Контрольная работа по теме: «Россия во второй половине XIX -начале XX веков» для профильного класса (История, 11 класс)

3
0
Материал опубликован 31 October 2017 в группе

Контрольная работа по теме:«Россия во второй половине XIX -начале XX веков».

ПРОФИЛЬ - 11 класс

1 – вариант

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности. – 1 б.

1) создание военно - политического блока «Антанта»

2) Крымская война

3) Крестьянская реформа

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.. – 2 б.

СОБЫТИЕ

ГОДЫ

А) Портсмутский мир

Б) аграрная реформа П.А. Столыпина

В) Берлинский конгресс

Г) отмена крепостного права

1) 1861 год

2) 1878 год

3) 1889 год

4) 1903 год

5) 1905 год

6) 1906 год

 

3. Ниже приведён перечень терминов. Появление всех их, за исключением двух, относится к XIX в.

1) декабристы; 2) народники; 3) петрашевцы; 4) октябристы; 5) марксисты; 6) кадеты.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. – 2 б.

4. Запишите термин, о котором идёт речь. – 1 б.

Деньги, выплачивавщиеся бывшими крепостными и удельными крестьянами по условиям Крестьянской реформы 1861 г. в рассрочку на 49 лет для погашения ссуды, предоставленной государством бывшим владельцам в качестве выкупа за надельную землю, называются ________.

5. Установите соответствие между партиями и их лидерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

ПАРТИИ

ЛИДЕРЫ

А) «Союз 17 октября»

Б) РСДРП

В) Конституционно-демократическая партия

Г) Партия социалистов-революционеров

1) Ю.О. Мартов

2) В.М. Чернов

3) А.И. Дубровин

4) П.Н. Милюков

5) А.Н. Гучков

6) В.М. Пуришкевич

6. Какие три условия были включены в Портсмутский договор между Россией и Японией (1905 г.)? В качестве ответа запишите цифры. -– 2 б.

1) выплата Японией крупной контрибуции России

2) признание Кореи сферой японских интересов

3) передача Японии права аренды Порт-Артура

4) закрепление за Россией прав на Курильские острова

5) передача Японии южной части Сахалина

6) признание Маньчжурии сферой русских интересов

7. Какие три из перечисленных положений характеризуют процесс развития образования в России в 1860—1890-х гг.? В качестве ответа запишите цифры. -– 2 б.

1) открытие высших женских курсов

2) открытие Царскосельского лицея

3) открытие земских школ

4) увеличение числа церковно-приходских школ

5) основание Смольного института благородных девиц

6) создание ликбезов и рабфаков

8. Какие территории были завоеваны Россией во второй половине XIX в.? Укажите три территории. В качестве ответа запишите цифры. -– 2 б.

1) Хивинского ханства

2) Бухарского эмирата

3) Казанского ханства

4) Крыма

5) Кокандского ханства

6) Западной Сибири

9. Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

УЧАСТНИКИ

СОБЫТИЕ

A) П. А. Столыпин

Б) С.В. Зубатов

B) Г.А. Гапон

Г) С. Ю. Витте

1) создание рабочих организаций подконтрольных полиции

2) введение золотого стандарта

3) разрешение свободного выхода крестьян из общины

4) инициатор организации мирного шествия к царю

5) роспуск Учредительного собрания

6) роспуск II Государственной Думы

10. Установите соответствие между деятелями культуры и их достижениями или произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца– 2 б.

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ

А) А.Г. Столетов

Б) А.Н. Померанцев

В) В.И. Суриков

Г) В.В. Докучаев

 

1) положил начало современному почвоведению

2) «Утро стрелецкой казни»

3) «Грачи прилетели»

4) исследования в области фотоэлектрических явлений

5) верхние торговые ряды в Москве

6) открытие периодического закона химических элементов

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 11–13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма государственного деятеля начала XX в.

«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь! …Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперёд не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».

11. Назовите автора письма, событие и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.– 2 б.

12. На основе текста и знаний по истории приведите не менее четырёх реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор письма.– 2 б.

13. Какой путь из­брал автор в сло­жив­шей­ся ситуации? При­ве­ди­те не менее двух объ­яс­не­ний автором та­ко­го выбора.– 3 б.

14. 1860-1870-е гг. в Рос­сии были озна­ме­но­ва­ны про­ве­де­ни­ем ши­ро­ко­мас­штаб­ных преобразований, ко­то­рые вошли в ис­то­рию как «Эпоха Ве­ли­ких реформ». Объясните, чем была вы­зва­на не­об­хо­ди­мость про­ве­де­ния ре­форм (приведите три объяснения). .– 3 б.

