12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сулаева Екатерина Анатольевна17
Россия, Саратовская обл., Энгельс

Тема: ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ

Класс: 7

Предмет: обществознание

Цель урока: дать обучающимся представление об экологической обстановке в мире, стране.

Задачи:

Подвести обучающихся к мысли о том, что мир стоит у роковой черты, иллюстрируя данное утверждение конкретными примерами.

Продолжить развитие у обучающихся умений критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию.

Сформировать активную экологическую позицию обучающихся по охране окружающей среды.

Тип урока: объяснение нового материала.

Время: 40 минут

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная; фронтальная; групповая.

Литература:

Обществознание, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, Москва,«Просвещение», 2017 г.,

План урока:

«Вторая природа»

Природа- это Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

Экологические проблемы.

Оборудование:

Учебники, компьютер с колонками, проектор, карточки с заданиями для групп

Ход урока:

Постановка темы и цели урока - 5 мин.

Наш урок начнём с просмотра фрагмента ролика. Во время просмотра попробуйте определить тему нашего урока.

(Просмотр фрагмента ролика М. Джексона «Мелодия Земли») (СЛАЙД 1)

Вам понравился ролик?

Чем? Что не понравилось?

Попробуйте определить тему урока.

Молодцы, значит тема нашего урока - «ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ». (запись в тетрадях).(СЛАЙД 2)

Для чего мы изучаем эту тему сегодня? Ответы учащихся

А теперь постараемся определить проблему урока (цель над которой будем работать).

Давайте прочитаем слова писателя Валентина Распутина. Что хотел донести он строками до человечества.(СЛАЙД 3)

Как вы понимаете слова писателя?

О какой вселенской беде он говорит?

(Об экологическом кризисе, об экологии в мире)

Почему так тревожно звучат слова писателя и исполнителя песни?

Откуда же пришла эта беда?

И почему беда стала вселенской? (СЛАЙД 4)

Это наши основные вопросы, на которые нам надо ответить к концу урока.

Наш сегодняшний урок пройдет в виде лабораторного занятия, в ходе которого вы будете работать с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.

Какие ассоциации у вас возникают со словом экология?

Найдите (стр.123) значение термина «Экология».

Что вам известно об экологическом кризисе? (СЛАЙД 5)

Работать будем по плану (СЛАЙД 6)

«Вторая природа» (СЛАЙД 7-8)

Вы уже знаете, что человек «разумный» появился на Земле гораздо позже других живых существ. Но с появлением человека именно он начинает оказывать решающее влияние на судьбу многих живых существ Земли. И в наше время, это влияние может быть не только положительным.

Опираясь на собственный опыт наблюдения, скажите, как относится человек к природе? Ответы учащихся

Давайте вспомним из курса истории:

Какими были основные занятия первобытного человека?

Что такое производящее хозяйство?

Какой вывод можно сделать?

Человек активно начал вторгаться в жизнь природы, не задумываясь о последствиях своего вмешательства.

Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?(СЛАЙД 9-12)

(На партах розданы заранее по группам тексты с заданиями) - 5 мин.(СЛАЙД)

Задание: работая в группах, нужно прочитать внимательно и ответить на вопросы по тексту в 3-4 предложениях.

а) «Человек – царь природы!» (1 ряд)

б) «Мы – покорители природы!» (2 ряд)

в) «Царская охота» (3 ряд)

Какой вывод мы можем сделать?

Великое экологическое правило - нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. (СЛАЙД 13)

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 14)

Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства делятся на две группы – исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые. (СЛАЙД 15-16)

Задание: работая с текстом учебника на стр. 123, заполните таблицу «Виды природных ресурсов»

Русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще в конце 19 века, наблюдая за развитием индустриального общества, задумался о мощном воздействии человека на биосферу.(СЛАЙД 17)

Биосфера - живая оболочка Земли. Ученый впервые осознал, что идет гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума.

Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду.

Экологические проблемы

Задание: работая в группах, с текстом учебника расскажите о причинах загрязнения отдельных частей биосферы и опасных последствиях этого загрязнения для человечества по плану (СЛАЙД 18-21)

-Ребята, а что такое экобокс?(СЛАЙД 22-23)

-Какой вывод можно сделать по загрязнению атмосферы, воды и почвы? (Ответы учащихся)

Подведение итогов (СЛАЙД 24)

Давайте вернемся к словам писателя Валентина Распутина, который считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология, и постараемся ответить на поставленные в начале урока вопросы.

Рефлексия.

Оценивание. Тест (СЛАЙД 25)

Домашнее задание (СЛАЙД 26)

§ 15 чтение


Дополнительный материал

Группа 1

Человек – царь природы?! С развитием деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в природу. Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько ему необходимо, не задумываясь о последствиях. Увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, человек не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.

Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.

Вопросы к тексту

1. Как человек относится к природе?

2. С какими экологическими проблемами столкнулись люди?

3. Кто стал виновником экологических проблем?

4. Можно ли назвать человека царем природы? Разве настоящий «царь», правитель только берет все у природы и ничего не дает ей взамен?

Группа 2

Мы – покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель – подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.

И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.

Вопросы к тексту

1. Как ведет себя человек по отношению к природе?

2. Что старается покорить человек?

3. Как природа отвечает человеку на его попытку подчинить себя?

4. Какими должны быть правильные гармоничные взаимоотношения человека и природы?

Группа 3

Фрагмент статьи «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года.

«...Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было нарушено многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охотничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота.

Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 кабанов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».

Вопросы к тексту

1. Каковы последствия этой охоты?

2. Для чего были убиты эти животные? Разве эти люди голодали?

3. Как мы теперь знаем, в этом заповеднике в Беловежской Пуще вскоре исчезнут редчайшие на Земле животные - зубры. Предположите, почему это произошло?

4. Каким должно быть отношение человека к природе, в частности к животным?


Тест. Проверка усвоенного материала

1. Какое занятие людей в древности могло быть экологически вредным?

а) охота

б) сбор грибов и ягод

в) обработка металла

г) садоводство


2. Одной из причин современных экологических бедствий является:

а) рост числа животных на планете

б) посадка лесов вокруг городов

в) большое число любителей гербариев

г) загрязнение вод Мирового океана


3. Что из перечисленного относится ко «второй природе»?

а) река, протекающая возле дома

б) лес за городом

в) птицы на дереве

г) автомобиль у подъезда


4. К исчерпаемым природным ресурсам относятся:

а) ветер

б) Солнце

в) почва

г) приливы и отливы


5. Живая оболочка Земли:

а) атмосфера

б) смог

в) биосфера

г)литосфера


Оценка:_______________














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.