Конспект урока «Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы»
Конспект урока 6 класс
Тема : «Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы»
Цель: сформировать знания о влиянии организмов на оболочки Земли
- развить умение работать, мыслить, высказывать свою точку зрения,
- воспитать у учащихся интерес к познанию нового, экологическую культуру.
Оборудование : учебник, атлас, контурные карты
Ход урока :
Организационный момент
Приветствие
Проверка готовности учащихся к уроку
Проверка домашнего задания
Тест
Водные организмы делятся на :
а) живые и неживые
б) нектон, бентос, планктон
в) бентос, планктон
Нектон – это
а) животные, которые активно плавают в водной толще (рыбы, криль). Заселяют всю толщу воды.20000 рыб, кальмаров, ластоногих, китов, змей и даже пингвины. Обтекаемая форма, плавники, ласты.
б) мелкие организмы, населяющие верхнюю часть водной толщи и двигающиеся с током воды. Это микроскопические водоросли, рачки, мальки рыб.
в) организмы, обитающие на дне морей и океанов (губки, кораллы). Некоторые не отделяются – кораллы, актинии, морские лилии. Другие плавают в придонных слоях. Жизнь в океане есть повсюду.
Планктон – это
а) организмы, обитающие на дне морей и океанов (губки, кораллы). Некоторые не отделяются – кораллы, актинии, морские лилии. Другие плавают в придонных слоях. Жизнь в океане есть повсюду.
б) животные, которые активно плавают в водной толще (рыбы, криль). Заселяют всю толщу воды.20000 рыб, кальмаров, ластоногих, китов, змей и даже пингвины. Обтекаемая форма, плавники, ласты.
в) мелкие организмы, населяющие верхнюю часть водной толщи и двигающиеся с током воды. Это микроскопические водоросли, рачки, мальки рыб.
Бентос – это
а) мелкие организмы, населяющие верхнюю часть водной толщи и двигающиеся с током воды. Это микроскопические водоросли, рачки, мальки рыб.
б) организмы, обитающие на дне морей и океанов (губки, кораллы). Некоторые не отделяются – кораллы, актинии, морские лилии. Другие плавают в придонных слоях. Жизнь в океане есть повсюду.
в) организмы, обитающие на дне морей и океанов (губки, кораллы). Некоторые не отделяются – кораллы, актинии, морские лилии. Другие плавают в придонных слоях. Жизнь в океане есть повсюду.
Какая жизнь в арктическом и антарктическом поясах.
Жизнь очень бедна. Здесь мало как видов живых организмов, так и самих особей. Планктон развивается только в короткий летний период и лишь в местах, освобождающихся ото льда. Вслед за планктоном появляются рыбы и питающиеся ими моржи и тюлени.
Какая жизнь в умеренных поясах
температура воды весь год выше 0 °С. Обилие растворенного в воде кислорода приводит к бурному развитию жизни. В умеренных поясах не очень велико разнообразие организмов, зато много особей каждого вида. Умеренные широты богаты рыбой, и здесь ведется ее активный промысел (сельдь, хек, треска, сайра, лососевые).
Какая жизнь в тропических поясах
весь год высокая температура воды и повышенная соленость. В воде мало растворенного кислорода и питательных веществ. Из-за этого меньше, чем в умеренных поясах, планктона, а, следовательно, и рыбы.
Какая жизнь в жарких поясах
огромное разнообразие теплолюбивых рыб и донных организмов (кораллов, моллюсков, иглокожих, ракообразных).
Какая жизнь в экваториальном поясе
температура воды весь год высокая. Бурное развитие жизни наблюдается вблизи устьев крупных рек, выносящих в океан питательные вещества. На дне океанов много коралловых построек. В экваториальных водах ведут отлов морских черепах, моллюсков, тунца, сардин, макрели. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов. Наиболее благоприятные условия, как для растений, так и животных находятся в зонах мелководий. Это шельфы морей и океанов.
Какие есть основные четыре царства живых организмов?
а) бактерии, растения, животные, грибы
б) животные, растения, грибы
в) бактерии, растения, самцы, грибы
Изучение нового материала
В каком взаимодействии находятся земные оболочки между собой?
Как влияют живые организмы на земные оболочки ?
Воздействие на атмосферу
Живые организмы всячески воздействуют на оболочки нашей планеты. Тот облик, который имеет Земля, связан, в первую очередь, с жизнедеятельностью живых существ. Главное воздействие организмов на атмосферу связано с фотосинтезом.