_____________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

28-26 б. – «5»

25-21 б. - «4»

20- 14 б. - «3»

менее 14 б. – «2»

Контрольная работа по теме:«Россия во второй половине XIX -начале XX веков».

ПРОФИЛЬ - 11 класс

2 – вариант

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности. – 1 б.

1) Военная реформа

2) Создание «Тройственного союза»

3) денежная реформа С.Ю. Витте

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.. – 2 б.

СОБЫТИЕ

ГОДЫ

А) манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

Б) создание РСДРП

В) земская реформа

Г) начало строительства Транссибирской магистрали

1) 1864 год

2) 1898 год

3) 1891 год

4) 1901 год

5) 1903 год

6) 1905 год

 

3. Ниже приведён перечень терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XIX в.

1) народники; 2) декабристы; 3) социал-демократы: 4) нестяжатели; 5) петрашевцы; 6) иосифляне.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. – 2 б.

4. Напишите про­пу­щен­ное словосочетание. – 1 б.

 «____________________», на­зна­ча­е­мые Сенатом из числа мест­ных помещиков, долж­ны были ре­гу­ли­ро­вать и кон­тро­ли­ро­вать выкупные сделки, со­став­лять уставные грамоты.

5. Установите соответствие между партиями и их лидерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

ПАРТИИ

ЛИДЕРЫ

А) Союз Михаила Архангела

Б) РСДРП(б)

В) Партия конституционных демократов(кадеты)

Г) Русская монархическая партия

1) В.М. Чернов

2) Ю.О. Мартов

3) В.И. Ленин

4) П.Н. Милюков

5) В.М. Пуришкевич

6) В. Грингмут.

6. Какие три из перечисленных реформ были осуществлены в царствование Николая II? В качестве ответа запишите цифры. -– 2 б.

1) реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва

2) аграрная реформа П. А. Столыпина

3) денежная реформа Е. Ф. Канкрина

4) учреждение Государственной думы

5) денежная реформа С. Ю. Витте

6) создание Высшего совета народного хозяйства

7. Какие три из перечисленных событий связаны с революцией 1905—1907 гг.? В качестве ответа запишите цифры. -– 2 б.

1) октябрьская политическая стачка

2) созыв Учредительного собрания

3) «Кровавое воскресенье»

4) нота Милюкова

5) созыв I Государственной думы

6) режим «двоевластия»

8. Какие три положения относятся к внутренней политике Александра III? В качестве ответа запишите цифры. -– 2 б.

1) увеличение представительства дворянства в земствах

2) предоставление автономии Польше

3) ликвидация мирового суда

4) создание Крестьянского и Дворянского Поземельных банков

5) предоставление автономии университетам

6) разработка по поручению императора конституционных проектов

9. Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

УЧАСТНИКИ

СОБЫТИЕ

A) Д. А. Милютин

Б) А.М. Стессель.

B) Николай II

Г) С. Ю. Витте

1) подготовка манифеста об учреждении законодательной Государственной думы

2) поражение под Цусимой

3) военная реформа

4) сдача крепости Порт-Артур

5) подписание манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка»

10. Установите соответствие между деятелями культуры и их достижениями или произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца– 2 б.

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ

А) В.А. Серов

Б) В.И. Шервуд

В) М.И. Сеченов

Г) А.С. Попов

 

1) изобретение радио

2) «Бурлаки на Волге»

3) Главное здание Нижегородской ярмарки

4) разработка физиологических основ высшей нервной деятельности человека

5) «Девочка с персиками»

6) Исторический музей в Москве

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 11–13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из отчёта херсонского губернатора от 1904 г.

  

  «Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить своё хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли всё, ничего ей не возвращая.

  

  Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чужой собственности всё уменьшается.

  

  Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».

11. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа?- 2 б.

12. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет автор отчёта и можете указать вы? Укажите всего не менее четырёх недостатков.– 2 б.

13. На ос­но­ве текста и зна­ний по ис­то­рии назовите ос­нов­ные последствия пе­ре­хо­да от об­щин­но­го землевладения к част­ной собственности, ко­то­рый происходил в на­ча­ле XX в. Ука­жи­те не менее трёх последствий.– 3 б.

14. В пер­вые годы цар­ство­ва­ния Алек­сандра II боль­шин­ство помещиков-дворян и выс­шей бю­ро­кра­тии вы­сту­па­ли про­тив от­ме­ны кре­пост­но­го права и про­ве­де­ния дру­гих реформ, впо­след­ствии на­зван­ных «великими». Од­на­ко им­пе­ра­тор был твёрдо убеждён в не­об­хо­ди­мо­сти мас­штаб­ных преобразований. Какие объ­ек­тив­ные ос­но­ва­ния были для этого у Алек­сандра II? При­ве­ди­те любые три основания. .– 3 б.

