русскому народу”.

Неожиданная смерть Александра I прозвучала для декабристов как призыв и сигнал к открытому выступлению. Известно, что почти во всех своих тактических планах они связывали начало выступления со смертью монарха. Поэтому сама жизнь вносила решительные коррективы в согласованные между представителями Южного и Северного обществ сроки общего выступления и толкала декабристов на незамедлительные выступления. Было решено, что смена императоров – благоприятный момент. Восстание было назначено на 14 декабря – день принятия Сенатом присяги Николаю.

Диктатором восстания был выбран полковник князь С.П. Трубецкой, участник Отечественной войны 1812 г. Командование войсками при занятии Зимнего дворца поручено было капитану А.И. Якубовичу. Захватить Петропавловскую крепость поручено было А.М. Булатову. Поручик П.Г. Каховский соглашался “открыть путь” к восстанию и, как бы совершая самостоятельный террористический акт, проникнуть утром 14 декабря в Зимний дворец и убить Николая.

14 декабря в день присяги, восставшие войска должны были выйти на Сенатскую площадь и силою оружия заставить Сенат отказаться от присяги Николаю. На К.Ф. Рылеева было возложена обязанность предложить Сенату опубликовать революционный “Манифест к русскому народу” - новый программный документ декабристов. Здесь царское правительство объявлялось низложенным, уничтожалось крепостное право, устанавливалось равенство всех перед законом, объявлялась свобода печати, совести и занятий, обеспечивалась гласность судов, чиновники заменялись выборными лицами, сокращалась двадцатипятилетняя военная служба, уничтожалось рекрутство. Для решения о будущем политическом строе России – республике или конституционной монархии - предполагалось созвать Великий Собор из представителей всех сословий России.

Наступило утро 1825 г. Под сенью овеянных славой 1812 года знамен вышли первыми на сенатскую площадь 800 человек Московского полка. Прибывшие выстроились у подножия памятника Петру I в каре – боевым четырехугольником, - что давало возможность отражать нападение со всех четырех сторон. Однако уже на рассвете стали надламываться основные звенья намеченного плана. Якубович отказался вести Гвардейский экипаж в Зимний дворец для захвата царской резиденции и ареста царской семьи, Каховский отказался совершить цареубийство. Позже выяснилось, что Трубецкой, выбранный диктатором, вовсе не явился на Сенатскую площадь, оставив восставших на произвол судьбы.

Во всем этом сказался ограниченный характер дворянской революционности.

Выяснилось еще одно непредвиденное обстоятельство. Николай, уже предупрежденный доносами о готовящемся восстании, предложил Сенату собраться для принесения присяги необычно рано, в семь часов утра, до того как восставшие войска выйдут на Сенатскую площадь.

Уже в 7 часов 20 минут утра сенаторы принесли присягу и разошлись. Первые явившиеся на Сенатскую площадь восставшие солдаты Московского полка стояли перед пустым зданием Сената.

Все это породило колебания в рядах декабристов и обрекло их на бессмысленную тактику выжидания.

Тем временем Николай собрал верные ему части. Слух о восстании распространился по городу, и на Сенатской площади собралось до 30 тысяч народа, готового поддержать восставших. Но декабристы не воспользовались этим. Боясь, что с наступлением темноты покончить с восстанием будет труднее, Николай дал приказ открыть артиллерийский огонь. Несколько залпов картечью произвели сильное опустошение в рядах восставших. Солдат и офицеров, пытавшихся скрыться с площади, арестовывали. Восстание в Петербурге было разгромлено. Начались аресты членов общества и сочувствующим им.

К следствию были привлечены около 600 человек. Многих допрашивал лично Николай. Пятерых – П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина и П.Г. Каховского – приговорили к четвертованию, замененному повешением. Остальных по степени виновности осудили на каторжные работы, сослали в Сибирь, разжаловали в солдаты. Вплоть до смерти Николая ни один декабрист не получил прощения.

Просмотр презентации «Декабристы-пензенцы»

Решение проблемного задания.

Преподаватель обращает внимание на доску, где написаны вопросы проблемно-поискового задания:

Почему против царизма выступили представители дворянства декабристы?

Какие изменения предполагали декабристы?

В чем значение декабристского движения?

Проанализировав материал урока, делаем вывод на ранее поставленные вопросы.

Домашнее задание :

Изучение параграфа №56, подготовка сообщений о декабристах –пензенцах.

Приложение 1.

Презентация «Декабристы - пензенцы»

Приложение 2

ДЕКАБРИСТЫ Пензенского края

ДЕКАБРИСТЫ - рус. дворянские революционеры, поднявшие в дек. 1825 восстание против самодержавия и крепостничества. Среди них были и лица, связанные с Пенз. краем. Одни здесь родились, жили, находились на службе, другие имели поместья. Все они были на воен. службе, часть из них являлась участниками Отеч. войны 1812 и заграничного похода рус. армии. Членом ранних организаций «Ордена русских рыцарей», «Союз спасения» (1816) и «Союз благоденствия» (1818) был М. Н. Новиков, пенз. полицмейстер, мокш. уездный предводитель дворянства, ком. эскадрона конного полка Пенз. ополчения. В «Союз благоденствия» входили: Ф. И. Левин, ком. эскадрона конного полка Пенз. ополчения, мокш. уездный предводитель дворянства; полк. Г. А. Римский-Корсаков, уволенный со службы за либеральные настроения, в кон. 1820-х гг. живший в Пенз. губ. Членами «Союза благоденствия», а затем Моск. управы Сев. об-ва были отставной поручик Генштаба А. А. Тучков (см. Тучковы), впоследствии инсар. уездный предводитель дворянства; поручик лейб-гв. егерского полка И. Н. Горсткин, владевший имением в с. Голодяевка Чембар. у., где находился в ссылке после подавления восстания декабристов. Членом Сев. об-ва и одним из его руководителей был полк. А. М. Булатов, ком. 12-го егерского полка, стоявшего в г. Керенске Пенз. губ. Участниками восстания были поручик И. А. Анненков, мичманы Гв. флотского экипажа бр. А. П. и П. П. Беляевы, дет. годы к-рых прошли в с. Ершове Чемб. у. В Юж. об-во входили офицер лейб-гв. Литовского полка М. А. Габбе, помещик Инсар. у.; поручик Пенз. пех. полка П. Ф. Громницкий, уроженец Керенск. у.; бр. Веденяпины, после отбытия наказания за участие в декабристском движении проживавшие на терр. Пенз. губ. С декабристским движением также был связан Г. Д. Колокольцов (см. Колокольцовы), корнет лейб-гв. гусарского полка, проживавший в Пенз. губ. под секретным надзором полиции, впоследствии пенз. губ. предводитель дворянства.

Лит.: Декабристы; Очерки истории Пензенского края; Дергачев (1).

[Г. Ф. Винокуров. ДЕКАБРИСТЫ / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 696.]

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.