Почти весь кислород на планете создан растениями и другими живыми организмами (водорослями, бактериями). Растения поглощают углекислый газ, который выделяют при дыхании живые организмы, и воду, а выделяют кислород и создают органические вещества
Воздействие на гидросферу
Живые организмы влияют на состав океанической воды, в первую очередь, на ее соленость.
Живые существа способны забирать из воды растворенные в ней вещества для своей жизнедеятельности, питания, построения скелетов и панцирей.
Отмирая, живые организмы образуют на дне водоемов осадочные горные породы.
Воздействие на литосферу
Существенное воздействие живые организмы оказывают на литосферу, особенно ее верхнюю часть. Они образуют горные породы, участвуют в формировании многих минералов. Кроме того, организмы участвуют в разрушении горных пород и минералов, меняя, тем самым, облик земной коры и создавая различные формы рельефа.
Важным является и то, что биологические существа совместно с литосферой участвуют в образовании почв.
Плодородие (способность производить урожай) почвы определяется толщиной гумусового горизонта. Гумус – продукт разложения живых организмов, органических остатков.И в самой почве живет множество живых существ. Самой плодородной почвой является чернозем.
Черноземных почв много в России, Украине, Казахстане и др. Черноземы образуются под степями и лесостепями. Почва образуется очень долгий период времени, поэтому к ней надо относиться с особой бережностью.
То, что Земля без человека выглядела бы совсем по-другому – очевидный факт. Сейчас стремительно растущее население требует всё больше продовольствия и территорий для проживания. Многочисленные предприятия, производящие продукцию для улучшения комфорта существования и удовлетворения растущих потребностей, расходуют всё большее количество невозобновляемых природных ископаемых.
Когда человек стал оказывать влияние на природу
С тех пор, как древний человек освоил примитивные орудия труда, научился возделывать землю и выращивать домашних животных, он стал оказывать воздействие на живой и неживой мир вокруг себя. В начале развития человеческой цивилизации ущерб, наносимый природе, был минимальный – человек брал из окружающей среды лишь необходимый для выживания минимум, а естественный баланс быстро восстанавливался.
Влияние человека на природу
Активное и многообразное влияние человека на природу, которое уже значительно изменило облик планеты, связано с началом промышленной революции в конце 19 века. С ускорением научно-технического прогресса и развитием современных технологий антропогенное воздействие на среду обитания приобрело опасные последствия.
Не стоит забывать, что человек – это часть природы. Загрязняя и видоизменяя окружающий мир, люди приносят вред и самим себе. Подавляющее большинство современных болезней медики считают последствием ухудшения экологической обстановки.
Отрицательное влияние человека на природу
Везде, где появляется человек, он стремится изменить и приспособить окружающую среду под свои нужды. Поэтому влияние человека на природу в первозданном виде носит только разрушительный комплексный характер.
Уничтожение или видоизменение естественных экосистем являются последствием:
вырубки лесов;
прокладывания дорог;
расширения территорий городов и сельскохозяйственных угодий;
изменения русел рек;
возведения плотин и затопления прилегающих равнин при строительстве гидроэлектростанций;
разработки полезных ископаемых.
Деревья – единственный источник получения кислорода на планете. При этом «лёгкие» Земли активно уничтожаются. За последние 200 лет площадь лесов сократилась в 2 раза.
Последствия вмешательства человека в локальную экосистему – вымирание растений и животных, естественная среда обитания которых разрушается. Исчезновение одного или нескольких представителей живой природы приводит к нарушению баланса, вызывает дальнейшую цепную реакцию. Уже из-за косвенного влияния человека на окружающую среду уничтожены десятки видов представителей флоры и фауны, не сумевших приспособиться к изменённым условиям. Многие дикие животные были истреблены целенаправленно.
Последствия загрязнения природы
Вода, воздух и земля – основные составляющие биосферы, которые тесно взаимосвязаны и практически в равной степени подвергаются загрязнениям. Источниками выбросов являются все виды деятельности человека:
Источники загрязнения природы
бытовой мусор;
токсичные производственные отходы;
химические сельскохозяйственные удобрения;
радиация.
Если в 1970 году количество отходов на планете в результате жизнедеятельности человека составляло 40 млрд. т., то на начало 21 века эта цифра увеличилась до 300 млрд. т. – такая масса мусора подавляет естественную способность природы Земли к самовосстановлению.