_____________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

28-26 б. – «5»

25-21 б. - «4»

20- 14 б. - «3»

менее 14 б. – «2»

Контрольная работа по теме:«Россия во второй половине XIX -начале XX веков».

КЛЮЧ

п/п

1 – вариант

2 – вариант

1 – 1 б.

231

213

2 – 2 б.

5621

6213

3 – 2 б.

46

46

4 – 1 б.

выкупные платежи

мировые посредники

5 – 2 б.

5142

5346

6 – 2 б.

235

245

7 – 2 б.

134

135

8 – 2 б.

125

134

9 – 2 б.

3142

3451

10 – 2 б.

4521

5641

11– 2 б.

1) автор письма — Николай II;

2) событие — первая российская революция;

3) выбор делался в 1905 году.

1) председатель Совета министров — П. А. Столыпин;

2) реформа началась в 1906 г.

12 – 2 б.

Могут быть названы следующие меры:

— учреждение законодательной Государственной думы;

— предоставление населению основных гражданских прав и свобод;

— сокращение рабочего дня и повышение зарплаты рабочим;

— смягчение цензуры;

— отмена выкупных платежей;

— право создавать политические партии.

Могут быть названы следующие недостатки:

— хищническая эксплуатация земли крестьянами, ведущая к неурожаям;

— отсутствие у крестьян возможности планировать развитие своего хозяйства в условиях постоянного изменения величины наделов и качества земли;

— антисобственнические настроения крестьян угрожали социальному миру, толкали их на насильственные действия против частных собственников;

— несвобода крестьян, низкий уровень их предпринимательской активности из-за привязанности к общине;

— находящаяся вне рынка масса общинной земли препятствовала попыткам предприимчивых крестьян создать крупное хозяйство путём покупки земли;

— в условиях общины предприимчивым крестьянам приходилось помогать своим сообщинникам, что отнимало средства для развития их собственных хозяйств

13 – 3 б.

Правильный ответ может со­дер­жать следующие элементы:

1) автор от­ка­зал­ся от на­силь­ствен­но­го подавления крамолы;

2) объяснения, например:

— во­ен­ная диктатура при­ве­ла бы еще к боль­ше­му кровопролитию с не­из­вест­ны­ми последствиями;

— дик­та­ту­ра не ре­ши­ла бы сто­яв­ших перед стра­ной проблем, а лишь ото­дви­ну­ла бы их решение;

— власть утратила под­держ­ку у боль­шей части со­ци­аль­ных сил, у боль­шин­ства населения;

— в 1905 году Ни­ко­лай II не нашел че­ло­ве­ка на роль во­ен­но­го диктатора;

— власть не могла в боль­шей степени опе­реть­ся на под­держ­ку армии после по­зор­ных поражений в войне с Японией.

Могут быть ука­за­ны следующие последствия:

— за­жи­точ­ные крестьяне по­лу­чи­ли возможность рас­ши­рить свои хо­зяй­ства за счёт по­куп­ки земли у бедняков;

— бед­ные крестьяне смогли, про­дав свои наделы, пе­ре­ме­нить род занятий, что не­мно­го снизило аг­рар­ную перенаселённость;

— рас­ши­ри­лась база ра­бо­чей силы для про­мыш­лен­но­сти за счёт бед­ных крестьян, вы­шед­ших из общины;

— вы­рос­ла урожайность из-за пре­кра­ще­ния переделов земли;

— воз­рос­ла товарность кре­стьян­ских хозяйств;

— мно­гие из про­дав­ших свою землю бед­ня­ков не нашли сво­е­го места в жизни и вли­лись в массу не­до­воль­ных властью, го­то­вых на самые ре­ши­тель­ные действия;

— кре­стья­не теряли поддержку, ко­то­рую оказывала своим чле­нам община в тя­же­лые времена

14– 3 б.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие объяснения::

1) по­треб­но­сти эко­но­ми­че­ско­го развития, на­чав­ший­ся в 30-40-е гг. XIX. про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот тре­бо­ва­ли сво­бод­ных ра­бо­чих рук;

2) ухуд­ше­ние финансового положения, рост де­фи­ци­та бюджета;

3) на­рас­та­ние со­ци­аль­ных конфликтов;

4) военно-экономическое от­ста­ва­ние России, при­вед­шее к по­ра­же­нию Рос­сии в Крым­ской войне.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие объяснения.

Основания: 1. крепостное право тормозило развитие страны

2. поражение в Крымской войне из-за военно-технического отставания от Европы

3. безнравственность существования крепостного права

 

Критерии оценки:

28-26 б. – «5»

25-21 б. - «4»

20- 14 б. - «3»

менее 14 б. – «2»

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.