В почву и жизненно важные источники пресной воды ежедневно попадают отработанные промышленные и сельскохозяйственные стоки. Последствия – практически все крупные реки относятся к сильно загрязнённым (Дунай, Сена, Тибр, Миссисипи, Волга, Дон, Ганг, Нил), они, в свою очередь, несут отравленные воды в мировой океан.
Последствия кислотных дождей
Треть океанической поверхности покрыта масляной плёнкой, образующейся при добыче, транспортировке и переработке нефти – основного энергоисточника современной цивилизации. Разлитые на воде нефтепродукты нарушают взаимодействие живых организмов и атмосферы, что приводит к губительным последствиям для океанических форм жизни.
Результат работы промышленности и автомобилей – повышенная концентрация в атмосфере отравляющих веществ: оксидов азота, серы, соединений алюминия, свинца, ртути и других тяжёлых металлов. Сернистый газ – причина кислотных дождей, которые уничтожают дикую растительность и сельскохозяйственные посевы, негативно сказываются на состоянии природы и здоровье человека.
Сжигание кислорода и чрезмерные выбросы углекислого газа приводят к «парниковому эффекту», таянию ледников, которые содержат основные запасы пресной воды, и, как следствию, изменению климата на всей планете.
Последствия для природы и человека техногенных аварий
Техногенные аварии имеют катастрофические последствия для огромного региона или всей планеты, а не только оказывают пагубное влияние на отдельные виды животных или растений. После аварии на Чернобыльской АЭС до сих пор непригодными для проживания остаются обширные площади, так как уровень радиации там превышает предельно допустимый в десятки раз. Утечка тяжёлой воды на станции Фукусима могла бы привести к заражению всего мирового океана и глобальной экологической катастрофе, последствия которой трудно представить
Положительное влияние человека на природу
Относительно благоприятное воздействие, оказываемое человеком на природу – создание новых экосистем, которые бы не появились естественным образом. Например, при орошении пустынь возникают живые ландшафты, вокруг населённых пунктов формируются новые зелёные зоны. Однако искусственные системы часто нежизнеспособны без постоянного контроля и помощи человека.
Чаще всего под положительным влиянием человека на окружающую среду подразумеваются действия, направленные на минимизацию негативных последствий и попытки восстановить нанесённый природе ущерб. Таким образом человек старается защитить окружающую среду прежде всего от самого себя и сохранить приемлемые экологические условия для настоящего и будущих поколений.
Способы решения возникающих проблем в природе
Развитие цивилизации невозможно без изменения первозданного вида Земли. Человек потребляет природные ресурсы, стараясь максимально удовлетворить свои растущие и, не всегда оправданные, потребности. Запасы планеты не безграничны, их неразумное использование ставит под сомнение сам факт существования человека. Для уменьшения пагубного влияния человека на природу и сохранения благоприятной экологической ситуации необходимо комплексное внедрение целого ряда природоохранных мероприятий:
Способы решения экологических проблем
создание заповедников и заказников для сохранения естественной среды обитания дикой природы и восстановления исчезающих видов животных и растений;
разработка новых, экологичных способов добычи полезных ископаемых;
активный поиск альтернативных источников энергии;
внедрение безотходных технологий производства;
создание мощных очистных сооружений, препятствующих попаданию загрязняющих веществ в биосферу;
раздельный сбор и переработка мусора;
выведение новых сортов сельскохозяйственных культур с повышенной урожайностью, что позволяет отказаться от возделывания дополнительных угодий;
рациональное использование земель, препятствующее быстрому истощению почвы.
Будущее человечества напрямую зависит от сохранения природного баланса, а свойство к самовосстановлению у живой и неживой составляющей планеты резко ограничено. Разрушительное и непродуманное воздействие человека на природу может привести к глобальной экологической катастрофе, которая будет иметь необратимые последствия. Создание благоприятной среды – вопрос выживания человеческой цивилизации.
Подведение итогов урока
- Ребята, кто из вас запомнил, как влияют живые организмы на атмосферу, гидросферу и литосферу?
- Какое отрицательное и положительное влияние человек имеет на природу?
Рефлексия
- Ребята, у вас на столах лежат карточки желтого, зеленого и красного цветов.
Если вы считаете, что поняли тему, хорошо работали и все у вас получилось, то поднимите зеленую карточку
Если вы считаете, что все поняли, но не очень хорошо работали поднимите желтую карточку
Если вы считаете, что работали плохо, ничего не поняли и вам было трудно поднимите красную карточку
Домашнее задание